Успех профессиональной коммуникации

Инна Силенок
Каким бы видом деятельности мы не занимались, мы имеем дело с профессиональной коммуникацией. И чем выше мы поднимаемся по карьерной лестнице, чем более серьезные ставим перед собой задачи, чем большего хотим достичь как специалисты, тем большее значение профессиональная коммуникация имеет для нашего успеха. Принято считать, что существуют коммуникативные профессии, то есть профессии типа «человек-человек», а есть профессии, где мы имеем дело с природой, машинами и механизмами, искусством (музыка, живопись, скульптура), или со знаками (чертежами, схемами, картами и т.д.).
При этом в коммуникацию приходится вступать и тем, чья работа не является разновидностью профессии «человек-человек». И успешность в любом виде деятельности определяется коммуникативными навыками, умением строить отношения, потому что, всегда, на любом предприятии есть еще кроме вас люди, с ними нужно договариваться, взаимодействовать, работать в команде. Даже если вы – дизайнеры и весь рабочий день делаете на компьютере эскизные проекты, вам нужно понять, чего хочет клиент, что может поставить мебельный салон, как объяснить прорабу то, что вы разработали, и т.д. А если вы работаете на заводе, то вы в любом случае зависите от остальных членов бригады, бригадира, работников других цехов. И продвигаться вверх по карьерной лестнице, прежде всего, будет тот, кто сможет не только лучше всех выполнять план и выпускать продукцию без брака, но и сумеет наладить лучше всех коммуникацию с коллегами. Получается, что профессиональный успех - это в большой степени успех профессиональной коммуникации. И тогда важно понять из чего успех коммуникации складывается.
Можно сказать, что на успех профессиональной коммуникации влияют следующие факторы:
1. Знание предмета, который будет изложен в основной части (товара, материала лекции, текста доклада, ситуации на предприятии, которой посвящена планерка и т.д.);
2. Понимание цели коммуникации и использование коммуникативных инструментов, соответствующих поставленной цели;
3. Раппорт с участниками профессиональной коммуникации;
4. Коммуникативная чувствительность и гибкость;
5. Состояние успеха;
6. Правильно выстроенная структура коммуникации;
7. Соответствие Вашего имиджа цели коммуникации и ситуации (участникам);
8. Навык привлекать и удерживать внимание;
9. Умение работать с возражениями
10. Удовольствие от общения.
Также важным аспектом профессиональной коммуникации является взаимодействие с партнером по коммуникации в ситуации, когда у вас разные интересы, и особенно тогда, когда эти интересы сталкиваются и вступают в противоречие. По определению это – конфликт. Не всегда это проявляется как открытый и тем более бурный конфликт, но даже если конфликт протекает в скрытой форме, это приводит к ухудшению отношений и эмоциональному выгоранию, а также к напряжению в рабочей атмосфере. Если мы умеем разрешать конфликтные ситуации и делать оппонента партнером, то нас называют мастерами коммуникации.
Если мы умеем легко выбирать успешное состояние для решения производственных задач, то мы становимся успешными в профессии и неуклонно двигаемся вверх по карьерной лестнице. Если мы получаем удовольствие от работы, то мы не устаем в конце рабочего дня, и у нас хватает энергии и хорошего настроения на семью и друзей. Получается, что мастерство профессиональной коммуникации определяет не только успех в карьере, но и счастье, как бы мы его для себя не определяли.