Дорога в детство

Андрей Прудковский
В годы моего детства наша семья обычно отдыхала летом в Воронежском заповеднике на кордоне «Чистое озеро». Рядом, как следует из названия, было чистое озеро, а за ним – болото. Комнату снимали в бывшем барском доме. Его можно рассмотреть на снимке вдали. В основном, своё время я проводил на болоте, наблюдая за лягушками и ящерицами, или охотился на медведок, выкапывая их в песке на берегу озера. Потом пускал их в воду поплавать. Интересно, медведка всегда знала, где её берег и плыла прямо к нему. А если её относили на другой берег озера, то всё равно плыла через озеро к своему берегу.

Иногда играл с местными ребятами, в основном, с Любой Гольцовой и Сашей Бородиным. Порой к нам присоединялся и младший брат Саши – Женька. На снимке я с Сашей на озере, а вот на другом снимке я с Любой в камышах на болоте.

Прошло пятьдесят лет. Я опять в Воронеже. Среди докладов на конференции у меня выдался свободный день. Сажусь в электричку до Графской, откуда начинается лесная дорога в мир моего детства. Как-то там мои друзья?

Ещё в поезде разговорился с одним попутчиком, возвращавшимся домой в Графскую. Оказалось, он знает Женьку. Тот сейчас с семьёй живёт в Графской. Дал мне адрес Женьки. Решил сначала забежать к нему.

Графская - посёлок-станция, куда мы бегали в магазин или на рынок. Вот и нужная улица. Во дворе дома – знакомое лицо.
- Женька!
- А, Андрюха! Привет!
- Привет! А где сейчас Сашка?
- Сашка… А его уже лет десять, как нет.
- ?
- Знаешь, он женился на Любке, детей у них не было. Любка начала пить и умерла. Сашка очень переживал. У него даже с сердцем что-то случилось. А однажды на покосе упал и умер. Инфаркт.
- А как отец? Жив?
- Болеет! Он там же, на кордоне. Можешь его проведать. Извини! Пока! Пока! Мне сейчас некогда.

И вот под ногами лесная дорога. Три километра, где знакома каждая кочка, каждый поворот. Вот и озеро с пожарной вышкой на берегу… Но где все деревенские дома, что были в те времена. Только печные трубы да остатки стен. Но барский дом по-прежнему стоит. Ничего ему не делается.

Теперь в нём живёт только одна семья: старик Бородин да ухаживающая за ним женщина. Как радостно они меня встретили!!
- Андрюша! Андрюша! Заходи! Будем чай пить.

За разговорами незаметно проходят часы. Старик рассказывает о своей жизни.
И как в войну мальчишкой собирал колосья на поле, а его чуть не расстреляли за это. И как работал, и как случайно попал в милицию. Там ему отбили лёгкие, с тех пор он и кашлял. А я помню, в детстве мне запрещали подходить к нему, все думали, что туберкулёз. Но всё проходит…

Ушло то время. Умерло село, только вот один старик с сиделкой остался в этом большом барском доме. Но и они на «птичьих правах». Дом ведь казённый, принадлежит заповеднику. Хорошо, хоть не гонят. Учитывают, что Бородин прожил здесь всю свою жизнь. Теперь немного осталось, после его смерти останутся здесь только лесники, живущие посменно.
С грустью покидаю страну своего детства. Теперь уже навсегда.