Первая учительница

Лобанова
  Первая учительница это святое понятие для каждого человека. Как Родина, как мать, как первая любовь. Память о человеке, который открыл для тебя мир знаний,  остается в сердце на всю жизнь. Я уверена, что большинство людей вспоминают с благодарностью своих первых учителей. И хочу рассказать об учителе младших классов, замечательном человеке, жительнице города Червонопартизанска  Вышковской Валентине Васильевне, которая всю свою жизнь посвятила детям. Она встречала первоклассников, потом через несколько лет отправляла их в дальнейшее путешествие по  миру знаний, но даже после того, как ее ученики прощались со школой и уходили во взрослую жизнь, она всегда наблюдала за их судьбой и гордилась ими как своими детьми.
   Валентина Васильевна не была моей первой учительницей, она являлась таковой для моей старшей сестры. Недавно я передавала ей привет от своей сестры и заметила при этом, что выпуск ее класса был очень удачным, все дети нашли себя во взрослой жизни и достигли каких - то высот в выбранной профессии. На что Валентина Васильевна ответила:
    - А у меня все выпуски были удачными, других не было.
   Это было сказано с большой гордостью. Несмотря на то, что эта женщина уже давно на пенсии и могла бы спокойно сидеть дома и почивать на заслуженных лаврах, Валентина Васильевна по-прежнему ходит на работу в школу, ставшую для нее единственным в ее жизни местом работы. Я была удивлена, когда этим летом на празднике, посвященном выпускникам города,  я увидела Валентину Васильевну среди учителей, которые были названы первыми учителями нынешних выпускников. Она шла  по площади перед  Дворцом культуры рядом со своими молодыми коллегами под громкие аплодисменты учеников и их родителей. Ей аплодировали все жители города, и многие из них в свое время были ее учениками.
    Валентина Васильевна приехала сюда 13 августа 1956 года сразу же после окончания учебы в Лисичанском педагогическом училище. Тогда Вале Филипченко было всего девятнадцать лет. Вместе с дипломом она получила направление  молодого специалиста на работу в город Свердловск,  школу №11. Но в районо попросили ее отдать это место другой молодой учительнице, учитывая ее семейные обстоятельства. Девушка не стала спорить, она пошла на работу в ту школу, которую ей предложили. Этой школой оказалась школа №13 в новом строящемся шахтерском поселке  Красный партизан. В отделе кадров трудовую книжку выписали не с 13, а с 14 числа, чтобы в первой записи в трудовой книжке не было два числа «13». И в конечном итоге эта запись оказалась для нее очень удачной.  Детей младшего школьного возраста было очень много, ей дали сразу два класса - в первую смену учила первоклашек, а во вторую - четвертый класс. В каждом классе было по 42-46 учеников.   
   Строились новые шахты, постоянно прибывали в поселок молодые люди. Они ехали сюда по призыву комсомола фактически на пустое место, и с собой не имели ни личных денег, ни вещей. Очень трудно было с жильем. Молодой учительнице не могли выделить даже просто отдельной комнаты в переселенных квартирах, ей пришлось делить квадратные метры маленькой комнатки в двухкомнатной квартире с еще одной девушкой, вторую комнату занимала семья учителей. Потом, когда семья перешла в свой построенный собственными руками дом, она получила вначале отдельную комнату, а когда вышла замуж за шахтера, прибывшего на строительство шахты по комсомольской путевке, и собственную квартиру в новом двухэтажном многоквартирном  доме по улице Гагарина. И сейчас проживает в этом доме.
    Учебные классы начальной школы располагались в деревянном бараке, сейчас это здание принадлежит православной церкви. Потом обучение школьников  проходило в двухэтажном кирпичном здании, в котором сейчас находится Центр детского и юношеского творчества,  именуемый в народе Домом пионеров. И уже в восьмидесятые годы была построена новая просторная школа. Школа получила новое название - Червонопартизанская общеобразовательная школа №2. 
    Валентина Васильевна всегда была внимательна к детям. Были очень разные случаи за время ее работы с детьми. Не называя конкретных имен, она рассказала об одном из них. Однажды во время урока, она заметила, что один мальчик очень рассеян и засыпает на ходу. Когда он все-таки заснул за партой, она шепотом попросила ребят не будить его. Все сидели тихо, и в такой тишине продолжались занятия. Ребенок немного поспал, потом  занимался вместе со всеми. В конце уроков учительница подозвала его к себе.
   - Ты сегодня ночью, наверное, совсем не спал. Не расскажешь в чем дело?
  Мальчишка потупил взгляд и молчал. Он боялся рассказывать.
    Тогда Валентина Васильевна высказала свою догадку:
  - Наверное, отец выпил лишнего и дебоширил в доме?
Мальчик испуганно молча кивнул головой.
   - Я сегодня зайду до вас домой, поговорю с родителями. Не бойся, все будет нормально. Я не буду рассказывать о том, о чем узнала от тебя.
    Валентина Васильевна после работы в школе зашла домой к этому ученику. И спросила у его мамы:
     - Может ваш сын заболел? Он был очень рассеян и спал на уроках. Вы не знаете в чем причина этого?
    Женщина вместо ответа просто заплакала. Учительница подошла и обняла ее.
   - Расскажите, что у вас произошло. Может,  я могу чем-нибудь помочь?
   И хотя учительница была моложе мамы ее ученика, она внушала уважение к себе. Родительница поделилась с учителем своей бедой. Оказалось, что ее муж (отец ребенка) стал очень часто приходить с работы в подпитии и в таком состоянии начинал воспитывать жену и сына, частенько при этом применяя кулаки. Женщина с сыном, боясь побоев, убегали из дома и прятались от пьяного мужчины там, где придется, пока тот не протрезвеет и не успокоится. Конечно, в такие дни мальчик не высыпался, был невнимателен и напуган. Даже иногда пропускал занятия в школе.
    Валентина Васильевна, обратилась к отцу мальчика, который находился в соседней комнате и прекрасно слышал их разговор.
    -Я очень Вас прошу не травмировать ребенка, он хороший мальчик и способный ученик, но если у него будут такие условия дома, он будет плохо учиться и отставать от других детей. Подумайте о своем сыне.
     Но даже после этого разговора с родителями, учительница заметила несколько раз повторение этой истории. На этот раз она ничего не стала говорить мальчику, не пошла опять к нему домой, а после занятий в школе отправилась на шахту, где работал горе-отец. Нашла там его руководителей. Мужчина в это время находился под землей, в шахте. И когда он поднялся на-гора, его вызвали к парторгу. На работе отец мальчика был на хорошем счету, и его поведение в семье было плохой новостью для руководства. Когда шахтер зашел в кабинет, кроме парторга там был его бригадир, начальник участка и молодая женщина, которую он, конечно же, сразу узнал.
   Парторг не стал ругать горняка, воспитывать его. Просто спросил:
- Ты знаешь, кто эта девушка?
- Да, – неохотно ответил мужчина. – Это учительница моего сына.
- А почему она пришла сюда, ты догадываешься?
- Да,- через силу выдавил из себя шахтер.
- Так что, она опять сюда будет приходить?
- Нет. Такое больше не повторится.
Действительно, отношения в семье наладились, и ребенок больше не засыпал на уроках.
   Казалось бы, какое дело учительнице до обстановки в семье ее ученика. Ее это не должно касаться, она отвечает  только за то, что происходит с детьми в стенах школы, а за ее пределами за них отвечают родители. Но именно потому, что каждый ребенок, которого она обучала, становился для нее не чужим, а можно даже сказать родным, Валентина Васильевна старалась не только научить его читать и писать, но и пыталась подготовить детей к взрослой жизни, научить их жить в обществе. Учительница посещала  всех детей дома, чтобы проверить, есть ли у ребенка свой уголок, где он может спокойно выполнять школьные задания. Но никогда не выносила на всеобщее обсуждение то, что видела в домах учеников. Она делала замечания детям  и  родителям очень тактично, просто советовала. И к ее советам всегда прислушивались. Валентина Васильевна никогда при наборе новых учеников в класс не интересовалась материальным благополучием семьи ученика, для нее все учащиеся были одинаково любимы, каждому она старалась уделить максимум своего внимания.  Может быть поэтому, все ее бывшие ученики прекрасно адаптировались в трудовых коллективах.  Среди них нет пьяниц, хулиганов, преступников. Наоборот, среди них много уважаемых людей, руководителей, заслуженных рабочих, учителей, врачей.
   Моя сестра вспоминала о том, как учительница поощряла самых прилежных учеников. Однажды ей самой за отличные оценки Валентина Васильевна разрешила помочь проверять тетрадки учеников с домашними заданиями. Учительница как образец оставляла открытой уже проверенную ученическую тетрадь с пятеркой, и моя сестра сравнивала другие работы с этой, и находила ошибки в домашних заданиях. Все это она делала под наблюдением учителя, но как же она гордилась, что ей доверили такую работу. Возможно, поэтому она сама выбрала профессию преподавателя и так же, по примеру своей первой учительницы, всю свою жизнь посвятила школе и детям, работая преподавателем иностранных (английского и немецкого) языков.
     Многие ее ученики, став взрослыми, уехали из родного города. Но так же много и тех, кто с этим городом связал всю свою жизнь. Среди них такие известные люди Червонопартизанска как Черненко Сергей, Шевчук Сергей, Пименов Владимир и многие другие.
   Обучая детей младших классов Валентина Васильевна сама продолжала учиться, закончила заочно Луганский педагогический институт имени Т.Г.Шевченко, и с 2008 года она преподает предмет по охране и безопасности жизни (ОБЖ).
   Педагогический стаж ее составляет 62 года, добросовестный, бескорыстный труд ее был отмечен. Валентина Васильевна Вышковская имеет звание Отличника образования. Она является почетным гражданином города Червонопартизанска, награждена Медалью к столетию дня рождения Ленина и значком Победителя социалистического труда.
   Кроме своих прямых обязанностей педагога, она всегда занималась общественной деятельностью, и уже 40 лет состоит в коммунистической партии. Даже сейчас, в очень трудное время,  Валентина Васильевна не поменяла своих взглядов. Несмотря на свой почтенный возраст,  она продолжает вести активную общественную работу и является председателем Союза ветеранов города.
   После известных событий 2013-2014 годов, ее дочь Елена осталась на территории Луганской области, подконтрольной Киеву. Она проживает в Лисичанске, родном городе Валентины Васильевны, и не может часто приезжать до матери. Многие семьи разделила так называемая «линия разграничения». Не все пенсионеры могут получать украинские пенсии. Поэтому в городе есть люди, у которых очень ухудшилось материальное положение, и которые нуждаются в постороннем внимании и уходе. Валентина Васильевна старается навещать таких людей, узнавать их нужды и помогать им. Можно просто удивляться и восхищаться неиссякаемой светлой энергией, которую излучает этот человек. Таким людям не страшно доверять наших детей.
   Так и хочется сказать: «Пусть все учителя будут похожи на Валентину Васильевну, тогда с тем поколением, которое они воспитают, нам будет не страшно смотреть в будущее».