Лео

Сит Роен
Лето в этом году выдалось чудным. Стояли хорошие погоды, случалась даже в Петербурге жара, что бывает крайне редко.  В такие дни все свободное время хотелось проводить на природе: в парках, за городом, на заливе. Я даже умудрилась загореть. В общем, обстоятельства предполагали пребывать в хорошем настроении.
Раньше, когда я еще училась, мне казались банальными разговоры о погоде. И наши преподаватели всегда жеманно подчеркивали, что наши друзья-британцы из учебников говорят о погоде исключительно по этикету. И, что на самом деле, таким образом они хотят уйти от конкретных тем, отвлекаясь на милую беседу о дождике или солнышке. В Петербурге же такие разговоры наоборот – не дань традициям, люди реально думают о погоде. Хороших дней в году по пальцам можно пересчитать. И когда случается счастье, когда в выходной день светит солнце, с неба ничего не капает, тебя не уносит ветер, тогда  весь город, будто один живой организм стремиться сам город покинуть. Как правило, в такой день найти парковку  на заливе, рядом с парками практически невозможно.  Питерцев будто подменяют в такой день. Глаза искрятся простым человеческим удовольствием, удовольствием от приятной погоды.
Как человек самозанятой, частично я вправе выбирать удобное время для работы, частично я сильно завишу от обязательств перед своими заказчиками. Поэтому понятие «трудовой свободы» тоже относительно моей персоны надуманное. Но бывало этим летом, когда хотелось каких-то других ощущений, не радости от прогулки, не гордости за выполненную работу. Хотелось отдать свой ум и воображение в руки кого-то другого, незнакомого тебе человека, то есть предаться чтению. Каждый раз – это большой риск. Даже с известным тебе автором выбор произведения – рулетка, а если ты берешься за незнакомца, так тут вообще больше шансов разочароваться. Сначала книги я выбирала по рекомендации. Первым мне повстречался Джек Лондон со своим Мартином Иденом.  Посоветовала мне его соседка, проходя мимо моего офиса. Она назвала книгу жизнеутверждающей. Уже интрига. Самоуверенно я взялась читать ее на языке оригинала. Поэтому чтение шло медленнее обычного. Ведь Мартин Иден был представлен неграмотным человеком. И с помощью английского это действительно было несложно отобразить. Я мучилась догадками, как бы перевели наши все его ошибки речи. Любопытство и отчасти лень лишний раз откапывать в залежах лингвистической памяти нужные слова заставили меня переключиться на повествование на русском языке.  Для меня Мартин пропал уже на третий день, как я начала его читать. Следующим на очереди был «Атлант расправил плечи»  Айн Рэнд. С ним меня познакомила подруга. Удивительно, но за это лето нам с ней удалось встретиться и погулять целых ТРИ раза. Порой мне кажется, что многие друзья прекратили контакты после моего замужества. С этой девушкой все было по-другому. Мы могли годами не разговаривать, а потом встретиться и проболтать или помолчать часами. В тот день мы гуляли на озерах. Конечно же, нас сопровождал мой верный пёс, длинный и низкий таксик. Мы болтали обо всем на свете, и вдруг подруга сказала мне, что в данный момент читает что-то настоящее и стоящее, роман в трех томах более тысячи страниц. Она рассказала  мне, как он поглощает её.  Это откровение было неожиданно оттого, что ничего к нему не побуждало. И я взялась за этот труд. Так как читала  я он-лайн, мне не удалось увидеть или отследить, в каком месте один том сменяет другой. Я все ждала увидеть какой-то знак, что вот, мол, один том кончился, сейчас будет другой, а через день чтение закончится. И я все пыталась разобрать эту грань, но тщетно. Америка с ее металлургами и железными дорогами уже через неделю перестали дурманить мою голову. Книга действительно мне понравилась, но не с политической или экономической точки зрения, мне понравилась любовная линия. Она была ненавязчивой.  В телефонном разговоре со своим другом я упомянула, какое произведение только что окончила. А он только посмеялся, сказав, что я припозднилась, и такие вещи модно читать было давным-давно, и что он не понимает, почему каждый дурак спешит сообщить ему то, что он прочитал эту КНИГУ. Я не поняла, к чему там был сарказм. И осадок у меня остался не от того, что сказал и подумал мой друг, а от того, что дочитав до конца, я почувствовала, будто меня обманули. Ведь мне были обещаны три тома, более тысячи страниц. И я была уверена, что по времени это прочтение займет не меньше, чем «Война и мир», на которую в восьмом классе у меня ушло все лето. А тут раз, и через неделю пустота. Муж, конечно, обратил внимание, что я стала читать. Он сказал, что это может значить лишь одно, что жизнь налаживается, что планам нашим вскоре суждено сбыться. А планов действительно за 8 лет брака накопилось много. Какие-то планы успели стать сделанным делом, другие встали на паузу по независящим от нас обстоятельствам, а третьи еще только обретали форму мысли.
Я решила пригласить своего мужа тоже в этот книжный мир. Сначала я подкинула ему «Петр первый» Алексея Толстого. Его этот выбор удивил. Оказывается, сам мой супруг прочитал практически все из Алексея Толстого и знал его исключительно как фантаста, потому такой мой выбор его удивил. Удивил его и сам Алексей Толстой, ведь в амплуа писателя исторической литературы он был ему неизвестен.
Прочитав какой-нибудь эпизод, супруг непременно обсуждал его со мной, ведь сама-то я давным-давно прочитала эту книгу. Он посоветовал мне «Скотный двор» Джорджа Оруэлла.  «Двор» был окончен после обеда. Обсуждения книг, поступки персонажей, описание эпох действительно возвысили меня над ежедневными заботами и проблемами. Я ощущала глоток свежего воздуха, будто в вправду вот-вот произойдет что-то по-настоящему хорошее. Нет, я не думала, что выиграю в лотерею или найду клад.  Я думала, что те шишки, которые мы набили, нам надо было набить. А теперь делать нечего, нельзя отчаиваться и опускать руки. Надо двигаться дальше, рассчитывая только на успех во всех начинаниях, но, тем не менее, быть более рассудительным, чем прежде.
Кеннет Грэм и его «Ветер в ивах» на несколько дней погрузили меня в буквальном смысле в младенчество.  Позже я вспомнила, что на филфаке нам даже ставили этот рассказ в виде мультфильма, дабы мы впитывали мораль и язык Британии. Мистер Тоуд всегда вызывал во мне противоречивые чувства. С одной стороны, он был просто хвастливой жабой, с другой – романтиком и бунтарем. То ли с подачи «Плохой училки», то ли звезды так совпали, мой выбор пал на «Убить пересмешника» Харпер Ли.  Этим летом это была уже вторая книга, написанная женщиной. Повествование вела маленькая девочка, она рассказывала о двух годах своего детства. Эта девочка мне сразу понравилась. Именно своей детскостью. Обнаружив, что я читаю, муж поинтересовался, отчего персонаж Кэмерон Диаз заставляла детей читать «пересмешника». А я сказала, что, наверное, книга стопроцентов американская, в ней есть и негры, и дети, и насилие, и оружие, и преданность, и предательство, и дружба.

Все эти истории переплетались с моими собственными, с работой, бытом. И отказом от курения. Последнее на первых порах далось, я бы даже сказала, легко. Однако, спустя две недели без табака началась конкретная ломка. В тот момент выручал меня старик Хемингуэй.  Ну, как выручал. В «По ком звонит колокол» курили все и постоянно. Почему-то этот процесс был смачно описан, или мне так казалось из-за того, что я не могу к ним присоединиться.  Один раз я все же струсила. Я поехала тогда на метро. И по дороге купила пачку сигарет. Времени до начала работы было предостаточно. Я пошла вдоль канала, на ходу распаковывая пачку. Жадно вытаскивая оттуда, из тугого полчища долгожданную папиросочку.  Я встала у прохода к воде. И начала курить. Но запах и вкус не радовали. Начался сиплый кашель. Я выкурила только половину. Разорвав пачку пополам, я бросила ее в урну и побежала прочь. Муж также отказался от табака, но признавался, что желание покурить преследует его. Как-то раз он пошел гулять вечером с собакой. Неделя была дрянь. Он очень хотел курить…Но выстоял этот бой. Купил себе большой пакет чипсов и всю дорогу жадно их смаковал.
В какой-то момент осень все же решила посетить наш унылый город. Осень мыла его дождями, холодила комнаты в квартирах, подкидывала грязи к собачим коротким лапам.  К счастью, осень не долго гостила, и снова ко всеобщему удивлению зарядились потрясающие теплые дни.