344 День ВМФ СССР 29 июля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

344. День ВМФ СССР. 29 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Каттегат. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Воскресенье, 29 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 18.0°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:06, заход солнца – 20:41 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 85%, Давление 754 мм. рт. ст. Скорость ветра - 2 м/с.

День Военно-Морского Флота СССР в 70-х и 80-х годах XX века воспринимался нами как профессиональный праздник военных моряков, однако официально это был памятный день в Вооружённых Силах СССР. В День ВМФ СССР отмечали праздник все, кто находился на БС и на боевой вахте, в боевом или учбеном походе, кто находился в военно-морской базе, стоял в доке или на ремонте в заводе, все те, кто служил срочную службу на флоте, все офицеры и мичманы в запасе, в отставке, ветераны ВМФ, преподаватель и курсанты военно-морских училищ, все, кто связан с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, ветераны-военморы Великой Отечественной войны и Вооружённых Сил. День ВМФ отмечают как свой праздник учащиеся и курсанты Морских школ ДОСААФ, кружки юных моряков и многие люди, ощущающие свою причастность или связь с ВМФ СССР.

День Военно-Морского Флота в Советском Союзе был установлен Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКПб от 22 июня 1939 года на 24 июля ежегодно. Вот конкретная формулировка этого постановления: «В целях мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Союза ССР и стоящих перед ним задач установить День Военно-Морского Флота Союза ССР». На стенде-плакате, посвящённом празднику День ВМФ, я воспроизвёл реквизиты этого постановления и текст. 24 июля 1973 года был вторник и БПК "Свирепый" в этот день стоял на боевом дежурстве на якорной стоянке напротив двух куполов Скагенской радиолокационной станции с северной стороны мыса Скаген в водах пролива Скагеррак (ждали прихода танкера СМТ "Шексна"). День был "рабочий", пресной воды для праздничной бани и постирушки не было, поэтому командиры БПК "Свирепый" решили принять от танкера СМТ "Шексна" топливо и пресную воду, помыть в баньке экипаж корабля, перейти на южную якорную стоянку в спокойные воды пролива Каттегат и отпраздновать День ВМФ в воскресенье 29 июля 1973 года, а в субботу произвести большую предпраздничную приборку. Так мы и сделали.

Я спрашивал заместителя командира корабля по политической части капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина о причине переноса празднования Дня ВМФ с 24-го на 29-е июля и он сказал, что такова практика, потому что это очень удобно: последнее воскресенье июля, как правило, жаркий погожий день лета, у всех праздничное настроение, в субботу большая приборка и баня, короче, так удобнее. Вот и на крейсере управления "Жданов" 5-й ОПЭСК в Средиземном море в эти дни тоже готовились к празднованию Дня ВМФ в воскресенье 29 июля 1973 года.

Во вторник 24 июля 1973 года КРУ "Жданов" в 00.00 находился на переходе морем в порт Порт-Саид (Египет) в одиночном плавании под флагом командира 5-ой ОПЭСК ВМФ СССР. В среду 25 июля 1973 года в 09.08 крейсер вошёл в территориальные воды Арабской Республики Египет (АРЕ) и на корабле подняли государственный флаг АРЕ. В четверг 26 июля 1973 года КРУ "Жданов" в 01:00 под флагом командира 5-ой эскадры ВМФ стоял на якоре и бочках №6 во внутренней акватории Порт-Саида непосредственно вблизи от красивого здания Администрации канала порта. В пятницу 27 июля 1973 года КРУ "Жданов" в 17:25 вышел из территориальных вод АРЕ и спустил флаг АРЕ. В субботу 28 июля 1973 года КРУ "Жданов" вышел с внешнего рейда Порт-Саида в открытое Средиземное море и отправился в залив Кенаис в отдельном плавании под флагом командира 5-ой эскадры ВМФ СССР. В воскресенье 29 июля 1973 года в 00:00 КРУ "Жданов" встал на якорь в точке №13 в заливе Кенаис и в 09:03 29 июля 1973 года командир 5-ой эскадры ВМФ контр-адмирал Волобуев Е.И. на РК-856 начал обход кораблей на рейде якорной стоянки для поздравления экипажей с днем ВМФ СССР.

Сегодня во всех военно-морских базах ВМФ СССР парады кораблей, командующие флотами и флотилией на катерах обходят корабли, стоящие на рейде, приветствуют экипажи, а моряки браво кричат во всё горло традиционное "Ура! Ура! Ура-а-а!". На берегу в портовых городах-базах: Ленинград, Севастополь, Мурманск, Владивосток и других сейчас парады войск гарнизона, народные гуляния, концерты, праздничные застолья. Чествуют ветеранов флота и моряков-ветеранов морской пехоты, славят и награждают военных корабелов, учёных, инженеров и конструкторов, преподавателей военно-морских училищ, жён и вдов моряков. День ВМФ - это ещё и память о всех, кто сейчас в море на вахте и... гауптвахте.

Обычно праздник День ВМФ начинается с торжественного построения личного состава кораблей и частей и ритуала подъёма на кораблях военно-морского флага, гюйса и флагов расцвечивания (сигнальных флагов). На Балтийском, Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах, а также Каспийской флотилии сегодня проходят военные парады, торжественные собрания личного состава экипажей кораблей и частей, традиционные флотские военно-спортивные состязания. В гости к морякам приезжают советские артисты, писатели поэты, агитбригады флотов и художественная самодеятельность шефских предприятий. Высшее командование ВМФ СССР поздравляет и наиболее отличившихся награждает государственными наградами, внеочередными воинскими званиями, памятными подарками, правительственными грамотами и благодарностями. День ВМФ, как правило, завершается праздничными мероприятиями, концертами, показом кинофильмов, а также салютом. Кстати, в День ВМФ только моряки Черноморского флота надевают парадную форму одежды с белыми брюками...

Наш первый День ВМФ на БС (боевой службе), то есть вдали от родины на боевом корабле в непосредственной близости от баз и средств поражения "вероятного противника", тоже был боевым, относительно скромным, настороженным, боеготовым, но всё же, по-настоящему праздничным. 34 года тому назад в 1939 году примерно таким же боевым был самый первый День ВМФ, о котором рассказал в своих мемуарах Народный комиссар военно-морского флота СССР (1939-1946) Николай Герасимович Кузнецов - в дальнейшем Военно-морской Министр (1951-1953) и Главнокомандующий ВМФ СССР, Герой Советского Союза (1945), член ЦК ВКП (б) в 1939-1956 гг., депутат Верховного Совета СССР 2-го и 4-го созывов, Адмирал Флота Советского Союза 1950-1980-е годы. Вот как это было... (Цитатное изложение воспоминаний Н.Г. Кузнецова по источнику: Вопросы истории, № 6, Июнь 1969, C. 130-134).

"Впервые мысль о необходимости учреждения Дня Военно-Морского Флота была высказана во время первомайского парада на Красной площади в 1939 году. Когда шеренги курсантов Ленинградского военно-морского училища имени М.В. Фрунзе проходили мимо трибуны Мавзолея (на Красной площади в Москве - автор), мне представилась возможность завести об этом разговор с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным. "Неплохо было бы ввести День Военно-Морского Флота и широко отмечать его", - высказал я свою мысль (до этого ежегодно 1 Мая на флотах корабли, расцвеченные флагами, выстраивались для парада; но эти торжества проводились лишь в нескольких приморских городах - Кронштадте, Севастополе, Владивостоке). Однако ответа тогда не получил. Возможно, в ближайшее время я не стал бы вновь поднимать этот вопрос, но А.А. Жданов вскоре позвонил мне и, сославшись на указание И. В. Сталина, рекомендовал, не теряя времени, внести конкретное предложение. Я был весьма обрадован этим".

Справка: Андрей Александрович Жданов (родился 14 (26) февраля 1896, Мариуполь, Российская империя, ныне Донецкая область, Украина — умер 31 августа 1948, санаторий «Валдай», Новгородская область, РСФСР, СССР) - советский партийный и государственный деятель. Член Политбюро ЦК ВКП (б) с 1939 года (кандидат с 1935 года), с 1934 года секретарь ЦК ВКП (б) и член Оргбюро ЦК ВКП (б), член ЦК ВКП (б) с 1930 года (кандидат с 1925 года). Генерал-полковник (18 июня 1944). Член ВЦИК и ЦИК СССР, депутат Верховного Совета СССР 1-2 созывов, делегат IX, XII и XIII съездов РКП(б), XIV, XV, XVI, XVII и XVIII съездов ВКП(б). Первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) (1934-1945).

"Лето 1939 г. выдалось жаркое. Накалилась и международная обстановка. Гитлер бряцал оружием. Развитие событий на мировой арене со всей остротой ставило вопрос об укреплении нашего могущества не только на суше и в воздухе, но и на море. 30 декабря 1937 г. был создан Наркомат ВМФ СССР, а затем рассмотрена большая судостроительная программа. Партия привлекла к флоту внимание не только правительственных органов, но и широких масс населения. Наиболее крупные вопросы решались на Главном военном совете ВМФ, остальные - в текущем порядке. В апреле 1939 г. меня назначили наркомом ВМФ СССР, ближайшими моими помощниками тогда были начальник Главного морского штаба Л.М. Галлер, первый заместитель наркома И.С. Исаков и начальник Политического управления ВМФ И.В. Рогов. С ними я и обсуждал все возникавшие проблемы. Особенно много приходилось мне работать вместе со Львом Михайловичем Галлером. Этот человек всего себя полностью посвящал службе; иным я его не помню. Старый, холостяк, он и недолгие часы своего отдыха проводил в служебном кабинете. За делами нечасто возникал разговор на приватные темы. Да и вообще-то он неохотно пускался в такого рода беседы. Стоило только затронуть вопрос, касающийся его лично, как он немедленно старался переменить тему.

В один из майских вечеров 1939 г., когда официальный доклад Л.М. Галлера был закончен, я, как более молодой моряк, стал расспрашивать его, старого балтийца, о том, как он участвовал в подавлении мятежа на Красной Горке в 1919 г., и о других событиях суровых лет иностранной военной интервенции и гражданской войны. Потом снова перешли к текущим служебным делам. Зашел разговор и о Дне Военно-Морского Флота. Л.М. Галлер, как мне казалось, сомневался в том, что этот праздник будет введен в скором времени. Я же старался убедить его, что дело это не новое. Ведь советские моряки фактически уже отмечают свой День Флота. Еще будучи курсантом училища, я наблюдал, как корабли, выстроенные на Большом Кронштадтском рейде, с музыкой принимали гостей, прибывавших из Ленинграда. Развлечения, вроде шлюпочных учений, гонок и гуляний на берегу, затягивались тогда до позднего вечера.

Слушая меня, Лев Михайлович, очевидно, продумывал свои конкретные предложения по существу вопроса. Возражений с его стороны не было. Речь шла лишь о том, как наиболее убедительно мотивировать правительству просьбу моряков. "Разрешите переговорить с И.С. Исаковым", - сказал Галлер, как нередко бывало, когда вопросы выходили за рамки Главного морского штаба (ГМШ). Через три дня у меня на столе уже лежал проект доклада о том, что в целях пропаганды среди населения идеи строительства сильного морского и океанского флота мы просим Советское правительство учредить День Военно-Морского Флота. К тому времени был подобран и некоторый справочный материал. Мы полагали, что такой вопрос едва ли может пройти без специального обсуждения и личного вызова наркома в Кремль. Поэтому были заранее собраны необходимые сведения из истории русского флота. Оказалось, что в дореволюционной России морских праздников было немало, но все они носили иной характер. Еще при Петре I была установлена традиция по случаю побед на море или на суше выстраивать корабли на Неве; "пальбой из всех пушек" отмечались рождение наследника и коронация Екатерины I. Однако единого общегосударственного праздника флот тогда не имел. Не было его и в более поздние времена. К празднованию какой-нибудь "знаменательной" даты из жизни царской семьи или пребывания "августейшего" лица на флоте приурочивалось сосредоточение кораблей на рейдах с подъемом штандарта и салютами. После Великой Октябрьской социалистической революции все государственные праздники в нашей стране приобрели иной, истинно народный характер. Замечательной иллюстрацией тому явилось, в частности, учреждение Дня Красной Армии.

В первые же годы после Великого Октября стало ясно, что молодое Советское государство, находившееся в капиталистическом окружении, нуждается не только в сильной сухопутной армии, но и а боеспособном Военно-Морском Флоте. На X съезде партии в 1921 г. было принято решение о возрождении и укреплении Красного Военного Флота. Далее в связи с соответствующим решением ЦК РКП(б) с 15 по 22 января 1923 г. в СССР была проведена "Неделя Красного Флота": состоялись многолюдные митинги и собрания, на которых говорилось о жизни нашего флота, об организации ему всенародной помощи. Кроме того, проводились трудовые субботники и сборы денежных средств. Мне не удалось установить, какая сумма в целом была тогда собрана. Один любопытный документ свидетельствует, что комсомольцы Петрограда собрали и передали Балтфлоту около 400 тыс. руб. денег, свыше 1500 аршин сукна, 1100 пудов мыла, 500 пудов соли, 1750 пар ботинок и 1000 пар белья. Казалось бы, немного, стоит ли вообще об этом говорить? Но сегодняшняя молодежь должна знать, с чего мы начинали и каких успехов затем достигли в развитии всех отраслей хозяйства, в том числе и в строительстве флота.

Материалы в ЦК ВКП(б) были представлены, и решением СНК СССР от 23 июня 1939 г. был учрежден День Военно-Морского Флота. Время проведения праздника нам было предложено определить самим. Мы выбрали июль, месяц с наиболее устойчивой погодой. Даже Северный флот в это время может рассчитывать на теплый день, что весьма важно для проведения праздника на воде. На Севере в мае и даже в начале июня еще случаются снегопады с холодными ветрами. Бывало, приедет поздней весной или в начале лета в белом кителе не искушенный службой на Баренцевом море командир, и встречает его Кольский залив такой снежной пургой, что впору надевать шинель и зимнюю шапку. "Это вам не Севастополь", - шутили в таком случае северяне и не без гордости рассказывали о тяжелых условиях работы. Да и мне самому приходилось наблюдать, как даже в июле - августе где-нибудь в Иоканге на северных склонах гор лежит прошлогодний снег, которому так и не суждено будет растаять до новой зимы.

Да и для Тихоокеанского флота, рассуждали мы, июль самый подходящий месяц. Там, в северных широтах этого необъятного морского театра, в мае - начале июня еще прохладно, а во Владивостоке, главной военно-морской базе флота, хотя и тепло, но часто случаются туманы. Они плотной, сырой и густой массой забивают все бухты и распространяются на побережье. Лишь в конце июня - июле наступает отличная погода, которая удерживается до октября - ноября. Менее всего зависим от погоды и времени года Севастополь. Бухта здесь никогда не замерзает. Правда, в течение двух-трех зимних месяцев здесь иногда бывает похолодание, выпадает снег или не на шутку заштормит. Но в марте уже наступает весна. При всем этом и здесь летом более благоприятные условия, чем зимой. В июне - июле все соединения не только заканчивают ремонт кораблей, но и успевают совершить ряд плаваний. В полном блеске, в соответствии с флотскими традициями чистоты и порядка, корабли занимают свои места в Северной и Южной бухтах Севастополя.

На Балтике (в частности в Кронштадте) с ее капризной погодой самым надежным месяцем тоже является июль. Это наиболее теплое и спокойное время года. Да и флот к середине лета успевает обучить новое пополнение. Таким образом, появляется возможность собраться на парад в полной готовности. Поэтому все сошлись на том, что лучше всего этот праздник отмечать в июле, в последнюю неделю месяца. Не беда, что его нельзя увязать с какой-нибудь знаменательной датой из героического прошлого флота, - сам День Военно-Морского Флота станет со временем традиционным.

На очередном докладе в Кремле я рассказал о том, как мы представляем себе празднование Дня флота. По нашему мнению, День Военно-Морского Флота должен отмечаться на всех флотах и флотилиях показом достижений в боевой и политической подготовке и парадами кораблей, с широким привлечением к торжествам гражданского населения. "Собственно, мы думаем целую неделю посвятить активной пропаганде для привлечения внимания страны к флоту", - сказал я и тут же встретил вопросительные взгляды. "Так вы, что, целую неделю собираетесь праздновать?" - не без иронии заметил кто-то из присутствовавших. Я попытался разъяснить, что установленный День ВМФ, по нашему предположению, должен быть один, причем воскресный, но подготовку к нему мы думаем начинать за неделю и даже раньше. И.В. Сталин, как обычно, ходивший около стола и только изредка останавливавшийся, чтобы подписать ту или иную бумагу, вытащил из кармана брюк часы с цепочкой, взглянул на них и спросил: "Какой же день вы предлагаете?" При обсуждении этого вопроса возникли известные трудности. Перебрали несколько вариантов, чтобы не мешать другим мероприятиям, и, наконец, самым подходящим сочли первое воскресенье после 22 июля.

Времени для подготовки празднования Дня Военно-Морского Флота в 1939 г. оставалось немного. Нужно было спешить: Главный морской штаб торопился дать все нужные указания, а на местах незамедлительно взялись за реализацию постановления правительства. Первый День ВМФ приходился на воскресенье 24 июля. Нужно было установить порядок празднования в центре и на местах. ГМШ во главе с Л.М. Галлером готовил указания флотам, а Политическое управление и его начальник И.В. Рогов начали развертывать соответствующую партийно-политическую работу среди личного состава и привлекать внимание широких слоев населения к флоту. Праздник всюду прошел с большим подъемом. Раньше всех торжественно подняли свои кормовые флаги и флаги расцвечивания корабли Тихоокеанского флота во Владивостоке. В проливе Босфор Восточный в две кильватерные колонны выстроились эсминцы и подводные лодки. Заняли свои места командиры и матросы на кораблях в ожидании катера командующего под трехзвёздным флагом на грот-мачте. Ровно в 8 часов утра члены Военного совета начали объезжать строй кораблей, поднялись на флагманский корабль, и командующий флотом И С. Юмашев произнес поздравительную речь. По бухтам Владивостока раскатилось громкое "Ура!". Длинной колонной выстроились береговые части, в торжественном марше прошедшие затем перед принимающим парад.

На Балтийском море в 1939 г. у нас был самый крупный флот. На Большом и Малом Кронштадтском рейдах, вдоль Морского канала, выстроились линкоры и другие надводные и подводные корабли. День выдался солнечный и жаркий. Редкие высокие облака медленно плыли над рейдом, не предвещая резкого ухудшения погоды в ближайшие сутки. Точно в назначенный час катер, на борту которого находилось командование Балтийского флота, партийное и советское руководство города Ленина и области, отошел от Петровской пристани. В это время с мостика флагманского корабля горнист заиграл "Большой сбор". Этот сигнал тотчас был повторен на всех крупных кораблях и длинным пронзительным свистком - на малых. Все пришло в движение. Не прошло и двух-трех минут, как личный состав выстроился на верхних палубах и по команде "Смирно!" замер в ожидании катера. Старый балтиец, но молодой командующий В. Ф. Трибуц с большим мегафоном в руках приветствовал личный состав каждого корабля в отдельности, а в ответ неслось по рейду громкое, раскатистое "Ура!", поднимая настроение всех участников и наблюдателей этой торжественной церемонии. "Ну, а как вы намерены отметить День флота в Ленинграде?" - спросил меня незадолго до праздника первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) А.А. Жданов, который в то время был членом Главного военного совета ВМФ. Нам хотелось больше внимания уделить празднованию в Ленинграде, но крупные корабли мы еще не решались тогда поднимать вверх по реке. Только несколькими годами позже балтийцы приняли за правило посылать крейсера и эсминцы в Ленинград, проводя их через мосты лейтенанта Шмидта и Дворцовый. Но и в 1939 г. Ленинград все же торжественно отметил День Военно- Морского Флота. С утра на набережных было много народу. В назначенный час катер с принимающим парад прошел около кораблей и поздравил личный состав. Корабли, расцвеченные флагами, с выстроенным на их палубах личным составом представляли привлекательное зрелище. А вечером, когда иллюминация зажглась на кораблях, тысячи горожан собрались на широких набережных и долго не расходились по домам.

На Чёрном море еще за неделю до праздника корабли собрались в Севастополе. Красивое зрелище всегда представляла собой Северная бухта со стоявшими в ней крупными кораблями. У Минной пристани ошвартовались эсминцы, а в глубине Южной бухты встали подводные лодки. Севастополь - поистине город моряков. Жизнь населения здесь неотделима от жизни флота. Поэтому День ВМФ приобретал особо подчеркнутый характер всенародного праздника. Вот почему наряжаются не только корабли, но и улицы, Приморский и Исторический бульвары, водная станция, а главное, готовятся буквально все, от мала до велика, отметить этот день. Еще накануне корабли и береговые учреждения флота приняли праздничный вид. Торжественным заседанием военных моряков с партийными и советскими организациями (как и в других военно-морских базах), на котором были подведены итоги проделанной работы и намечены дальнейшие пути повышения боеспособности флота, по сути дела, начался праздник. Рано утром 24 июля весь город был уже на ногах. Все стремились занять удобные места для наблюдения за парадом.

В День ВМФ за пять минут до подъёма флага на кораблях играется "Большой сбор" и команды быстро выстраиваются в указанной форме одежды. В Севастополе, как правило, личный состав бывает во всем белом, от ботинок до чехла на бескозырке; на Балтике - чаще в белых форменках, но при чёрных брюках, а на Северном флоте считают за благо, если удастся снять бушлаты и одеться по "форме номер три", то есть надеть темно-синие фланелевые рубахи и фуражки с белыми чехлами. Сначала на мачте штаба флота, а затем и на кораблях поднимается красно-белый флаг "Щ", более известный на флоте как "исполнительный". Его поднимают не до самой реи, а лишь до половины мачты. Этот сигнал подается примерно за пять минут до отдачи приказа флагмана. Когда до момента выполнения приказа остается одна минута, "исполнительный" поднимается "до места", что означает своего рода "товсь". Но вот флаг стремительно опускается вниз - приказ отдан.

В Севастополе в День Военно-Морского Флота это произошло в 8 часов. В этот момент на всех кораблях одновременно были подняты кормовые флаги и флаги расцвечивания, а личный состав замер по стойке "смирно", повернувшись лицом к флагу-знамени. В назначенный час катер командующего отошел от Графской пристани и направился к кораблям. Замерли шеренги моряков; громким "Ура!" отвечают они на приветствие и поздравление. От одного корабля к другому переходит нарядный катер командующего флотом Ф.С. Октябрьского; из одной бухты в другую следует он, пока не обойдет все соединения флота. Затем состоялся торжественный марш моряков, выстроенных для этой цели в колонны на берегу. Парад заканчивается, но народные гулянья в парках и на бульварах продолжались до позднего вечера.

В конце июля даже на суровом Севере - в Мурманске и Полярном - становится относительно тепло. В День ВМФ эсминцы, сторожевики и подводные лодки выстроились в Кольском заливе в ожидании командующего флотом В.П. Дрозда с членами Военсовета. Команды построены на расцвеченных флагами кораблях. У всех приподнятое, торжественное настроение. Северный флот в 1939 г. был еще совсем молодым, ему исполнилось всего лишь пять лет. Но за это короткое время он добился заметных успехов, о которых и рапортовал Родине.

Широко был отмечен День Военно-Морского Флота и в Москве. В Зелёном театре Центрального парка культуры и отдыха имени А. М. Горького прошло торжественное собрание представителей трудящихся города и военнослужащих. Затем выступили лучшие артисты московских театров. А в парке состоялось многотысячное гулянье москвичей. В Химках, на Москве-реке, организовали водный праздник. Но он, откровенно говоря, не очень удался. Что можно показать на этой крохотной акватории? Чтобы посмотреть морской парад, нужно ехать в Ленинград, где на широкой и глубокой Неве могут пройти все типы кораблей, вплоть до самых крупных, а еще лучше побывать в Кронштадте или Севастополе.

Вместе с военными моряками первый День Военно-Морского Флота праздновали работники судостроительной промышленности, моряки торгового флота и речники. У них было достаточно оснований считать достижения в строительстве и развитии ВМФ в большой степени и своим делом. С судостроителями мы всегда были тесно связаны. Сколько труда и времени приходится затрачивать рабочим и инженерам, прежде чем корабль поднимет флаг и займет свое место в составе флота!

Мне запомнился такой эпизод. В 1954 г. в Ленинграде, как всегда, отмечался День Военно-Морского Флота. На Неве выстроились различные корабли. На праздничный парад было приглашено много работников судостроительной промышленности. В кают- компании одного из крейсеров устроили обед, на котором в числе других гостей присутствовал тогдашний министр судостроительной промышленности И.И. Носенко и директора ряда крупных заводов. Один из них, подняв тост, начал с того, что напомнил нам, военным морякам, сколько сил и труда вложили рабочие и инженеры судостроительного завода в создание этого боевого корабля. Я выступил с ответным словом и заверил его, что мы воздаем должное рабочим, инженерам и техникам - судостроителям, знаем, что многим обязаны им, и никогда не забываем этого.

Торговые моряки связаны общей судьбой с военными моряками. Одни призваны обслуживать наше народное хозяйство, другие - обеспечивать наш мирный труд. Те и другие сроднились с морем, им знакомы его капризы и опасности, и тем и другим дорога их нелегкая служба. Так бывает в мирное время. В дни же военных невзгод торговые и военные моряки тоже вместе, в едином боевом строю борются против врага. У всех нас свежи в памяти боевые подвиги торговых моряков в дни Великой Отечественной войны. Кто не знает, например, как небольшой ледокол "Сибиряков" вступил в неравный бой с немецким линкором "Шеер" в холодных водах Арктики в 1942 г. и до конца оборонялся своими двумя 100-мм орудиями? Он решительно отклонил предложение о сдаче и пошел ко дну, когда сопротивляться стало уже невозможно. Таких примеров можно привести множество. Торговые моряки воевали вместе с нашими военно-морскими флотами, а речники - вместе с речными флотилиями. Так было на Днепре и Волге, Дунае и Амуре. Поэтому в День Военно-Морского Флота судостроители, торговые моряки и речники были не только желанными гостями на боевых кораблях, но и сами с полным правом торжественно отмечали этот день.

В 1940 г. День Военно-Морского Флота отмечался во второй раз. В то время казалось, что СССР еще в течение нескольких лет сможет остаться в стороне от войны. Но не прошло и года, как началась Великая Отечественная война. Огромные усилия пришлось приложить советскому народу, прежде чем он обратил вспять измотанного и разбитого врага. Большинство наших военно-морских баз только к 1944 г. было освобождено, и корабли сумели вернуться в Севастополь, Одессу и Таллин. Однако отмечать наш праздник тогда было еще не время. Зато в 1945 г. этот день совпал с проводимой в Потсдаме конференцией стран-победительниц. Правда, еще была впереди война с Японией, но окончательный исход ее не оставлял в то время никаких сомнений. Мы были готовы выполнить свои обязательства перед союзниками на востоке, и Тихоокеанский флот, отмечая День ВМФ, еще раз проверял свою полную боевую готовность.

Памятным остался приказ Верховного Главнокомандующего летом 1945 г. по случаю Дня Военно-Морского Флота. Когда в июле в Потсдаме собрались лидеры правительств СССР, США и Англии и в старом дворце Цецилиенгоф парка Сан-Суси за круглым столом уселись три делегации, чтобы решить возникшие после капитуляции фашистской Германии проблемы, на повестке дня встал и вопрос о Японии, которая отвергла предложение о капитуляции, посланное ей из Потсдама, и собралась всевать "до последней возможности". В силу этого Советский Союз, согласно решению Ялтинской конференции, должен был выступить против Японии. Мне предстояло сразу после возвращения из Германии отправиться на Дальний Восток. Но вот 20 июля, в самый разгар Потсдамской конференции, мне поручили издать за своей подписью приказ о праздновании Дня Военно-Морского Флота. Однако я полагал, что в той обстановке правильнее было обнародовать этот приказ не за подписью наркома, а за подписью Верховного Главнокомандующего, дав в нем оценку действиям флотов в годы войны с фашистской Германией. Подготовкой такого проекта приказа занялся присутствовавший в Потсдаме тогдашний начальник Главного морского штаба адмирал С. Г. Кучеров. Самым сложным оказалась оценочная часть приказа. После обсуждения было решено предложить формулировку, согласно которой наш флот в годы Великой Отечественной войны "до конца выполнил свой долг перед Родиной". На следующий день я представил приказ И. В. Сталину на подпись. Он несколько задержался на том месте, где давалась оценка действиям флота, но не сделал ни одного замечания или поправки. Приказ был издан. С флотов поступали сведения о том, с каким одобрением и энтузиазмом воспринял его весь личный состав. Празднование нашего дня на флотах в 1945 г. прошло с исключительным подъемом.

После Великой Отечественной воины в полной мере сохранилась возможность снова ежегодно отмечать День Военно-Морского Флота. Чем мощнее и современнее становится наш флот, тем внушительнее и торжественнее отмечается этот праздник. Уже спустя несколько лет после Великой Отечественной войны флот получил принципиально новое оружие, а затем и новые двигатели. Ракеты с атомными боеголовками и атомный двигатель на кораблях произвели революцию в военном деле вообще, на флоте в частности. Каждый год появлялись новые классы и типы кораблей, а кое-где, например, и атомные подводные лодки. Они больше своих предшественниц. Но не в этом их принципиальное отличие: эти подводные корабли могут месяцами не всплывать на поверхность и находиться практически неограниченное количество времени вдали от своей береговой или плавучей базы. Таким лодкам уже не нужно во время атаки приближаться к кораблям противника на расстояние торпедного залпа: они имеют ракетно-ядерное оружие и могут наносить удары как по морским, так и по береговым целям на большом удалении от них. Да и надводные корабли с каждым годом изменяются. Они стали сравнительно небольшого размера, но, вооруженные ракетами, обладают несравненно более мощной силой, чем старые крейсеры и даже линкоры. В этом заключается современная техническая революция в военно-морском деле.

Но если и старая техника была без людей мертва, то новая с ее сложнейшими вычислительными машинами и приборами потребовала от всего личного состава, а в первую очередь от офицеров и адмиралов исключительно больших знаний. С революцией в военно-морской технике изменилось и содержанке всех флотских учении, а это не могло не отразиться и на праздновании Дня ВМФ. Личный состав флота к своему празднику подводит итоги освоения сложной техники и демонстрирует неколебимую готовность выполнить все задачи, которые поставила перед ним Родина".

Вот в таком духе и настроении готовились к празднику "День ВМФ" и моряки БПК "Свирепый". Готовился я, мои друзья-годки, наш замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, офицеры и мичманы, командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, второй командир капитан 2 ранга М.В. Суханов, старшие офицеры и флагманские специалисты Балтийского флота, но вдруг новость ошеломила меня и моих друзей - бразды правления по празднованию Дня ВМФ взял в свои руки старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Николай Валерьянович Протопопов...

Фотоиллюстрация: 29 июля 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Якорная стоянка у мыса Скаген. БПК "Свирепый". На фото: Празднование первого Дня ВМФ 24 июля 1939 года в Севастополе на кораблях Черноморского флота. От 1973 года это событие отделяло 34 года назад. 29 июля 1973 года мы чувствовали себя точно так же, как моряки линкора "Парижская Коммуна" - радостно, с ликованием, гордо, достойно и по-хорошему "зло", ведь мы же были военные моряки, военморы, балтийцы, а вокруг нас были наши "вероятные противники" - ВМС США и НАТО. Запомните эту фотографию и этого моряка-черноморца, ныряющего "ласточкой" в море...