Гл. II И это все о нем. Первые шаги

Евгений Кошелев
 
      Итак начиная с этой статьи, мы, вместе с тобой мой читатель, проживем эту трагическую историю одного человека, пожертвовавшего своею жизнью во имя свободы, равенства, благополучия  крестьянства в обществе того времени. На основе документальных фактов, описанных в произведениях, как его собственных детей, так и исследователей, я хочу проследить, как росли дворянские дети, в том числе маленький Саша Радищев, какое они получали образование, и как повлияло на Радищева раннее нахождение при царском дворе и учеба за границей.

***
   Родовое имение писателя находится в селе село Верхнее Аблязово Кузнецкого уезда Саратовской губернии.  Здесь он родился 31 августа 1749 года в семье богатого помещика Николая Афанасьевича Радищева. Отец имел отличное по тем временам образование: он знал языки, богословие, историю и увлекался сельским хозяйством. Мать Радищева, Фекла Степановна урожденная в девичестве Аргамакова, происходила из старинного дворянского рода. Семья была многодетной, у Саши было 6 братьев и 4 сестры.
  В память о писателе А. Н. Радищеве в селе 28.10. 1945 года в здании бывшей земской школы открылся Государственный музей А. Н. Радищева, а уже в 1952 году 11 декабря село Верхнее Аблязово переименовывают в село Радищево Пензенской области. Село находится недалеко от Кузнецка, на расстоянии 12 км, и расположено на обоих берегах речки Тютнярь.

   Интересно, что земля ранее принадлежала служилым людям братьям Ивану и Петру Назаровым. Она «лежала впусте». И ее в 1703 году указом Петра I, получает прадед  Радищева по материнской линии Г. А. Аблязов «за многою службу отца Афанасия Аблязова». Афанасий Радищев, будучи на службе у Петра I дослужился до чина бригадира (генерал).  На этих  землях и появилось селение Верхнее Аблязово.

  В 1746 году село в качестве приданного дочери Г. А. Аблязова  перешло к Н. А. Радищеву, отцу писателя. Николай Афанасьевич неплохо относился к своим крестьянам. И во время событий Пугачевского восстания, крестьяне уберегли многодетную семью барина, спрятав ее в ближнем Смоленском овраге, а малолетних детей сохранили в своих семьях. Так утверждают местные историки.

   А вот детство маленького Саши проходило в отцовском  селе Немцове  Боровского уезда Калужской губернии. Это село ранее принадлежало деду писателя по отцовской линии, после смерти, которого оно по наследству перешло отцу Николаю Афанасьевичу. Дети росли в окружении крепостной детворы, за маленьким Александром был приставлен дядька, скорее всего крепостной, Петр Мамонтов.

   Отец старался дать старшему сыну приличное образование и обучал его самостоятельно сразу нескольким языкам – французскому, польскому, немецкому и даже латыни. Русской грамоте обучал в основном по псалтырю, он был очень набожным человеком. Это потом скажется и на судьбе его внуков от писателя.  Когда Александру было шесть лет, ему наняли француза-гувернера, но вскоре от него отказались. Ведь беглый солдат не мог дать ребенку хороших знаний.

***
    Для продолжения образования в 1756 году родители отправляют его в Москву к дяде, Михаилу Федоровичу Аргамакову. Его родственник был недавно назначен директором, только что открывшегося Московского университета. Маленький Радищев воспитывался и учился вместе с детьми Аргамаковых в дворянской гимназии при Московском университете. Уроки им давали лучшие профессора университета.
 
***
  Во времена торжеств в Москве по случаю коронования императрицы Екатерины II 25 ноября  1762 года Радищева «пожаловали в пажи». Скорее всего, этому способствовали его влиятельные родственники. 13-и летний юноша так поступил в Пажеский корпус г. Петербурга. Царский двор Екатерины только в начале 1764 года возвращается из Москвы в северную столицу. А вместе с ним и пажи, в том числе и «новопожалованный» А. Н. Радищев. По указанию  императрицы для Пажеского корпуса приобретается двухэтажный  каменный дом Амосова на углу Мойки и Зимней канавки.  До 1766 года Александр проживал в столице, учась в корпусе и выполняя обязанности пажа при Екатерине, дежуря в царском дворце.
  Здесь он подружился со своими сверстниками, одним из которых был Алексей Михайлович Кутузов. С ним он жил в одной комнате.

***
   Здесь следует рассказать об обучении в Пажеском Его Императорского Величества корпусе, так как при собирании информации об А. Н. Радищеве, я столкнулся с пренебрежительным отзывом отдельных авторов об этом заведении. Они считали его  как заведение по подготовке слуг для царского двора. Но на самом деле это закрытое элитное заведение было создано при императрице Елизавете Петровне в 1755 году. Цель его было согласно указа: « дабы те пажи через то к постоянству и пристойному разуму и благородным поступкам наивяще преуспевали и от того учтивыми, приятными и во всем совершенными себя показать могли, как христианский закон и честная их природа повелевает». Обстоятельно об этом пишут авторы Хазин О. А., Григорьев А. Б. в произведении «Пажеский Его Императорского Величества корпус» изданное в 2004 году. Императрица Екатерина II для совершенствования образования в  корпусе привлекла  академика Г. Ф. Миллера по составлению учебной программы. Пажей обучали иностранным языкам, геометрии, географии, фортификации, истории, русской грамматике и словесности и «прочему, тому, что необходимо для честного дворянина». Большой честью и привилегией считалось возведение пажа в придворный чин камер-пажа. Они несли службу при императрице Екатерине II и княгинях во время балов, торжественных обедах, официальных церемониях и других мероприятиях, где их присутствие обязательно по протоколу.
 
 Выпускниками этого корпуса были такие известные лица, как король Сербии Александр I, Н. Н. Муравьев - Амурский, П. А. Кропоткин, А. А. Брусилов.

***
   В 1767 году по указанию Екатерины II 12 молодых юношей  были отправлены за границу на обучение, в их числе был и молодой Радищев. Императрица Екатерина II хотела дать молодежи, будущей интеллигенции России заграничное образование, чтобы в дальнейшем эта молодежь могла приносить пользу своему Отечеству.
 
   Она составляет инструкцию для молодых людей, где подробно описывает свои наставления по обязательному обучению, а также указывает, что «прочим наукам обучаться всякому по произволению». То есть дала право на изучение интересующимся студентам наук.

  В годы обучения в Лейпцигском университете (1767 -1771 г. г.) студенты изучали французский, немецкий, латинский, юриспруденцию, философию.  Кроме юридических наук по своему «произволению» молодой Радищев занимается естествознанием, химией, медициной: изучая терапию, хирургию и фармакологию. Позднее он изучит языки английский и ятальянский. Познания медицины впоследствии ему помогали в практической жизни, находясь в ссылке. Практически он прошел курс медицинского образования  университета. И как, утверждают, его сверстники, «он учился столь серьезно, что мог выдержать экзамен на врача». Так его сын Павел вспоминает, что отец лечил местное население и у него это хорошо получалось.

   Здесь я хочу внести немного ясности. Изучая источники о А. Н. Радищеве, я не нашел подтверждения о его полном медицинском образовании, несмотря на утверждения некоторых авторов.

***
 
  Большое влияние на его внутренний мир оказал его старший товарищ по учебе за границей в Лейпцигском университете Федор Васильевич Ушаков. Он попал в группу будущих студентов, отправляемых за границу в последний момент. Этот 19-летний юноша оставил выгодное место службы ради получения знаний. Он выделялся среди своих сверстников и вскоре был для них авторитетом. Ф.Ушакова назначили старостой группы, он руководил их чтением, внушал друзьям нравственные убеждения. Вместе они росли на современных произведениях французских либеральных авторов.

   На содержание студентов было выделено из казны государства большие по тем временам денежные средства. Так на одного студента было предусмотрено годовое содержание 800 рублей, а с 1769 года по 1000 рублей. Но приставленный к студентам в качестве воспитателя (гофмейстер) майор Бокум, часть этих денег «прикарманивал» себе. В результате студенты из России вынуждены жить скромно, их поселили в сырой, грязной квартире. А.Н.Радищев вскоре приболел, так в донесении кабинет-курьера Яковлева указывается, что « в Лейпциге Радищев постоянно болеет, и кушанье ему отпускалось на квартиру. Он в рассуждении его болезни, за отпуском худого кушанья, прямой претерпевает голод». Этот воспитатель Бокум позволял себе в отношении студентов рукоприкладство, он постоянно их унижал. В итоге студенты во главе с Ф. Ушаковым подняли бунт. И только после вмешательства российского посла А. М. Белосельского - Белозерского студентов выпустили из под стражи, и они продолжили учебу.

  Второй раз студенты выступили против профессора Беме, который вел курс международного права. Они устроили забастовку, требуя замены скучных лекциЙ на самостоятельное изучение этого предмета, используя в этом качестве труды аббата Габриеле Боиме де Мабли. Известного  как политического писателя, демократа с либеральными взглядами.
 
 В конце обучения серьезно заболевает их старший товарищ Федор Ушаков. Когда врач сказал ему, что он в скорости умрет, то Федор пригласил своего друга Радищева и передал ему все свои бумаги. Испытывая мучительные боли, Ушаков просил у товарищей яду, на что ему отказали. Это  отложилось в голове у молодого А. Н. Радищева мыслью, что «жизнь несносная должна быть насильственно прервана». В память в 1789 году о своем друге Радищев напишет произведение «Житие Ф. В. Ушакова». Осенью 1771 года Радищев и его товарищи по учебе возвращаются в Петербург.  Окрыленные они ехали на родину с мыслью служения обществу, преданности отечеству…

P.S. Продолжение следует