Вверх по Реке Теснин

Михаил Латышев
ПУТЕВОДНАЯ НИТЬ: Ст. Харёнки – р. Кашка, Кашкинская плотина - устье р. Кашки на Чусовой, к. Дождевой – мост у д. Старые Харёнки – с. Усть-Утка – Романово Поле, бывшая д. Романова - к. Романов – р. Голёвка – к. Зимник - к. Охонины Брови – р. Сулём – с. Сулём, Пристань – к. Илимский - р. Илим, Илимская плотина – бывшее с. Илим, Илимская пристань – г. Головашки - мост у к. Журавлик – Веркин Луг - к. Пленичный – с. Сулём, Старая Деревня – р. Большая Речка – р. Волеговка, Волеговский пруд – к. Волегов - Волегово Поле, бывшая д.Волегова – к. Гребни – кк. Лысан и Боец - кк. Пещерный и Лужаечный – д. Мартьянова – ст. Уткинский Завод - р. Утка – ст. Сабик (в пути - 6 дней)

БРОДЯГИ ЧУСОВОЙ: Михаил (ведущий велосипед), Дмитрий (ведомый велосипед)

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ (25.08.16): Ст. Харёнки – устье р. Кашки на Чусовой (33 км)

До ст. Харёнки можно добраться электричкой от Екатеринбурга до станции Кузино, затем поездом "Кузино – Чусовская". Выйдя на станции, мы отправились на восток по дороге, ведущей к ст.Илим, до моста через речку Кашку. За мостом есть развилка.

Дальше наш путь был по просёлочной дороге, уходящей на северо-восток к Старым Харёнкам. Дорогу недавно ровняли и свежая глина с радостью облепила велосипеды. Через 10 км дорога повернула на север, еще через 10 км мы очутились у величественной горы Старухи. Наконец, ещё через 10 км слева показалась долина реки Чусовой.

По луговой дороге мы спустились вниз, и снова встретились с рекой Кашкой! Кашка напоила нас вкусной водой. Мы бродили по остаткам Кашкинской плотины. Первый день выдался тяжёлым, борьба с глиной под палящим солнцем была изматывающей. Каретку ведомого велосипеда пришлось чинить. Но мы победили.

Осталось перейти Кашку вброд перед устьем. Сил на то, чтобы снимать-одевать рюкзаки, раздеваться-переобуваться, уже не было. Мы просто вошли в холодные воды Кашки по пояс и вышли на берег священной Чуоси, напротив бойца Дождевого.
Кашкинский перебор стремительно нёс воды Реки Теснин мимо пещеры Шамана. Лучи уходящего солнца освещали луга бывшей деревни Кашки. Мимо нас прошёл последний экипаж сплавщиков. Рядом стояла палатка туриста-одиночки. Этот чусовской бродяга уже заканчивал своё путешествие, а наше только начиналось!

ДЕНЬ ВТОРОЙ (26.08.16): Устье р. Кашки на Чусовой – с. Усть-Утка – д. Романова (28 км)

Утром мы повторно приняли "крещенье" в водах Кашки. Новый "вековский" велорюкзак попытался уплыть в Чусовую. Набитый консервами, он не пошёл ко дну, а отлично держался на плаву!
Мы ехали по утренним полям, на которых лет 70 назад ещё стояли дома. Проехав мост через Чусовую у Старых Харёнок, мы взяли курс на юго-восток, вверх по её левому берегу. Проехав мимо Андреевского храма, мы взобрались на Богородичную гору (к. Жёлтый) и спустились к д. Баронской, старейшему селению в Свердловской области.

Деревня стоит на месте Утки-городка, основанного Строгановыми около 1574 года на правом берегу реки Утки (Межевой), который упоминается в переписи Яхонтова 1579 года. Позже он был переименован в деревню Баронскую, в связи с известным титулом Строгановых. В 1771 году в устье р.Утки была построена пристань-судоверфь Усть-Утка для Нижнетагильского горного округа. Д.Н. Мамин-Сибиряк в очерке "Бойцы" описал Усть-Утку, назвав её "пристанью Каменкой".

Проехав от Кашкинского перебора до с. Усть-Утка около 8 км, мы отправились на восток по висимской дороге до поворота на село Сулём (ещё 8 км). От поворота по сулёмской дороге мы проехали на юг 9 км до развилки. Старая лесная дорога уходила на запад по вершинам Романовой горы к Чусовой. По ней мы проехали ещё 3 км и оказались на волшебном Романовом Поле.

Перед нами открылась долина Чусовой, которая узкой змейкой витала где-то далеко внизу. Впереди, за рекой, высились громады хребтов. Романово Поле – огромный горный луг, на котором когда-то с конца XVII века стояла деревня Романова. Здесь были "белые земли", на которых селились беломестные казаки, первые уральские "пограничники".
Мы расположились на стоянку под Романовым камнем. Волнистые складки камня Романова по красоте не уступают Охониным Бровям. Под камнем есть подземный ручей –вынырок.

От Романова камня мы совершили небольшой поход (6 км) к Шитиковым островам до камня Зимник и далее до бойца Охонины Брови. Пляжи Чусовой перед  Зимником с мелкозернистым песочком - шикарные, не хуже крымских. В лесу над скалами повсюду были видны обгрызенные пни и стволы деревьев - следы деятельности бобров.

Изумительные каменные дуги Бровей - будто сросшиеся на переносице Охони, "боевой отецкой дочери" - девушки "красоты нездешней". Брови являются мировым эталоном осадочных пород среднего девона. Его на этих скалах выделил и описал геолог Б.П. Марковский в 1946 году.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ (27.08.16): Д. Романова – с. Сулём – бывшее с. Илим, камень Илимский (17 км)

Утро подарило нам незабываемые картины Романовского плёса, по которому Чусовая, как по проспекту, уходит к подножию горы Старухи. Ели отражались в зеркале воды с хлопьями пены, будто шёл снег. Романов камень скрывался в дымке тумана. Нас ждал другой камень – Илимский.

Выехав обратно на сулёмскую дорогу, мы спустились с Романовой горы к мосту через реку Сулём (7 км). Река Сулём – одна из красивейших горных рек Урала. По ней шла Русская дорога к Верх-Тагильской слободе. Первые уральские таможни, в их числе заставы на Русской дороге, просуществовали до 1763 года. На память осталось лишь название речки Таможки в окрестностях села Сулём.

В Сулёме в тот день праздновали День Села. У памятника, построенного П.И.Гилёвым, соорудили деревянную эстраду, шли приготовления. Мы проехали через село и выехали через 5 км на запад к мосту через Чусовую, между бойцами Тюриком и Журавликом. Дорога после моста шла по склонам горы Головашки, над чудесным Илимским плёсом и вскоре привела нас к часовне у камня Илимского. Часовня установлена на месте, где стоял Троицкий храм в селе Илим. Первое поселение здесь могло возникнуть в 1636 году.

Село Илим было крупным волостным центром, к которому относились окрестные деревни: Романова, Волегова, Мартьянова, Сулём и Кашка. Здесь была судоверфь, выпускавшая до 115 барок на сплав железных караванов.
В момент приезда внезапно началась сильная гроза, после которой над Чусовой раскинулась двойная радуга!
Мы перешли ледяную речку Илимку вброд близ её устья и поднялись к подножию Илимского камня, осмотрели каменный пятиугольный форт Илимской пристани. Каменных пристаней на Чусовой всего было две – здесь и в селе Кын.

Вверх по отрогам Илимского камня вела "тропа орнитологов" – так мы назвали тропинку, которая на самой вершине горы закончилась у стволов корабельных сосен. Высоко, на их кронах качались ... гнёзда, к которым подлетали большие птицы (крупнее обычных орлов).

С горы мы спустились к скалам по правому берегу Илимки. Возвращаясь вдоль речки, мы обнаружили остатки Илимской плотины. На берегу нам попался камень с древней окаменелостью, частью моллюска.
Вечер прошёл в прогулках по горе Головашки с незабываемыми видами на красавицу Чусовую и Илимское урочище. Ночью, под звёздным небом, мы наслаждались душистым чаем, которым нас угостили местные рыбаки.

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ (28.08.16). К. Илимский – к. Пленичный – с. Сулём – д. Волегова (13 км)

Решающий день. Фишка маршрута в том, чтобы пробиться от села Сулём по заброшенной дороге к бывшей деревне Волеговой, а оттуда выйти к д. Мартьяновой.
На пути к селу Сулём мы свернули с илимской дороги к плёсу перед Журавлиным Горлом, напротив камня Пленичного. Его каменные гроздья ниспадали с вершины к реке.

Вернувшись к дороге, мы проехали до моста и остановились на Веркином лугу. Мы пробрались по моховым борам на склоны 80-метрового бойца Пленичного и на его вершины. Красота! Мост и Веркин Луг, Веркин Камень (Журавлик), дальние просторы и хребты – всё было как на ладони. Под нами качались на ветру верхушки пихт.

Проехав к Старой Деревне (верхняя часть Сулёма), мы оказались на длинном сулёмском плёсе, напротив Деревни Заречной. Пара журавлей улетала к Журавлиному Горлу. У берега паслись кобылицы с жеребятами. Один дом на ул. Гагарина нам особенно понравился своими голубыми наличниками. Мы разговорились с его обитателями и сделали снимок всей семьи на память.

Наш путь к деревне Волеговой (7 км) начался с подъёма на высокий луг. Когда Чусовая и крыши домов скрылись из виду, мы вошли в Царь-Лес. Спустившись к Большой Речке, мы начали подъём в гору (368 м), которая обрывается в Чусовую камнем Ёршик. Дорога по её вершинам была утоптана копытами лосей. Из-под колёс неожиданно взлетали не то куропатки, не то рябчики.

Опасаясь встречи с волками, мы обрадовались, когда вышли из лесу к Чусовой, на волеговские просторы. В этот момент вдруг сломались стойки багажника и велорюкзак до стоянки "ехал" на раме.
Отведав водицы из ручья близ камня Волегова, мы прошли в водоступах по реке до стоянки напротив бойца Гребни. Это череда высоченных скал-ножей. Они, будто каменные книги Чусовой, выдаются вертикальными пластами из высокого берега.
Едва мы  успели поставить палатку, как начался ливень, который лил до утра.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ (29.08.16): Походы по окрестностям деревни Волеговой (12 км)

 Хмурым утром мы отправились бродить по Волегову Полю. Деревня Волегова появилась близ устья реки Волеговки в 1701 году, когда Строгановы переселили сюда первые семьи крепостных. В полях видны "курганы" от обвалившихся домов, где-то сиротливо стоят воротные столбы – всё, что осталось от деревни. В 90-х годах была ферма, но и её не стало.

Сохранившийся плетень ведёт к берегу Волеговки. На воде мы увидели небольшую птичку в красивом осеннем наряде – плавунчика. Волеговка, упираясь в земляной вал, образует перед устьем небольшой пруд. В пруду заметили ондатру. Как только погода наладилась, мы форсировали Чусовую вброд и двинулись навстречу мечте – прочесть "каменные книги Чусовой".

И да, мы стояли прямо на Волеговых Гребнях!
Было ощущение, что Река Теснин, пробиваясь по Каменному Поясу, просто раздвинула камни!
Перед нами были Волегово Поле и пруд под шапкой небес с вечными облаками. Священная Чуоси была прекрасна! Она просматривалась с Гребней от бойца Пещерного до устья Волеговки.

Волеговский плёс дал имя здешним местам. У древних коми "виль-йог", "воль-ег" ("волег") – означало "речное плёсо". С Гребней мы спустились в заречную часть д.Волеговой и прогулялись к бойцам Лысану и Бойцу (Копне).
Мы провожали этот день на моховых склонах бойца Лужаечного, на уступах бойца Пещерного.

На плёсе беспокоился о чём-то чибис, взмахивая чёрно-белыми крыльями. На вечернюю охоту вылетел полевой лунь, высматривая добычу на бреющем полёте..
Волеговские просторы сложно забыть. Они настолько потрясающи, что будоражат воображение и зовут вернуться снова в те места.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ (30.08.16): Деревня Волегова – д. Мартьянова - ст. Сабик (42 км)

Ночью вызвездило, палатка заиндевела.
Светало. Первые лучи окрасили каменные Гребни. Над рекой стоял густой туман, трава в полях была в инее. Лето кончилось.

Полевой лунь снова был на охоте. Соколы-сапсаны над Гребнями устроили учебные воздушные бои, обучая подрастающее поколение. Мы прощались с деревней Волеговой.
На юг к осени в предрассветном часу пролетают стаи уток.

Нас ждала долгая дорога домой, тоже на юг. Сначала по лесовозной дороге мы проехали 7 км до деревни Мартьяновой. Проводить гружёные велосипеды по висячему мартьяновскому мостику – то ещё приключение!

Дальше были бесконечные километры по шалинскому тракту. Запомнились золотые поля с комбайнами под голубым небом у села Чусового.
На поезд мы не успевали. На реке Утке у станции Уткинский  Завод немного отдохнули. К вечеру въехали на станцию Сабик. Последняя электричка, ночь, огни большого города…

Я спросил у сына:
- Как тебе кажется, сколько дней мы были на Чусовой?
- Вечность.