Sant Agnese in Agone

Григорий Аванесов
На фото «Св. Агнесса в языках пламени»


                Базилика святой Агнессы (Sant’Agnese in Agone)

История этой церкви неразрывно связана с грустной легендой о раннехристианской мученице Святой Агнессе. На месте современной церкви вплоть до избрания нового папы из династии Памфили стояла базилика, построенная в XII в. по велению понтифика Каллиста II.

В 1651 году Джованни Баттиста Памфили (Инокентий X) начал строить фамильный дворец на площади Навона. Архитектору Борромини было поручено строительство дворца.

Джироламо Райнальди получил задание построить на месте примыкающей старой церкви новую базилику. Однако вскоре папа отказался от услуг Райнальди и вся ответственность легла на группу Франческо Борромини.

Строительство дворца и церкви качественно изменило облик всей площади Навона. Церковь построена в виде греческого креста. В ее благоустройстве участвовали великие архитекторы эпохи барокко. Это породило немало коллизий в творческой среде Рима.

Городские легенды о соперничестве двух титанов архитектуры XVII в. Бернини и Борромини стали притчей во языцех. Однако не эти легенды привлекают внимание сотен тысяч гостей Рима. Церковь Святой Агнессы ослепительно красива снаружи и удивительно изящна изнутри.

                ЧТО ВНУТРИ БАЗИЛИКИ

Самая ценная реликвия – «голова Святой Агнессы» находится в серебряной раке в крипте церкви. Посетители поначалу не верят глазам своим: размеры реликвии крошечны по меркам современности.

Агнессе, согласно легенде, было всего 12 лет. Древние римляне были на голову ниже нас. Войдя в церковь, посетитель попадает в мир полихромного мрамора, изящных фресок, позолоченных орнаментов из стукко, а купол церкви вызывает головокружение.

Стукко — искусственный мрамор, высший сорт штукатурки; материал для отделки стен, архитектурных деталей и скульптурного декора.

В церкви 6 алтарей и каждый из них уникален.

      ПЕРВЫЙ алтарь справа представляет «Смерть Св. Алексия» барельеф работы Джованни Франческо Росси.
      ВТОРОЙ – «Св. Агнесса в языках пламени», третий барельеф – «Святая Емерентиана» (оба алтаря работы Ерколе Феррата).
      ТРЕТИЙ – «Святое семейство» (Доменико Гуиди).
      ЧЕТВЕРТЫЙ – «Мученичество Св. Цецилии» (Эрколе Антонио Раджи).
      ПЯТЫЙ – «Святой Себастьян» работы Пьетро Паоло Кампи.
      ШЕСТОЙ – «Св. Евстафий и его семья среди хищников» (Барельеф - Мельхиоре Каффа).
 
Святой Евстафий, в миру Плацид, служивший при императоре Траяне генералом, отказался принять участие в языческом жертвоприношении при новом императоре Адриане, за что с семьей был брошен на съедение львам Колизея.

Однако хищники не притронулись к несчастным жертвам. Семью постигла мученическая смерть в утробе бронзового быка Фаларида: их посадили в нутро, а под брюхом разожгли костер.

Святая мученица Емерентиана была казнена в 304 году в Риме. Согласно легенде, она являлась молочной сестрой святой Агнессы. Толпа язычников забила ее камнями возле могилы свой сестры.

Мощи Емерентианы и Агнессы находятся в Базилике Святой Агнессы за крепостными стенами Рима.

                Святая Цецилия Римская

Святая Цецилия Римская (200 - 230 гг.) считается покровительницей музыки. Была казнена по приказу судьи Альмахия во времена папы Урбана I. Мощи святой находятся в базилике Санта Чечилия ин Трастевере.

Чиро Ферри и Себастьяно Корбеллини. «Величие Рая». Купол церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне. Фрески.

Джованни Батиста Маини. «Могильный склеп Инокентия X».

Франческо Борромини. Ризница.