Прошлогодний дождь, или гусь по-провански

Манелашвили Марианна
Прошлогодний дождь, или гусь в прованских травах.


               
                Пьеса в двух действиях.


                Действующие лица:
 

Ангелина Марковна — 70 лет, знаменитая, в прошлом, театральная актриса.
Маргарита — 46 лет, бизнесвумен, стерва, умница, любимица Фортуны.
Константин — 47 лет, специалист по французской литературе.
Марина — 41 год, врач, умница и красавица.
Марк — 27 лет, интерн в госпитале, трогательный атлет с отличным чувством юмора.





                Действие 1.


                Сцена 1.

   Действие происходит на даче у Ангелины Марковны. Огромная гостиная. Полностью уставленная различной мебелью в прованском стиле. Везде кресла, диваны, комоды, пуфики. На заднем плане - картины. Старинный письменный стол резко контрастирует с ноутбуком, и прекрасно — с тяжелыми книгами по краям. В центре стола стоит фотография импозантного мужчины в костюме прошлого века на фоне книжного шкафа с медицинскими фолиантами.
Слышен громкий стук дождя. Красивая классическая музыка. Перселл смешивается со стуком капель, создается атмосфера уюта и ранней осени. На сцене никого. Из-за сцены
раздается хорошо поставленный глубокий голос Ангелины Марковны.

Ангелина Марковна. - Лиза! Лиза! Что там происходит? Что с гусем?
Она въезжает на роскошной коляске на сцену.
А. М. - Опять этот занудный дождь! ( Не глядя в окно.) Папочка, зато все так как ты любишь. (Обращаясь к фотографии.) Дождь, гусь и никого чужих. Боже, на будущий год уже будет 25 лет как ты ушел. Боль притупилась. Но я очень по тебе скучаю. ( Стучит кулочком по столу.)
А. М. - Лиза, Лиза, где ты? ( Кричит за сцену.)
Тишина.
А. М. - Вот! Ушла в магазин, и даже не предупредила. А я хотела заказать каперсы, и белое вино. И оранжевые хризантемы. Естественно, никто о них не вспомнит. Все сама, все сама. И зачем ей только мобильный телефон, если она держит его постоянно на кухни. Боится, что он простудится на свежем воздухе?!
  Господи! Сегодня же сообщу о своем решении. Это стало невозможным. Засилье пошлости и примитивизма. Да, театр не умер, но деградация налицо. Идешь на «Евгения Онегина», хочешь отдохнуть и насладиться слогом и костюмами, и что? На сцене холодильники, стиральные машины и Ленский в ванной после дуэли. Разучились читать, писать, ставить. Одни интерпретаторы. Поэтому и играть нечего, и не у кого.
 Правильное решение, абсолютно правильное. (Разворачиваясь на коляске.)
Тем более кто-то же должен сидеть с малышом. Я вырастила внука. Я выращу и правнука. Даже звучит божественно. Интересно, кто будет, а вдруг девочка. У нас в семье за последнее время были одни мальчики. Немного, штучно. Но только мальчики! Тем лучше, если будет девочка. Будет вся в меня! Красавица, умница, талант! Ох! Когда театр еще был жив, и я блистала на сцене, дома от цветов прохода не было. Букеты. Корзины. Папочка, помнишь как ты говорил? Я облагораживаю и украшаю мир, малый и большой.
  Дождь, конечно, прекрасен. Но ведь вторую неделю подряд. Я же не лягушка. Вон, суставы ломят с нечеловеческой силой. ( Прихорашивается перед зеркалом.)
  Да, я не Сара Бернар. Да, я не претендую на роль Джульетты или Орленка. Но как бы я смогла сыграть роль Изабеллы Кастильской. Эти мучения перед смертью. Эти чудовищные видения…
  Безвкусица или забвение? И то, и другое отвратительны.

Слышны шаги Лизы, которая остается за сценой. Виден только ее зонт, который она выставляет в проходе. В левом углу сцены. Зонт небольшой, с ярким принтом. Складной.

А. М. - Лиза, ты? Что там с гусем?
( Какое-то неразборчиво положительное угуканье в ответ.)

В это же время слышен звук подъехавшей машины.

А. М. - Лиза, кто-то подъехал!

Одновременно раздается телефонный звонок. Звонит любимый ученик Марка-старшего.

А. М. - Петечка, слава Богу! А то я не могу понять кого куда посадить. Сегодня как обычно, в восемь. Нет, конечно, никого чужих. Вероятно Марго заедет. ( Высоким голосом.) Да, она здесь. Пролетом, проездом. Ты же знаешь как я ее люблю! Что? Как? Тебя не будет? Нелетная погода? Посадили в Мюнхене? Это впервые за 24 года! Ах, и не говори! С этим их глобальным потеплением, везде стало холодать. Погода шепчет — суставы стреляют.
  Да, конечно, можно. И куда деваться! Естественно, пусть завозит, не останусь же я без лекарств из-за Аэрофлота.
  Конечно, пусть сделает это прямо сегодня. Ничего страшного. Папа, думаю, не обидится. Буду ждать как приедешь. Милости прошу.

За сценой шум передвигаемой посуды и стук переставляемых стульев. Музыка Казенина из «Здравствуйте, я ваша тетя!»

А.М. - Лиза, да кто там? Почему надо спрашивать, и переспрашивать?!



               
                Сцена 2.



Из правого входа на сцену появляется Маргарита. Роскошная женщина в яркой стильной одежде, с красным зонтом-тростью в одной руке и кучей пакетов в другой.

А.М. - Марго! Ты? Красавица моя!
Марго. — Ангелина! Летела к тебе через все пробки! Кажется весь город решил выехать на дачи в последние теплые дни.
А.М. - Деточка, это не дача! Это загородный дом!
Марго. - Ты — в своем амплуа! Твой дом с башенками и мезонином можно назвать маленьким замком. А в камине — зажарить кабанчика. После охоты… ( Якобы крадучись приближается к А. М.).
А.М. - Гуся, только гуся! И только в духовке!

Марго бросает пакеты на кресло, раскрывает и выставляет зонт в правом углу сцены. Подходит и целует А. М.

А.М. - Ах, эти твои французские замашки и манеры. Первый раз за столько лет смогла приехать именно сегодня. 3 сентября.
Марго. - А что у нас 3 сентября?!

Оскорблению А. М. нет предела. Недовольно поджимая губы:
- Ты забыла?
Марго. - Ангелина, у меня в голове столько дат, что без ежедневника я помню только дни рождения.
А.М. - Ииии?!
Марго. - Свой, Марка — младшего, мамин, папин и твой! А, еще и Виктории.
А.М. - Светлая память моей сестре! Но как ты могла забыть день рождения Марка — старшего?!
Марго. - Да, точно, как мне это удалось? Но посмотри, что я тебе привезла!

Обнимает А.М.. Достает из одного из пакетов пару бутылок великолепно оформленного вина.

Марго. - Посмотри, это вино я назвала в твою честь! « Ancienne actrice» или « L`ancienne actrice de teatre», на твой выбор! Розовое шампанское! А?! Выбирай, и я запускаю промышленное производство.
А.М. - Марго, надеюсь ты знаешь перевод, и не забыла, что я знаю французский в совершенстве.
Марго. - Звучит романтично -  «L`ancienne actrice de teatre»… Шелка, бархат, духи, поклоны, аплодисменты, овации, и тихий вечер у камина с запахом сирени за окном.
А.М. - Если сирень, то какой камин? Хотя с такой погодой можно топить круглый год. И тебе не кажется, «Старая» - пахнет нафталином, крепдешином и отдает в ушах звуком вставной челюсти! (Чмокает якобы вставной челюстью.) Клац-клац!
Марго. - Вот уж точно не думала, что ты так воспримешь. Ладно, давай - «Старинная актриса».
А.М. - Час от часу не легче.
Марго. - Все, придумала - «Великая актриса». Нет, звучит претенциозно. О, «Актриса». Коротко, емко, продаваемо.
А.М. - «Актриса А.», и загадочно.
Марго. - Я там привезла тебе целый ящик. И у меня для тебя новость!
А.М. - И у меня для тебя новость, точнее для вас всех!
Марго. - Я выхожу замуж!
А.М. - Опять? А ты разве не замужем? А муж твой в курсе? А ты развестись успела?
Марго. - Ах, эти формальности. Естественно, да! Да! Да! Я — порядочная женщина. И никогда! Никогда не выхожу замуж за другого пока не развелась с предыдущим. И бизнес, и личные дела я делаю чистыми руками.
А.М. - Да, и холодным умом, и рассудочным сердцем.
Марго. - Вот уж наговариваешь. Рассудочным умом и горячим сердцем. Возьми, например, наш с Костей союз.
А.М. - О, да! Помню как сегодня. 25 лет назад ты с горячим сердцем и ребенком на руках вышла из этого дома.
Марго. - Ты же сама прекрасно знаешь, что не все романы и браки заканчиваются - «жили долго и счастливо, и умерли в один день.»  Хотя такой конец я считаю вопиющим эгоизмом.
А.М. - Ах, оставь! У меня тоже есть новость! ( Картинно распахивает руки, говорит в зрительный зал.) Я бросаю сцену. Я бросаю театр. Я ухожу из этого вертепа. Ради этого чуда. Ради этой чистоты. По зову души...

Марго. (Удивленно и с интересом.) - Ты уходишь в монастырь? Прямо здесь? Но ведь тут отвратительный климат. И в кельях тесно. А у тебя клаустрофобия. И, наверняка, плохо кормят.
А.М. - Не продолжай, нахальная девчонка! Время тебя не меняет!
Марго. - Считаю это комплиментом!
А.М. - Марго, мой внук ждет ребенка. (Выдерживает паузу, наслаждается моментом.) Он мне все рассказал. Он делает ей предложение. Они женятся. Переезжают ко мне, сюда. И я займусь этим ребенком, пока они не встанут на ноги. Ты же понимаешь, что такое жизнь интернов.
Марго. - Да, знаю. Этот интерн, твой внук, по совместительству мой сын.
А.М. - Это единственное, что получилось у вас с Костей. Слава Богу, у него были достойные примеры для подражания.
Марго. - Это ты о ком конкретно?
А.М. - Конечно, о его прадеде. Марк-младший стал врачом.
Марго. - А я думала в бабушку!
А.М. - Что?! Что?! Мужчина — актер, в нашем доме? Никогда. Мужчине подходят мужские профессии. Спасать, лечить, судить. Врач, пожарный, военный.
Марго. - Это у тебя из личного опыта, или театральной практики?
А.М. - Мужчинам подходят мундиры и костюмы. Они облагораживают внешность. Создают плечи, осанку.
Марго. - Хм, тогда какая форма была у Марка- старшего?
А.М. Марго, ты серьезно? Таких мужчин облагораживать не надо. А что, белый накрахмаленный халат врача?! Врача от Бога! Основателя и бессменного директора института тропической вирусологии!
Марго. - Ангелина, Марк- старший — Бог медицины, не спорю, хотя помню и Эскулапа, и Ибн Сину, соглашаюсь! Но уточняю.
А.М. - Стоп! А за кого ты выходишь замуж на этот раз? Что, кто, где и когда?
Марго. - Ангелина, я совершенно созрела для взвешенного взрослого брака. Основой будет являться…
А.М. - Общий бизнес!
Марго. - Старо как мир, и банально. Спокойное взаимоуважение, сексуальная привлекательность, общность интересов. И легкая ревнивость, для остроты.
А.М. - Тоже занимается виноделием? Француз?
Марго. - Не совсем француз. Но голлист. Занимается вином, сыром и спаржей.
А.М. - Значит маринованной спаржей мы будем обеспечены круглый год.
Марго. - Зуб даю! А почему ты мне не сказала раньше? Я бы привезла тебе и спаржу,и твои любимые каперсы.
А.М. - Ах, не забыть бы заказать. А ты чем занимаешься, кроме вина? Как твое строительство?
Марго. - Я решила с ним завязать. Оставлю только вино. От виноградников отказаться не возможно. Но я созрела для искусства. Ты видела мой сборник рассказов? Между прочим рецензии к ним не купленные, а настоящие. Реальные. Так что я определяюсь с направлением  и ищу спонсоров. Открою свой театр. Буду писать пьесы. А ты будешь приезжать, и играть роли без слов. Фактурой и породой!.
А.М. - По типу немого театра? Ты бы мне еще пантомиму предложила.
Марго. - Но скажи честно, твой французский хромает.
А.М. - Не хромает, а прихрамывает.
Марго. - Вот видишь, все в нюансах. Я как раз об этом. Не можешь же ты играть только роли русских эмигранток.
А.М. - Да, Боже упаси! Я категорически против эмиграции. Человек должен свободно перемещаться по миру, но родина одна.
Марго. - Елки- палки, Марк сообщил тебе о внуке, невесте, предложении, свадьбе…
АМ. - Не преувеличивай, милая!
Марго. - А я ни сном, ни духом! И это он говорит, что я ему настоящий друг! И кто избранница?!


                Сцена 3.



  Стук калитки. Скрипучие  шаги по гравию. Музыка Шнитке. «Танго в сумасшедшем доме.»
По левому проходу, через зал, поднимается на сцену элегантный мужчина в шелковом шарфе цвета благородной фуксии вместо галстука. В его руках темно-синий зонт-трость. Он мурлычет что-то легкое, шансонистое, в стиле Ива Монтана или Шарля Азнавура.
  Неожиданность встречи налицо.
Костантин. - Ты?
Марго. - Ты?
К. - Так поздно?
Марго. - Так рано?
А.М. - Дети, не ссорьтесь. Только увиделись! И сразу же что-то выяснять!
К. - Не ожидал тебя здесь встретить. Сказать честно.
Марго. - Я этого не исключала, но думала, что успею уехать до твоего приезда. Мне через 3 часа в аэропорт.  И я хотела завести подарки любимой свекрови. А я смотрю, ты стал жаворонком?
К. - Я стал голубем! Неудивительно, что ты ненадолго. Я привык. Решила привести гуся?!
М. - Нет, только вино. И что ты так привязался к гусю. Я же его прислала, в конце концов.
К. - Да, прислала через неделю, с оказией и извинениями.
Марго. - Ты чем-то недоволен?
К. - Что ты, дорогая, как мне это могло прийти в голову!
А.М. - Может вы уделите мне пару минут своего времени? Марго уже в курсе, теперь сообщаю тебе. Константин! (Пауза.). Я ухожу со сцены. Я твердо решила посвятить себя новому члену нашего семейства.
К. - У нас ожидается прибавление в семействе? Мама? Марго?
Марго. - Нет, я только замуж собираюсь. Вот и туфли привезла, показать Балине.
К. - Ты нервничаешь? Маму ты называешь Балиной в исключительных случаях.
Ах, дети, прекратите. Да, это связано с создателем этого прекрасного имени, гордого звания -бабушка Лина, Балина! Вот чувствую что-то ангельское в себе. То ли терпение, то ли внешность, то ли талант.
К. - Мне кто-нибудь может объяснить все толком?
А.М. - Какой ты не понятливый. Мой внук, и твой сын, и твой тоже (указывает поочередно на Константина и Марго)…
К. - Со стороны может показаться, что ты говоришь о троих.
А.М. - Кто тебя воспитывал? Перебивать в разговоре — не красиво. Не прилично! Итак, прошу всех замолчать. (Выезжает на середину сцены.) Я оставляю театр! Это разоренное гнездо былого величия, и ухожу со сцены. Сниматься в сериалах это ниже моего достоинства. Слава Богу, материально я не нуждаюсь. А уж играть 80летних в моем возрасте просто свинство. (Достает зеркальце и помаду, поправляет макияж.) Да, мой единственный внук ждет ребенка. Марго уже в курсе. Марк собирается делать предложение, и я решила взять все на себя. Помолвку, свадьбу и чудесного малыша. Я, наверное, буду самой обалденной прабабушкой во всем мире! Марго, случайно, ты не знаешь конкурсы прабабушек существуют или нет?
К. - Я виделся с ним позавчера. И он мне ничего не сказал. А тебе?( С ревностью, к Марго.)
Марго. - Понимаешь, мы, матери, чувствуем такие вещи интуитивно. Вот я, на той неделе была во Флоренции. Закупали оборудование. Заодно купила и туфли к свадьбе. И нашла очаровательный магазинчик для беременных и новорожденных. Там было полно чудесных вещей. Такие маленькие, смешные, платьица помещаются на раскрытой ладони.
А.М. - Это будет мальчик!
К. - Господи, да что же все постоянно спорят! Короче, мой мальчуган решил жениться и подарить мне внука в тот самый момент, когда у меня такая новость! 
А.М. и Марго. - Какая?!
К. - Мама, ты всю жизнь ставила в пример деда! Марк- старший, и мужчина, и светило, и профессор. Я стал мужчиной когда женился. Светилом и сейчас являюсь кое для кого. А теперь можете меня поздравить — я — профессор! На днях проставляюсь, и приглашаю всех своих дам!
А.М. - Сын… Я горжусь тобой! И дед бы гордился. ( Константин целует руку матери, а она его голову.)
К. - И это не единственная моя новость. Меня пригласили читать курс лекций в Сорбонну. «Рембо, «дрянные мальчишки» и поэты Серебряного века». И мой любимый цикл по оксфордскому Роланду. На два года.
Марго. - Сорбонна звучит гордо!
А.М. - И основательно. Серьезно, в смысле.
Марго. - Мои поздравления! Трудно сейчас представить тебя тем, восемнадцатилетним. Ты еще даже бороду не брил.
К. - Брил. И было 19.
А.М. - А других университетов не нашлось? Подальше, или поближе.
К. - Были. В Германии три, и два в Штатах.
Марго. - Угу. Германия тебе не по нраву.
К. - Что ты хочешь этим сказать?
Марго. - Ничего такого. Просто спросила. Раз все объявили свои новости, я хочу сообщить, что назначила день свадьбы. И вы приглашены.
К. - Ты серьезно?
Марго. - А когда я шутила такими вещами? Ты ни разу не был на моих свадьбах. А между прочим, я тебя приглашала каждый раз.
К. - Пожалуй ты ошибаешься. На первой я то точно был. В качестве жениха. И ты считаешь это нормальным приглашать на свадьбу своих бывших мужей?
Марго. - Я не всех приглашаю. И ты мне не чужой, а очень близкий человек. У нас даже общий сын, один на двоих. Ты на правах близкого родственника. Родственника первого круга. Я тебя и в завещание вписала.
К. - Боже, Боже, эта женщина в итоге сведет меня или с ума, или в могилу. Какое завещание?
Марго. - Помнишь, пару лет назад я лежала в больнице. Выяснилось, что ничего страшного. Небольшая операция. Но я подготовилась основательно. И решила все обстоятельно. Завещание, дарственные, счета, налоги. Недвижимость. Движимость.
К. - Не помню. Ты сейчас хвастаешься?
Марго. - Дурак!
К. - И что с тобой было?
Марго. - Ангелина, ты настоящий друг! Ты ему не проговорилась. Какая разница? Сейчас я молода, здорова и хочу все поменять в своей жизни. На фиг работу по 26 часов в сутки. Теперь я решила заняться творчеством, хобби и удовольствиями!
К. - И поэтому ты решила выйти замуж? Так ты же вроде замужем. Раз четвертый.
Марго. - Сейчас будет пятый, и я решила на нем остановится. Личное — отвлекает от творчества.
К. - Отвлечемся от твоих мужей и замужеств. Интересно, что же ты мне завещала?
Марго. - Прижизненное издание Лафонтена. И небольшая рукопись Апполинара. Купила у наследников.
К. - Нет, не может быть. Это же моя мечта. Но я не могу принять такого подарка.
Марго. - Это не подарок. Это — наследство! И я не собираюсь умирать раньше тебя. Так что тебе не о чем волноваться.
К. - В этом ты вся. Поманишь, и бросишь. Я и сам себе найду Апполинера. В конце концов, это не рукопись о Роланде.
Марго. - Не злись. Я подарю ее на твое 50летие.
К. - Так это же сколько ждать?
Марго. - Ровно три года.
А.М. - Сынок, как быстро ты вырос.
Марго. - Я бы сказала даже постарел.
К. - Возмужал. Не забывай, ты младше меня всего лишь на год!
А.М. - У меня от вас голова разболелась.
Марго. - Тогда я курить!
К. - И я!
А.М. - Отлично, в сад!
К. - Там дождь!
А.М. - Там навес! И не сахарные не растаете. И курить — вредно. Малышу нельзы дышать отравленным воздухом.
К. - Мама, ты же курила всю жизнь!
А.М. - Две сигареты в день. И ни одной больше. Это вредно для кожи!

Константин и Марго уходят за сцену.
Слышен дверной звонок.
И усилившийся шум дождя.


                Сцена 4.

А.М. - Кого это Бог послал в такую погоду? И где Марк, в конце концов. Его родители меня доведут до сердечного приступа.

Слышны женские голоса. Из правого угла сцены появляется Марина. Она в джинсовом комбинезоне. С огромным прозрачным зонтом. Видно, что она в положении. На 5 месяце. Беременность уже видна, но еще не мешает свободной походке и жестам.

Марина. - Здравствуйте! Я — Марина!
А.М. - Здравствуйте, Марина, а я — Ангелина Марковна.
Марина. - Меня прислал Петр Григорьевич! Разве он вас не предупредил? Я привезла вам лекарства. Ваш номер не отвечал. А он сказал, что это срочно. Очень! Вот я и без вонка.
А.М. - В такую погоду связь ужасная. Как вы добрались? Не заблудились?
Марина. - Спасибо, навигатор мне в помощь. Но от шлагбаума пришлось идти пешком.
А.М. - Да, без предварительной записи машины на территорию не пускают. Мне так неловко!
Марина. - Что вы! Я прекрасно прошлась под зонтом. Гулять полезно. И у вас тут чудесный воздух.
А.М. - Очень рада! Поставьте зонт. Располагайтесь. Ждете пополнения?
Марина. - Да, через 4 месяца! (Улыбается.)
А.М. - Господи, как я люблю малышей. Уже делали УЗИ? Мальчик? Девочка?
Марина. - решила сделать сюрприз. Когда родится, тогда и узнаю.
А.М. - А папа ребенка так же нелюбопытен?
Марина. (Глядя на фотографию.) - Вы дочь Марка Введенского?
А.М. - Да, это мой родной папа! Вы его знаете? Знали.
Марина. - Я училась по его учебникам.
А.М. - Вы тоже вирусолог?
Марина. - Тропические болезни! Лаборатория на Пироговке.
А.М. - Надеюсь, в таком положении вы отложили лабораторную работу?
Марина. - Перешла на педагогическую, на некоторое время.
А.М. - Мой сын тоже преподает.
Марина. - Вирусологию?
А.М. - Французскую литературу.
Марина. - Вероятно это очень интересно.
А.М. - Да, у нас творческая семья, и каждый имеет право на собственное самовыражение. Он тоже пишет учебники. Но на другие темы.
Марина. - А у нас семья классическая. Нас в семье три дочери. Папа занимается космосом. Мама занимается папой.
А.М. - Вы старшая?
Марина. - Нет, слава Богу! Я — средняя. И меня родители не так донимают. Старшей и младшей гораздо труднее. Со старшей требовали карьеру. А младшей — внуков. А вышло все наоборот. У меня четверо племянников от старшей. А младшая работает по программе «Врачи без границ», и ее никогда не бывает дома.
А.М. - А ваш супруг?
Марина. - С супругом мы развелись. И это было ужасно.
А.М. - Ужасно что развелись?
Марина. - Нет, ужасно разводились. Он категорически не хотел давать мне развод.
А.М. - Значит любил.
Марина. - Нет, не мог представить, что кто-то может покинуть «его величество» по своей воле.
А.М. - « Его величество»?
Марина. - Советник при Президенте. Бизнес в Арабских Эмиратах. Отец — во властных структурах.
А.М. - Даа, наверное было нелегко. Тогда зачем вы выходили за него вообще?
Марина. - Мы были знакомы с детства, по дачам. Но деньги и посты меняют людей до неузнаваемости. Не всех, конечно. А уж апломб! А неприкрытое бытовое хамство? Такое ощущение , что некоторым властью головку  напекло.
А.М. - Хорошо, что вовремя отделались! Не побоялись.
Марина. - Папа у меня еще жив, здоров, востребован. Как говорила моя няня, « и меня не на помойке нашли»!
А.М. - Но не будет ли проблем с малышом? Кингнепинг никто не отменял. Читаешь о таких страстях, волосы дыбом. Чтобы насолить своим бывшим на что люди не идут. Какая-то «мегрэниада» сплошная. 
Марина. - Тьфу-тьфу! Малышу он никакой не отец. У малыша совершенно другой папа. Не может быть никаких претензий. Мы развелись уже больше года.
А.М. - И уже снова замужем?
Марина. - Нет, браков с меня достаточно. Гостевой брак без штампа меня вполне устраивает. Папа в шоке. Мама — лишь бы малыш был здоров.
А.М. - В этом вопросе я старомодна. И консервативна. Три раза была замужем, и никаких проблем. С последним мужем мы прожили 30 счастливых лет.
Марина. - Вы тоже врач?
А.М. - Что вы, детка, я не переношу вида крови!  И вида покойников. И вообще, болезни меня угнетают. Я — актриса.
Марина. - Я обожаю театр! Хотя хожу не часто. Времени нет.
А.М. Не переживайте, вы ничего не теряете. Современный театр это одни постановщики и интерпретаторы, и никаких режиссеров. А засилье голубизны? Я — толерантный человек. И разве мы имеем претензии к Жану Кокто, или Жану Марэ. К Оскару Уальду, наконец. Но не надо путать сцену с собственной постелью.
Марина. - А мне многое нравится. Особенно учебные театры. Вот где можно увидеть свежие лица и неизбитые, но классические трактовки.

За сценой раздается шум. Ангелина Марковна отвлекается от беседы.

А.М. - Где вы пропали? И что там с гусем? Его надо поливать, чтобы был сочным. И трав побольше. Но в разумных пределах. Костя! Марго! Лииза! (Кричит за сцену.)
Мариночка, дорогая, сегодня день рождения моего папы. Мы отмечаем его каждый год. Это наша семейная традиция. Узким кругом. Узчайшим. Но будем считать, что вас Бог послал. Гость — от Бога, говорил мой папа. Так что милости прошу, остаться на поздний обед.

На сцену из левого угла выходят Константин и Марго. У Константина в руке бокал вина.



               

                Сцена 5.



К. - О, наша компания растет! Константин!
Марго. - Привет, я - Маргарита!
Марина. - Здравствуйте, я — Марина.
А.М. - Это ученица Петра Григорьевича! Его не будет! Он, видите ли, застрял в Мюнхене. А эта милая девочка завезла мне лекарства. Заодно останется с нами пообедать. Вы же согласны, милая? ( Марина энергично кивает.) Что там с гусем?
К. - Мама, Марго привезла обалденное вино. Белое сухое со вкусом черешни. Мммм… Ящик!
Марго. - Да, мой любимый размер. Литрами. Ящиками. Цистернами. Кораблями.
К. - Ты решила заняться морскими перевозками?
Марго. - Не смеши меня! Творчество сочетается только с вином, и никак — с логистикой.
А.М. - Знаешь ли ты, что вино это будет моего имени! ( Обращаясь к Константину.)
К. - Правда, Марго?
Марго. - Не совсем. Ее имени будет розовое шампанское!
К. - Ваша любовь друг к другу известна. Это меня вы не цените. Я иногда теряюсь, кто тебе роднее, я или она. Она тебе всего лишь невестка.
А.М. - Первая и единственная, благодаря тебе. Она вошла в наш дом почти ребенком. Сущим ребенком.
К. - Сущим чертенком? Раньше ты ее так не называла. Чертовка, слышал я от тебя!
А.М. - Деточка, давайте я покажу вам дом! И гуся надо проверить. И каперсы заказать. Пойдемте. Не обращайте на них внимания.
Выезжает на коляске со сцены, за ней уходит и Марина.

Марго. - Чертовка тоже звучит неплохо! Мне даже нравится! Не какой-то заморыш — чертенок! Чертовка!
К. - Это в твоем характере. Никогда не определишь, что тебя заинтригует. И что вообще тебе нужно от жизни.
Марго. - А что тебе нужно от жизни?
К. - Я всего добился. Книги. Профессура. Сорбонна. Теперь пойдут парижские студентки.
Марина. - Это ты о чем? Совращение малолеток?
К. - Прошли времена юных студенток. Прощай, 60-е.
Марина. - А ничего, что ты родился в 70-е.
К. - Сейчас студентки молодые, красивые, развитые.
Марина. - Ну да, ну да. Банально, аж скулы сводит. Как будто уксуса хлебнула.
К. - Ревнуешь?
Марго. - Кого? (Искренне удивляясь.)
К. - Меня!
Марго. - Родной, ты забыл, что я выхожу замуж. Вот и туфли прикупила. Посмотри глазом художника- любителя. Венеция. Ручная работа. ( Достает туфли из атласного фирменного чехла.) Привезла показать Ангелине. Она любит такие штучки. Вышивка, стразы.
К. - Серебряные туфельки Элли, унесенной страшным ураганом. Да, это совершенно в твоем духе.
Марго. - Что именно?
К. - Выйти подышать, и уехать насовсем.
Марго. - Я задыхалась в этом обилии медицинских книг, рукописей, ролей. Всюду разбросанных старинных манускриптах. Бесконечные примерки твоей матери. А читка ролей? Когда даже дышать надо было шепотом. Твой постоянно отсутствующий вид оскорбленной невинности. Отговорки и объяснения. Постоянно. Я выходила замуж за веселого волейболиста с красивой попой и горящими глазами, а в мужья получила поникшего нарцисса в перманентной депрессии. Да, и я вышла подышать.
К. - Прекрасное объяснение. Тебе надо было идти в юристы.
Марго. - А, видимо ты не в курсе. Я таки закончила юридический. Как раз в твоей любимой Сорбонне.
К. - Это ты к чему? Чтобы я туда не ехал? И не думай! Не переводи разговор. После развода через адвокатов, мы с тобой не виделись ни разу. 
Марго. - Так. И кто в этом виноват? Я тебя на все свадьбы приглашала. Но ты ни разу не приехал.
К. - Иногда мне кажется, что мы с тобой с разных планет. Даже не так. Ты с совершенно с отдельной планеты. Там даже женщины не живут.
Марина. - Да, а кто? И перестань махать руками. Ты так все время делаешь когда нервничаешь.
К. - Ты еще помнишь мои жесты?
Марго. - Слава Богу, на память не жалуюсь. И с чего это я должна не помнить отца своего любимого единственного сына. Хочешь — не хочешь, смотришь на него, а проглядывают твои черты и манеры.
К. - Опять отвлеклись. Давай вернемся к нашему разводу.
Марго. - Зачем? Ему скоро будет 25 лет. Можно даже справить 25летие. «Серебряный развод». Только тогда надо это сделать до свадьбы. Соберем друзей, и устроим пижамную вечеринку! Только с хорошим алкоголем!
К. - Марго, остановись на минутку! Опять тебя понесло! Я хочу выговорится. Наконец-то. Глаза в глаза.
Марго. - Филолог, всегда филолог!
К. - Я сейчас взорвусь! Филолог, но вспомни Роланда…
Марго. - Еще бы, я сама тебе перепечатывала курсовую.  И где благодарность?
К. - Ты можешь побыть серьезной хотя бы несколько минут? Ты либо что-то делаешь, либо язвишь в свое удовольствие.
Марго. - Молчу!
К. - Женщина, ты кто?
Марго. - Маргарита! Фамилию не меняла ни в одном браке. Не только в вашей семье любят отцов.

Константин отходит к краю сцены. Слышен стук дождя.

К. - Был дождь. День рожденья дедушки. Ты вышла подышать. С сыном и рюкзаком. Позвонила уже из Парижа. Через два дня. Соседка передала записку. « С нами все в порядке, я с Фроловыми вылетаю в Париж, на несколько дней. Марк со мной. Не волнуйтесь! Целую. Марго.»
Марго. - И что тебя так удивило? Пока не родился Марк — младший, мы постоянно с тобой куда-нибудь срывались. И это не было проблемой. Ребенок — это не приговор, ребенок — это не болезнь, ребенок — это всего лишь ребенок.
К. - Ладно, даже если это так, как ты его вывезла?
Марго. - По паспорту. Ты забыл, что он был вписан в мой зарубежный паспорт?
К. - А разрешение на вывоз от отца?
Марго. - Ну ты даешь! А кто мне оформил генеральную доверенность? А? Когда надо было квартиру переоформлять?
К. - Точно.
Марго. - Такой шикарный случай подвернулся. Я решила не отказываться.
К. - То есть ты совершенно не подумала обо мне, Балине, Виктории, дедушке, наконец. Между прочим, он единственный поддержал твою авантюру.
Марго. - Он был ужасно милым, но жить всем вместе было невыносимо. И я естественно подумала. Иначе зачем было писать ту записку. Я любила вас всех. Но себя и Марка больше. И я очень благодарна Виктории за все что она для нас сделала. Особенно для Марка. Она поняла меня, и всегда навещала нас. Где бы мы не находились. В Москве, Париже, Провансе или Тоскане.
К. - Ты считаешь, что мы должны были дружить?
Марго. - Знаешь, ты не вали все на меня. Вспомни, какие это были годы? А тут появилась возможность сразу влиться в дело. Такие варианты случаются раз в сто лет. Я тебя звала, приглашала. Но ведь ты надулся как мышь на крупу. Мне надоела студенческая нищета. Мне надоело смотреть родителям в руки.  Я не могла позволить сыну жрать эту дурацкую «Малютку». Ребенку нужен был не рыбий жир, а рыба. И не кальций в таблетках, а творог и сыр нормальный. Ты не приехал. Ты даже не соизволил ответить на мои звонки.
К. - Их было всего три.
Марго. - А чего ты хотел? Чтобы я за тобой бегала?
К. - Когда ты рассказываешь, я выгляжу истеричным маменькиным сынком.
Марго. - Вот именно! Сидел возле маминой юбки! Ты не любишь риск. Держишься за старое. « Ах, ах, веер, Марии — Антуанетты»!
К. - А, вот ты как?! А кто постит свою корбутную добычу? 19 век! Начало 20 века! Работа старых мастеров.
Марго. - Я дарю людям радость! О, Боже, ты следишь за моим ФБ?! Не ожидала! ( Смеется в голос.)  И под каким именем?
К. - Представь себе, под своим.
Марго. - И как ты ко мне попал?
К. - От Марка! Да… А ты подумала, что я чувствовал? Ты увезла моего сына.
Марго. - Я увезла его от вечно лежащего отца. От бабушкиных вечных - « Принесите моего ангелочка, он мой золотоволосый талисманчик», эти древнегреческие трагедии, эти чеховские страсти, мышь в кастрюле чувствовала себя лучше чем я. А мне было всего 19.
К. - Хорошо что тебя Ангелина не слышит.
Марго. - А это ты зря. Мы потом и помирились, и подружились. Думаешь, я буду что-то говорить за спиной? Это я ей тогда в Риме и высказала, когда Марка привезла к ней на первые каникулы. Было не просто. Но мы справились. Знаешь, прошло сто лет, а я до сих пор помню как ты переворачивался с боку на бок. Читал, читал, читал. Молчал. Просил чтобы не тревожили. День, ночь, неделю, месяц, полгода. Это оказался мой максимум. Больше я себе не позволяла так бездарно тратить время. Я не умею, и не считаю нужным ждать золотую рыбку на берегу моря-океана. Что все само собой разложится, разрулится. Разжуется, и в рот положится. Шевелить надо головой, и руками, и ногами, и попой. А не сидеть на ней ровно.
К. - А почему ты потом вернула ребенка?
Марго. - Великолепно! А кто просил об этом каждый божий день? Кто грозил и судом, и суицидом одновременно? И что значит вернула? Я прекрасно понимала, что ребенок имеет двух родителей. И каждый должен им заниматься. Вот Марк и стал жить на две страны и три дома.
К. -Да, летом и на каникулах у тебя, а в остальное время у нас.
Марго. - Потому что начальную школу он закончил у меня. А когда Виктория ушла на пенсию, эта святая женщина, взяла большинство забот на себя. У нее единственной было время и желание. То есть желание было у всех. А время — только у нее. Они объехали весь мир. Он прекрасно учился в школе. У него оказались такие же способности к спорту как и у тебя.
К. - Ты умудрилась все подстроить под себя!
Марго. - Нечестно! Ангелина сказала привезти его в Рим, у нее гастроли, я привезла. У Виктории конференция в Мюнхене — я подвезла. Ты решил с ним съездить на Байкал. Летом, в 8 классе. Родину Пушкина показать. Я отправила его в три дня. И пришлось разбираться с летним лагерем.


Замолкают.


Марго. - Шикарный мальчик вырос. Живой и умный.
К. - Красавчик и интеллектуал.
Марго. - Мы не зря встретились!
К. - И не зря расстались.

Входит Марина.

К. - Как вам погода? Дорогу развезло. Сужение трассы до одной полосы. Работа по прокладке труб. Хорошо не плитки. Самое время.
Марина. - А, мой вездеход резв и вынослив. Специально брала такую. Я волонтерю по воскресеньям.
К. - А как же сейчас? Малышу нужна спокойная жизнь.
Марина. - Малышу нужна спокойная мама А мама спокойна, когда занимается любимым делом.
Марго. - Как я тебя понимаю. Мы же с тобой на «ты»?
Марина. - Конечно.
Марго. - И чем ты занимаешься?
Марина. - Вирусами и собаками. (Улыбается.)
К. - Любите животных?
Марина. - Да. И домашних, и диких. Только медуз боюсь. С детства.
К. - Но ведь вы ставите опыты на мышах.
Марина. - Нет, наша лаборатория сотрудничает с Гринписом. Так что все опыты над животными исключены.
Марго. - Боюсь мышей.
Марина. - У меня живет парочка. Они очень смешные. Приходите в гости. Познакомитесь, может и страх пройдет.
Марго. - Когда ждете пополнения в семействе?
Марина.- После Нового Года.
К. - Мои поздравления.
Марина. - Ах, сплюньте. Я последнее время стала жутко мнительная.
Марго. - Ладно, не переживайте, все будет хорошо! Это ваш первый ребенок?
Марина. - Да, никак руки не доходили. Учеба, работа. И рожать не хотелось. А теперь хочу!
К. - Мы тоже ждем ребенка.

Марина смотрит на Марго и Константина.

Марго. - Он не так выразился. Да, мы ждем ребенка. Но уже внука.
Марина. - Такие молодые, и уже внука!
К. - Надо вовремя выходить замуж. Простите, Марина, некрасиво получилось. Хотел сделать комплимент молодой бабушке. Балина, Бамаргарита, Бамарго! Бамарго! И ударение на втором «а»!
Марго. - Звучит гордо, дедуля! Будешь гулять с малышом между лекциями. Менять подгузники в кафешках. Ходить с бутылочкой.
К. - Между лекциями у меня будут студентки. Я уже насиделся с сыном.
Марго. - Не слушайте его. Это уже старческое. С кем это ты сидел? И чем это ты собираешься заниматься со студентками?
К. - Литературой. Это самое сексуальное что есть на свете. Но может и мне пора жениться. Профессору нужна мадам профессор. Не слишком молодая, старше 20, но не старше 25. Может из мира кино.
Марго. - Какая пошлость! Седой утомленный профессор и старлетка! Яркая, безгрудая, одни глаза и губы.
К. - С чего ты взяла? Умудренный, но еще молодой, спортивный! Мама тебе не говорила? Я опять играю в сборной университета. И влюбленная по уши молоденькая красавица с большой грудью!



                Сцена 6.



За сценой слышен голос Ангелины Марковны.
А.М. - Лиза, ты гуся проверила?
В ответ неразборчивое. Больше похожее на «нет».
В это время из зала, через правый проход появляется Марк-младший. Идет насвистывая, и здороваясь со зрителями.
Хорошо слышен шум дождя, у него в руках смешной зонт, с погнутыми спицами, и огромный букет оранжевых хризантем.
Из-за сцены выезжает Ангелина Марковна.


А.М. - Вот и все в сборе.
Марк. - Балина! Какая знатная компания! О, и ты здесь? Какими судьбами? Папа, привет!

Обращается к каждому с приветствием.

Марк. - Если бы знал, взял бы клумбу вместо букета!
Марго и Марина одновременно: - Привет!
К. - Сынок, ты вовремя.
А. М. - Где тебя носит? Каперсы привез?

Марк. - Я…

Из-за сцены дикий крик.
« Гусь горит!».


Все застывают.
Свет гаснет.



                Занавес.





                Действие 2.


                Сцена 1.



 На сцене Ангелина Марковна в своем кресле. Марина на стуле. Марк стоит у письменного стола. Хризантемы уже в вазе.

А.М. - Гусь сгорел! Каперсы ты не привез!
Марк. - А ты мне говорила? Я тебе звонил, спрашивал!
А.М. - Когда твои родители рядом, невозможно думать спокойно. Того и гляди, вцепятся друг в друга!
Марк. - Друг в друга, или в волосы друг другу? ( Обращаясь к бабушке.) Sea girl, а ты тут откуда? ( Обращаясь к Марине.)
Марина. - Чистой воды случайность!
Марк. - Ты же категорически отказалась от знакомства с мой родней.
Марина. - Петр Григорьевич попросил завезти лекарства. Кто же знал что это будет дача твоей бабушки. Он сказал — сестре Виктории Марковны.
А.М. - Я все слышу, деточка!
Марина. - Так все и было. А Виктория Марковна была моим научным руководителем. Когда я была интерном.
А.М. - Я что-то не поняла. Вы знакомы? ( Ангелина Марковна Марку.)
Марина. - Прекрасный повод познакомиться.
Марк. - В каком-то смысле «да».
А.М. - Она твой научный руководитель?
Марк. - Не совсем. Хочу тебе представить. Бабушка, это Марина. Марина, это моя бабушка!
А.М. - Что ты паясничаешь?
Марина. - Иии…
Марк. - Марина — мечта моей жизни.
А.М. ( Собираясь с мыслями.) - А как же твоя невеста? А как же твой ребенок? Мой правнук? Я со сцены решила уйти, чтобы вам помогать.
Марк. - Не торопись. Совершенно не к чему.
Марина. - Это про какую невесту ты говорил?
Марк. - Стоп, девочки, с вами можно запутаться. Давайте позовем Марго с Константином. И я вам все объясню. Мам! Пап!   
А.М. - Это о чем ты хочешь сообщить? ( Обмахивается сложенной ролью вместо веера.)



                Сцена 2.



Входят Константин и Марго.


К. - Мама, не переживай ты так. Тебе нельзя нервничать. Я все решил.
А.М. - О чем это ты?
К. - О гусе!Я заказал из ресторана. Привезут в лучшем виде. «Погребок у Ефима» специализируется по птице! Я уверен, тебе понравится. Там всегда все свежее и  прекрасно готовят.
А.М. - Но я всегда готовила его сама.
К. - При его жизни — никогда.
А.М. - Не груби матери.
Марго. - Ты меня удивляешь. Креативность мышления и финансовая состоятельность. Таким я тебя не видела.
К. - Я всегда был таким. У меня и попка ничего. (Наклонившись к ее уху.)
Марк. - Мама, папа, бабушка, минутку внимания! ( Стучит рукой по бокалу._
А.М. - Да, очень хотелось услышать и твои новости.
Марк. - А что, есть еще другие?
А.М. - Полно! День новостей, а не памяти. Еще чуть-чуть, и все забудут повод, по которому мы здесь собрались.
Марк. - Театр даже не вздумай бросать. Чем тебе не нравится предложение польского телевидения? А? «Дело Сен Фиакр», твое любимое у Жоржа Сименона.
А.М. - Я там умираю на 18 минуте.
Марк. - На 13 ой.
А.М. - Тем более.
Марк. - Зато флешбеки? Тебе 22, тебе 30, тебе 45. Ты же всегда хотела сыграть что-нибудь такое.
А.М. - Еще 1,5 минуты.
Марк. - Не могли же тебя пригласить на роль Мегрэ?!
А.М. - Почему?!
Марк. - Потому что он был мужчиной, во-первых, и курил трубку, которую ты терпеть не можешь. Во-вторых.
А.М. - Малыш, ты такой умница. Ты — моя гордость! ( Марку.)
К. ( Ревниво.) - А я?
А.М. - Это звание или приговор?
Марго. - Это факт!
К. - И ты туда же.


Марк залезает в ноутбук лежащий на столе.

Марк. - Ба! Ты опять не заходила на почту. Там куча писем, кроме кучи рекламы.
А.М. - Ненавижу рекламу. Если что-то срочное, мне можно позвонить по телефону. А все остальное может подождать до пятницы.
Марк. - А если я уеду?
Марго. - Ты решил переехать?
К. - А куда ты переезжаешь?
А.М. - Ты едешь один?
Марк. - Да никуда, и не с кем. На язык попало.
А.М. - Вернемся к твоей невесте. Ты собираешься нас знакомить?
Марго. - Да!
К. - Я думал у нас дружеские отношения. И я об этом узнаю первым. А узнаю все от бабушки. Это же ваш первенец?! (Обращаясь к Марине.) Тогда вы еще узнаете все прелести переходного возраста.
Марго. - Ага, вот твой папа как раз в него и вошел. ( Обращаясь к Марку.)
Марк. - Ты о чем?
Марго. - Константин мечтает о парижских старлетках.
Марк. - А почему о парижских? Он переежает к тебе?
К. - Дадут мне в этом доме слово сказать!
Марго. - А кто тебе мешает?
А.М. - Мариночка, не обращайте внимания. Они с юности обожали говорить друг с другом. Я оплачивала какие-то дикие телефонные счета.
Марина. - Что вы, я очарована вашей семьей.
Марк. - Правда?
Марго. - Структурируем разговор. Он как опара растекается. «Мишкина каша» какая-то.
А.М. - Согласна. Давайте по старшинству.
Марк. - Угу. ( Не отрываясь от ноута.) Ба, у тебя тут куча писем от студии «Чердак на Курской»!
А.М. - Известная студия. И чего они хотят?
Марк. - Оскар Уайльд, «Как важно быть серьезным». Леди Брекнэлл. Готовы к тому что ты будешь играть в коляске.
А.М. - Я? В коляске? Да они с ума сошли! Шейка бедра, это не шея. А шею я не ломала. И не собираюсь. Марго, покажи мне свои свадебные туфли!
Марго. - Не вопрос! Хочешь, я привезу тебе этого же мастера, но другого цвета и на низком каблуке. ( Протягивает Ангелине Марковне туфлю.)
А.М. - Это что, день моего унижения? Почему на низком? Я что — развалина?

Достает и вторую туфлю. Щупает кожу. Рассматривает на вытянутой руке. Одобрительно цокает. Сбрасывает домашние туфли, одну за другой. Одевает новые. Да так ловко и изящно, что все замолкают.

 А.М. Ты не против, Марго?
Марго. - Уже не знаю. Меряй конечно!
А.М. - Подайте, милочка, духи за вашей спиной. Да, в золотом пузырьке. ( Обращаясь к Марине.)
Брызгается духами.

Марго. - Обалденный запах!
Марк. - Класс, Балина! Ты — гений!
К. - Это что-то новенькое.
А.М. (На удивленный взгляд Марины.) - Что удивительного. Я — дочь биолога! И химика! Так что духи — мое домашнее хобби!

Ангелина Марковна встает с кресла, и проходит походкой дивы вдоль сцены.
Константин от неожиданности валится в ее кресло.

А.М. - Встань сейчас же. Я в приметы не верю, но традиции соблюдаю.
Марго. - И ты скрывала?
Марина. - У вас был перелом шейки бедра? И как давно?
А.М. - Уже год. И отказалась от искусственного сустава. Во мне все мое. Это мой принцип. Сюрприз я готовила к своему дню рождения. Но обстоятельства вынудили. Самооценка —  главное для человека. Самооценка и немного самоиронии.
К. - Мама, я тобой горжусь!
Марго. - Ангелина, без слов! Туфли — дарю! По такому случаю, дарю.
А.М. - А себе купишь новые, другого цвета и на низком каблуке.
Марго. -  А вот тут ты права! Не все же мне быть на свадьбе в белом. Стоит сменить цвет.Как вариант, белый действует на меня в индийской традиции.
К. - Красный?
Марк. - Оранжевый?
Марина. - Вам, ах, да, тебе, подойдет изумрудный.
Марго. - Надо подумать. Я остановилась на брючном костюме и высоких каблуках.
Марк. - А я решил быть на свадьбе в кедах.
Марина. - На чьей?
Марго. - Ты тоже собираешься?
К. - Сын, пока женщины снова не перебили. Я стал профессором.
Марк. - Ура! Выбрали? Утвердили?
К. - Это раз! А два — я уезжаю в Париж!
Марк. - С мамой?
К. - Почему с мамой? Меня пригласили читать в Сорбонне! 2 курса!
Марк. - Мои поздравления. Ты — монстр!
К. - Поеду, присмотрю тебе новую маму. Помоложе!
Марк. - Пап, тебе за мамой не угнаться.
К. - И не собираюсь!
Марго. - Я не поняла. Ты что-то имеешь против?
Марк. - С чего ты взяла? Ты взрослая самостоятельная женщина. Я, правда, не понял, почему ты со Стивом рассталась.
Марго. - Мы не сошлись в политических взглядах. Разве может нормальный человек голосовать за ля Пен?
Марк. - Вот уж не думал, что у вас будут политические разногласия. А как его брат?
Марго. – Этот ботаник до мозга костей уговорил вложить деньги в акции Норвежские Шельфовые Разработки. И Стив послушал его, а не меня. Это было последней каплей. Когда люди так непохожи, самое правильное вовремя разойтись. Пока ты еще друг, а не враг.
Марина. - Врагами становятся при запоздалом разводе?
Марго. - Вариантов много. О браках и разводах я могу книгу написать. Даже энциклопедию.

Звонит телефон. Марго извиняется и уходит за сцену. Марина следует за ней.

Марина. - Принесу лекарства, пока не забыла!
А.М. - Прогуляйтесь, девочки!



               
                Сцена 3.
 

На сцене три поколения Марка-старшего. Дочь, внук и правнук. Сейчас особенно видно как они похожи в жестах и мимике.



А.М. - Мальчики! Я должна понять. В конце-то концов я буду прабабушкой или нет? Ты будешь знакомить нас со своей невестой или нет? Быть или не быть мне актрисой? Я ухожу или остаюсь?
К. - И я хочу с ней познакомиться.
Марк. - С этим некоторая заминка.
К. - Надеюсь она здорова.
Марк. - Абсолютно. За это можешь не переживать. А ты реально собрался в Париж?
К. - А что тебя удивляет?
Марк. - Ты категорически отказывался ездить во Францию. Боясь встретиться с мамой даже в аэропорту. А теперь будешь торчать под ее окнами. Филологический прямо у Пантеона. А она живет у Люксембургского сада. Там не столкнуться не реально.
А.М. - Мальчики! Я никогда не сдаюсь. Вы прекрасно знаете, что я встала на ноги назло врагам больше, чем для радости друзей. Поэтому, мы — семья. Одна кровь. И должны быть друг другу опорой. Отпускаю тебя в Париж. ( Обращаясь к Константину.) И не удивлюсь, что ты не вернешься. Там твоя атмосфера. Твой второй язык. Твоя работа. Но кто присмотрит за мной? Я не становлюсь моложе, к моему сожалению.
Марк. - Я никуда не собираюсь. Так и буду приезжать к тебе по пятницам. А захочешь, переедешь в город. Там я смогу к тебе каждый день заглядывать. Или ты хочешь жить со мной?
А.М. - Малыш, я прожила на этой даче всю свою жизнь. Это мой дом, моя крепость. Я и отдыхать давно не езжу, потому что здесь есть все что я люблю. Кроме моря…
К. - Мама, то есть то что ты ездишь каждые три месяца, за исключением первых четырех после операции, пока не пришла именно эта коляска, которая тебе и подошла, и понравилась,  отдыхом не считается?!
А.М. - Тебе для матери жалко? ( Язвительно.)
К. - Мне просто хотелось понять, что ты подразумеваешь под отдыхом?
А.М. - В Москве мне нечем дышать!
Марк. - Я вырос на этой фразе! «Мне нечем было дышать!». ( Декламирует на публику.).
К. - Я хотел тебя обрадовать. Наконец, твой сын не бездельник, а профессор. А ты опять не довольна. Хорошо. Я никуда не поеду. Перееду в свою детскую комнату на втором этаже. Буду писать. Тайком курить.
А.М. - Нет, вечер добром не кончится. Я хотела посвятить себя семье, и что я вижу в ответ?! Неблагодарные! Неблагодарные… Не зря мне снилась черная кошка.
Марк. - К слову о черной кошке. Тут поляки тебе по телефону звонили. 14 пропущенных вызовов. И помощник режиссера звонил, и режиссер, и продюсер.
А.М. - Они помнят как я играла пани Гелену?!
Марк. - Эту роль помнят все. Папа рассказывал как он плакал на спектакле.
А.М. - Вот чьи странные номера высвечивались у меня на телефоне. А я подумала, что это телефонные мошенники. Позвонят, спишут все мои деньги. А деньги на телефон у меня поступают автоматически с карты. Очень удобно, но не совсем безопасно. Там такие суммы можно списать. Ужас!
Марк. - Так что писать?
К. - Мам, как решишь, так и будет. Это же закон!
А.М. - Сын, возьми себя в руки! (Константин удивленно поднимает брови, но не спорит.) Будь мужчиной! В конце концов ты плод моей страстной любви, и обречен быть мудрым.
К. - Я запутался. У тебя было три страстных любви.
А.М. - Не говори чепухи! Как их можно путать. Твой отец — это юность. Чистые души, чистые тела. Ромео и Джульетта.
Марк. - И кто был Монтекки, а кто — Капулетти? Каждый раз путаю.
А.М. - Зачем только я тебя водила на Прокофьева? Зачем ты столько раз смотрел Дзефирелли? Вот что значит сын рос без отца.
Марк. - Балина, не заводись. Я пошутил! Джульетта Капулетти и Ромео Монтекки.
К. - Мама, ты всегда считала, что я непутевый сын. Непутевый отец. Куда ты его со мной пускала? Это когда он сам вырос, и заявил, что хочет пожить со мной, тогда мы и оторвались по полной.
А.М. - Точно таким же обидчивым был твой отец. Это было невыносимо. И к тому же бешено ревнив. Я не жалею о разводе. ( Садится в кресло поудобнее.) Вторая страстная любовь была односторонней. Я никак не могла от него отделаться. Пришлось выйти за него замуж. А уже оттуда выкуривать его из моей жизни.
К. - Но надо отдать ему должное. Он долго сопротивлялся.
А.М. - Да, виделись мы нечасто… Но пять лет постоянных съемок уломают любую соломенную вдову. Третий брак был не по любви, но по душе, и общей страстью была химия. Тогда и пришлось построить отдельный домик. Под нашу лабораторию. Не в доме же было разводить эти запахи. Тем более у Виктории было обостренное обоняние.
К. - Вы прожили 30 лет. Помню как сейчас вашу жемчужную свадьбу.


Тишина. Каждый задумался о своем. Ангелина Марковна перебирает жемчуг на груди.

А.М. - Сын, женись! Поезжай туда и женись! Сколько лет будешь еще один?! Ты что, Марго ждешь? Так хватит. А я тут тебя подожду!
К. - Мама, я не собираюсь ни на ком жениться. Мы столько раз говорили на эту тему. Я думал, что ты поедешь со мной. Приеду, устроюсь, у меня будет свой кабинет, у тебя — собственная гостиная. Будем вечерами гулять, ходить в театры.
А.М. - Ты уже вырос. Справишься без меня. Не все же мне за тобой ухаживать!
Марк. ( Отцу.) - Молчи.
А.М. ( Марку.) - Я не глухая. Пожалуй соглашусь на съемки в Польше. Что-что , а кинематографом поляки гордиться могут. Съемки в Варшаве? Или в Кракове? Малыш, заметь, твои родители как всегда заняты своими делами. И только я беспокоюсь о тебе. Как ты здесь будешь один? Ладно, Лиза за тобой присмотрит.
Марк. - Я сам присмотрю за собой.
 А.М. - Константин, проведай дам! Куда они запропастились? И где обещанный гусь? У меня голова кругом идет. ( Потирая виски.). А ожидался тихий домашний обед.

Константин встает, демонстративно задвигая стул, и уходит за сцену.


                Сцена 4.

Стук дождя. Шум веток стучащих в окна. Возможно музыка Вивальди.


Марк. - В Варшаве. Студия « Кадр».
А.М. - Краков красивее.
Марк. - У тебя там даже одной съемочной недели нет.
А.М. - Малыш, не отвлекайся! Ты полностью поменял все мои планы. Теперь и на спектакль соглашусь. Но, главное, что там с ребенком? И что это за женщина — мечта? В нашей семье бастардов не было. Не было никогда. И я этого от тебя не ожидала.
Марк. - Чего именно, баб? Давай по порядку, не перебивая, пока никто не мешает, сложим новую картину мира!
А.М. - Давай! А то я сегодня, от обилия всего с ума сойду к вечеру. Начнем с беременности. Ты ждешь ребенка или нет?
Марк. - Да, я жду ребенка. Мы ждем ребенка. Естественно я не откажусь от него никогда. И ты с ним практически знакома.
А.М. ( Хватает воздух.) - Еще раз скажи.
Марк. - Я жду ребенка от Марины.
А.М. - Значит жениться ты не собираешься.
Марк. - Это почему? Я ее люблю. Она любит меня. Мы ждем ребенка. Оба не женаты. В чем проблема?
А.М. - Она миленькая, но она старше тебя на сто лет. Хотя и выглядит молодо. Но меня-то не проведешь!
Марк. - Вот уж от кого точно не ожидал такого. Это что за эйджизм? При чем тут возраст?
А.М. - Через 10 лет ты будешь молодым мужчиной. И через 20 лет ты будешь молодым мужчиной, а она уже будет дамой в возрасте. Она будет почти моя ровесница. А 60, я полагаю, все же возраст для женщины.
Марк. - Балина, тебе чуть больше шестидесяти. И это такая чушь!

Марк валится на диван от смеха.

Марк. - Ты это серьезно. Или что-то новое от российских драматургов? Здравствуй, совок?!
А.М. - Я пекусь о тебе всю твою жизнь. Я вложила в тебя столько сил, времени, нервов и энергии. Я надеялась на спокойную мирную старость. И тут…

Оба молчат.

А.М. - Ей нужен от тебя только ребенок. А Тебе нужна нормальная семья. Посмотри на своих родителей. Это же невозможно. Одна выходит замуж без остановки, как американская дива тридцатых годов. Второй заперся в своем выдуманном мире средневековых рыцарей. Все черт знает как. А папа говорил, что семья — это основа счастья.
Марк. - Если бы мне кто-то сказал, что ты так можешь выразиться, я бы не поверил.
А.М. - Я только час назад готова была оставить все. Карьеру, сцену. Жить ради тебя. А тут…
Марк. - Я понял, ты просто меня ревнуешь. На пустом месте. Не на совсем пустом. Господи, я уже вырос. Я — не малыш! Не мальчик! Не юноша! Мне — двадцать семь. И я взрослый самостоятельный мужчина. И я могу, и буду принимать решения сам. Хотя , наверняка, если бы ты привела Иванова, и сказала, что выходишь за него замуж, я бы тоже офигел!
А.М. - Которого Иванова? Лечащего врача?

Марк отбегает, Ангелина Марковна бросает в него подушечки и думку. Оба смеются.

А.М. - Мне нечем дышать!
Марк. - Фраза становится роковой. Здесь всем женщинам не хватает воздуха.
А.М. - А нельзя было сообщить заранее. А не ставить перед фактом. Лоб в лоб.
Марк. - Она и не хотела знакомится. Я ее уже пару месяцев уговариваю.
А.М. - Что? Она не хотела знакомиться? Она не уважает твою семью? А что будет дальше?
Значит у нее совершенно несерьезные намерения.
Марк. - Балина, слышится со стороны смешно. Осталось сказать, поматросит и бросит, и останешься ты у разбитого корыта, с разбитым сердцем.
А.М. - На мой стороне опыт.
Марк. - На моей — любовь!
А.М. - Бесполезно с тобой говорить. Ты такой же осел, как и твой отец. Говорила ему — рано жениться. В девятнадцать лет. Какая семья?
Марк. - Зато не было бы меня!
А.М. - И то правда. Зови! Знакомиться будем. А, нет. Не надо. Я сама сообщу эту новость. Хочу посмотреть на их реакцию. Помню как они смеялись над моими страхами.
 
Отъезжает к письменному столу, берет фотографию отца.

А.М. - Папочка, знал бы ты, как мы справляем твое 99-летие.
Марк. - А 100-летие будут отмечать в институте. Говорят, присвоят его имя!
А.М. - Ладно, до этого дожить надо. Тут вон как события меняются. Каждую минуту. За завтраком я уходила со сцены навсегда. К обеду я участвую в двух проектах. По ходу пьесы, ты отправил письма? Они в курсе, что я даю согласие? Отправляй! Я еще покажу! Востребована. Талантлива. Люблю профессию. Жить и умереть на сцене. Нет, пожалуй умирать на сцене надо в молодом возрасте, или никогда.
Марк. - Ты уже определись, пожалуйста.
А.М. - Ты желаешь моей смерти?
Марк. - Надеюсь, ты уже не так молода!


Ангелина Марковна возмущенно уезжает за сцену.
Марк - один. Явно отправляет письма. Напевает.



                Сцена 5.



Входит Марина. Смешная, раскрасневшаяся. Ошалевшая. Марк подходит к ней, обнимает. Обнимает со спины. Целует в шею.

Марк. - Как ты, родная? Все мог представить, но что ты меня опередишь в знакомстве , и подумать не мог! Быстра…
Марина. - Не быстрее чем на трассе.
Марк целует ее.
Марина. - Марик, что ты им наговорил? Я не успела выйти. Как в спину , громким шепотом, понеслось: - Марина. Марина? Марина!
Марк. - Кажется ничего особенного. Нет, вообще ничего. Тебя покормили? Не будешь же ты голодать до гуся. И маленький этого не любит. (Гладит ее животик.) Давай смотаемся в маркет, возьмем тебе селедку и помидоры. Или суфле, и пончики. Выберешь что хочешь! Что хочет сегодня, мое величество?
Марина. - Давай вообще смоемся.
Марк. - Не могу. Этого мне точно не простят. День рождения Марка-старшего праздник равный Рождеству! Тебе здесь плохо? Кто-нибудь обидел? 
Марина. - Я совершенно не готова к знакомству с твоими родственниками.
Марк. - Не родственниками, а родными.
Марина. - Я не хотела никого впутывать в наши отношения. Никого. Хватит мне первого брака, всей родни, всех советов, всех упреков. Я взрослая самостоятельная женщина. И хочу принимать решения сама. Без зрителей, аплодисментов или улюлюканья.
Марк. - Малыш, чего ты так разволновалась. Тем более тебе это противопоказано. Говорю как педиатр.
Марина. - Странно что ты выбрал педиатрию. У вас в доме кроме тебя и детей-то не было.
Марк. - Шел от противного. Не в психиатрию же было идти.
Марина. - Не любишь психов?
Марк. - Люблю. И даже живу с ними. Иногда.

Поднимает ее на руки и кружит.

Марина. - Поставь, поставь меня на место. Сейчас войдут и рухнут.
Марк. - Ты плохо думаешь о моих родителях.
Марина. - Я вообще о них не думаю. Сейчас я представляю как ты рос в этой семье.
Марк. - Прекрасно рос! Вон какой вырос! ( Делает стойку на руках.)
Марина. - Я никогда не оставлю своего сына, или дочь, на других. Даже на самых близких.
Марк. - А меня никто и не оставлял. С чего ты взяла. Глупышка! Не реви! У меня все было замечательно. Я был один ребенок на такую большую и разную семью. И давай отвлечемся от моего детства. Есть более важные вопросы. Сердце мое — твое. А теперь я хочу предложить тебе руку.
Марина. - Это ты о чем?
Марк. - Я хочу на тебе жениться. Хочу чтобы ты вышла за меня замуж. Официально. С загсом, фатой, органом, цветами, шарами и кольцами.
Марина. - Нет!
Марк. - Что нет?
Марина. - Никаких загсов, никакой фаты. Тебе плохо со мной?
Марк. - Мне хорошо с тобой по-всякому. Но я хочу семью. Реальную. Чтобы мог гордо сказать: - Это моя жена! А это мой сын, или дочь.
Марина. - А что, штамп в паспорте что-то меняет?
Марк. - Я думаю — да. Штамп в паспорте ставит всех на свое место. И окружающих тоже. Я же не прошу сменить фамилию, профессию, вероисповедание.
Марина. - Еще бы. Это станет точкой в наших отношениях.
Марк. - Я хочу нести ответственность за наши отношения. За нашу семью. ( Начинает ходить широкими шагами по сцене, размахивая руками.) Не понимаю, а как ты все это сама представляла. Каждый будет жить у себя. Отдыхать порознь. Ребенка видеть по выходным.
Марина. - Ты же знаешь, брак для меня кошмар. Ревность. Ссоры. Выяснение отношений. Непонимание. И разрыв — как лопнувший гнойник. Я не хочу чтобы наш ребенок проходил через это. Обговорим все сейчас. Определимся. Будем вместе пока любим друг друга. Меньше будет травм.
Марк. - Ты это серьезно?
Марина. - Моя мама всю жизнь за папой как за каменной стеной. Но настолько каменной, что у нее нет ни одной подруги. Только папа, дети, внуки. Но папа — главное! А ведь она могла быть хорошим математиком. Ей прочили большое будущее.
Марк. - Но ведь не все так живут! Есть другие примеры! Да к черту примеры! Мы сами себе пример! Мы сами себе закон! Наша жизнь — наши правила!
Марина. - Ты написал работу? Когда тебе ее сдавать?
Марк. - Вот видишь, ты пытаешься мною руководить! Я про нас, про личное, а ты переводишь в профессиональное. Сперва мы, и пусть весь мир подождет!
Марина. - Я лишь спросила о твоих делах. И в них не лезу. А уже такой тон. Что будет дальше?
Марк. - Дальше будем жить, строить наши отношения каждый день. ( Серьезно.) Любить друг друга. Жизнь не готовая матрица. Хочешь, я перестану разбрасывать свои вещи? И начну носить парные носки. Перестану готовить креветки в кляре!
Марина. - Их запах из волос не выветривается!
Марк. - Чего ты хочешь?


Марина задумчиво качает ногой.

Марк. - Ты боишься?
Марина. - Да, боюсь. Ты мудрый не по годам. А я такая…
Марк. - Какая?
Марина. - Трусливая!

Плачет.

Марк. - Я видел тебя разную. Всякую. Смешную. Строгую. Рассерженную. Пугливую. Бесстрашную. Даже плачущую. ( Улыбается.) Но это только эмоции. Ты — это ты! И я тебя люблю. Всегда!


 Устраиваются в обнимку на диване.

Музыка Нины Рота. Не грустная. Шум дождя еле слышен. Капель.



                Сцена 6.


Входят Константин и Марго.


К. - Мама сказала!
Марго. - Да, Ангелина сказала, что у вас есть новость для нас.
Марк. - Родители, я хочу представить мою невесту и будущую жену!
К. - То есть она тебя правильно поняла?
Марк. - А что тут можно понять неправильно?
К. - Марина, искренне прошу прощения за бестактность, но зачем вам этот юнец? Это совсем другое поколение.
Марина. - Любовь не заглядывает в паспорт.

В комнату входит Ангелина Марковна. В домашних туфлях. Садится вместе с Мариной и Марком.

А.М. - Ребята, кажется дождь кончается. Вот и хорошо что все перезнакомились! Ребенок всегда к счастью!
К. - Может не будете торопиться?
А.М. - Определяться нужно было раньше! Теперь времени нет! Ребенок не может сидеть и ждать пока каждый преодолеет свои комплексы! Вы когда сбежали никого не спрашивали. Позвонили из Сочи и сообщили, что расписались  и умотали в свадебное путешествие всем вторым курсом.
Марго. - Да, дальше Сочи тогда было не умотать! И ты вводилась на роль Гертруды. Мы не хотели тебя беспокоить. И были противниками пышных свадеб.
К. - Да, это точно. Поэтому следующие четыре брака ты отмечала с особой пышностью.
Марго. - Вот же какой. Это было мое дело, и мое право! Любила массовость, полюбила торжества.
К. - А то что я хотел свадьбу с тобой, тебе было наплевать. Может это был единственный случай когда я мог одеть смокинг, в той стране. Бабочку и смокинг. Мне дед их на поступление подарил.
Марго. - Теперь ты можешь из этого смокинга не вылезать.
Марк. - Морская, выйдешь за меня?
Марина. - Ответ надо сразу дать?
Марк. - А чего ждать? Раньше начнем, раньше кончим!
Марина. - Успокоил девушку!
Марго. - Романтизировал ситуацию!
К. - На вас не угодишь!
Марк. - Я готов подписать брачный контракт. И развестись по первому твоему требованию. А пока — выходи!
Марина. - Только ребенка мы будем воспитывать сами! Никакой родни. Ни с моей стороны, ни с твоей. Сами сделали, сами вырастим. При всем уважении.
А.М. - Может с вашей стороны и нет. Но с нашей, это даже слышать странно. Вы — молоды! Вам науку двигать надо. А кто-то в меру сил поняньчится немного. Не няню же будете брать! В доме полно людей. Молодой дедушка, молодая бабушка, и молодая прабабушка!
К. - Да, на улице все будут думать , что это мой сын!
А.М. - Или дочь! Ты всегда мечтал о большой семье.
Марго. - О, не прошло и 25 лет, как ты полюбил гулять с детьми. Это было моей обязанностью.
К. - А когда бы я с ним гулял? ( Смотрит на Марка.)
Марк. - Я давно гуляю сам. Было бы о чем говорить.
А.М. - Не мешай взрослым выяснять отношения!
Марина. - Вот видишь?!
Марк. - Они в разводе! Им можно! ( Улыбается.)
К. - Днем университет. Между прочим, у тебя тоже. ( Обращаясь к Марго.) А вечером…
Марго. - Вечером — диван, а потом променад для вдохновения. И ни разу, ни разу ты не взял его с собой!
К. - Ладно, уговорила. Не хотел! Но ты единственная кто может вывести меня из себя!
Марго. - Поклеп! А как же Кремер? Как же старофранцузская грамматика?


Звонит мобильный у Марго. Она отходит к краю сцены. Говорит частично на французском. Частично на русском.


Марго. - cher, oui. Tr;s bien. Je prends la soir;e en avion. Air France. Да, милый, встречай! Как где? У Ангелины. Собрались всей семьей. В каком смысле они мне не семья? ( Слушает внимательно.) Угу. Вот как. Мне не слишком удобно сейчас говорить. Успокоишься – перезвони.
А.М. - Какие-то проблемы?
К. - Он знает русский?
Марго. - Знает. Никаких! ( Обращаясь к Константину и Ангелине Марковне.) Так чего ты не хотел?
К. - Какой-то каминг-аут!
Марго. - Будешь говорить, или проехали? Тебе силы надо беречь для Парижа!
К. - Помнишь - «Ночной парикмахер»?!
Марго. - А он что, и сейчас существует? Проезжала, не видела вывески.
А.М. - Он обанкротился через несколько месяцев. Какой из профессора бизнесмен, тем более филолога. И если все кто стригся, были его знакомыми. Трудно было ожидать чего-то другого.
К. - Но задумка, согласись, была хорошая. Творческие люди, работают допоздна. Утром опять репетиции, или бегом на студию. Волка ноги кормят. А выглядеть надо отлично. Конкуренция жесткая.
Марго. - А ты тут при чем? Ты носил свои юношеские локоны с достоинством испанского гранда!
А.М. - Твой гранд, между прочим, там подрабатывал. У мамы денег не брал принципиально. «Взрослый мужчина. Хватит что семья на родительской шее.»
К. - Мама, я поражаюсь. Мне всегда казалось, что ты ничего не замечаешь кроме себя.
А.М. - Плохо ты знаешь свою мать.
К. - Ты мечтала о большом малиновом торте. С настоящей малиной и много-много крема.
Марго. - Да, я люблю малину. Особенно свежую. И что?
А.М. - Он заработал личные деньги, накручивая чужие локоны. И заказал тебе огромный трехярусный торт. Почти как на свадьбу.
М. - А, вот откуда был этот запах женских духов. Разных! Разных...
К. - И ты ничего не говорила?
Марго. - А ты надеялся что я начну ревновать? Биться головой об стенку? Сцены устраивать?
Марк. (Марине.) - Видишь какие у меня родители! Тихие. Спокойные. Бесконфликтные!
А.М. - Вот и ели мы малиновый торт. Без гуся. Ты прислала его через два дня! Иногда традиции нарушаются. Но больше этого, при моей жизни, я не потерплю. Где гусь, спрашиваю? ( Константину.)
К. - Уже на подходе! Только что въехал!
А.М. - Что за времена, гуси сами разъезжают.
К. - Водитель звонил.
А.М. - А он точно в прованских травах? Не в малине ты его заказал?
Марина. - Первый раз слышу такой рецепт.
А.М. - Деточка, сразу видно что вы из семьи физиков.
К. - Забудь о малине! Я с тех пор ее видеть не могу.
Марго. - Кого именно?! Меня или малину?
К. - И ту, и другую.


Звонит мобильный у Марго. Она не отходит к краю сцены. Продолжает сидеть на диване.

Марго. - Не говори так быстро. Успокойся. ( Нечаянно касается руки Константина, который сидит в соседнем кресле.) Нет, погода летная. ( На улице и вправду не слышно дождя.) Назови мою любимую ягоду. Не шучу. Какие шутки? Угу… Выходит мы слишком мало знакомы. Мне нужно время. Свадьба? Замок? Гости? Это не проблема! Пригласим позже. Я скоро стану бабушкой! Как при чем тут ты? А! Да! Вообще, при чем тут ты? Пока, милый. Перезвоню сама. ( Отключает мобильный.).
К. - Что это значит?
А.М. - Она становится бабушкой!
К. - А это при чем?
А.М. - Какой же ты несмышленый.
М. - Дай свою руку. ( Константину.) Не бойся, не укушу! Как же я люблю волосатые мужские руки.
К. - Они у меня не волосатые.
Марго. - А грудь?
А.М. - Вечер становится томным. Но здесь дети!

Из-за сцены раздается шум. Слышны, неразборчиво, мужской и женский голоса.

К. - Гуся привезли?


«Угу», из-за сцены.

Марго. - Никогда не была мадам профессор. Стоит попробовать?
А.М. ( Не расслышав.) - Конечно стоит. Домашняя птица всегда лучше. Но уж какая есть! Надеюсь они его не совсем испортили.
К. - Может на этот раз ты у меня спросишь?
А.М. - Такое предложение бывает раз в сто лет!
К. - А годы в разводе как будем считать? Какую годовщину отмечть? Кожаную или бархатную?
Марго. - Начнем с чистого листа!
А.М. - Слава Богу, на этот раз счета буду оплачивать не я!


 Музыка. Танго. Все расходятся по парам. Ангелина Марковна в центре. Марго и Константин слева. Марк и Марина справа. Все закрывают свои зонты. Ставят их попарно в подставки. За окном щебет птиц. Свет медленно гаснет.




                Занавес.