Казус Бэнкси

Людмила Перцевая
В начале нынешнего октября на аукционе Sotheby;s произошел неописуемый случай. Торговалась картина известного ...анонима Бэнкси «Девочка с шаром». Первоначальная цена в 250 тысяч долларов в ходе яростных торгов была превышена почти в шесть раз! Но после того, как счастливчик отбил всех конкурентов, и молоток аукциониста простучал свое "Продано!" на цифре 1,04 миллиона фунтов стерлингов (1,4 миллиона долларов), случилось нечто неслыханное. Раздался характерный звук, заработал встроенный в раму шредер (измельчитель бумаги), ножи поползли по шедевральному полотну, рассекая его на тонкие полоски. Надо было видеть лица всех находящихся в зале! Поскольку на тех торгах 5 октября полотно Бэнкси было последним лотом, самоуничтожение "Девочки на шаре" шло под аккомпанемент сигнализации. Правда, распластана картина была не до конца, где-то на середине режущий инструмент замер, но все равно эффект превзошел все ожидания!
Самое поразительное, что коллекционер, так щедро заплативший за шедевр, хоть и был удивлен, но - от лота не отказался! Знатоки уверяют, что он теперь стоит еще больше. На мой взгляд, коллекционера надули, уверяя, что выставленный лот - произведение живописи. Продавался, разумеется, аттракцион, свидетелем которого были сторонние зрители, сам приобретатель упустил зрелище, так как торговался в зале его посредник. Кажется, и сотрудники Sotheby;s не были предупреждены о грядущем сюрпризе, во всяком случае, на лицах у них был неподдельный ужас!
Однако чуть позже, когда выяснилось, что приобретатель не отказывается от лота, они с важностью заявили, что "...сталкиваются с подобной акцией впервые, а этот инцидент мгновенно вошел в мировую историю искусства".
Добавлю от себя, что историю искусства уже просто распирает от подобных фокусов, хотя последний мне определенно понравился. Поясню, почему.
Я совсем не случайно употребила в самом начале дикое сочетание "известный аноним". Этого Бэнкси никто в глаза не видел, личность его не установлена, но при этом он считается одним из самых ярких представителей мирового стрит-арта.
Пишут, что Бэнкси родился в 1974 году в Бристоле, а граффити стал заниматься в конце 1990-х. Яркий талант и остросоциальные темы, которые он выбирал для рисунков, быстро сделали его популярным не только в Англии, но и во всем мире. Есть версия, что под псевдонимом скрывается выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем. А журналист Крейг Уильямс, в свою очередь, предположил, что Бэнкси — это участник культовой трип-хоп-группы Massive Attack Роберт Дель Ная, так как характерные граффити появляются в тех местах, где группа дает концерты. Кроме того, по мнению журналиста, объем работ позволяет предположить, что за псевдонимом стоит не один человек, а несколько. Плодотворно работает! Ну, неважно, один тут художник или целая группа, но за творениями под кодовой кликухой Бэнкси коллекционеры ведут азартную охоту: говорят, граффити вырубают прямо в бетоне! Продают картины, вроде этой "Девочки с шаром" (не путать со знаменитой "Девочкой на шаре" Пикассо!), воруют друг у друга, хвалятся приобретением.
Несмотря на то, что художник творит инкогнито и никто не может подтвердить, что все приписываемое ему под маркой Бэнкси - дело одних рук, слава растет!
Этим летом в Москве проходила первая в России выставка Бэнкси. На ней было выставлено около ста экспонатов, в том числе оригинальные работы, 3d-объекты, редкие принты и фотографии, кроме того, можно было увидеть уникальное мультимедийное шоу. Все эти экспонаты были застрахованы - внимание! - на 10 млн.фунтов стерлингов. Интерес к выставке еще больше вырос, после того, как в аккаунте художника в Instagram (у него есть "синяя галочка" — метка верификации) появилась реплика об этой экспозиции. Бэнкси заявил, что к выставке отношения не имеет, но... не может посчитать сам факт выставки смешным. Понимай, как знаешь! То ли под модным брендом выставили случайно собранный хлам, то ли тут и вправду шедевры, которые тянут на 10 миллионов!
Ажиотаж коллекционеров и галеристов вокруг творений современных деятелей изобразительного искусства в этом казусе Бэнкси достиг апогея. Естественно, над ним следовало посмеяться самым безжалостным образом, кромсая шедевр шредером. Конечно, сделано это остроумно и бестрепетно, со знанием того, что полотно, испачканное акриловыми красками, ничего другого и не заслуживает. Но упоение толмачей-искусствоведов всяческих акций и инсталляций собой и своими подопечными художниками столь велико и так коммерциализировано, что их уже ничем не проймешь. Как говорят в народе, им плюй в глаза - всё божья роса! Послушайте, как солидно звучит: "У нас представлены исключительно авторизованные работы — никаких кусков стен, вандально вырезанных против воли Бэнкси. Все работы имеют сертификаты подлинности. Привезти его работы в Москву, тем более на центральную площадку, согласовать 70-метровые баннеры на несколько месяцев, убедить коллекционеров в том, что работы вернутся обратно, было очень нелегко. И мы очень рады, что нам это удалось", — говорит продюсер Александр Начкебия.
Сейчас выставка "Бэнкси: гений или вандал?" проходит в Петербурге. На ней представлены 68 работ, которые можно будет увидеть до 5 ноября. Спешите насладиться!