Алевтина Цукор, Мамлюки гл. 4 Айбек

Алевтина Цукор
Глава 4
МАМЛЮКИ, АЙБЕК

После провозглашения султаном эмир Айбек вместе с троном получил новое имя: аль-Малик аль-Муизз Изз ад-Дин Айбек ат-Туркмани ад-Джашнакир ас-Салихи.
Как мы знаем, он был туркменом, при дворе айюбидского султана ас-Салиха имел титул эмира и был главным военачальником султанской мамлюкской гвардии. В истории ему приписывают должность джашинкир, что означает «пробующий еду и напитки султана».
После смерти ас-Салиха Аййуба во время Седьмого крестового похода(1249), а также трагической гибели наследного принца Тураншаха (май 1250),Совет эмиров провозгласил султаном Египта  Шаджар ад-Дурр. Аййубиды фактически потеряли власть над страной.
Власть женщины – небывалое событие в мусульманском мире. Когда известие об избрании Шаджар ад-Дурр султаном достигло Дамаска, то вспыхнули волнения. Сирийские Айюбиды и Абассидский халиф аль-Мустасим отказались признать Шаджар ад-Дурр (бывшую наложницу) законной правительницей Египта. Они потребовали от египетских эмиров переизбрания правителя. Те согласились в пользу эмира Айбека, за которого женщина-султан вышла замуж.
Однако, как свидетельствует история, эмиры Бейбарс и Актай настояли на возвращении власти к аййубидам в лице внука султана аль-Камила, десятилетнего аль-Ашрафа Муссы (1250-1252).
Айбек вынужденно согласился стать атабеком при малолетнем султане.
К положению правителя Айбек привыкал с трудом. Хотя за его плечами был богатый опыт главнокомандующего мамлюкской армией, он не принадлежал в арабской знати, тем более - к роду пророка Мухммада. Были законные наследники власти - аййубиды, которые из века в век наследовали трон Египта.
Но за спиной стояли эмиры, которые понимали, что захватив власть для Айбека, они, по существу, захватили ее для себя. С одной стороны можно управлять султаном через Совет эмиров, с другой – стать следующим султаном. Они буквально подпирали Айбека своим могуществом и жаждой власти.
Самым активным среди эмиров и популярным в народе был Актай, ближайший друг Бейбарса. Он мешал Айбеку во всем: путал его планы, противоречил по каждому поводу, короче, мутил воду.  Именно он был инициатором передачи власти малолетнему наследнику, чтобы Айбек стал не султаном, а атабеком.
Да и Шаджар ад-Дурр, считая замужество чуть ли не фиктивным, а мужа – марионеткой, пыталась фактически править страной.
Султан Айбек не мог приложить свои силы ни к чему. Война для него была как спасение: ведь в бою он чувствовал себя намного увереннее, чем на троне султана.
Тем временем сирийские аййубиды действительно готовились к войне.  Вскоре они под предводительством ан-Насира Йусуфа вторглись на территорию Египта, намереваясь захватить Каир. Но мамлюкское войско султана ас-Салиха, которое он замешивал на крови и вкусе к власти, было гораздо выше по боевым качествам, чем объединенная армия аййубидов. В битве под аль-Абассом в феврале 1251 года аййубиды потерпели сокрушительное поражение и навсегда утратили власть над Египтом.
Так прервалась династия правопреемников пророка Мухаммада и началась власть случайных правителей. Ни один из мамлюков, пришедших к трону, как бы долго он не правил, не создал правящей династии, не сделал власть  наследственной. Захват трона стал правилом на века.
Победа над аййубидами на какое-то время сплотила мамлюков, но власть делала свое дело. Зависть и самолюбие терзали предводителей, поэтому между ними то и дело вспыхивали распри.
Но избавившись от основных соперников  - аййубидов, Айбек почувствовал силу и стал укреплять свои позиции. Он прибрал к рукам казну, стал окружать себя преданными мамлюками.

Автор романа пишет:
«Получилось – великая держава как бы распалась надвое. И как потом скажут, это были мрачные дни в истории Египта.
Мамлюки – храбрые, самоотверженные воины, много раз показывавшие в сражениях свою силу, боевое искусство, а один из славных предводителей их Айбек вместо того, чтобы открыто пойти на своего противника Актая, приказал своим подручным взять его не в открытом бою, а подло, из засады.
Бахритский мамлюки во главе с Бибарсом окружили султанский дворец, где находился взаперти Актай.
- Что же делать? – растерянно спросил жену Айбек, не ждавший такого поворота событий.
-  Не пристало султану гадать, - назидательно высказалась Шаджарат. – Если ты уверен в своих воинах, брось им голову Актая, которого они требуют освободить, пусть подумают, в чьих руках сила.
И она оказалась права. Когда к ногам бахритских мамлюков бросили отрубленную голову Актая, те в страхе застыли. Опасаясь скорого возмездия, они покинули Египет и бежали в Сирию к Насыр Юсуфу, над войсками которого они год назад одержали победу. Вслед за ними ушли Бибарс, Калаун, другие предводители войск, зная, что и они не останутся безнаказанными»...

 Расправившись с оппозицией, когда бахритские военачальники  покинули Каир (кто ушел к ан-Насир Йусуфу, кто к сельджукскуму султану Рума), Айбек сместил аль-Ашрафа Муссу, сослав его в Византию.
Но Аббасидский халиф, к которому ушел Бейбарс, смирил гордыню и примирился с султаном аль-Малик аль-Муизз Изз ад-Дин Айбек ат-Туркмани ад-Джашнакир ас-Салихи. Это примирение и вовсе укрепило Айбека на троне, теперь он чувствовал себя настоящим  владыкой Египта.
Шаджар ад-Дурр оказалась в опале: лишившись поддержки бахритских мамлюков она оказалась беззащитной. Но не в ее природе было терпеть поражение, видимо, сильна была страсть в Шарджарат, которой она не умела управлять.
Она стала действовать напрямик. Оскорбленная равнодушием султана, Шаджарат заставила его расторгнуть брак с первой женой.
Чтобы поставить на свое место надоевшую своими выходками Шаджарат, султан поступил в соответствии с писанием священного Корана – женился в четвертый раз на дочери правителя Мосула. Но слишком недооценил он  Шаджарат ад-Дурр. Взбешенная таким поступком мужа, она велела своим верным людям отравить его...

Исхак Машбаш пишет: «...разгневанные смертью своего правителя, мамлюки схватили султаншу и предали бывшей жене Айюба, и  единственная женщина-султан была забита до смерти деревянными башмаками в присутствии соперницы»...
Это был 1257 год.