Он был мне другом

Дмитрий Купянский
Я редко бываю за границей. Один раз в Польше, по турпутёвке. Если не считать Прибалтики, Закавказья и средней Азии ещё до развала Союза. Уж там я поколесил предостаточно. Но та, единственная поездка, запомнится мне навсегда.
В Польше много достопримечательностей. Даже слишком. И когда ты, измученный гидом, со стёртыми до колен ногами, в сумерках падаешь в мягкое кресло в баре, кажется, что лучше Польши нет места на земле. Приглушённая музыка, негромкий говор посетителей. В больших окнах кафешки как в огромном телевизоре беззвучно проплывают по серой брусчатке машины, неторопливо движутся пешеходы. Жёлтый свет фонарей отражаясь от жёлто-красных крон деревьев льют вокруг мягкий оранжевый свет. Посетителей не много. Парочка в дальнем углу, склонившись головами, беззаботно смеясь, обсуждает свои секреты. Группка немцев перед стойкой потягивает пиво. Солидные господа и речи степенные. Вот собственно и всё, кроме меня. Хотя, нет. У противоположной стены, вполоборота ко мне сидит наш, русский. Почему русский? Не знаю. Так показалось. Я внимательно рассматриваю его. Что то очень знакомое. Что то… точно! Ромка - «Пончик». Вот ведь, где довелось увидеться. Мой дружок по училищу. В одном взводе 4 года. Вместе «самоходы», вместе драки, пополам хлеб, мясо и водка. Почти 30 лет прошло. Я, подхожу тихонько, за спину сидящему.
- Курсант Завирак? Опять в «самоволке»?
Мужчина подскакивает, вглядывается в меня.
- Димка, ё-моё! Ты откуда?
- Да тут, в турпоездке, с семьёй. А ты?
- Я, проездом, на лечение еду, на воды.
- Ничего себе. А поближе ничего не нашлось? Или в Грузии закончилась минералка?
- Да я, вообще то, в Германии лечился. А тут проездом.
- А что за болезнь?
- Называется осколочное ранение в область лёгкого.
- Фига се! Где подхватил?
- В Карабахе ещё.
- Да, не повезло, я то оттуда «чистым» приехал. А здорово мы армянам наваляли!
Ромка как то странно дёрнулся. Глаза сузились. Кулаки сжались.
- Наваляли? Это кто ещё кому навалял? Азеры до сих пор сидят, нос высунуть боятся.
- Да, ладно, если бы не Россия, «хаесам» давно бы кирдык настал. Как мы отделали их хвалёный «Арабо». Собакам – собачья смерть! Никого в живых не осталось.
- Остались. Я остался.
- Ром, ты что? Ты воевал за армян?
- Не делай круглых глаз. Я воевал за убеждения. Не за деньги. А ты? Я понял, что ты воевал за «азеров». Ты – русский! Я христианин и они христиане. А ты продался мусульманам.
- А я не русский. Сами бакинцы говорят: есть такая нация  - бакинцы. Так вот я – бакинец. А вообще то за Азербайджан воевал Шаманов. Знаешь такого? А вот ты – русский – Рома! С кем связался? С этими – хитрож… ? Тебе мало того, что в Крыму и Сочи скоро никого не останется кроме них. И присоединят они этот кусок приморья к Армении. Ты этого хочешь? А вообще то, мне стыдно за Россию и её политику. Отняли у другой страны кусок земли, отдали другой и говорят, шо так и було.
- У меня отец украинец, а мать – грузинка. А за Азербайджан воевал Басаев. Знаешь такого? «Герой Азербайджана». Небось ты с ним в одной части служил? Помнишь, что он сделал с Будёновском? Все вы – садюги и убийцы!
Я вдруг, на мгновение увидел нас со стороны. Все в кафешке обернулись и молча, со страхом смотрят в нашу сторону. А мы, стоим друг против друга со сжатыми кулаками и перекошенными лицами. В глазах ярость, как тогда в начале 90х. С улицы пахнуло вдруг, сладковатым приторным запахом сгоревшего пороха и трупов. Показалось, что в отдалении слышится далёкая канонада и только вокруг вьётся несметное скопище мух. В лицо ударила горячая удушливая волна ветра.
- Извини Пончик. Мы теперь по разные стороны.
- А ты за кого? С какой стороны? Ты можешь сформулировать? СССР больше нет. Грузия меня вышвырнула. И тебя, наверняка, тоже. России ни я ни ты не нужен. За кого я должен быть? Я думаю, что ты в России тоже не человек 1 сорта. А когда русские танки стреляли в грузин, что я, по твоему, испытывал? Знаешь!? Не знаешь. Танки моей прошлой Родины расстреливали мою Родину где я родился. Как тебе такое?
- Не ори! Я тоже испытал такое же, когда в Баку вошли танки. И ничего, не рву волоса на ж…! А ты видел, что творили твои друзья в Карабахе с пленными, «за идею»!?
Ромка, вдруг резко повернулся в сторону выхода, не глядя бросил на стол смятую купюру, направился к дверям. Потом обернулся и кривя в лицо в злой ухмылке обронил:
- Знаешь «однокашничек», что я тебе скажу? Когда попадёшь в плен – просись ко мне. По старой дружбе я убью тебя быстро, без мучений. А то ведь сам знаешь, как бывает.
- Аналогично. Обещаю последнюю сигарету и пулю вне очереди.
Вот и поговорили, вот и встретились. А ведь когда то выручали друг друга. Делились последним куском хлеба. И когда в 81 в Орджо наша группа попала в засаду, во время беспорядков, именно он, Ромка выручил нас, подкатив на БТРе, как наполеон на белом коне. Господи, будь прокляты все политики в белых перчатках сталкивающие людей лбами! Те, что таскают каштаны из огня чужими руками! Те, что сжигают души ненавистью, злобой и страхом. Когда-нибудь закончится всё это. А пока, я брёл по быстро темнеющим улицам древнего города и думал, что ещё одна война убила у меня ещё одного друга.