Психолог в школе - запоздалое раскаяние

Алекс Савин
 Школьная реформа идет уже 20 лет. Реформируя образование реформаторы полностью забыли о школьном и семейном воспитании. В стране много опытных и заслуженных учителей-педагогов. Их мнение не учитывается. Реформу делают чиновники от Минобразования. Однако министр с запозданием спохватилась.

МНЕНИЕ МИНИСТРА: Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева заявила, что убрать ставку психолога и логопеда из школы было ошибкой, передает ТАСС.
«Мы допустили большую ошибку, когда убрали ставку педагога-психолога из школы, и второе — ставку логопеда, потому что данные на январь 2016 года не очень утешительны», — отметила Васильева на расширенном заседании коллегии ведомства. По ее словам, эта проблема должна решаться на региональном уровне.

ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ МНЕНИЕ ГОСДУМЫ: Министерству образования следует пересмотреть свой подход к внедрению психологов в российских школах, поскольку ШКОЛЫ РФ НЕ НУЖДАЮТСЯ В ПСИХОЛОГАХ и их функции должны выполнять классные руководители и воспитатели. Как передает корреспондент ИА REGNUM 28 февраля, об этом заявила зампредседателя Госдумы Ирина Яровая («Единая Россия») в ходе заседания рабочей группы по вопросам цивилизационного наследия РФ:
«Минобразования предлагает выделить большие деньги на психологов, но я позволю себе утверждать, что нам нужны не психологи, а воспитатели. Детям не нужны психиатры и психологи, детям нужны воспитатели и деньги надо тратить в стране на воспитателей — профессиональных, содержательных, интересных, любящих и неравнодушных», — заявила Яровая.
  По ее словам, идеи психологических тестов для детей и родителей похожи на «умопомрачение», и Российской академии наук (РАН) не следует тратить средства на эти цели. В связи с этим, зампредседателя Госдумы предложила обратиться к министерству с вопросом пересмотреть такой подход.

  Так решают депутаты этот важнейший вопрос, когда в школах и других учебных заведениях часто возникают драматичные решения конфликтных ситуаций. По мнению многих родителей и учителей психологи в школе очень нужны. Яровая хочет заменить психолога воспитателем. Кто такой воспитатель? Такой профессии нет. Кто он (она)  без знаний детской и семейной психологии? Это подход не квалифицированный, чиновничий подход. Другое дело - квалификация самого психолога, многие школьные психологи закончили пединституты, изучали там психологию и считают себя уже психологами. Нужна специальная подготовка школьного психолога и система его стажировки под руководством опытного педагога-психолога.

По керченской трагедии в СМИ идет бурное обсуждение, много предложений о запрете продавать оружие. Только два человека коснулись  психологической стороны - один
психиатр сказал, что потенциально опасного человека в коллективе можно вычислить и предотвратить беду. Второй коснулся воспитания молодых. А так в основном обсуждают технические вопросы - как получил разрешение на оружие, где достал взрывчатку, почему решился на преступление. Но все это уже следствие психики человека, а психика формируется в семье, школе, окружающей среде, наследственными задатками. Об этом то и не говорят или говорят мало. А надо бы.

Я не психолог и не педагог, но этот вопрос для меня существенен. Из Интернета вычитал следующий интересный материал, по сути функции школьного психолога:
"Любой школьный психолог обязан проводить тестирование детей в течение года. Например, в случае с первоклассниками это тестирование внимания, памяти, восприятия, мышления, речевых и математических способностей. Тестирование самооценки, уровня тревожности, интеллектуальных возможностей, уровня мышления, профориентационные тесты также входят в обязательный перечень работ. Все эти данные вы имеет право получить и можете обсудить с психологом".

"Если возникает конфликт с учителем, учеником или родителями ученика, психолог может оказаться незаменимым посредником в его разрешении. Хотя психолог является независимой единицей в школе, одновременно он является и частью педагогического коллектива, и владеет информацией о детях. Значит, он может объяснить поведение учителя с какой-то новой для вас точки зрения, дать совет о том, как лучше найти с учителем общий язык, и точно также помочь наладить отношения с другими учениками в классе".

  Мое личное мнение:
* Создать Совет родителей при школах на добровольных началах.
* Всех школ и других учебных заведений в законодательном порядке обязать вести воспитательную работу на специальных уроках психолога-воспитателя с разбором возникающих конфликтных ситуаций и профилактикой назревающих.
* При пединститутах создать профильные специальности "школьный психолог-воспитатель" и "психолог-воспитатель учебных заведений" - для средних и высших школ.
* Установить оклад воспитателя на уровне завуча, замдиректора, проректора ВУЗа.

ДОШЛО НАКОНЕЦ ДО ПРЕЗИДЕНТА: "МОСКВА, 1 окт 2021 - РИА Новости. Президент России Владимир Путин поручил разработать концепцию создания цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним и их родителям, соответствующий перечень поручений опубликован на сайте Кремля.
"Правительству Российской Федерации ... разработать концепцию создания цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним гражданам, их родителям (законным представителям), а также представить предложения о финансировании расходов, связанных с созданием и функционированием этой платформы, за счет средств, предусмотренных на реализацию национального проекта "Образование", - говорится в перечне".
Это сработало после трагедий в Казани и Перьми. И эта кровь на совести чиновников-ретроградов, обнуливших роль психологии в детской, молодежной среде и их родителей.