Глава третья
Туман над рекой
Встреча с Верой для Дениса не прошла даром, весь вечер он в мыслях возвращался к ее образу и вспоминал сказанную женщиной фразу.
Ночью художник проснулся под утро и тихо, что- бы не разбудить Фёдора вышел из дома.
Ворота оказались не заперты, Денис легко их открыл и выкатил машину.
- Скоро восход на реке, я должен успеть запечатлеть этот момент.
Антонов приехал на плес, когда небо уже начало синеть.
Выбрав точку обзора, Денис раскрыл и выдвинул алюминиевые ножки этюдника, установил холст, приготовил палитру, выдавил краски из тюбиков , взял тампон из ткани, смочил его маслом разбавленным растворителем, протер холст , втирая льняное масло в ткань и стал ждать.
Денис знал, что времени у него будет не много, состояние природы стремительно меняется, но его интересовал момент, о котором говорила Вера.
- Я должен передать именно этот момент.
Сначала заалела верхушка сосен появилось красное пятно, начинавшее расти и увеличиваться в размерах, оно разрывало темноту неба , силуэт сосен продолжал оставаться темным, почти чёрным, как и весь ландшафт вокруг, наконец река отразила нарастающее световое пятно, хотя зеркало воды было покрыто слоем легкого тумана.
Этот туман стелился по воде , выходя на берег, из него проявился силуэт кустов.
Темная часть неба стремительно сокращалась, алое пятно окружила голубизна высокого неба.
Ожидание затянулось, прохлада раннего утра давала о себе знать, Денис начал замерзать и надел куртку.
Когда солнце стало подниматься выше, на небе сверкнули первые лучи , сразу стала видна вся панорама окружающего мира . Художник заворожённо следил за происходящим, затем взял тонкую кисть и начал делать набросок .
В его картинную плоскость вошёл передний план плеса , прибрежные кусты, речка уходящая в перспективу , стена леса на заднем плане.
Но река покрытая туманом мягко размывалась неясными очертаниями, Денис понимал, что передать динамику смены цветовых отношений в каждую последующую минуту будет невозможно, он должен ждать и запоминать именно тот момент утренней зорьки, когда молочно - серый колорит картины начнёт меняться дополнительными цветами, а туман на реке станет нагреваться и нехотя уходить, цепляясь холодными нижними слоями за землю, воду и кусты.
Солнце стало подниматься выше.
Вот она, настоящая утренняя заря, - подумал художник, в дополнение к его мыслям солнце снизу выпустило свои лучи уперев их в редкие облака, которые тут же покраснели снизу, оставив темно- фиолетовые бока.
На воде , траве, кустах и кроне деревьев появились блики, оживившие весь природный ландшафт.
- Это настоящее чудо природы, мир оживает от сна, - Денис взял широкую кисть и начал делать на палитре общий цветовой замес.
Писать приходилось лихорадочно быстро, удерживая в себе первое впечатление от состояния природы, которое стремительно менялось.
Солнце поднялось над деревьями , его лучи начали пригревать землю, появились первые испарения влаги , туман начал клубиться , отрываться от воды, ветра не было и это давало возможность наслаждаться моментом.
Несколько уток выплыли из тумана , создавая рябь на воде.
Мир оживал на глазах, нагретый солнцем воздух поднимался, увлекая новые воздушные потоки, подул легкий ветерок, очищая зеркало реки.
Последние остатки тумана пытались спрятаться ближе к противоположному берегу, под соснами, но ветер их и там достал , теперь вся река освободилась, возникли холодные тени от тёплых лучей солнца.
Мир стал другим.
Он не стал хуже или лучше, он стал другим и в каждом мгновении прекрасен.
Денис продолжал писать это состояние, момент, который художник зафиксировал в своей памяти.
- Слишком большой холст я взял для работы, - пожалел Антонов, - прийдется дома дописывать, ещё полчаса и надо заканчивать.
Время прошло, композиция была готова, осталось моделировать детали, но общий колорит был взят правильно, Денис по опыту знал , оценку его работе даст время, он сам потом увидит слабые места , устранит их, но чем ценен этюд, это тем, что сохраняет ощущения восторга художника состоянием природы, чувствами, испытываемыми во время работы над этюдом.
Отойдя на несколько шагов Денис внимательно всматривался в холст, художнику показался излишним розовый цвет, возникший на верхушках деревьев.
- Работа подсохнет, цвет может просесть, надо оставить как есть, потом исправлю.
Художник убрал записаный холст , поставив на этюдник новый, сам решил пройтись вдоль берега, выбрать новую точку обзора.
В это время со стороны деревни приблизилось стадо коров во главе с пастухом.
Пастух , высокий, худой, со впалыми щеками, сидя на рыжей кобыле, выглядел заинтересованной личностью, не обращая внимания на коров он подъехал к этюднику и долго всматривался в чистый холст, потом до него дошло, что там ничего не нарисовано , пастух начал рассматривать машину, наконец он увидел написанный холст, который Денис не успел убрать.
С видом знатока мужик почмокал губами и спросил.
Так ты художник ?
Кому- то это сразу стало ясно, но только не пастуху, он слез с кобылы и стал напротив картины, его окружили коровы.
Одна, особо любопытная корова подошла к холсту высунула свой длинный язык и облизнулась.
Уж не собралась буренка съесть мою работу ? - подумал Денис и усмехнулся глядя на пастуха.
Так это значит река... гм,- мужик опять почмокал губами, - это значит лес, - он пальцем показал в сторону написанного леса.
Чудеса, значит, ну как живое, - мужик посмотрел в сторону реки и увидел как несколько коров зашли в речку и начали пить воду.
О , смотри художник, на твоей картине моих коров не хватает!- воскликнул пастух и перевёл взгляд на Дениса.
Денис улыбнулся
- Точно не хватает, вот я начинаю новый холст, пожалуй напишу твоё стадо и тебя вместе с ним, но сначала сфотографирую.
Художник открыл машину , взял с заднего сидения фотоаппарат.
- А теперь тебя вместо с коровами запечатлею, - сказал Денис, а сам подумал, - лучше бы я его снял для картины « Пастух обнимающий вымя коровы» и сам улыбнулся своим мыслям.
Ладно, запрыгивай в седло , заходи по колена в воду, - предложил Денис пастуху.
По чьи колена, значит, под мои ! - переспросил пастух.
Денис сам сразу не понял, потом рассмеялся, - нет, по колена кобылы и разверни ее боком ко мне.
Художник отошёл подальше на несколько шагов , начал фотографировать, затем крикнул.
А теперь покрутись на месте !
Пастух опять с недоумением посмотрел на художника.
- Так значит, как покрутиться, прямо в седле ?
- Ну придурок, - подумал Денис.
- Нет , вместе с лошадью крутись и смотри в даль.
Понятно, а куда крутиться , вправо или влево.
Все равно, куда твоей душе угодно, - раздраженно вымолвил художник.
- Ага, понятно, значит влево,- сказал пастух, дал кобыле шенкелей по рёбрам и натянул повод уздечки влево.
Кобыла задрала голову вверх, помахала хвостом и повернула вправо.
Ха-ха-ха, - рассмеялся Денис, - как твою кобылу зовут.
Зорька, значит, а что ? - невозмутимо ответил пастух.
Твоя кобыла «себе на уме» она под стать седоку, значит, тьху, - художник сплюнул, - с кем поведёшься, того и наберешься.
- Ну ты сказочник, художник, - заметил пастух.
Во, точно «Сказка», вот новая кличка твоей кобылы.
Здорово, значит, красивое « погоняло» ты ей придумал, значит, - сказал пастух и по его голосу было не понятно - шутит он или говорит серьезно.
Денис положил в машину фотоаппарат и подошёл к этюднику, взял тонкую кисть, третий номер и начал набрасывать контур нового этюда, но уже с коровами и пастухом , сидящим на лошади .
Понимая важность момента пастух застыл, смотрящим в даль, его кобыла опустила голову и начала пить воду из речки , несколько коров было рядом, остальные ушли, но пастуха мало это волновало, он проникся важностью момента, вспомнив картину, видевшую в детстве в учебнике истории « Портрет Наполеона на коне в битве при Ватерлоо»
При какой битве сфотографировался Наполеон, пастух не помнил, но Наполеоном себя почувствовал.
- Меня зовут Захар , - вдруг ни с того, ни с сего сказал пастух, понимая важность момента, сейчас он входит в историю, может и не в глобальном масштабе, но в жизни коров точно.
- А меня Денис, - подумав, - Ну, настоящий дон Кихот Ламанческий, ему бы копьё в руки и медный таз на голову.
- А как по батюшке ! - спросил пастух, вытягивая вперёд подбородок.
- По батюшке Евгеньич, Денис Евгеньич, но тебе то зачем.
- Буду всем говорить, что Денис Евгеньич меня для потомков рисовал.
Образ пастуха и коров получался живописно, художник придал пастуху умный вид, что не соответствовало действительности, но Денис подумал, что раз Захар входит в историю, то пусть значит будет умным человеком.
- А ты за коров не боишься, что без тебя ушли , - спросил художник.
- Коровы умнее людей , они сами пасутся и сами домой прийдут.
- Тогда ты им зачем ?
- А низачем , значит, зарплату отрабатываю, значит, от меня тоже польза есть, видишь художнику позирую, не каждый может.
- Это уж точно, - усмехнулся Денис, пастух оказывается философ.
- Ну, а что ты думаешь об обстановке в мире, - спросил опрометчиво художник, не зная, что эта тема «конёк» Захара, что по телевизору он только новости смотрит , знает, что в мире творится.
- Мы им, значит, всем покажем , решили нас санкциями задавить, нас голыми руками не возьмешь, не на того напали, ты слышал про кинжал ?
- Ну да.
- Так вот его, значит, америкосы знаешь как бояться, да этим кинжалом мы одним махом с этой нечистью покончим.
- И ты что, веришь, что этим оружием мы обеспечим себе мир ? - спросил Денис, с интересом глядя на пастуха.
- Так у нас не только кинжал, а танки какие, значит , а « булава» одна « булава» чего стоит.
С ним не поспоришь, «булава» - штука серьезная.
Закончив писать фигуру Захара на лошади , Денис записал силуэты коров взяв их одним цветовым пятном , затем художник перешёл к дальнему плану, периодически возвращаясь к среднему и переднему, стараясь планомерно вести работу.
Обращаясь к Захару Денис сказал.
- Спасибо Захар, считай, что вошёл в историю, детали я дома напишу.
Пастух подъехал и сидя в седле начал рассматривать картину, судя по всему он остался довольным, понимая , что с прописанными деталями он заткнет Наполеона за пояс.
Антонов собрал этюдник, вместе с записанными холстами положил в багажник.
Ещё раз осмотрел панораму реки, решив пройтись вдоль берега.
Через двести метров художник заметил старую тропу, теряющуюся в высокой траве .
Антонов двинулся в направлении тропы, но она потерялась, а на земле, в просвете между бурьяна Денис увидел металический предмет.
Это оказалась старая, ржавая подкова.
Подкова оказалась наполовину стертой, в одном из отверстий оставался загнутый кованый гвоздь.
Рука художника размахнулась, что- бы выкинуть находку, но Денис остановился, ещё раз посмотрел на подкову и вспомнил, что подкова приносит удачу.
Нет эту подкову я сам нашёл, значит мне должно повезти, приеду домой очищу и повешу на стенку.
Художник вернулся к машине уже довольный своей находкой, открыв багажник, он щеткой очистил металл от грязи.
Ну вот, теперь точно знаю, что в эту деревню не зря поехал, значит тут я должен найти своё счастье.
Вечером Денис радостно рассказал Фёдору о своей находке, Федя улыбнулся, скептически посмотрев на Антонова.
Хочу верить, что тебе повезёт Денис, я к этому по иному отношусь, правда сам подков никогда не находил...
Вот то-то и оно ! - воскликнул художник,
ты живешь в деревне, сам лошадей не разводишь, поэтому тебе подковы и не попадаются.
По твоему если я вместо лошадей развожу кроликов, значит, что я должен находить ?
Конечно кроличий помет, - засмеялся художник,- зато я сегодня кобылу нарисовал, видишь, как мне повезло, нет определенно подкова не простая, может на ней ещё Ермак Сибирь покорял.
Ермака в наших краях тогда ещё не было, - авторитетно заявил Федор.
Федя, ты истории не знаешь, в ваших краях жила любовница Ермака, прекрасная Шахерезада, вот он и повадился к ней ездить,
но в последний раз не доехал, конь потерял подкову, а я теперь счастье Ермака подобрал.
Ну ты выдумщик, художник, стало быть тебе скоро повезёт, что ж, если будешь верить, точно повезёт.
Верно Федя, я должен верить, - Денис повертел в руках подкову, затем вложил ее в карман походной сумки.
Продолжение
http://www.proza.ru/2018/10/21/98