Щ-117, пропавшая безвести

Александр Захваткин
Ночью 15 декабря 1952 года подводная лодка С-117 (Щ-117) при выполнении учебного задания в Татарском проливе бесследно исчезла. В течение года силами Тихоокеанского морского флота её пытались найти, но её судьба до сегодняшнего, так и остаётся не известной.

Уже 20 декабря Сталину был представлен доклад о причинах исчезновения подводной лодки:
«Товарищу Сталину И.В.
Докладываем об обстоятельствах гибели подводной лодки С-117 Седьмого военно-морского флота.

В период 14 - 16 декабря 1952 г. 90-я бригада подводных лодок, базирующаяся на Советскую Гавань, проводила тактическое задание по атаке группой подводных лодок во взаимодействии с разведывательной авиацией условно изображаемого конвоя.

Учение проводилось в районе Татарского пролива к югу от Советской Гавани. Руководил учением командир 90-й бригады подводных лодок капитан 1-го ранга Прокофьев. План учения был рассмотрен и утверждён Командующим флотом т. Холостяковым.

Подводная лодка С-117 вышла из Советской Гавани в 11 часов 35 минут 14 декабря по местному времени с расчётом быть на позиции в районе Холмска к 8 часам 15 декабря.

Вопреки установленному в Военно-Морских силах порядку донесения кораблями при нахождении в море своего места не реже двух раз в сутки руководителем учения капитаном 1-го ранга Прокофьевым, с одобрения командующего флотом вице-адмирала Холостякова Г.Н. и начальника штаба флота контр-адмирала Радионова А.И., было запрещено подводным лодкам доносить о своих местах как при переходе на позицию, так и в ходе учения. Командармам подводных лодок было дано указание доносить только об обнаружении и об атаке конвоя.

В результате этого руководитель учения и штаб флота не могли знать точного места подводных лодок при их переходе, а также не знали времени занятия подводными лодками своих позиций.

Подводная лодка С-117 также не доносила о своём месте при переходе из Советской Гавани в район порта Холмск.

Командир подводной лодки С-117 сделал два донесения в адрес командира бригады лодок: первое донесение в 18 часов 10 минут 14 декабря о поломке и выходе из строя правого дизеля и второе донесение в 3 часа 15 минут 15 декабря о том, что дизель введён в строй. При этом в обоих донесениях о месте подводной лодки указано не было.

Подводная лодка С-117 должна была донести об обнаружении корабля цели ЦЛ-27, который в 15 часов 15 декабря вышел из порта Холмска, но этого и других каких-либо донесений от подводной лодки не поступило.

Это обстоятельство позволяет считать, что подводная лодка С-117 погибла в период от 3 часов 15 минут до 15 часов 15 декабря, при этом наиболее вероятное время гибели подводной лодки между 3 часами 15 минутами и 8 часами 15 декабря, когда лодка при подходе к району разведки в тёмное время суток должна была погрузиться, с тем чтобы с рассветом быть в подводном положении.

В 3 часа 15 минут 15 декабря подводная лодка С-117 находилась, как указано на прилагаемой схеме, в 43 милях на северо-запад от Холмска с глубинами моря в этом районе до 1000 метров. К 8 часам лодка должна была войти в район своей позиции, нарезанной в виде прямоугольника со сторонами 19 и 16 миль с центром почти на параллели Холмска, в 10 милях от него.

В этом районе подводная лодка должна была находиться до обнаружения цели ЦЛ-27. Глубина моря в районе от 100 до 500 метров и в узкой полосе прибрежной части меньше 100 метров.

Этот район был тщательно осмотрен, при этом на поверхности не было обнаружено ни сигнальных буёв, выпущенных подводной лодкой, которые могли оказаться на поверхности моря при глубинах до 100 метров, ни других предметов, принадлежащих подводной лодке С-117. Сигналов о бедствии подводная лодка не имела. Это даёт основание полагать, что подводная лодка погибла на больших глубинах.

Ввиду того, что достоверных данных о причинах гибели подводной лодки нет, об обстоятельствах гибели подводной лодки можно только предполагать.

Учитывая все ранее имевшие место случаи гибели подводных лодок, наиболее вероятно, что гибель подводной лодки С-117 могла произойти при следующих обстоятельствах: неправильное управление подводной лодкой при погружении и при маневрировании под водой; неисправность материальной части лодки; столкновение с надводным кораблём.

Вместе с этим был тщательно изучен личный состав подводной лодки С-117 и рассмотрены возможности преднамеренного ухода подводной лодки в Японию или насильственного увода её американцами. Личный состав имел высокое политико-моральное состояние и являлся политически надёжным, поэтому уход лодки в Японию не считаем вероятным. Сопоставляя все данные разведки о действиях американцев в Японском море за последнее время и учитывая решимость личного состава, считаем увод подводной лодки американцами невозможным.

Каковы же возможные причины трагедии?

Подводная лодка С-117 до учения находилась два месяца в ремонте во Владивостоке и возвратилась в Советскую Гавань 7 декабря, то есть за 7 дней до начала учения.

Командование бригады и штаб флота не проверили уровень боевой подготовки лодки с выходом в море, а, основываясь на старой оценке подготовленности подводной лодки С-117, допустили участие её в учении, чего без проверки делать не следовало.

Свои действия командование флотом и командир бригады подводных лодок объясняли тем, что подводная лодка С-117 имела наибольшее, чем другие средние лодки, количество ходовых суток (более 70), успешно совершила перед учением трехсуточный переход из Владивостока в Советскую Гавань и в течение года выполнила до 200 погружений.

Учитывая двухмесячное пребывание подводной лодки в ремонте и замену за это время некоторой части личного состава, не исключено, что подводная лодка погибла от неправильного маневрирования над водой.

Техническое состояние подводной лодки было удовлетворительное, так как лодка в течение 1946 - 1950 гг. прошла капитальный ремонт и в 1952 году текущий ремонт с докованием.

Однако после нахождения лодки в ремонте материальную часть следовало тщательно проверить с выходом в море и посредством погружения. Учитывая это, гибель подводной лодки по причине неисправности материальной части также является вероятной.

Подрыв подводной лодки на плавающей мине, как одно из вероятных обстоятельств гибели лодки, рассматривался в связи с тем, что 14 декабря в районе позиции подводной лодки в районе Холмска рыбаками была обнаружена плавающая мина. При тщательном рассмотрении возможности подрыва подводной лодки установлено, что подрыв исключён, так как береговыми постами наблюдения и кораблём-целью, стоявшими на внешнем рейде, всплеск и звук от подрыва мины не наблюдался, предметов, принадлежавших подводной лодке, которые обязательно должны всплыть при подрыве лодки на мине, обнаружено не было. Сама мина также не была обнаружена; очевидно, за мину был принят плавающий предмет.

С целью определения возможности столкновения подводной лодки с надводными кораблями были проверены четыре транспорта, которые во время учения проходили в районе его проведения. Но и эта версия не нашла подтверждения.

На подводной лодке С-117 погибли 52 человека личного состава, в том числе 12 офицеров. Поиск подводной лодки продолжается».


Как явствует из доклада подводная лодка не вышла в район назначения вблизи города Холмска, куда она должна прибыть не позднее 15 часов 15 декабря. Следственная комиссия в связи с этим рассматривала версию ухода или захвата подводной лодки со стороны США или Японии. В связи с этим определяющим фактором становился экипаж судна, и самое главное его руководство.

Командиром подводной лодки в это время уже почти два года был капитан 2-го ранга В.А. Красников, опытный, прошедший войну офицер.
Из его характеристики:
«Командир ПЛ капитан 2-го ранга Красников В. А. назначен на должность 19.01.51 г. приказом ВМФ № 0200. Стаж службы в подводном плавании 11 лет. В должности помощника командира подводной лодки был около 7 лет. В связи с ремонтом ПЛ в 1951 г. задач БП с выходом корабля в море не выполнял. Однако выходил в море на других подводных лодках типа «С» в качестве дублера командира корабля и назначался посредником на ПЛ С-120, выполнявшей задачу разведки порта Холмск в 1951 г., на тактическом учении флота.

В мае - июне 1952 г. сдал зачёты на допуск к самостоятельному управлению ПЛ типа «С» командиру 90-й БПЛ и флагманским специалистам флота. Дважды был проверен Командующим флотом и 6.08.52 г. приказом Командующего 7 ВМФ № 0365 был допущен к самостоятельному правлению подводной лодкой типа «С».

Тактически подготовлен. Управляет кораблём хорошо. Корабль, море и военно-морскую службу любит. Является кандидатом на должность командира большой подводной лодки».

Таким образом, из характеристики видно, что район в акватории города Холмска Красникову был хорошо известен, так как он уже участвовал в этом районе в учениях в качестве штабного посредника.

Из воспоминаний бывшего флагманского механика 90-й бригады подводных лодок Даниила Фланцбаума:
«Командир лодки капитан 2-го ранга Красников - опытный подводник, участник боевых действий на подводных лодках Черноморского флота в качестве штурмана или минёра. Награжден боевыми орденами. В должности командира лодки недавно, но к самостоятельному управлению допущен».

Итак, Красников боевой офицер, имеющий за участие в боях на Чёрном море три ордена и три медали, сомневаться в его политической благонадёжности, ни у командования, ни у следователей, оснований не было.

Также при этом учитывались характеристики других членов экипажа:
«Заместитель командира ПЛ по политической части капитан 3-го ранга Лавриков А. М. назначен на ПЛ 12.12.51 г. Имеет стаж службы на подводных лодках 3 года. Имеет положительную партийно-политическую характеристику...»
«Старший помощник командира ПЛ капитан-лейтенант Корцемалов В. С. к порученным служебным обязанностям относится добросовестно. Опытный офицер-подводник, на подводных лодках служит семь лет. В 1952 г. окончил ВСКОС по классу командиров подводных лодок и намечался к перемещению на должность командира подводной лодки типа «М»…».
«Командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант Кардаполов Г. М. в должности с декабря 1951 г. Управление техническими средствами освоил удовлетворительно. Практические навыки по эксплуатации требуют дальнейшего упрочения и расширения. Руководящие документы, инструкции и наставления по специальности знает хорошо. Имеет практические навыки по борьбе за живучесть в подводном и надводном положении».

Важно отметить, что Кардополов имел практические навыки борьбы за живучесть подводной лодки, следовательно, на момент и её исчезновения он либо был недееспособен, что практически невозможно, либо трагедия произошла так быстро, что он не смог воспользоваться своим опытом.

Для того чтобы понять, что могло произойти на корабле, следует рассмотреть трагические инциденты с другими подводными лодками.

Подводная лодка «Щ-138» (18.06.1942 г.)
Повреждена, и выведена из строя при стоянке у пирса в базе Николаевск-на-Амуре в результате взрыва запасных стеллажных торпед во II отсеке. Была полностью уничтожена носовая часть ПЛ. Механизмы и оборудование первого, второго, третьего и частично четвертого отсеков. Часть прочного и лёгкого корпуса были разорваны. После взрыва подводная лодка затонула. Экипаж погиб.
В августе 1942 года была поднята, но затем вновь затонула при шторме. В последующем её восстановление было признано нецелесообразным.

Подводная лодка «Щ-139» (25.04.1945 г.)
Взрыв подрывных патронов в седьмом отсеке подводной лодки, при стоянке у причала в бухте Ракушка. Причиной взрыва считается диверсия. ПЛ затонула, экипаж погиб.

Подводная лодка «К-129» (08.03.1968 г.)
Погибла на боевой службе в Тихом океане при патрулировании в направлении Гавайских островов по заданному боевым распоряжением маршруту. Предпринятые силами флота поисковые действия результата не дали. Вероятной причиной гибели ПЛ считается столкновение с подводной лодкой ВМС США. Другой причиной гибели ПЛ рассматривается её затопление через шахту РДП при зарядке аккумуляторных батарей из-за технической неисправности клапана и последовавший провал на запредельную глубину при плавании в штормовых условиях. На подводной лодке погиб весь экипаж.

Подводная лодка «БС-486» (07.12.1981г.)
Подводная лодка находилась в Охотском море и следовала в надводном положении. Из-за прогара кольца выхлопного клапана в отсеки пошёл угарный газ. Часть экипажа, отравившись, потеряла сознание. Двое подводников погибли.

Подводная лодка «К-151» (30.06.1984г.)
Во время боевой подготовки в Японском море возник пожар в седьмом отсеке, где находились 10 человек. В связи с большой задымлённостью и невозможностью точного определения места возгорания было принято решение о выводе личного состава через восьмой отсек. Получили отравление токсичными газами и погибли два подводника.

Итак, анализ происшествий на подводных лодках Тихоокеанского флота говорит о  возможной технической аварии на С-117, в результате которой экипаж не успел передать сигнал бедствия.

В связи с этим следует вспомнить судьбу подводной лодки С-80 Северного флота, которая в течение 7 лет считалась пропавшей без вести.

В ночь на 27 января 1961 года в Баренцевом море исчезла подводная лодка С-80. Её историю исследовал морской историк из Северодвинска Олег Химаныч.

Версия угона этой подлодки за рубеж тогда действительно существовала. Возникла она так:
«Беседовали с семьями подводников. Понятно, слез там хватало, а вместе с ними выплескивалось и глубоко личное. И вот жена командира лодки, будучи во взвинченном состоянии, бросила: «Да как же вы могли такую лодку ему доверить?! Она, наверное, давно уже за границей!»
Многих от этих слов холодный пот прошиб, - а что если и впрямь угнали?!. Тем более личность командира С-80 капитана III ранга Анатолия Ситарчика представлялась противоречивой…».

Но возглавлявший комиссию по расследованию гибели лодки Константин Рокоссовский, пишет Олег Химаныч, тогда почти невзначай обронил фразу: «Не будем плохо думать о погибших», и версию о тайном побеге за рубеж отставили.

Затонувшую подводную лодку нашли на глубине 196 метров только через долгих семь лет, и все это время у некоторых военно-морских начальников где-то в подсознании все равно все-таки сидела мысль: а вдруг лодку все-таки угнали? На семь лет за этой подлодкой, впервые на флоте СССР вооружённой крылатыми ракетами П-5, закрепили клеймо «пропала без вести».

Потеря была велика: шла холодная война, и в час «Х» корабли этого проекта должны были всплыть у чужих берегов и крылатыми ракетами уничтожить бомбардировщики на взлёте. Этому оружию отводилась роль щита в случае нападения на СССР. Если бы новейшие ракеты, которых у НАТО на тот момент не было, попали в руки «вероятного противника», неизвестно, как бы ещё все обернулось…

Операция по подъёму дизельной подводной лодки С-80 получила название «Глубина». Субмарину отбуксировали в бухту Завалишино под Териберкой. Там спасатели вскрыли рубку и спустились в отсеки. Сомнений не было — часть экипажа после аварии жила на недосягаемой для лодок этого проекта глубине. На борту лодки, когда она отправилась в своё последнее плавание, находилось пятнадцать офицеров, шестнадцать старшин и тридцать семь матросов основного и запасного экипажей. Долгое расследование пришло к выводам, полностью исключившим версию о попытке «угона» лодки за рубеж.

В создавшейся по воле случая экстремальной ситуации были допущены две трагические ошибки, приведшие в конечном итоге к гибели подводного корабля — не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями.

На лодке произошёл взрыв аккумуляторной батареи, при этом лодка провалилась на запредельную глубину кормой вниз и уткнулась в грунт.

Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую подводную лодку в спасательных аппаратах остановила глубина. Так погибли все 68 членов экипажа …

Когда после вскрытия корпуса лодки внутрь проникла спасательная партия, картина представилась ужасная.

Удивительно, но тела погибших хорошо сохранились, многих сослуживцев подводники узнавали в лицо…

Правительственная комиссия сделала вывод, что некоторые моряки после аварии прожили на лодке около недели, не имея возможности дать знать о себе и спастись. Но выхода не было, а надежды на спасение таяли вместе с остатками воздуха. Когда дышать стало нечем, подводники надели дыхательные аппараты, но воздуха в них хватило ненадолго. Два матроса, не выдержав удушья, сами свели счёты с жизнью.


Анализируя эту трагедию можно сделать вывод, что на С-117 произошло нечто подобное.

В связи с неисправностью двигательной установки лодка очевидно так и не вышла на заданный рубеж в 20 км от Холмска, а остановилась для ремонта в 70 км от берега, где глубины достигали 1000 метров, рассчитывая, что к утру ремонт будет закончен и лодка выйдет на заданный рубеж.

Надо полагать, что ремонт был проведён не качественно и при переходе в подводное состояние произошёл взрыв аккумуляторной батареи как на С-80 в 1961 году. У экипажа не было никакой возможности покинуть корабль. Так что вполне возможно, что место гибели лодки все же известно и её не достают в связи с тем, что она действительно лежит глубже 500 м в 70 км северо-западнее города Холмска.

Не смотря на трагичность происшествия, ни чего таинственного в нём нет.

С-117 вступила в строй 18 декабря 1934 года и на момент гибели 15 декабря 1952 года она эксплуатировалась уже 18 лет, что для кораблей этого класса весьма почтенный возраст. К тому же сам взрыв аккумуляторной батареи мог быть вызван человеческим фактором во время последнего ремонта левого двигателя на марше.