Огонь и свет теософской литературы гл. 6

Ольга Крубер-Федорова
ИСТИНА И МАЙЯ В ТЕОСОФИИ

 Эзотерическая Философия Учит Мудрости, а не
 Иллюзии;  и Символы не Должны Восприниматься Буквально

 «Свет – хладный пламень, и пламень – огонь,
и огонь рождает тепло,  воду производящее,
 – воду жизни в Великой Матери».

 (Е.П. Блаватская 1)

 Теософия смотрит на слова как на сакральные инструменты.  Они часто несут огонь и свет, чтобы помочь нам постигнуть мудрость непосредственно самим.  Поэтому необходимо исследовать фактические значения слов.
 Неразумное употребление, например, слова «майя» весьма опасно.
 Оно легко вводит в заблуждение.  Но осознанная опасность является учителем.  Понимая это, мы обретаем более широкий и глубокий взгляд на вещи.

 Санскритское слово «майя» буквально означает «иллюзию», и относится к вселенной и к природе, как мы ее знаем на нашей планете.
 Теософский словарь (издание Theosophy Co.) добавляет:

 «В индуистской философии только то, что неизменно и вечно,
 называется реальностью».

 Эта аксиома, если её правильно понять, не ставит человека  в безнадежную ситуацию, когда можно было бы думать, что «поскольку все

1 «Тайная Доктрина», Том 1, станца III, шлока 9.

является иллюзией, было бы хорошо вводить в заблуждение себя и других».

Отнюдь нет.

 Закон кармы вечен и неизменен, и поэтому реален.  И мы можем познавать кармический закон.  Мы можем его изучать и осознавать, мы видим, как он работает в нашей жизни и в окружающей нас природе.  Три закона Ньютона являются аспектами закона кармы.  Реинкарнация является одним из его аспектов, а другими – закон циклов, закон симметрии и т. д.
 
Адепты, Посвященные и Махатмы подчиняются приливам и отливам, или действиям закона кармы.  Они прекрасно понимают абсолютный Закон
 справедливости, который управляет вселенной, и сотрудничают с ним.
 
Поскольку мы не только знаем, но и можем сами постепенно удостоверяться в том, что все управляется Единым Законом, мысль о том, что вселенная
 и природа могут быть иллюзией, противоречит здравому смыслу.  Вселенная не виновата, если люди обманывают себя. Вселенная есть истина в движении.  И она движется согласно Закону.
 
В сказание о Будде Майя является именем матери Гаутамы.  Мать – это символ самоотверженной любви.  Родство и  любовь движет природой и ее обитателями, и любовь неотделима от истины.  Природа является лишь иллюзорной согласно своим внешним аспектам или восприятию людей, которые не могут понять Закона равновесия и симметрии, безмолвно управляющего ими и их действиями, и всем, что окружает их.
 
Предположим, однако, что мы на мгновение полностью оставили этот Закон, и сказали, что «только непостижимый Абсолют есть реальность, а все остальное – иллюзия».
 
В этом случае мы должны честно признать тот факт, что такое понятие
 принимается нами только понаслышке, поскольку наши умственные способности совсем далеки от Абсолюта.

Кто-нибудь когда-либо навещал Абсолюта и по возвращении сказал, что «только Абсолют реален»?  И какие свидетельства могут быть у такого человека?

Поэтическую фразу об «иллюзии» можно принимать по традиции.
 В этом случае, однако, мы не думаем ни о чем таком, что понимается в буквальном смысле с точки зрения нашего собственного знания.
 С философской точки зрения фраза, что «мы живем в иллюзии», должна пониматься символически, фактически означая, что «мы живем в постоянно обновляющейся реальности».  Иначе она хуже, чем бесполезная и абсолютная чепуха.
 
Каждый цикл пространства-времени имеет свою собственную поддающуюся проверке реальность или уровни реальности.  Вселенная не является однолинейной.  Для начала она семерична, и каждый из её семи уровней также является семеричным, и так далее.  Вселенная включает бесконечное число кармических линий семеричной эволюции, каждая из которых имеет свои разнообразные графики и циклы.  Поэтому существует множество реальностей, все они находятся в вечном диалоге и тесно связаны законом.
 
Также полезно исследовать слово «реальность».  Оно произошло от
 латинского слова «res», что означает «вещь», так что слово «республика», например, означает «общественная вещь».
 
Фраза «только Абсолют реален» состоит из противоречивых слов и является абсурдом, если понимать её буквально, поскольку она означает
 «только Абсолют – вещь».  Хорошо известно, что Абсолют не может быть ни вещью, ни объектом.  Абсолют намного превосходит любые «res».  Он
 превосходит любую «реальность» или «состояние вещей».  О нём нельзя размышлять. Необоснованным предположением будет фраза, что только Абсолют истинен и реален.  Слово «только» означает разделение или исключительность; никто не может сказать, что Абсолют отделен от вселенной.
 
Так как истина и закон универсальны, они повсюду, и мы
 может научиться воспринимать их сами.
 
Люди окружены вещами, объективными и субъективными.
 Они окружены реалиями.  Если оставить в стороне санскритские поэтические выражения, то мы можем нечто лучшее предложить вместо слов: наша реальность есть «иллюзия».
 
Лучше сказать, что наша реальность динамична; что она изменяется; что она циклична и, следовательно, непостоянна в своих внешних действиях.
Она вполне реальна, хотя и в рамках своих эволюционирующих пространствах-временах и циклах.
 
Каждое живое существо существует и действует в своей собственной «индивидуализированной реальности» или в «состоянии-вещей» до известной степени.  Каждое живое существо также разделяет степени реальности или реалий со всеми другими существами и классами существ.  Комар и человек живут в разных реальностях, в разных пространствах-временах, но они могут взаимодействовать.  В «Протоколах Ложи Блаватской» (изд. Теософия) и в «Комментариях к Тайной Доктрине» (Фонд I.S.I.S.), Е.П.  Блаватская рассказывает об интеллекте муравьев.  Хотя муравьи очень интеллектуальны, их пространственно-временная реальность значительно отличается от пространства-времени людей.  Муравьям бесполезно говорить, что наше человеческое пространство-время является иллюзией.  Оно – другое.  Человеку бесполезно говорить, что пространство-время муравейника с его агрессивными привычками и навыками является «иллюзией», когда ему приходится ходить осторожно, чтобы не наступить на него.  Пространство-время муравейника не является иллюзией;  оно отличается от нашего пространства-времени, но оба могут взаимодействовать различными способами.
 
Так же, как существует неопределённое количество муравейников на нашей планете, также существует неопределённое количество вселенных, вместе с неопределённым количеством пралай и манвантар в безграничной Продолжительности.
 
Живя в своей динамичной реальности или изменяющемся состоянии
 вещей, каждое существо во вселенной может продвинуться к теософии, которую можно назвать знанием безграничных аспектов жизни.  Такое знание не приобретается сновидениями о том, что мы живем «в иллюзии».  Сон иллюзий привел бы нас к жизни безответственных медиумов.  Прогресс в сторону теософии осуществляется путем продвижения от меньших кругов и циклов известной реальности к более широким и крупным кругам и циклам, постепенно постигая что-то из Безграничного Абстрактного Пространства, свободного от обычных циклов, и с которым наше Высшее Я находится в совершенном согласии и гармония уже многие эпохи.
 
Теософию можно понять с помощью правильного, скромного
 восприятия Единого закона, а также через сотрудничество с ним,
 насколько возможно, во всех аспектах повседневной жизни.  Такую «стратегию» можно называть вселенской этикой, или еще – долгом.  Её также можно назвать мудростью или самопознанием.  Однако сама она находится за пределами каких-либо названий.  Если мы достаточно скромны, достаточно терпеливы и достаточно смелы, мы можем продвинуться по пути к её живому пламени.