Адыгагъэ религия. ч. 4. Обряд убиения стариков

Нарт Черкес
  Многие исследователи обратили внимание на наличие в адыгском Нартском эпосе древнего обряда "убиения стариков",
 со множеством подробностей, которые интригуют исследователей и поощряют их воображение.
  КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ : Дряхлых стариков нарты относили на вершину горы "Старости" и в корзине спускали вниз
 с обрыва;  Нарт Бадыноко тоже подчиняясь древнему обычаю понес на гору своего отца Бадына;  скатываясь, корзина
 зацепилась за пень; Бадын смеется: когда твой сын сбросит тебя, и твоя корзина, возможно зацепится за тот же пень;
 Бадыноко оставляет отца в живых, прячет в пещере; Позже старик даёт сыну ценные советы :  во время неурожая хочет
 схватить плывущие в реке 3 яблока, но они пропадают, а отец  советует искать яблоки не в реке, а поднять голову, они
 висят на ветвях; во время падежа скота, старик советует перегнать овец на пастбище Амыша (дух-покровитель
 животных); когда погибло все просо, старик советует вспахать дороги, по которым просо возил сам Тхаголедж (дух-
 покровитель урожая, плодородия); нарты просят Бадыноко поведать, как он узнал, что делать; тот рассказывает про
 отца, нарты отменяют обычай убивать стариков.
  Наличие множества подробностей (деталей) соблюдаемого обряда, проникнутых сентиментальностью и  презрением
 смерти, логически связанные между собой, сыграли с  некоторыми исследователями Нартиады злую шутку. Поверив
 советскому мифу о том, что Нартиада якобы создана недавно, а следовательно поверив что у адыгов этот обычай
 бытовал тоже недавно, эти исследователи начали искать источники появления обычая и другие подтверждающие
 подробности.
   Дальнейшим исследованиям помешал процесс, образно назоваемый «перетягивание каната» с соседними народами,
 которые начали оспаривать авторство создания Нартиады.  Незамедлительно выдвинулись псевдонаучные версии
 о том, что «обычай» якобы привнесён скифами (хотя они появились в истории Кавказа только в 8 веке до н.э.), или
 привнесён аланами (хотя они появились в истории Кавказа только начале новой эры). Некоторые вообще забыв
 о существовании кавказских народов выдвинули ещё одну псевдо-научную  версию об источнике обычая в виде
 индоевропейцев, которые якобы в середине 4-го тысячелетии до н.э.  начали своё победное вторжение в Европу,
 причём почему-то начав это вторжение с Майкопской археологической культуры (с опорой на Курганную гипотезу
 М.Гимбутас).
  Стоит отдать должное украинским учёным, которые не стали участвовать в подобном шоу. Более того, когда появились
 ссылки в статье Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона об убийстве стариков на народные предания и
 рассказы, опубликованные П.Литвиновой, они предприняли попытки опровергнуть «оскорбительную клевету на
 украинский народ».
   Ясность в вопросе о том, что этот обычай самими адыгами (а равно и их соседями) никогда воочию не наблюдался и не
 исполнялся появилась только после публикации результатов объективно исполненных научных работ. Например
 Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин сделали доклад : "Тематическая классификация  и распределение фольклорно-
 мифологических мотивов по ареалам, где этот обычай проходит под кодовым наименованием "Неубитый  отец".
 Этими  исследователями  установлено, что мотив "Неубитый отец" (или отменённый обычай «убиения стариков»)
 зарегистрирован ещё в прошлом веке в фольклоре множества различных народов, разбросанных на трёх материках,
 в том  числе :
    Ламба, Гана, Буркина-Фасо, Нигерия, дан, сусу, сонгаи, Алжир, Ливия, Египет, каталонцы, сицилийцы,  сардинцы,
 мальтийцы, ирландцы, французы, немцы, фризы, Сирия, Ливан, Тибетцы (Амдо), непальцы, китайцы, корейцы,
 румыны, албанцы, сербы, хорваты, болгары, македонцы, гагаузы, греки, поляки, словаки,  русские, украинцы,
 белорусы, адыги (шапсуги), абазины, ногайцы, даргинцы, аварцы, кумыки, рутульцы, табасаранцы, грузины, армяне,
 турки, курды (Ирак), бухарские арабы, таджики, горные таджики, узбеки, туркмены, шина, финны, шведы, эстонцы,
 литовцы, латыши, казанские татары, ногайцы-карагаши, башкиры, казахи, киризы, желтые уйгуры, буряты, монголы,
 дагуры, удэгейцы, японцы (вкл. север Рюкю).

  Если дальнейшие научные изыскания не выявят следов обычая «убиения стариков» на двух американских материках
 и островах океании, то можно утверждать, что фольклорно-мифологических мотив "Неубитый отец" появился уже после
 того, как первые переселенцы перебрались в Америку, то есть чисто гипотетически - время, когда этот миф был
 распространен среди вышеперечисленных народов, удалено горизонтом не более чем 12 тысячами лет.
 Понятно, что никаких адыгов (арабов, поляков и т.д.)  тогда ещё не было.
   По мнению лингвистов (сторонников теории Старостина С. А.)  распад сино-кавказской макросемьи произошёл в 8-ом
 тыс.до н. э., а распад северокавказской семьи на нахско-дагестанские и абхазо-адыгские языки произошёл примерно
 в 6-ом тыс. до н. э. Предположительно - примерно ещё через полторы тысячи лет (т.е. в 4-ом или 5-ом тыс. до н.э.)
 произошёл распад абхазо-адыгской семьи языков, получаем, что выделившиеся из этой группы адыги могли только
 унаследовать художественные образы (сюжеты), но, как и множество вышеупомянутых народов, адыги не могли
 наблюдать обычай в реальности.
  ВАЖНО то, что сюжет (мотив) "Неубитый отец" у большинства вышеупомянутых народов, по своему содержанию,
 практически полностью совпадает, различаясь только в незначительных подробностях.
   Анализируя суровые условия жизни людей 8 - 12 тысяч лет назад, когда не было не только холодильников, газа и
 электричества и т.п.,  но когда ещё не было ни одного металлического орудия для охоты, когда ещё не  было никакого
 земледелия, можно предполагать, что в условиях к примеру крайнего севера, где даже количество дичи ограничено
 самой природой - обычай не кормить тех, кто стал немощным  охотником вполне мог бытовать. Но нет оснований
 предполагать, что этот обычай мог сохраниться следующие три-пять тысяч лет, да ещё  на территориях где климат
 значительно теплее и дичи множество, а численность населения ещё незначительна.
   Учитывая, что племена Майкопской культуры  первыми в Европе осваивали бронзовые орудия, первыми использовали
 террасы для выращивания сельскохозяйственных продуктов, первыми в Европе использовали гончарный круг и т.д.,
 то чрезвычайно сомнительно  предполагать, что первые носители адыгского языка могли наблюдать обычай у себя.
  Главным аргументом того, что адыги (а равно и все их кавказские соседи) не видели этого обычая в  реальной жизни
 является тот факт,  что в мифологическом фольклоре множества вышеуказанных народов (разбросанных на три
 материка), сюжет (мотив) "Неубитый отец" содержит в самой своей основе сообщение, о том, что обычай успешно
 отменён ещё тогда (во времена жизни культурного героя сюжета).
   Различия в передаче сюжета весьма незначительные. Например - у одних народов обычай отменён  мудрым царём,
 у других мудрым князем, у египтян фараоном, а у нартов отменён собранием нартов (Хасэ).
   Будет смешно исходить из фантастическую цепочку событий, что будто все эти народы узнали об  отмене  обычая
 у адыгов (или у кого-то из соседей) и только после  этого сделали поправки в своей  мифологии.
   Верить в то, что у нартов (предков адыгов) обычай существовал в реальности можно, но только при условии
 предварительного «удревления» периода существования нартов, причём до горизонта 12 тысяч лет назад и более,
 когда ещё не было ни египтян, ни индоевропейцев, ни адыгов и уж тем  более не было скифов, сармат, аланов и т.п..

  ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ  ВЫВОДЫ относительно историчности содержания сюжета :
 - 1. Обряд не базируется на реальных событиях Кавказа последних 6 или 8 тысяч лет.
 - 2. Обряд возможно имел место в каких-то холодных местах планеты, или в местах со скудной растительностью
 и живностью, где древний человек испытывал огромные трудности с пропитанием.
 Вероятность того, что это место Кавказ - крайне низкая.
 - 3. ДОПУСТИМО полагать, что имело место реальное бытование обряда "убиения стариков", у общих первопредков,
 в период где-то с 8 до 12 тысяч лет назад. Позже обряд (обычай) был отменён и потому уже в качестве  поучительной
 легенды смог стать общим мифологическим наследием для множества потомков - народов (вышеперечисленных).
  - 4. Ошибочны все около-научные гипотезы об иранском, индоевропейском или ином недавнем  происхождении
 Нартского эпоса адыгов, в том числе следует ошибочны гипотезы о создании адыгского  Нартского эпоса во времена
 так называемой  Майкопской археологической культуры, так как обряд  "убиения стариков" значительно старше
 (архаичнее), чем  любая из перечисленных культур и народов.

   ДАЛЬНЕЙШИЙ АНАЛИЗ.
   Философско-художественный сюжет отменённого обычая "убиения стариков", представляется нам очень
 ярким и полезным для  правильного морально-нравственного воспитания детей в духе уважения к старшим.
 Можно быть уверенным, что наши предки были такого же высокого мнения об этом сюжете. Именно
 поэтому они бережно передали нам его в целости и сохранности через несколько тысяч лет, даже не смотря
 на отсутствие письменности в той древности.
     ОДНАКО, ни один исследователь не вправе игнорировать тот факт, что человеческая фантазия очень богата
  на разные образы.  Фантазия настолько мощна, что вышеуказанное множество народов могли за один день
  придумать  множество самых  разнообразных сюжетов (сценариев), причём более красочных, более
  интригующих, более подходящих для своей местности.
     К примеру (чисто гипотетически) :
      – древние греки могли бы оставлять умирать стариков на маленьких островах, которых у них множество;
      - предки белорусы могли бы оставлять умирать стариков привязанными в глубоком лесу;
      - арабы могли бы просто оставлять своих стариков спящими в пустыне   и т.д.
   Но почему-то все народы (даже не живущие в горах),  пересказывали из поколения в поколение
 вышеуказанный сюжет включающий "сбрасывание стариков с горы", да и с совпадением множества других
 узловых моментов.
   СЛЕДОВАТЕЛЬНО, масштаб распространения данного сюжета среди множества вышеуказанных народов, с
 учётом вышесказанного, следует рассматривать не как результат случайного совпадения сюжетов, а как
 свидетельство того, что наши древние предки в глубокой древности были внимательными «слушателями» в
 какой-то одной человеческой общности, где все наши «первопредки» получили единое мифологическое
 обучение (воспитание).
  Тут возникает вопрос -   ЧТО ЭТО БЫЛА ЗА ОБЩНОСТЬ ?
  Предварительно полагаю, что есть ДВА нижеследующих ВАРИАНТА ответа :
  1-ый вариант – Имела место социальная общность, т.е. практически единый народ (живший в засушливом
 или холодном регионе), из которого позже образовались разные племена, которые расселились на разные
 территории, а из этих племён позже образовались современные народы;
  2-ый вариант – Имела место единая религиозная общность, которая охватила множества племён живущих
 на трёх материках, на больших расстояниях друг от друга.
  Если несмотря на огромные расстояния множества племён получили от кого-то единую мифологию, а через
 неё была распространена единая система морально-нравственных установок, то значит, что кто-то в
 архаичной древности занимался унификацией морально-нравственных установок.
  А это явный признак осознанной религиозной деятельности.

  1-ый вариант  кажется более вероятным, но только на первый взгляд.
  Первая проблема 1-го варианта в том, что он сильно противоречит утверждениям современной науки – «ГЕНЕТИКИ»,
 которая утверждает, что наши общие для всего человечества «первопредки» (условные Адам и Ева) жили примерно
 240 и 150 тысяч лет назад. Затем их потомки разошлись в разных направлениях, освоились на разных материках.
 Затем за несколько десятков тысячелетий выработали разные расовые признаки (цвет кожи, разрез глаз), разные
 антропологические различия и т.д. Иными словами – единый народ первопредков не оспаривается, но его датировка
 превышает 50 тысяч лет. Многие ДНК гаплогруппы, которые превалируют у некоторых народов имеют возраст более
 20 или 30 тысяч лет.
  Версия о «едином народе первопредков» с возрастом менее 12 тысяч лет сразу вступает в неразрешимые противоречия
 с генетической однородностью множества современных народов. Межрасовые и антропологические различия не могли
 бы появиться и сохраниться в столько малый отрезок времени.
  Вторая проблема 1-го варианта в том, что он сильно противоречит утверждениям современной науки – «ЛИНГВИСТИКИ».
 Современные выводы лингвистов не допускают такого варианта развития истории человечества, когда на горизонте
 событий в пределах 12 тысяч лет, предки всех вышеуказанных народов обитали бы в одном регионе. В ином случае
 (по их мнению) сегодняшние языки (вышеперечисленных народов) имели бы гораздо большее родство чем наблюдается
 ныне.
  Пока у нас в качестве наиболее реального остается – 2-ой вариант, это вариант единой РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩНОСТИ
 множества народов (живущих на больших расстоянии друг от друга).
  Общеизвестно, что наши древние предки широко пользовались различными образными иносказаниями (мифами,
легендами, сказками, баснями, притчами) которые содержат в себе ценные духовные знания.
  Такие иносказания позволяли без открытой навязчивой морализации, без прямых наставлений, эффективно  передавать
 новым поколениям свой взгляд на мир, на общество, на место человека в мире, а также свою веру, а также передать
 выработанные в народе религиозные и этические стандарты поведения.
  Иносказания легко запоминаются. Над ними можно размышлять, одновременно занимаясь повседневными делами. 
 Очевидно, что иносказательные повествования, рассказанные древними пророками человечества, также позволяли
 глубже понять религиозные учения, так сказать «изнутри», в ходе самостоятельного анализа-осмысления их людьми. 
 Древним пророкам тоже было известно свойство человека –  когда в ходе самостоятельно исследования содержания
 повествования он открывает какие-то дополнительные духовные Истины, то потом он ценит их гораздо выше, чем те
 Истины, что получены от кого-то в готовом виде.
  К примеру, из недавней истории известно - пророк Иисус Христос очень эффективно использовал ПРИТЧИ в своих
 проповедях. Как результат христианская религия охватила большую территорию, охватила множество народов,
 разных рас, разных антропологических типов и т.д..,
  СЛЕДОВАТЕЛЬНО, будет правильно предполагать, что в далёком прошлом тоже могли иметь случаи возникновения
 мощных религиозных учений, которые распространялись масштабно, но не приводили к смешению всех имеющихся
 рас и антропологических типов и языков.
  2-ой вариант совершенно не противоречит достижениям и утверждениям современных генетиков, при этом он
 объясняет масштаб распространения сюжета из Нартиады среди взаимо удалённых народов трех материков.
  2-ой вариант, т.е. Предположение, что религиозные деятели – немногочисленные миссионеры в глубокой древности
 разнесли по планете одну и ту же древнюю религию, основанную на одних и тех же мифах и иносказаниях, кому-то
 покажется невероятным, но 1-ый вариант, имеющий вышеуказанные проблемы ( в виде противоречии с генетикой и
 лингвистикой) ещё менее вероятен.

    Современная наука пока просто тихо отмалчивается.  Другого варианта (гипотезы), объясняющей столь масштабное
 распространения указанного мотива (сюжета) у почти, что сотни народов (вышеперечисленных)  живущих на трёх
 материках и на огромных расстояниях друг от друга, пока не существует.
   Масштабное распространение этого мотива (сюжета), причём с точным совпадением узловых моментов,  считать
 СЛУЧАЙНЫМ нельзя, потому как учёные давно призывают не верить в истории типа - "из металлолома выброшенного
 на свалку может случайно и без участия человека (или Бога) взять и сам сложиться автомобиль «Мерседес»".
  МНОГИЕ современные религиозные учения вскользь говорят о том, что в древности человечество вразумляли
 древнейшие пророки. К примеру, отдельные исламские источники сообщают о числах превышающих 100  тысяч или
 240 тысяч пророков, которые были посланы Аллахом к людям. Коран это косвенно подтверждает, когда
 утверждает, что Аллах никогда не наказывал народы, к которым предварительно не посылал пророка.
  УДИВИТЕЛЬНО, но ВООБЩЕ НИКТО не ищет следов "трудов праведных" этого множества пророков.
  Как будто кто-то хочет установить монополию на право нести Истину в массы.
  Верующему в БОГА человеку нельзя даже теоретически допустить, будто эти тысячи пророков были бесталанные,
 ведь БОГ не мог ошибиться в простых кадровых вопросах.
  СЛЕДОВАТЕЛЬНО, следы их «трудов праведных» существуют.
  Анализируемое здесь масштабное распространение мотива, на мой взгляд, есть доказательство эффективной
 деятельности одного из величайших пророков древности, который примерно 12 тысяч лет  назад придумал «притчу
 «отменённого обычая "убиения стариков"». Такого обычая он наверняка нигде не наблюдал. Такой обычай мог
 существовать на 100 или 200 тысяч раньше, чем родился сам этот этот пророк. Но придумав эту притчу он нашёл
 короткий путь к сердцу своих слушателей, потому что каждый слушатель знал, что он тоже чуть позже состарится,
 что он тоже будет нуждаться в понимании и поддержке молодых членов племени.
   Ещё тогда пророки древности создавали универсальные морально-нравственные стандарты, которые привычны для
 нас сегодня.
   Обращать нам внимание на следы древнейшей мировой религии, с возрастом примерно 12 тысяч лет, теперь 
 предстоит решать нам.
   И когда мне говорят, что БОГ примерно 2800 лет назад прислал скрижали с заповедями, одна из которых не убий»,
 то я этим утверждениям не верю, потому как ЛОГИКА подсказывает, что заповеди типа «не убий» присылались
 на 100 тысяч лет раньше.
   А заповедь «не убий даже одряхлевших немощных стариков» (заложенная в вышеуказанном обычае), присланная
 примерно 12 тыс.лет назад, скорее всего была последняя (завершающая) заповедь из цикла типа «не убий».
 И ещё позже должны были последовать более тонкие заповеди.
   Мне известно о том, что последние три тысячи лет масштабы человекаубийства на планете возрастают
 стремительно, но тем не менее - не могу поверить, что 12 тысяч лет назад у человечества началась такая
 "моральная деградация", что спустя 9 тысяч лет потребовалось повторно прислать заповедь «не убий».
  ОЧЕВИДНО, что сегодняшняя ситуация имеет совершенно иные причины, во всяком случае я на это надеюсь.