Я Пиросмани

Темур Табатадзе
    Я Пиросмани
- Эй! Ты кто такой, что прилег на землю в подвале?
- Неужели не узнал? Я Пиросманашвили ... Никала Пиросмани! ... Меня даже во Франции знают.
- Во Франции?
- Что ты так удивился? Я художник, художник души.
- Ну и будь, вставай не простудись!
- От чего простужусь?  Не видишь, как величественно солнце!
- Где ты увидел солнце в этом подвале?
- Вот – среди гор, какие изумительные краски! ... Эй, кто там есть, дай мне кисть, я хочу нарисовать солнце!  Огромное солнце! ... Заходящее солнце!
- Заходящее, Никала?
- Что ты удивился, благославенный, да заходящее, разве оно снова не засверкает?
  - Да, засверкает, но никто не знает для кого.
- Для кого засверкает, для того и нарисую, солнце потому и заходит, что бы снова взойти - в этом его величие!
- Если ты можешь рисовать, себе нарисуй, для чего надо другому твое нарисованное солнце?
 - Эх! Тогда, для кого я рисовал?
 - Для всех, кто этого  просил, в стакане водки возмущал  ..дремлющего на кисти ангела.’’
- Ангел сам возмущал мою душу, стакан водки был только причиной, я же не мог за рисунки взять деньги.
- Почему, лишние были?
- Кто ты такой? Встань сюда на свет! ... Как я мог продать за деньги душу?!
-  Не продавал, потому и замучил меня, Неужели не узнаёшь? ... Я тоже Никала!
-  Какой Никала?
 - Пиросмани!
- Тогда, кто я?
- Ты тоже Никала, не суетись.
- Я единственный, один! ... Что ты пристраиваешся к моей жизни, если так хотел, помог бы мне, вместе потянули бы лямку, вместе прошли бы эту мучительную жизнь!
- Я не пристраиваюсь, что за завидная жизнь была у тебя.
- Тогда что тебе нужно,   почему не скажешь прямо?
 - Имя, Никала! ... Имя! ... Мы вместе шли под этим небом, я плотью, а ты душой, потому и была наша жизнь такой ... раздвоенной.
-  Если мы были единым, зачем ты мучал меня? Когда зазвонил колокол, тогда вспомнил обо мне? ... Мне уже никто не нужен ... Никто!
- Неужели никто?
 - ?!
- Зато ты нужен всем!
- Это ложь, Я тоже не нужен никому!
  - Не думай так,  ,,рыбаку в красной рубахе,’’ нужен,  ,,одинокому оленю,’’  нужен,   ,,пасхальной овечке , ‘’ нужен ... твоей Родине! ... Вечности! ... Эх! Ты не знаешЬ, что такое бессмертие! ...
- Не смеши, я знаю бессмертие, потому и сказал, что мне никто не нужен ... ухожу, закончил свой путь.
- Нет, Никала! это я, твоя плоть закончила жизнь, а ты сейчас начинаешь её ... По великому пути, к великому свету.
- Этого лучше меня никто не знает!
- Тогда не серчай на людей, что не жили так, как ты хотел.
- Люди не знали, какой путь я выбрал, это только знали я и творец. 
 - Только ты и творец? ... Тогда почему люди надсмехались над тобой и иногда жалели тебя?
- Зря жалели меня!
- Это не была жалость,
_ А что было?
 - Не передать словами!
- Пусть будет так!
- Нет! Я должен сказать, не простят поколения.
- Тогда говори, благословенный! Может лучше чем не сказать!
- Безпечность! ... Не увидели в тебе великого художника!
- Да! ... Это я знал! ... Уже призывает всевышний! ...
- Никала!
- Великий путь привёл к храму.
- Не хочешь увидеть актрису Маргалиту?
- Почему воскресил во мне боль?
- Может чегото не додал ей?
 - Что я мог ещё сделать, мы вместе войдём в бессмертие.
- Если бы я сначала знал, какая у тебя душа?
 - Что бы ты сделал?
 - Не знаю, может подругому прожили бы.
- Подругому не смогли бы, плоть и душа потребовали бы своего.
- Никала! ... Эй, Никала, открой глаза!
- Хоть бы увидеть мою Марго!
- Почему ты её так ищешь? Ведь она не любила тебя?
 - Это неправда! ...  Знаю, что любила, людей стеснялась, посмеялись бы: почему полюбила бедного художника.
- Любовь и стыд разве совместимы?
 - Этого ты не поймёшь!
  - Если бы любила, сказала бы тебе, оповестила бы весь мир.
- Сказала! Перед расставанием открылась, подарила белого голубя, вот сидит на плече.
- Никала! ...
- Я ухожу, правдиво жил на этом свете!
- Эй, Никала! Почему смотришь ввысь? ...
 .... Эх, представился, бедный! ... Для чего ты пришёл и что унёс туда, Никала?!
- - - - - - - - - - - - - - - - - -
Никала Пиросманашвили умер под лестницей в подвале.