3. Почему не смогли

Моисей Харитонов
26 октября 1941, после многодневных издевательств, в оккупированном Минске, вместе с другими девушку Машу Брускину провели путем в несколько километров к виселице.

Почему? Кто и как мог допустить такое?! Как не допустить повторения подобного?!
Попробую, через несколько иллюстраций, обозначить ответ.

В схеме над текстом использованы фразы из стихотворения Давида Блюма https://david-blum.livejournal.com/743.html    

1. НАЧАЛО ТАКОГО ПУТИ

Причинно-следственный путь девушки на эшафот начался, естественно, раньше.

Предвоенное десятилетие для Белоруссии «было наполнено большим внутренним драматизмом, даже, трагизмом» http://www.bel-jurist.com/page/boris-sachenko:

…  вслед за критикой шли репрессии. Были уволены с работы и арестованы бывший директор Института искусствоведения Инбелкульта, заместитель заведующего Белгоскино, академики, профессор, писатели ... Обвинялись в принадлежности к контрреволюционной организации. На страницах газет начали печататься письма, в которых их авторы — самые авторитетные и известные в Беларуси люди — признавались в грехах и ошибках, которых не имели, публично каялись в том, в чем не были виноваты.

Первое такое письмо появилось за подписью Якуба Коласа.

«Во вредной контрреволюционной работе, — писал поэт, — наряду с более активными представителями национал-демократизма, принимал участие и я, попав под влияние национал-демократических идей и настроений... Оторванный от живых источников пролетарских масс, замкнутый в тесном кругу национал-демократической интеллигенции и отравленный национал-демократическим дурманом, я примирительно и оппортунистически относился ко всем его проявлениям, ни разу не выступив против них ни в печати, ни в порядке пролетарской самокритики...»

Менее чем через месяц - письмо народного поэта Беларуси Янки Купалы.

"Те же горькие строки самобичевания: «...начав с 1908 года, во времена самой черной реакции, работать в "Нашей ниве", я подпал под влияние нашенивовского мелкобуржуазного и кулацкого националистического возрожденизма, увлекся возрожденческими идеями национал-демократической государственности и начал их отражать в своем дальнейшем творчестве, воспевая, как нечто целое, внеклассовое, белорусский "народ", идеализируя в некоторых своих произведениях историческое прошлое, значит, феодально-барщинной Беларуси, затемняя тем самым классовую суть социальной и национальной борьбы за освобождение...

Порывая сам категорически и бесповоротно с белорусским национал-демократизмом, как с каким-то болезненным призраком, который пленил меня на протяжении долгих лет моей сознательной жизни, я искренне желаю, чтобы этот мой горький опыт послужил наукой для той части белорусской интеллигенции, которая еще не совсем освободилась от национал-демократической шелухи, которая окончательно не пришла к убеждению, что только работая под руководством Коммунистической партии, этого авангарда рабочего класса, только отдавая свои силы на социалистическое строительство, она не будет отметена жизнью, как отвратительная памятка рабского прошлого...»

Янка Купала был одним из инициаторов создания Белорусского драматического театра, БГУ и Инбелкульта, участвовал в конференции по реформе белорусского правописания и азбуки, был удостоен звания «народного поэта БССР», и, тем не менее, ОГПУ (позже НКВД) не выпускало его из виду. Поэта не раз обвиняли в неблагонадежности. Якобы это он руководил подпольным Союзом освобождения Беларуси, чем «запятнал» свою репутацию.

После одного из допросов в ГПУ в 1930 году Янка Купала написал письмо председателю правительства БССР Александру Червякову:

«Товарищ председатель! Еще раз, перед смертью, заявляю о том, что я ни в какой контрреволюционной организации не был и не собираюсь быть. Видно, такая доля поэтов. Повесился Есенин, застрелился Маяковский, ну и мне туда за ними дорога».

Затравленный поэт, действительно, пытался свести счеты с жизнью – жена услышала стон из соседней комнаты и, обнаружив мужа на полу в луже крови, бросилась за помощью. Когда Купалу перевели на домашнее лечение, к нему в гости пришел друг, тогда уже лишенный должности президента АН БССР Всеволод Игнатовский. Эта встреча стала последней. По одной из версий, все обвинения, ранее адресованные Купале, в НКВД перевели на Игнатовского, и на следующий день после визита к поэту его друг застрелился.

Новая угроза ареста нависла над литератором в 1937 году, но год спустя громкое и почти завершенное «Дело писателей» было внезапно закрыто, а в январе 1939-го года Янке Купале и Якубу Коласу были присвоены первые ордена Ленина.
Предполагается, что поводом для присвоения высших наград мог стать Пакт о ненападении между Германией и Советским Союзом, подписанный в августе 1939 года с секретным протоколом о разделе Восточной Европы. Территории Западной Украины и Западной Беларуси через пару месяцев должны были войти в состав СССР.
Возможно, награждение литераторов было актом пропаганды, адресованного населению Западной Беларуси.

Во время войны Купала был эвакуирован в составе Союза писателей. В июне 1942 вызван в Москву. Поселен в гостинице «Москва». Вечером 28 июня он находился в номере с компанией, но вдруг встал и вышел, предупредив, что «надо кое с кем переговорить», и что «через минуту вернется». Поэт упал в лестничный пролет гостиницы между 9 и 10 этажом и разбился насмерть.

По некоторым сведениям, незадолго до трагической смерти Купалу снова видели в компании давней знакомой - в середине 20-х годов Купала помогал ей устроиться на работу в минское издательство… А летом 1930 года ее арестовали уже в Москве якобы за участие в антисоветском Союзе освобождения Беларуси. По ее собственному признанию, «подписывала все, что подсовывали». В начале 40-х работала учительницей в московской школе, а по некоторым данным, служила в Государственном политическом управлении при НКВД...
Когда постояльцы гостиницы выбежали из своих номеров на раздавшийся на лестнице шум, вверх по ступеням убегала неизвестная женщина, на площадке между этажами лежала туфля поэта. Кто эта женщина? Могла ли она сбросить в лестничный проем пусть и немолодого, но вполне крепкого мужчину? Или просто видела, как «помог» кто-то другой? И как туфля поэта могла слететь с ноги и оказаться на площадке? Эти вопросы о случившемся в гостинице «Москва» 28 июня 1942 года остаются безответными до сих пор.
По одной из версий, в архивах ФСБ России до сих пор хранятся засекреченные документы, которые могут пролить свет на то, как на самом деле погиб народный поэт Беларуси. Однако все запросы, в том числе и от сотрудников музея Янки Купалы в Минске, остались безответными.

Эти подобранные из интернета события являются знаками процессов, в которых вызревали дальнейшие события, описанные в главках «Обреченные на заклание» и «Виселицы ждут новеньких».

Ум и человеческое благородство ОТДЕЛЬНЫХ личностей (!) порождали озабоченность ходом событий, стержневым в которых было обман и ограбление одними людьми других людей. Озабоченность формировала общественно заметную позицию и, даже, поступки. Реакция со стороны обманывающего и грабящего властного слоя была убойной. Как это было нередко в историческом процессе, те, кто был побуждаем умом и благородством, оказывались слабее и выдавливались из жизни.
Этот исторический поток отношений в ночь с 21 на 22 июня 1941 дошел до славной еврейской девушки Маши Брускиной.

2. ГИТЛЕРОВСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Одновременно и во взаимном смысловом соответствии с СССР развивались события в Германии. И там вызревали корни будущих смертельных трагедий.
Формировался Генеральный план Ост. Generalplan Ost — обширная программа закрепления господства Третьего рейха в Восточной Европе; предусматривал принудительное выселение с территории Польши и оккупированных областей СССР до 75—85 процентов населения и размещение его в Западной Сибири, на Северном Кавказе и в Южной Америке.

Этот план колонизации и германизации восточных территорий разрабатывался на основе расовой доктрины и концепции «жизненного пространства» под эгидой рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, который в качестве рейхскомиссара по вопросам консолидации германского народа с осени 1939 года ведал также вопросами выселения, заселения и переселения на Востоке. План был рассчитан на 30 лет. К его реализации предполагалось приступить после победы рейха в войне против СССР. https://ru.wikipedia.org/wiki

3. ПРЕДПОЛАГАЮ ТАКОЙ ОТВЕТ

Предполагаемый ответ на поставленные выше вопросы – если бы те, кто мог тогда протестно ужаснуться будущей судьбой девушки (таких девушек и всех достойных жить достойной жизнью):

- хотел бы и мог бы предвидеть, к чему ведут их поступки и поступки современников,
- ценил бы перспективу быть счастливой для девушки,   
- мобилизовал бы располагаемые силы и доступные ресурсы для обуздания негативных тенденций и поддержки всего хорошего,

то силы зла удалось бы остановить и ослабить.

Сегодня уже МЫ проигрываем судьбы детей-внуков-правнуков.

В историко-документальной повести Давида Фабриканта, город Хайфа «Шаги в бессмертие» читаем https://belisrael.info/?tag=gazeta-piyaner-belarusi:

"Окончание школы отмечали на балу, который проходил 21 июня 1941 года. А назавтра ранним утром гитлеровские полчища напали на Советский Союз.
Вряд ли за всю историю существования нашей планеты Земля люди видели столь ужасную трагедию, как в годы Второй мировой войны, когда было загублено более шестидесяти миллионов человеческих жизней. Гибли отцы и матери, сыновья и дочери. Сегодняшнее поколение не до конца осознаёт итоги той трагедии".

Повторю ключевую, на мой взгляд, фразу – «Сегодняшнее поколение не до конца осознаёт итоги той трагедии».

Моя позиция: осознание итогов той трагедии важно, прежде всего, тем, что содержание и масштабы ТОЙ трагедии должны настроить и направить нас – с опорой на понимание причин и сопутствующих факторов Той трагедии - настроить и направить нас на ВЫЯВЛЕНИЕ НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОПАСНОСТЕЙ СЛЕДУЮЩЕЙ ОЧЕРЕДНОЙ ТРАГЕДИИ. Настроить и направить нас на предотвращающие действия, на СПАСЕНИЕ поколений детей-внуков-правнуков от назревающей следующей очередной трагедии.

Для того, чтобы избежать следующей очередной трагедии, мало «осознавать итоги той». Надо выяснить и осознать ПРИЧИНЫ и УСЛОВИЯ «той трагедии», выяснить и осознать, что МОГЛИ сделать и ПОЧЕМУ НЕ сделали евреи для предотвращения или смягчения трагедии.
 
Я написал - евреи, потому что провожу анализ с позиции ОБЪЕКТИВНЫХ интересов НИЗОВОЙ еврейской массы Израиля.  Стержневой ОБЪЕКТИВНЫЙ интерес – так использовать свой жизненный ресурс, чтобы для поколений наших детей-внуков-правнуков упредить возникновение следующей очередной трагедии или предельно возможно смягчить её содержание.

За нас отвечает не Сталин, сколько бы евреи не сделали хорошего для СССР.
За нас не отвечает Гитлер, сколько бы евреи не сделали хорошего для Германии.
и т. д.
Только МЫ отвечаем за самих себя. Как мы себя повели по отношению к среде проживания, так она к нам и оборачивается.

Повели – это значит:

i. Определили состояние и тенденции развития в среде проживания,
ii. Определили свои располагаемые ресурсы – личностные, имущественные, статусные, внутриобщинной сдруженности, статусные …,
iii. Определили доступные ресурсы в среде – политические, административные, имущественные, моральные, правовые, финансовые и пр. …,
iv. На основе такой осведомленности. Соотнесли возможности располагаемых и доступных ресурсов с благоприятствующими и угрожающими возможностями в среде проживания. Наметили возможные стратегии целесообразного использования сочетания располагаемых, доступных ресурсов с благоприятствующими факторами в среде проживания в соотнесении с сочетанием слабостей в своей ресурсной базе и угрожающих факторов в среде проживания. Повторю цель: обеспеченность поколениям наших детей-внуков-правнуков упреждения возникновения следующей очередной трагедии или предельно возможного смягчения её содержания,
v. На основе выработанных представлений и по критерию целесообразности. Выбрать набор возможных целесообразных стратегий и конкретизировать цель для каждой стратегии. Отобрать одну стратегию для реализации, предусмотрев возможность перехода, при необходимости, к другой стратегии,
vi. Конкретизировать гибкий план действий и … действовать

4. НАВЯЗАНО РЕАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Как в случае с Машей Брускиной. Утром после школьного выпускного вечера в страну пришли гитлеровцы, бывший советский офицерик сдал им Машу, гитлеровцы привлекли литовских националистов Машу повесить.

Цитирую из
"… Когда мы подошли к дрожжевому заводу, то увидели у виселицы женщину. Она плакала, причитала и целовала ноги качающейся в петле девушки. Все повторяла: "Доченька моя, Мусенька... Мусенька, доченька моя"... Казалось, она совсем не боится немецкой охраны и, как награду, примет смерть, чтоб быть вместе с дочерью. Даже немецкий солдат не прогонял мать казненной, дал ей возможность проститься с дочерью, только потом стал говорить: "Матка, цурюк, нах хаус, цурюк". Одета женщина была в темное пальто, на голове была шаль коричневого цвета, которая закрывала грудь и спину, но когда женщина поднималась с колен, шаль развязалась, и мы отчетливо увидели у нее на спине желтую латку, какие носили во время оккупации евреи, и очень удивились: как эта женщина из гетто могла прийти сюда? Немец желтую латку на спине женщины не видел".

Среда, в которой жестоко ПРОИГРЫВАЛИ носители исторической дальновидности и благородных порывов (Колас, Купала, Мандельштам, Еврейский антифашистский комитет, …….), подготавливала Машу быть повешенной.

 
...В июле 41-го в Минск вошли немцы. Еврейка Маша Брускина перекрасила волосы в белый цвет, чтобы не попасть в гетто. Ей достали поддельный паспорт, устроили работать в лазарет. Она только что закончила школу, вчерашняя десятиклассница, воспитанная, как и многие, на идеалах комсомола и революции, Маша и не представляла для себя иного завтра, кроме как стать подпольщицей и «бороться с фашистской сволочью».

И еще:  http://jewishfreedom.org/page469.html «Вечерний Минск» №№ 93,96,97 от 19, 23, 24 апреля 1968 г.:

… Занималась Маша хорошо, часто помогала отстающим. Книжки она читала запоем, была влюблена в литературу. Да и математику знала хорошо. … я по-хорошему завидовал Машиному трудолюбию и аккуратности. Ее энергии, энтузиазму можно было только удивляться. И как активистку мы избрали Машу в школьный комитет комсомола. Ее любили и ученики и учителя. Пожалуй, ни один вечер старшеклассников, ни один субботник не обходился без нее. Маша участвовала в драмкружке Дома пионеров, не раз говорила, что мечтает стать актрисой. Незадолго до войны ее снимок появился в газете «Пiянер Беларусi». Помню, как в школу после этого приходили письма из разных городов Белоруссии, и Машины сверстники предлагали ей дружить с ними.
… очень любознательная была. Педагоги считали ее своей первой помощницей. Энергичная общественница, комсомольская активистка, 21 июня Машенька была душой выпускного вечера: пела и танцевала в школьном физкультурном зале. Вместе с педагогами и родителями ребята встречали воскресный рассвет…
… в Управлении Книжной торговли Госиздата БССР работала инспектором по распространению литературы Софья Давидович. До ноября 1941 находилась в Минске, пыталась, но не смогла добраться и перейти линию фронта. Под вымышленной фамилией Зои Апсит она кочевала из одного лагеря смерти в другой… Майданек, Равенсбрюк. Вспоминает «многие наши встречи и разговоры с Машей. Девочка часто приходила к матери на работу, делилась с ней школьными новостями. Меня она любила расспрашивать о Николае Островском. В феврале 1936 г. я была в гостях у писателя, с которым до этого переписывалась два года.
Дело в том, что сектор юношеской и детской литературы Госиздата БССР готовил к печати первые главы романа «Рожденные бурей» на белорусском языке. Мне издательство поручило поддерживать связь с автором. Молодежь тех лет, зачитывалась книгой «Как закалялась сталь» и, знакомясь с необычной судьбой Николая Островского, стремилась брать пример с Павки Корчагина, Жухрая и других героев. Эти книги были и в Машиной домашней библиотечке. И она их, не сомневаюсь, не раз перечитывала.
Помню, Маша интересовалась - Тетя Соня, а как держался больной Островский? И я ей рассказала о таком эпизоде. Во время моего посещения раздался междугородний телефонный звонок: из Сочи Островскому звонила мать. «Мамочка, родная, добрый день! Как ты себя чувствуешь? Не волнуйся, пожалуйста, я совсем здоров. Тружусь вовсю», – гремел в трубку голос писателя. Я видела, каких усилий стоил прикованному к постели Островскому этот маленький разговор.
На Машу этот эпизод произвел сильное впечатление... все это имеет прямое отношение к судьбе Маши, позвольте рассказать о записке Маши из тюрьмы. Прости меня, – писала она матери, – что я доставила тебе столько неприятностей. Меня это сильно удручает. Пришли, дорогая, если можешь, мое любимое платье, кофточку и белые носки. Хочу выйти отсюда в хорошем виде.»

Готовность героически бороться и, при необходимости, отдать жизнь свою и ДЕТЕЙ –

https://belisrael.info/?p=16621 «Допросы пойманных подпольщиков длились целый месяц, но они держались стойко. Их избивали, над арестованными подолгу глумились. Одновременно в застенок привели Ольгу Федоровну и её сына Володю /их повесят вместе с Машей/. Невозможно представить, каким пыткам в присутствии родной мамы подвергался шестнадцатилетний паренек. Выдержали оба! Досталось и сестре Ольги - на глазах матери в окно выбросили ее грудного сыночка».
 
- может быть сдерживающим фактором для готового к нападению врага. Но, такой фактор должен быть частью Системы поддержания жизни народа. В эту Систему входят, в частности:

I. Формирование руководящего слоя, надежно озабоченного выживанием ВСЕЙ общины,
II. Эффективная подконтрольность руководящего слоя ВСЕЙ общине. Низы интеллектуально и организационно подготовлены понимать мотивы и действия,
III. На основе честного и хорошо проработанного анализа соотношения своих располагаемых и доступных ресурсов с силами и слабостями враждебной стороны – на основе такого анализа разрабатывается и осуществляется ПОВЕДЕНИЕ. В поведение входит сочетание политических и пр. маневров с боевым противоборством, включающим военный героизм и подвиги. Это сочетание должно быть сообразно цели выживания ВСЕЙ общины, а не цели «верхушки» - выживать, и выживать обустроенно, за счет сдачи остальной части общины на расправу врагу.

Это – концептуальная модель. Естественно, в реальной ситуации абсолютное качество недостижимо. Но, честная и ясная нацеленность на такую системность должна иметь место. Иметь место и проявляться в отчетливом самоанализе по критерию соответствия продекларированной цели – «выживание ВСЕЙ общины в условиях катастрофической внешней угрозы».

Наличие такой Системы позволяет побуждает искать и позволяет заблаговременно находить (изобретать, генерировать) неочевидные маневры находить – осуществлять ГЕНЕРАТИВНУЮ стратегию. И, наряду с ней, осуществлять эффективные упреждающие действия – осуществлять ПРОАКТИВНУЮ стратегию.

Эти две стратегии, на протяжении двух просматриваемых тысячелетий, в еврейской общине использует «верхушка», опирающаяся на иудейские ориентиры – философские, обиходные и на общинные организационные структуры. Использует, покупая себе жизнь и возможный комфорт сдачей низовой массы под гнет и избиения другим этносам.
А низовое «быдло», которое еврейские, русские и пр. «бабы еще нарожают», обрекают на заклание или, высоким штилем, - ГОТОВЯТ К ПОДВИГУ.

Как это выразилось в последовательном ДОЛГОМ целенаправленном подведении девушки к виселице октября 1941. И миллионов других людей к гибели, плену, страданиям… евреев, русских, литовцев, немцев …

5. ШАХМАТИСТЫ И ФИГУРКИ

В течение многих лет велась и, видимо, будет еще продолжаться борьба за признание подвига минской еврейской девушки Маши Брускиной. В этой борьбе, как можно судить по обильным интернетовским материалам, проявилось много замечательных качеств многих людей, евреев и не евреев. Проведена объемная и ТРУДНАЯ работа по сбору фактического материала, его анализу, формированию обоснований и их отстаиванию. Проявились политические противники и их «приемчики». Обогатились представления об антисемитизме и его проявлениях, там где это имеет место.

Но, эта увлеченность множества людей борьбой за признание подвига, их вовлеченность в объемную борьбу – используется для отвлечения внимания от вопросов:

- Что и кто доводит еврейские массы до необходимости совершать трагические подвиги?
- В чьих интересах нас снова и снова готовят к гибельным подвигам детей?

Увлеченные преодолением сопротивления тех, кто хотел бы замолчать подвиг еврейской девушки, обокрасть достоинство еврейского народа, борцы вышли на понимание «шахматистов», которые направляют антисемитскую деятельность.

Михаил Нордштейн, артиллерийское училище, служба в Советской Армии, военная журналистика, плавный переход в гражданскую, потом – в еврейскую (еврейская республиканская белорусская газета "Авив" - "Весна"), первый номер которой вышел в свет в марте 1992 года. По семейным обстоятельствам переехал в Германию, сохраняя дружеские и деловые контакты с земляками в Беларуси и в Израиле.  http://berkovich-zametki.com/Avtory/Nordshtejn.htm

01.08.2018 Зачем скрывать подвиг? https://www.sn-plus.com/ru/page/history/8716/:   

Но, как говорится, ври, но знай меру. Видимо, эти господа все-таки поняли: держать знак вопроса у фотографии Маши Брускиной, взятой из довоенной газеты «Пионер Белоруссии», просто глупо. Его, наконец, сняли.
Но все остальное осталось по-прежнему. На том стенде она — просто жертва фашистских карателей. О том, что подпольщица, — ни слова.
Вот так пытаются скрыть подвиг. Но память о нем в небытие уже не затолкнуть. Позорная возня, затеянная вокруг юной героини, отдавшей за нас свою жизнь, наглядно показала, кто есть кто. И героизм, и подлость имеют конкретные имена.

Над исполнительскими фигурками есть «ШАХМАТИСТЫ».
Как, к примеру, и в следующих случаях:

1 - http://club.berkovich-zametki.com/?p=23901 Михаил Нордштейн: Сумбурно, оскорбительно, лживо - О статье cаратовского «разоблачителя» «Кто растаскивает нашу общую Победу по «национальным квартирам»? (Cаратовский сайт «Общественное мнение» — оm.saratoy.ru)

Да, ложь шла «сверху». Те, кто её творил, вовсе не были какими-то недоумками. Прекрасно знали, кто эта девушка на фотографиях казни, и десятки лет с тупой упёртостью отнимали у неё имя. Почему — вполне понятно. Прояви они гражданскую совесть, признав на этих снимках очевидное — подпольщицу-еврейку Машу Брускину, — сразу бы полетели со своих должностей. Ведь антисемитизм в СССР был составной частью государственной политики.

2 - http://berkovich-zametki.com/Nomer19/Nordstein.htm
 "Все евреи - потенциальные шпионы" - не выдумка какого-нибудь лубянского следователя-костолома, а установка Сталина, Политбюро, ЦК или, как называли на Лубянке высшую власть, "Инстанции".

3 - (об инциндентах с первыми репатриантами из Белоруссии)
… за шахматным столиком встретились двое: брежневская КПСС и андроповский КГБ. Евреи, стремящиеся в Израиль, были всего лишь шахматными фигурками. У каждого из игроков была своя задача и цель, иногда они у обоих совпадали, иногда вступали в противоречие.

Цель КПСС – уничтожить мятежного полковника, коммуниста Давидовича (48 лет, 30 лет военной службы, 5 ранений, 15 орденов и медалей, инвалид, уволен в запас три года назад после двух инфарктов миокарда и недавно перенёс третий). Он был честным сыном и «советской Родины», и своего еврейского народа. «И в труде, и в бою» Ефим выкладывался до последних сил. И только став в 44 года пенсионером, он получил возможность оглядеться по сторонам, писать, читать, наблюдать подлую антисемитскую и антиизраильскую линию КПСС в политике, литературе и жизни. Шансов уехать у него не было: ведущий офицер Штаба БВО, тяжело больной, русская жена... И он стал бороться с антисемитами, писать протесты в ЦК, в прессу – согласно Уставу, «критика нарушений ленинской национальной политики Партии, снизу доверху вплоть до Генсека». Увещевания, угрозы лишением пенсии, наград, звания – не помогли. В октябре 1972 на бюро ЦК КП Белоруссии Е. Давидовича исключили из партии, а он назвал партийных вождей в лицо нацистами и антисемитами. Простить это ему не могли. «Если враг не сдаётся, его уничтожают». Вот это и было целью КПСС и её поручением «вооружённому отряду партии» – КГБ.
– А что, у КГБ была другая цель?
– … внедрить в среду евреев-сионистов своего опытного сотрудника, создать ему «инфраструктуру», доверие и поддержку среди активистов алии и заслать в Израиль как резидента, под видом репатриации.
https://belisrael.info/?p=16654  Д. Фабрикант. Шаги в бессмертие-II (окончание) Опубликовано 21.09.2018:

… Невозможно не рассказать, какую «благодарность» получили авторы-журналисты после их публикаций. На Владимира Фрейдина в конце 1960-х годов так надавили, что он слёг, обещал больше не касаться этой темы. Аде Дихтярь на следующий день после передачи сообщили, что радиокомитет «Юность» не нуждается в её услугах. Льва Аркадьева изгнали из газеты «Труд».

6. В МОЕМ КРУГУ

Что же мой круг – пожилые русскоязычные новые граждане Государства Израиль, государства, которому ясно объявили быть уничтоженным? Особенно тех, кто не занят полезным, созидательным трудом?

Являются объектами манипулятивного управления. Остатки интеллектуальных способностей, усеченную «советскую» осведомленность, остатки физической активности - концентрируют на подброшенных им частностях борьбы за жизнь. На отдельных задачах, вырванных из Системы реальных соотношений и потому потерявших смысл борьбы израильтян за выживание. Поддерживающих традиционное проведение евреями своих детей к гибели, боеспособных – к гибели в борьбе, малолетних – к гибели в изуверских вакханалиях исламистов или кто там наготове.

Пример. Читаю историко-документальную повесть «ШАГИ В БЕССМЕРТИЕ», https://belisrael.info/?tag=efim-kamenkovich. Автор Давид Фабрикант, 82 года, репатриант с 1990, Пресс — секретарь объединения общества инвалидов 2-ой мировой войны /http://haifainfo.com/?p=166095. Живет в городе Хайфа. Постоянно публикует свои материалы в русскоязычных газетах "Новости недели", "Вести", других хайфских периодических изданиях, журнале "Хайфский ветеран".
Написаны и изданы шесть книг. Три из них "Если бы земля могла говорить" (Гомельщина и Холокост), "Звездочки не гаснут", "Да разве сердце позабудет" посвящены Холокосту, узникам гетто и концлагерей, беженцам. Книга "Сквозь огненные годы" написана по воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны, в основном проживающим в городе Хайфа. Ещё две книги – рассказы, повести.

Вот Машу ведут по улицам Минска к виселице.
 «вооруженные люди. /конвоируют обреченных на повешение/

– Откуда они взялись? – недоумевает Маша. – На немцев не похожи, знают немного русский язык, но они не наши, не советские люди. Кто-то сказал, что это литовцы. Откуда у них столько ненависти к нам, мирным людям? А вокруг толпа жаждущих видеть нас, скованных фашистами. Им интересно? Видно, что некоторые из них злорадствуют. Но мы ведь так хорошо жили, дружили. Неужели не понимают, что нацизм ничего хорошо не принесёт им? Наверное, и соседи мои, и товарищи тоже пришли поглазеть. Наши мамы вывозили нас в колясках и любовались, как быстро растут их дети. Мы вместе ходили в кино, дружили, пели песни, танцевали. А теперь с кем она, эта публика? Не могу больше об этом думать».

У девушки, ведомой на казнь, мог быть поток таких мыслей. Но, у «стороннего» ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО наблюдателя – у Автора НАЗИДАТЕЛЬНОГО произведения – в разговоре с читателем обсуждение ситуации должно быть более близким к ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ сути событий. Это в том случае, когда Автор хочет помочь читателям получше сориентироваться в их жизни – чтобы жизнь состоялась и продолжалась ближайшими потомками.

В данном случае, Автор, не понимая происходящего сегодня с его народом, является не более чем инструментом передачи манипулятивного воздействия на «обреченный» низовой народ.

Обеспокоенность за сегодняшних, завтрашних, послезавтрашних детей-внуков-правнуков должна бы, параллельно воспроизведению мыслей девушки, задаться мыслью – что и почему РАНЬШЕ не сумели сделать Те, Кто не хотел этой еще только ГРЯДУЩЕЙ трагедии? Для того, чтобы нам сегодня не только ужасаться прошлой трагедией, не только готовиться к героической гибели детей, а ИСПОЛЬЗОВАТЬ остатки СЕБЯ чтобы УПРЕДИТЬ востребованность в героической гибели новых Маш?

Якобы машины слова - в этом внутреннем монологе девушки, ведомой к виселице, «Не могу больше об этом думать» - это не её слова. Это слова Автора, который или не способен, или не может себе позволить в своем израильском контексте – ДОДУМАТЬ /для нас, современных израильских читателей/ ответы на переживаемые девушкой вопросы.

Продолжим вслушиваться в воображаемый поток мыслей девушки. Ведомой к виселице.

«Жаль, что моей мечте – учиться в Московском государственном университете – не сбыться. Какие были чудесные юношеские годы! Семь лет я училась в еврейской школе, потом преподавание в еврейских учебных заведениях перевели на русский язык. Но мне было не сложно, я и русский хорошо знала. Однажды, когда я была в восьмом классе, пришла после занятий домой, мама потребовала: «Пляши!» В честь чего? Она показала мне пионерскую газету, где была моя фотография и небольшой к ней текст. Я и не знала, как это всё появилось в газете. Ко мне никто не подходил, ничего не спрашивал. Тогда была пионервожатой в младших классах. Наверное, завуч или классная учительница постарались. Спасибо! Отчебучила я маме какой-то весёлый танец».

В беседах  90-х гг. Борис Саченко, журналист, секретарь Союза писателей БССР (В 1943 фашисты сожгли деревню, где жила его семья,  Борис с родителями был вывезен в Германию, работал на ферме немецкого землевладельца. Вернулся на родину в 1945. Учился в на отделении журналистики филфака БГУ) говорил:

«одной голой правды мало для литературы. Для литературы нужна сила художественного слова, магия писательского сопереживания, чтобы правда жизни стала художественной правдой.
— А в чем же все-таки разница между жизненной правдой и художественной?
— Художественная правда — это правда жизни, увиденная творцом и пропущенная через его ум, знание, согретая его сердцем».

В приведенном отрывке «мыслей» девушки, ведомой к виселице, точно передана - в мнимо художественной форме - ИНФОРМАЦИЯ о её школьных обстоятельствах и проявлениях. Это - не уровень подлинного писательского сопереживания.
Действительное ТВОРЧЕСКОЕ сопереживание подсказало бы Автору, что в головке избитой, ведомой на казнь девушки – не внутренний монолог в вербализованной форме имитации высказывания перед кем-то. И состоялся бы мучительный поиск передачи мыслеобразов.

Ну, а какая рациональная логическая обработка известной информации подвела к банальному конструированию того, что роилось в голове девушки, избитой и ведомой на казнь, видно из соседних текстов этой же книги:

«… Судьбу Маши Брускиной разделила её знакомая Соня Идельсон. О ней говорят значительно меньше, а ведь она была повешена на территории сквера возле площади Свободы в тот же роковой день 26 октября 1941 года. ...
Соня родилась в 1919 году, жила в Минске. После окончания школы № 5 поступила в Минский медицинский институт, успела сдать экзамены за четвёртый курс. Соня прекрасно играла в шахматы. К 1941 году у неё было немало научных публикаций в медицинском журнале по хирургии. Часть из них написаны в соавторстве с профессором Голубом. После войны он напишет восторженный отзыв-письмо о своей студентке.

… Еще одна недооцененная подпольщица первых месяцев пребывания немцев в Минске, одногодка Маши Брускиной – Маша Синельникова. Они даже внешне похожи. Родилась она в городе Черикове на Могилёвщине в 1924 году. Девушка, как описывает её израильская журналистка Лина Торпусман, была красивой, высокой, стройной. Первая в своем городе прыгнула на парашюте с вышки, отлично стреляла. Скорее всего, была членом Осоавиахима. Маша была разносторонней девушкой и до войны успела поступить в Московский институт иностранных языков».

Перед нами – стандартное, ВОСТРЕБОВАННОЕ, проявление немолодого русскоязычного интеллигента в Израиле.

Субъекты востребованности – те, чья функция, как видно, - чем-то условно полезным занять пожилых «русских», которые завезены в Израиль ради привоза нынешних и будущих молодых для насыщения живой силой удаленного «западного» форпоста в исламистском ареале. А востребованное проявление – бесталанный текст на востребованную тему.

В итоге такого понимания публикаций Давида Фабриканта, у меня складывается читательское представление, что он имеет очень поверхностное видение того, КАК, в ЧЬИХ РУКАХ, с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ и с КАКИМ РЕЗУЛЬТАТОМ будет «работать» его произведение. Он пишет (опубликовано 21.09.2018):
 
«Следующая важная тема: издание моей брошюры на других языках. По интернету я переслал «Шаги бессмертия в «Яд Вашем», но через некоторое время ответили, что издавать брошюру «Яд Вашем» не намерен. Быть может, русскоязычные работники, коим было дано представить ее перед высшим начальством, не акцентировали внимание на том, что Машу Брускину не хотели признавать более шестидесяти лет, что героиня не получила даже медали?
Было бы хорошо выпустить повесть на иврите, на английском. Отправить энное количество экземпляров в библиотеки, школы, в Германию, США, другие страны. Я издал её небольшим тиражом на русском языке, но все экземпляры разошлись по родственникам, знакомым, ветеранам. Если «Яд Вашем» не в состоянии перевести и издать небольшую брошюру, то, может быть, найдётся спонсор. Надеюсь.»