Чернышевский современен...

Сергей Сиротин
Чернышевский современен…
Лекции для…

1. Николай Гаврилович Чернышевский (1828 -1889гг.) почти одновременно с другим революционным демократом Н.А. Добролюбовым стал вводить в эстетику категории идейности и народности искусства, включив их в состав основных категорий науки, содержащей антиномии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного, а также пошлого.
Осенью 1853 года произошла встреча с Некрасовым, редактором «Современника», который с большим интересом и доверием отнёсся к молодому критику. С этого момента журнал стал делом жизни Чернышевского. В этот же период он возобновил работу над диссертацией, тема которой привлекла его ещё в студенческие годы и называлась «Эстетические отношения искусства и действительности» Молодой исследователь, что литература, во всех своих проявлениях играет существенную роль в жизни и развитии общества, поэтому захотел разобраться, в каких соотношениях и взаимозависимостях находится искусство и действительность. Диссертация была завершена, но почти 2 года автор добивался защиты, наконец в мае 1855 года она защищалась им при огромном стечении студенческой молодёжи. Теория Чернышевского по своей сути и направленности была материалистична с новыми, революционными по тому времени выводами…
В центр исследования автор поставил вопрос о соотношении повседневности и возникающего в её недрах искусства. Чернышевский настаивает на том, что художественное творчество напрямую зависит от реалий действительности. Источником прекрасного он считает саму жизнь во всех её проявлениях и отмечает, что никогда ни картина, ни фотография не передадут красоты живой природа, наблюдаемой человеком, тем более они не передадут сложности и событийности реальной жизни – всё это он отдавал на откуп литературе, как одному из самых всеохватывающих и всепроникающих видов искусства. А основой красоты автор считает индивидуальность в разных её проявлениях. Кроме того, он под этим подразумевает и личностное особое, единичное восприятие жизни художником, но обязательно отражающее так или иначе отражение происходящего в реальности. Из понимания красоты как проявления индивидуальности вытекает и понимание её как истинной полноты жизни, т.е. красота только тогда впечатляет, когда воспринимается в лучшем её проявлении, в своей высшей точке, когда, тогда по Чернышевскому красота – идеальна и жизненна, а поэтому все категории прекрасного должны соотноситься с жизнью. Особенностью же, привнесённой в эстетическое поле осознания явлений искусства, является то, что, оценивая эстетическую сущность красоты, автор ставит её полноту в зависимость от отношения к дефиниции труда и жизненных задач, решаемых им, а также специально поднимает вопрос об отношение к роли женщины в той или иной социальной группе.
Исследователь первым сформулировал соотношения, которые стали основой нового понимания соотношения реальности и эстетического восприятия, считая, что порочный, дурной, нетрудовой образ жизни объективно порождает дурной эстетический вкус. Ко всему этому относя пьянство, восхищение дракой, грубой силой, победой над слабым, считая их, по сути, антиэстетическими категориями…
Чернышевский говорит о материальной обусловленности идеалов: так крестьянин формулирует свой идеал хорошей жизни, как жизнь, свободную от принудительного и бесполезного труда, от голода, холода и других «прелестей» подневольного состояния. Он считает, это аристократ понимает идеал жизни, как освобождение от всякого труда, как единственно возможный. Аристократ мечтает о карьере, роскоши жилища, одежды, стола, стремясь к сильным и острым ощущениям.
Как диалектик Н.Г. Чернышевский, что красота не только социальна, но и изменчива: «…красота каждого поколения существует и должна существовать для самого этого поколения; и нисколько не нарушает гармонии, нисколько не противоречит эстетическим потребностям этого поколения; если она увядает вместе с поколением – у последующего будет своя, новая, и жаловаться тут некому и не на что…»
Он считал каждое поколение создаёт красоту, отвечающую духу и реалиям времени, социальному устройству, общественной и нравственной сути каждой отдельной личности, представляющей собой квинтэссенцию поколения.
Автор диссертации считает, что художник никогда не добьётся в своём произведении адекватной передачи действительной жизни, хотя к объективным показателям реальности он относит и саму деятельность любого поэта писателя, считая субъективность творчества малозначимым фактором, в чём и состояла суть его спора с коллегами по изучению эстетики искусства. Спор Чернышевского о сути искусства продолжается и сегодня…
Эстетика (с греческого -чувствующий) – это наука о закономерностях творческого освоения мира человеком, о сущности и формах творчества, создаваемого по законам красоты.

2. Свои теоретические выводы Чернышевский воплотил и романе «Что делать», где проявил в полной мере идейно-эстетические взгляды и надежды революционных демократов…
Анализировавший роман А.П. Скафтымов писал: «Вся сумма философии романа, весь смысл его фигур обнимает  некую энциклопедию общепсихологических, этических и социальных принципов, указывающих определённые правила жизни»
Роман свой Н.Г. Чернышевский создал в камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости за 4 месяца, с4 декабря 1862 года по 14 апреля 1863 года. Целью романа стало – научить жить научить социальным изменениям, революционному служению. Это и определило композицию романа, его тип, композицию, стилистику, поэтому и не подошёл бы ему никакой иной, кроме философского.
Философский роман – это произведение, излагающее содержание философского характера, принявшее форму образного повествования в целях большей доходчивости и убедительности живости и популярности определённых идей.
В России подобные произведения писали до Чернышевского и после его романа такие писатели: В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Николай Гаврилович по сути специально снизил философскую планку своего произведения, так как открыто ставил в романе конкретные политические цели, поэтому его произведение приняло черты социально-философского романа – это возникает тогда, когда мысли, идеи, которых автор делает главными героями, движут сюжетное действие, а персонажи являются лишь выразителями или иллюстрацией этих идей, проверяемых автором на социальных явлениях, проистекающих в недрах реального социально-экономического состояния общества.
В основу романа Чернышевского заложена так называемая, очень приглянувшаяся революционным демократам «теория разумного эгоизма». Автор, пытаясь заинтересовать и заинтриговать читателя строит свой роман как детективное произведение, предваряя само повествование разговором с «проницательным читателем», т. е. с человеком «казённого мышления». Начинается повествование нарочито авантюрной главой «Дурак», переходящей затем в социально-бытовой рассказ о семье Веры Павловны. Роман «Что делать» тенденциозен, публицистичен и автор не скрывает этого, считая, что именно таким и должно быть произведение, написанное революционером для продвижения своих идей. Сам Чернышевский, продвигая мысли о «разумном эгоизме», стремился показать, что только на путях неразрывного слияния общественных интересов с личными возможно воплощение подлинного личного счастья отдельного человека.
На первый взгляд, содержание произведения не отличается сложностью и, если судить по сюжету, можно подумать, что на фоне социально-бытового антуража главным для автора является модный и животрепещущий вопрос женской эмансипации, равенства возможностей мужчины и женщины в обществе, чему служат и заголовки глав: «Первая любовь», «Законный брак», «Замужество и вторая любовь». Но основной смысл, ради которого и затеян весь семейно-суфражистский сыр-бор, сконцентрирован в четырёх снах главной героини и выделяющейся из всего текста главе «Особенный человек». Для автора главным было – показать проблески революционности в обществе, элементы строительства и формы нового «счастливого для всех общества» и изобразить людей, которые приведут Россию к новому порядку жизни, т.е. к «перемене декораций», а для этого и были использованы приёмы жанра утопии…
Итак, каково же будущее в представлении героев Н.Г. Чернышевского, его «новые люди» и «особенный человек» Рахметов, работающий на это будущее. Г.В. Плеханов, признанный первым русским марксистом, писал по поводу романа Чернышевского: «Многие произведения искусства не только воспроизводят жизнь, а ещё объясняют нам её, почему и служат для нас учебником жизни…»
Сам Чернышевский, когда работал над своим произведением, конечно же, имел ввиду роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и критические высказывания о его главном герое, поэтому его персонажи так полемически заострены на будущее, так деятельны и деловиты в подготовке будущего. Николай Гаврилович и не скрывал того, что хотел показать настоящее лицо новых людей с их особенной моралью, с их стремлениями и надеждами, со всей сложностью их внутреннего мира. Он попытался изобразить их схватку с «допотопными людьми» на поле нравственно-этического противостояния с обществом, пережившим себя в своей крепостнической сути. Это уже не борьба отцов и детей, а столкновение разных социальных сил. Таких героев, как Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, а тем более Рахметов русская литература ещё не знала. Они противостоят не только всему отжившему, но и в эстетическом плане всей галерее лучших героев русской дворянской литературы. Герои писателя – реальная растущая сила, представленная разночинной интеллигенцией, которую подпирали средние слои нарождающейся русской буржуазии. Разночинцы несли в своём сознании освободительные идеи 60-х годов. Каждый герой Чернышевского несёт в себе определённый элемент эгоизма, который и стал стержневой идеей романа. Его персонажи проговаривают основную идею романа: «Моё благо – счастье большинства. Моя выгода – выгода общая». Это их жизненное кредо. Герои романа видят личное счастье в труде на общее благо, их объединяет стремление сделать свободными, счастливыми, радостными. Всех их объединяет ненависть к миру праздной роскоши, деспотизму и невежеству, в любых формах проявления. Теория «разумного эгоизма», по мнению Чернышевского, давала героям произведения основу, фундамент для активной, разумной и революционной морали. Их оптимизм опирается на веру в грядущее торжество революционных идей, и они осознают себя непосредственными участниками грядущей победы революции. В.И. Ленин, который как бы воплотил идеи революции в жизнь писал: «…Но Чернышевский был не только социалистом-утопистом. Он был революционным демократом, он умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя через препоны и рогатки цензуры идею крестьянской революции, идею борьбы за свержение всех старых властей».
Герои Чернышевского стали символами для многих поколений молодых, которые заставляли следовать их примеру, ибо это был положительный идеал в ближайшей перспективе развития общества. У героев писателя были прототипы: доктор П.И. Боков, один из близких друзей Чернышевского, в годы студенчества готовил к экзаменам М.А. Обручеву, которая чтобы выйти из-под семейного гнёта пошла на фиктивный брак с ним. Потом семья познакомилась с начинающим физиологом Сеченовым, дружба Боковой и Сеченова переросла в любовь, доктор Боков самоустранился, сохранив хорошие отношения с обоими…
Идея романа о социальном переустройстве жизни людей, всего общества проявляется в репликах героев, в их видении будущего. Они понимают, что будущее – это результат их труда, их деятельности – и прообразом нового являются мастерские, организованные Верой Павловной, отношения понимания и теплоты между действующими лицами, картины будущего из 4-го сна главной героини.
Но будущее надо приближать, за него необходимо бороться, поэтому такие герои, как Лопухов и Кирсанов уходят на 2-ой план, а в повествовании всё чаще мелькают упоминания о некоем Рахметове – это он будет одним из главных борцов за будущее, поэтому он готовит себя к трудностям и опасностям этой борьбы, он «особенный» и его ждут суровые испытания. Чернышевский в главе «Особенный человек» пишет: «Я знаю о Рахметове больше, чем говорю…»
Образ этого героя несколько таинственен и смутен, поведение его порой загадочно и непонятно, но «истинные читатели», по задумке и мнению автора романа, догадывались о настоящей подоплеке его странных исчезновений и особых знакомств…
Роман с его новым «особенным» героем Рахметовым и стал тем самым «учебником жизни» для нового поколения российских революционеров, о чём и упоминал Г.В. Плеханов…

С.М. Серотян