Рейс длиною в жизнь стр. 26

Наталья Якубович
 
 ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
А 1985-й год запомнился событием, при воспоминании о ко-
тором, с причастными к этому событию людьми, мы не можем
сдержать смех. И хотя прошло уже долгих 34-х года, в памяти на-
шей всплывает поездка в Москву на фирменном поезде «Иртыш»
в канун моего дня рождения.
В тот год руководством депо было принято решение, не от-
правлять проводников на учёбу на начальника поезда в другой
город, а выучить в родном депо. Приближалась сороковая годов-
щина со дня победы в Великой Отечественной Войне. На москов-
ском направлении в ту пору работала бригада под руководством
Фросиненко Валентины Евстафьевны, которая состояла из та-
лантливых, поющих проводников.

  6-го мая, согласно графику, бригада должна была выехать в
Москву. Почему заранее не было обговорено с бригадой участие
в праздничном концерте в ДК имени Лобкова, мне неизвестно. Да
только тогда, когда проводники пришли на работу, их всех сняли
с рейса и оставили в городе для участия в концертной программе.
Надо было срочно искать замену. Найти сразу тридцать, находя-
щихся на отдыхе проводников – дело хлопотное. И тут кому-то
пришло в голову отправить в рейс курсантов прямо с занятий. Я
же должна была отправиться в рейс в Семипалатинск. Рейс, про-
тяжённостью в три дня.
Начальником поезда с курсантами решено было отправить
Татьяну Аппельганц (погибла в катастрофе в 1989 году).
Татьяна тогда встречалась со своим будущим мужем, у кото-
рого день рождения приходился на 9 мая. И Тане очень хотелось
в этот день быть рядом с суженым. Тогда-то Таня и предложила
вариант рокировки. Она едет вместо меня в Семипалатинск, я же
еду с курсантами в Москву.
Получив одобрение от руководства депо, Татьяна прибежа-
ла на перрон, где уже шла посадка пассажиров в наш поезд. За
десять минут я сдала все дела Татьяне и отправилась в состав,
впоследствии помчавший меня навстречу своему дню рождения.
Курсанты приходили на учёбу в гражданской одежде. Так и
поехали, кто в чём. Форменная одежда была только на мне.
И вот, настало утро 8 мая. За завтраком в вагоне-ресторане
я обратила внимание на перешёптывание беспокойно ёрзающих
проводников. А когда прибыли на станцию Черусти, парни со
спринтерской скоростью рванули в сторону магазина. Моё не-
доумение рассеяла Наталья Куценко (Кошелева), исполняющая
обязанности второго бригадира. Наташа пояснила, что парни по-
бежали покупать вино. В Москве хотят сделать мне сюрприз ко
дню рождения.
По прибытии в Москву, после уборки, почти вся бригада от-
просилась в «Сороковку». Так мы называли гастроном, под номе-
ром 40, который находился на площади Дзержинского. Только в
этом магазине, в те далёкие семидесятые – восьмидесятые, мож-
но было купить дефицитные продукты. Был ещё «Елисеевский»
гастроном на улице Горького. Но, там дефицит распределялся по
каким-то своим законам. А гастроном «Сороковка», видимо из-
за соседства с КГБ, был доступен простому обывателю. Не от-
пустить за продуктами проводников, я не имела права, так как
выехали из Омска спешно, без предварительных сборов, получив
на руки, срочно выписанный аванс. Мы же с Натальей Куценко
отправились на кухню вагона-ресторана, где чистили и варили
картошку на всю бригаду.
Через час наш импровизированный стол, сооружённый из
снятой с петель вагонной двери, ломился от яств. Красная икра,
сырокопчёная колбаса, голландский сыр вперемежку с шоколад-
ными конфетами. Тот стол, с дефицитными тогда продуктами,
для меня был самым лучшим столом за все прожитые годы.
Во время разгара нашего застолья, когда было почти всё съе-
дено, а мы не расходились и пели песни, в вагон постучали. Фар-
цовщики, которые пришли к нам, дядя Миша и дядя Гриша для
всех проводников были в те годы сказочными дедами Морозами.
Благодаря им, многие годы, проводники приобретали сапоги,
нижнее бельё, колготки, косметику.
И вот, дорогой мой читатель, представьте, заходит в вагон дядя
Миша. Вываливает на полку красивое бельё и косметику. Что тут
было! Все расхватывают то, что ему нужнее, хотя денег с собой
никто не взял, придя на мое торжество. И тут, Артур Шамриков,
сидя на боковой полке, начинает выворачивать карманы брюк. Бу-
мажные деньги, извлечённые Артуром отовсюду, были скомканы.
Вскоре на столе выросла приличная денежная кучка. Все сразу же
бросаются к этой кучке денежных купюр, и кучка моментально
исчезает. До сих пор я так и не знаю, отдал кто Артуру долг, или
нет. Щедрость Артура тогда не знала границ. Выуживая деньги из
карманов, Артур сказал только одно: «Берите всё! Дарю!»
А наутро было 9 мая. И когда я, после пробуждения, зашла в
радиокупе, то удивлению моему не было предела. На столе сто-
ял букет гладиолусов, и лежала коробка шоколадных конфет. То
и другое так же являлось дефицитным. Где среди ночи Наталья
Куценко смогла купить цветы и конфеты, тайна так и осталась
тайной. Ладно, конфеты, могли в честь праздника выставить на
продажу в буфете при вокзале, который был на нашем пути сле-
дования. Но цветы, в начале мая, в садах средней полосы России,
распускающиеся в конце лета, поразили меня до слёз. Вот так На-
таша поздравила меня ещё раз с прошедшим днём рождения и с
наступившим Днём Победы.
Поздравив друг друга с праздником, мы с Натальей начали
спорить, кому по поездному радио поздравлять пассажиров. Ни
у меня, ни у неё не было голоса после песенного застолья нака-
нуне. А после поздравления пассажиров по радио, мы с Натальей
прошли по вагонам, выясняя, в каких купе проезжают ветераны.
И уже в полдень мы поздравляли всех собравшихся ветеранов в
ресторане, угощали чаем. И опять пели. Пели с ветеранами «Ка-
тюшу», «Смуглянку», «Подмосковные вечера». А пассажиры пи-
сали нам благодарности. Больше всего записей в книге предложе-
ний оставили Татьяне Гороховой.
Татьяна Горохова удивительный человек. Со всеми пассажи-
рами, а впоследствии, работая начальником поезда, Татьяна раз-
говаривала нежным голосом, находя ласковые слова, обращаясь
к собеседнику «Миленький», «Хороший мой». Неудивительно,
что в праздничный день, в День Победы, пассажиры, убелённые
сединами, полюбили свою проводницу. И не оставили без своего
внимания Танину заботу, изложив слова признательности в книге
предложений.
               
продолжение следует