Срочная командировка

Анатолий Денисенко
    Рассказы серий «Курсантские деньки» и «Офицерские будни» - сочинения мемуарного характера. Они ориентированны на читателей, которые интересуются военной тематикой, темой обучения в военных училищах и в частности – в военных училищах связи, а также о том, как складывалась дальнейшая служба выпускников таких училищ.

     СРОЧНАЯ КОМАНДИРОВКА    

     Последний день февраля тысяча девятьсот семьдесят первого года. Зима, похоже, совсем не думает передавать свои дела весне. Хмурое серое небо периодически посылает на землю снежные бури и метели. Сегодня на улице морозно. В такие дни приятно находиться в тёплом уютном помещении.
 
     Подразделение лейтенанта Алексея Докучаева только что пришло из столовой; после обеда у личного состава сорок минут свободного времени. По уставу после приёма пищи в течение сорока минут солдата никуда нельзя задействовать. Взвод расположился в спальном помещении и в ленинской комнате, где каждый занимается своим делом. Солдаты и сержанты читают, пишут письма, играют в шашки и шахматы. В дальнем углу бытовой комнаты импровизирует под гитару квартет.    

     Алексей дописывал план-конспект занятий по специальной подготовке. В дверь канцелярии роты постучали, вошёл посыльный штаба полка.
- Товарищ лейтенант, вам распоряжение начальника штаба. Ознакомьтесь, пожалуйста, и распишитесь.

     Алексей прочитал текст в книге распоряжений, в котором говорилось, что он, лейтенант Докучаев, должен сегодня, двадцать восьмого февраля до семнадцати часов убыть в командировку на автомобиле ЗИЛ-157. Для получения задачи необходимо прибыть к начальнику штаба. На часах Алексея было четырнадцать сорок. Значит, надо собраться и выехать не более, чем за два часа двадцать минут. Алексей доложил о полученном распоряжении командиру роты и получил от него некоторые разъяснения. Оказалось, что только сейчас НШ согласовывал с ротным детали этой поездки.

     Алексей вызвал водителя Геннадия Родионова и «порадовал его», сообщив, что они вдвоём едут в командировку на автомобиле Родионова. Время выезда - как только будут готовы, но не позже семнадцати часов. Время в пути – около двух суток. Родионову необходимо идти в автопарк и готовить автомобиль к рейсу. Сухой паёк принесут к машине.

     В штабе лейтенант получил задачу у начальника штаба; помощник НШ выдал карту маршрута  Куйбышев - Уфа, документы для получения дизельгенераторной установки. Задача была ясна: надо проехать на тяжелом автомобиле туда пятьсот километров, получить на базе мощную электропитающую дизельную станцию на прицепе и вернуться в свой военный городок не позже, чем через двое суток.

     Через полчаса Алексей был возле автопарка, где на площадке уже стоял автомобиль ЗИЛ-157 Родионова. По поручению старшины роты каптенармус ефрейтор Халиуллин принёс сухой паёк, запасное теплое бельё, меховые рукавицы, чай в термосе. Алексей попросил Рафаэля Халиуллина передать большую благодарность старшине роты Николаю Никифоровичу. Лейтенант убедился в готовности автомобиля к маршу, проверил горючее, состояние фаркопа, аварийный фонарь, лопату, буксирный трос и жесткую сцепку. Водитель доложил, что остальные принадлежности тоже в наличии. Можно было трогать.

     В ту зиму февраль с oпозданием стал доказывать, что он не зря называется лютым. Днём была облачная, не очень холодная погода, не более десяти градусов мороза. Но к вечеру мороз усилился, небо потемнело и подул ветер. Чем дольше они ехали, тем сильнее был ветер, а после пригородов началась метель. Конец зимы в тот год был очень снежным. На обочине вдоль дорог лежали огромные снежные валы высотой метра по два-три. Проехали километров пятьдесят от окраины Куйбышева, метель усилилась, стемнело. Встречных автомобилей почти не было. Снега под колёсами становилось всё больше и больше. Водитель уже включил передний мост, автомобиль шёл значительно медленней и наконец остановился.

     Алексей вышел из кабины и спрыгнул на дорогу. Колёса автомобиля увязли в снегу почти наполовину. Водитель забрался на крышу кузова аппаратной и осмотрелся по сторонам. «Никаких огней по сторонам не видно». В тех местах расстояние между населёнными пунктами очень большие, по тридцать - сорок и более километров. Поэтому вариант оставить машину и идти в населённый пункт за подмогой или там переночевать, отпадал.

     Их машина стояла в низине, а дальше шел небольшой подъём, примерно, метров триста-четыреста.  Посоветовались. Надо было действовать. Достали лопату и принялись расчищать колеи для колёс. Расчистили метров на тридцать. Затем  разогнав до максимума автомобиль проскочили метров пятнадцать и снова остановились. Но Алексей увидел, что снега под колёсами уже поменьше, на горке было больше ветра и снег разносило по краям дороги. Им пришлось ещё трижды проделать такую операцию по расчистке колеи и они оказались на небольшой возвышенности. Далеко впереди замигали огоньки какого-то селения. С большим трудом, но всё-таки доехали они до края этого посёлка и собрались уже передохнуть, но тут метель прекратилась. Дорога дальше была засыпана меньше, надо было ехать. Спать им ещё было рано, они не выдохлись полностью, сил и энергии было достаточно, чтобы продолжить путь.

     Ночью ехали без происшествий, на невысокой скорости. Всё-таки незнакомая дорога, присыпанная снегом, да и видимость не такая, как днём. Утром, когда дорога уже просматривалась далеко, увидели впереди красное пятно. Когда доехали оказалось, что это новенькие «Жигули», врезавшиеся в плотную глыбу снега, сдвинутого с дороги трактором-скрепером. Это был один из первой сотни тысяч автомобилей «Жигули»,* выпуск которых только начался на Волжском автомобильном заводе в городе Тольятти. Ещё даже не была сдана в эксплуатацию первая очередь завода. У автомобиля было помято переднее крыло и капот. Недалеко от автомобиля молча стояли два человека. Еще один мужчина лет пятидесяти ходил вокруг машины похлопывая её по корпусу и приговаривая «Пять с половиной тысяч, пять с половиной тысяч…». Видимо, был о-очень сильно расстроен, что не смог доехать с завода  домой, не повредив автомобиль. Им не потребовалась помощь Алексея и Родионова.  Военный автомобиль продолжил движение дальше.

     Около трёх часов дня Алексей с Родионовым заехали на территорию воинской части-склада на окраине Уфы. Их ждали и достаточно быстро из хранилища выкатили двухосный прицеп, размером с кузов автомобиля, на котором стояла дизельная электропитающая установка. Алексей получил документы на установку, а водитель заправил автомобиль. Осмотрели автомобиль и прицеп, хорошо закрепили фаркоп и  выехали в обратный путь.

     Совсем скоро, через два-три часа Алексей испытал на себе издержки советского автопрома. Сидеть на жестком сидении ЗИЛа стало нестерпимо больно. Низ спины и мягкое место просто пекло. Водитель тоже чувствовал себя далеко не лучшим образом. Попытки сменить позу и таким образом уменьшить боль не давали результатов. Алексей почувствовал, что эргономикой советские конструкторы кабины ЗИЛ-157 вообще не интересовались. Раньше лейтенанту не приходилось ездить на такие большие расстояния. На учениях перемещались максимум на сто км. Подобные проблемы не возникали. А в этой поездке после шестисот километров пути сидеть было почти невозможно. Через несколько лет Алексею пришлось как-то ехать в кабине автомобиля две тысячи километров и тоже требовалось доехать как можно быстрее, поэтому ехали тогда без остановок. Водитель за двое суток, чтобы не уснуть, выпил литровый термос крепкого черного кофе. На сиденьях - никаких неприятных ощущений. Даже наоборот было комфортно. Та поездка происходила в кабине итальянского микроавтобуса Фиат-Дукато.

     В этой же поездке на ЗИЛе приходилось периодически и довольно часто останавливаться, выходить из машины, прыгать, бегать, наклоняться, то есть, через каждые полчаса делать что-то вроде производственной гимнастики.

     Поздно ночью Алексей впервые в жизни узнал на себе, что такое галлюцинации. Они ехали по безлюдной ночной дороге и вдруг Алексей увидел, что дорогу переходит группа маленьких детей. Вела детей женщина, видимо, их воспитательница. Они переходили дорогу метрах в десяти-пятнадцати перед автомобилем и сосем не смотрели по сторонам. «Стой! Дети!», - закричал Алексей. Водитель удивлённо посмотрел на лейтенанта и ответил: «Нет никаких детей, товарищ лейтенант. Мы едем по степи. Вблизи никаких населённых пунктов нет»». Алексей распорядился остановить автомобиль. Вышли из автомобиля, умылись снегом, походили вдоль машины и прицепа. Геннадий сказал, что чувствует себя хорошо и может ехать дальше.

     Проехали несколько минут и всё повторилось. Алексей понял, что дальше ехать в таком состоянии нельзя, надо обязательно хоть немного поспать. Они были в пути без сна и отдыха уже около тридцати пяти часов. Прижались к правой стороне дороги, удалось найти небольшой «карман». Водитель двигатель не глушил, могли замёрзнут, за окном кабины - градусов двадцать мороза. Ветер дул вдоль дороги, унося выхлопные газы от автомобиля. Спали поочерёдно на пассажирском сдвоенном широком сидении. Ноги свешивались вниз. Первым спал Родионов. Алексей периодически выходил из кабины, прогуливался, на пять десять минут садился на сидение водителя и снова гулял у машины. Через два часа он разбудил Родионова и лёг сам.

     Уснул он мгновенно. Ему снился хороший сон: они с друзьями праздновали день рождения сослуживца Бори Редина, лейтенанта-двухгодичника из Волгограда. В их комнате в офицерском общежитии был накрыт шикарный стол. Боря любил готовить и прекрасно это делал. Под его руководством его друзья иногда, по особым праздникам готовили уникальные блюда, накрывали красивые столы. Иногда приглашали девушек, но, в основном, отдыхали в узком мужском кругу их двух офицерских комнат. Володя Скакунов, Борин друг и однокашник по Волгоградскому политехническому, включил свой магнитофон, у него была очень хорошая коллекция популярных мелодий. Друзья отдыхали.  Но вдруг на вечеринке появился командир роты и сказал, что надо как можно быстрее доставить дизель-электростанцию на прицепе. Иначе рота не сможет на учениях, которые вскоре должны быть, обеспечить узел связи электропитанием.  Алексей понял, что ему надо срочно ехать и притащить этот чёртов прицеп. И тут он проснулся.

     Спать больше не хотелось. Часы показывали, что спал он ровно один час. Водитель тоже спал, сидя за рулём, склонившись в угол кабины. А в кабине было полно выхлопных газов. Видимо, ветер повернулся и их задувало в сторону кабины. «Вовремя проснулся»,- подумал Алексей, - так и угореть можно». Алексей разбудил водителя, вышли на дорогу, проветрили кабину. Алексей не стал читать морали водителю и даже не сделал ему замечание за то, что тот не выдержал двух часов бодрствования. «Впереди ещё несколько часов пути. Сейчас главное – доехать без происшествий и в установленное время, а разборки завтра-послезавтра на свежую голову и после осмысления всего, что было в этой поездке», - решил он. Сделали небольшую физзарядку, умылись снегом и тронулись в путь.

     Проехали в хорошем настроении, наверное, километров двести, уже светало. И тут в машине появился какой-то, скрежет. Остановились, обошли автомобиль и прицеп. Ничего подозрительного, что могло быть причиной такого звука, не обнаружили. Поехали дальше. Снова где-то сзади кабины заскрежетало. Алексей вышел из машины и сказал, чтобы водитель ехал со скоростью двадцать-тридцать км в час.  Автомобиль тронулся, Алексей побежал рядом с автомобилем. Обнаружить причину удалось сразу. Открутились гайки на шпильках ступиц колёс прицепа, но ни одну шпильку ещё не срезало. Устранили причину неисправности быстро. Ещё через несколько часов, около полудня  заехали в свой военный городок в Куйбышеве. Задача была выполнена.

     По приезду Алексей доложил о прибытии командиру роты и начальнику штаба полка. В соответствии с Уставом Вооруженных Сил в таких случаях необходимо докладывать своему непосредственному начальнику и тому, кто отдал приказ или распоряжение. В этот же день в радиомастерской полка изготовили распределительный щит. Дизельгенераторная установка оказалась очень ценным приобретением. Её передали в радиороту и она надёжно обеспечивала электропитанием узловой приемный радиоцентр на всех последующих полевых занятиях и учениях.

     Алексей анализировал для себя эту поездку. «Пройдёт время и, возможно, ещё не один раз придётся ехать в подобные командировки, либо самому отправлять своих подчинённых. Надо обдумать, что было положительного в этой поездке, чтобы не забыть и использовать в дальнейшем? Что было сделано не так? Недостатки тоже надо уяснить и не допускать их в будущем», - думал Алексей. 

     Положительным, по его мнению, главным было то, что водитель Геннадий Родионов и он, Алексей, всё-таки справились с задачей и «притащили» эту станцию в отведенное на это время. Важно! Автомобиль прошёл тысячу км без малейших поломок, а водитель проехал весь маршрут без ошибок. В этом большая заслуга водителя. Надо это будет отметить перед подразделением и в докладе командиру роты.
     Положительным, надо отметить, было действия старшины роты Никифоровича. Позаботился (тёплое бельё, меховые рукавицы, чай, еда). Спасибо ему, чувствуется боевой опыт и заботливое отношение к солдату. Тоже можно указать в докладе ротному.
     Положительным в этой поездке Алексей считал и своё доброе отношение к водителю. Он всегда старался относиться к своим подчинённым уважительно, как к своим младшим братьям (он был ведь всего на три-пять лет старше, чем они). Солдаты и сержанты видели это и отвечали ему взаимностью. Они радовались, когда в воскресенье утром оказывалось, что ответственным в роте в этот выходной будет Алексей. Он всегда как можно раньше отправлял солдат в увольнение, организовывал интересные мероприятия, находился в подразделении всё время от прибытия в восемь тридцать утра до отбоя. 
 
     А что было такое, что можно назвать «отрицательными моментами»? Это – отсутствие отдыха непосредственно перед поездкой. «Хорошо, что выдержали и не уснули на марше.  Надо было дать один-два часа на сон перед поездкой». Алексей знал, что даже полчаса сна перед такими мероприятиями (дежурством, патрулированием, нарядом, поездкой и т.п.) значительно улучшает психологическое и физическое состояние. Итак, перед такими командировками надо предоставлять время на сон минимум два часа.

     Второй отрицательный момент – неисправность с колёсами прицепа. Алексей с водителем проводили внешний осмотр перед отъездом из Уфы. Но этого оказалось мало, надо было попробовать гайки балонным ключом. В последующие годы службы у Алексея был не один точно такой же случай. Однажды это произошло даже на личном легковом автомобиле Ford после перехода с летней резины на зимнюю. Недостаточно хорошо затянутые гайки на колёсах привели даже к срезу одной шпильки, хорошо, аварии не случилось. На свои колёса надо обращать очень серьёзное внимание.

     Досадный случай, сон водителя, когда он не выдержал двух часов бодрствования и уснул, что могло привести к тяжелым последствиям, заставил Алексея серьёзно задуматься. Получалось, что даже очень дисциплинированный человек, на которого ты рассчитываешь, может в чуть усложнённой обстановке сильно подвести. Но пока Алексей решил, что он потом так и сделал, поговорить с Родионовым один-на-один и не выносить этот случай на обсуждение коллектива подразделения.  В последующие месяцы Родионов служил очень хорошо, получил множество поощрений за службу, в том числе отпуск с выездом на родину и успешно отслужив установленный срок, уволился в запас.
 
     Алексей подвёл для себя итоги поездки, командование было довольно. «Надо будет об этой командировке пару строк написать себе в тетрадь номер один», - подумал лейтенант. У него было несколько папок и  тетрадей, в которые он записывал полезную и интересную информацию. Тетрадь и папка номер один была для записей информации о службе, вторая – афоризмы и цитаты, третья – о фотографии, четвёртая – о литературе и искусстве; ещё он коллекционировал художественные открытки с репродукциями картин. 

     Следующей ночью полк подняли по тревоге и уже утром Алексей был на очередных учениях. На этот раз он выполнял обязанности офицера по контролю за прохождением информации. На второй день учений произошла встреча, которая очень существенно повлияла на его дальнейшую судьбу. Но это уже, как говорится, другая история, которая описана в рассказе "Шестнадцать задержанных телеграмм".

***********************************

* - Волжский автомобильный завод начал выпуск автомобилей 19-го апреля 1970 года (первые шесть автомобилей). 28-го октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями ВАЗ. 24-го марта 1971 года сдана в эксплуатацию первая очередь завода. 16-го  июля 1971 года был выпущен стотысячный автомобиль «Жигули».