Юго-Восточный Союз второе явление продолжение

Сергей Величко 2
                " Тот , кто родился свободным
                И вольным. Или хоть раз в жизни
                Вкусил этот сладостный плод ,
                Рабом не станет и в него не вернётся."   


  Город Пятигорск 9 часов вечера семнадцатое октября 2020 года
               

                И братья уже мчались вслед уходящей подгруппе

- К девяти вечера должны быть на месте.

 - А через часик остановись , есть повод обсудить кое что и заострить на этом внимание.

Через час , свернув с трассы и выбрав подходящее место , Кондратий обратился к Дмитро.

- Вот что братушка. Раз пошла такая гулька , зразу режем огурец.

- Отзывай полусотенных из Киева. - Самолётом поспеют. - В полночь собираем сбор.- В каком месте , разберёмся по приезду. Данные указаний передаём нашим простым способом , ибо современная прослушка и зиждится именно на научном применении звуковых низкочастотных волн в компактных приборчиках , ты их часто применял для прослушки через стеклянные оконные рамы. - У меня всё.- Выпьем кофейку и тронем далее.......

В город вьезжали как и подсчитывали по плану ,  ровно в девять , проскочив пятигорских гибебедешников , Кондратий снова попросил Дмитро остановиться и немного вздремнуть.

Чуть закрыв глаза Кондратий , сразу окунулся в глубокий сон. Напряжение всех нервных клеток , давало знать на маленький отдых , перед предстоящим сражением. И видения не заставили долго себя ждать.

- Увидев перед собой трубу приличного диаметра , уходящую в какой то маленький переулок , со светящимися не земным светом ночных фонарей.............Кондратий, двинулся вперед , держась рядом этой самой трубы  и дошёл до невзрачных как буд-то на вид кирпичных зданий  , маленького заводика , со шпилевой башенкой на одном из зданий и проснулся........

- Похоже толи на сон , толи на галюцинации. В руку или просто привиделось. Но из виду не стоить исключать.

   Поведал о своём только ощутимом произошедшем Кондрат , побратиму.

 - Долго я кимарил?

- Да с пол часика точно.

- А ты , я потом. - Ответил Дмитро.

- Тогда движемся дальше. - Далече ли до правления терцев?

- По навигатору , немного осталось.

-  Дмитро  , делаем так........

- На листке бумаги , карандашом расписываем все наши с тобой рапоряжения , ищем подвальное помещение , надоть попросить своих пятигорских , чтоб подыскали. В полночь общий сбор. Да, не забыть спросить , имеется ли чего подобного поблизости от проходимой конференции , или похожего на то , что приснилось , аль привиделось недавно мне?

- Конкретно по распоряжению чего тямлишь?

- Думаю задействовать сборное подразделение не сильно уставших на завтрашнюю подмогу астраханцам и калмыкам и если сильно постараться , к утру могут и поспеть. Не получится , перехватят по дороге. Тоже самое и девятнадцатого в подмогу кубанцам.

- Добре , составляй сразу же , как только прибудем на место. -  Оста-нется тока  , этот странный заводик. Свяжись пожалуйста с нашим местным братом и уладим задуманное.

- Ага , значит всё же есть подобный заводик. - Ты говоришь по розливу миниральной воды. Здорово. Вот к нему-то и пристальный на енти три дня и догляд...раз мы в курсе всего происходящего. Машины и люди не нашего скроя могут там и оказаться.

- Помещение нашли? Молодцы!

- Так вот этот листочек и покажем нашим там ,  куда вражий глаз и рука не сможет протиснуться. Прочтут все молча и концы листочка через огонь зажигалочки в пепел. Память у всех феноменальная , не подведут , в этом нет никакого сомнения.

- Который час ? - Ага одинадцать.- Слава Богу, успеваем!

- Предупреди , входим в подполье без единого звука , окна если имеются затемнить. - Вроде всё.

Утро , заказывало день и вечер над Пятигорском. Густой туман в горной местности мог спровоцировать и теплый солнечный день в этом месяце и влажную сырость мелкого осеннего  дождика , срывающегося с высот небесной хляби до самого вечера .

- К нам сегодня гость зашёл , дождичек осенний. - Потоптался над крыльцом , сорванец вечерний. Потоптался постучал частыми подковками , а потом эх! Заплясал удалую звонкую............

Напевал атаман в пол голоса любимую весёлую песенку , взбодрившись холодной водой из маленького минерального родничка у северного лесистого подножия  Машука , пятой или первой , а может и последующих по счёту горных возвышеностей вокруг города , давшим таким своим присутствуем ему своё название - Пятигорск. Интересно описание горы:


 
[9]             " Гора Машук, расположенная в восточной части Пятигорска, считается одной из главных достопримечательностей этого города. С 1961 года она официально признана памятником природы и символом Пятигорска.

Живописная гора Машук имеет форму конуса и поэтому со всех сторон есть возможность взобраться на нее. Самым популярным способом добраться на вершину горы является построенная в 1971 году канатная дорога.

Протяженность ее составляет 964 метра. Это расстояние цельнометаллический вагончик с окнами преодолевает за 3 мин. В конечной точке канатной дороги находится смотровая площадка, с которой можно рассмотреть все окрестности, а в ясную погоду – даже увидеть Эльбрус. Пятигорск не перестает удивлять своих гостей уникальными достопримечательностями. Достойна восхищения и канатная дорога – она подвешена всего на двух опорах, но это не в коем случае не уменьшает ее безопасности.

Для любителей пеших прогулок по горе Машук проложена 4-х километровая тропа в тени широколиственных деревьев. На северном склоне находится старая автомобильная дорога, а любители быстрой и комфортной езды для подъема могут воспользоваться 10 километровой трассой. Не важно, каким способом «восхождения» на гору Машук Вы воспользуетесь – везде перед Вами предстанут живописные виды, уникальные растения, археологические памятники всех эпох.

Считается, что гора Машук является кладезем целебных источников. На сравнительно небольшой территории на сегодняшний день выявлено пять видов минеральных источников: пятигорские нарзаны, углекисло-сероводородные и углекисло-азотные термальные источники, радоновые и есентукские источники воды.

Манит туристов гора и своими уникальными архитектурными достопримечательностями. Своеобразным чудом Пятигорска считается небольшая каменная беседка под названием Эолова арфа. Находится она на обрывистом уступе горы Машук и благодаря такому расположению ее создатели смогли воплотить в жизнь смелую идею музыкальной беседки. В 1831 году под руководством известного зодчего Джованни Бернардацци из машукского известняка была сооружена типовая беседка. В центре нее возвышался пьедестал, на котором была установлена уличная эолову арфу.

Ветер, проходящий через щели инструмента, извлекал из него чарующие звуки. В теплое время года далеко были слышны звуки арфы, а на зиму инструмент убирался на хранение. К сожалению, арфа того времени не сохранилась. Сегодня посетители беседки могут услышать звуки, подобные звукам той самой арфы, но только благодаря установленной в беседке аудиоаппаратуре, которая звучит, не зависимо от движения ветра.
Своей знаменитостью гора Машук также обязана самой высокой телевизионной вышке в Европе (имеется в виду ее абсолютная высота над уровнем моря), которая построена в 1958 году. Вышка особенно притягивает взгляды в темное время суток, когда на нее направлены лучи прожекторов.

Ну и конечно же, особого внимания заслуживает уникальная природная достопримечательность горы Машук. Так под действием сил природы на южном склоне образовалась карстовая пещера с конусообразным колодцем называемая Провалом. На дне колодца благодаря многочисленным источникам минеральной сероводородной воды возникло теплое озеро, максимальная глубина которого составляет 11 метров. Усилиями строителей в 1858 году к озеру был проложен тоннель, протяженностью 58 метров. С тех пор появилась возможность не только близко рассмотреть ярко-бирюзовые воды озера, но и искупаться в них. К сожалению, в настоящее время запрещено купаться в пещерном озере. Зато посетители могут посидеть на бронзовом стуле, в котором Остап Бендер искал бриллианты. Статуя великого комбинатора вместе со стулом украшает вход в тоннель, ведущий в Провал. Многие посетители с улыбкой вспоминают, как герой юмористического романа продавал у входа билеты и обещал наивным гражданам, что собранные средства пойдут на капитальный ремонт Провала «чтоб не слишком провалился»."

Вот такие маленькие достопримечательности , легенды и целебные свойсва миниральных источников , представляет нам мало сведущим в этом г. Пятигорск.



Кондратий уже не безпокоился. Все два подразделения , не считая сборного из неуставших добровльцев , находились в городе и были определены , расставлены ещё с ночи. А пробные вибрации звуковых волн , ещё вчера еле , еле , ощутимые подтверждали  уверенность в том , что они на верном пути , а места горных разломов в несколько раз увеличивали  силу собраных в один пучок , современных компактных генерирующих устройств.

- Сборнная группа подразделения докладывала об успешном перехвате делегаций под Элистой и Астраханью и движутся на Пятигорск. Яикская казачья делегация , походным порядком выдвинулась из Оренбурга. Останется завтра помочь  только кубанцам и охранным службам города и прибывающих делегаций.
Существенно серьёзны происшествий не зафиксировано , но хлопцы уже начали засекать по округе знакомые силуэты и раскрас машин возле интересующего нас объекта - заброшенного ещё в 90-х заводика по розливу минералки.

- Ещё Дмитро , необходимо ничего не пропустить.

- Да , доложили об странных ящичкках замаскированных в звуковые колонки зала.

- И что ты на это сгуторишь?

- Думаю зделать вид так , что не заметили.- Выходит волновой удар будет целенапрвленный , именно на здание конференц зала. Слава Богу не часть города. - Последствия........болевой шок , рвота , растройство кишечника , скачки давления , сбой сердечного ритма, возможно галюцинаци.

- Наши действия , организация подъезда машин скорой помощи. Риск не большой , но всё таки , должно быть выглядить  естественно.

- Источник главного генерирующего устройства нами обнаружен. - Кто , откуда и сколько наших врагов окопалось для вооружённой охраны объекта и его минирования , а в случае успешной операции и подрыва , возможно смертником. - Значит с первого часа заседания коференции двадцатого числа , сообщить оперативным группам правительственной охраны об заводике и контролировать их действия о начале операции по обезвреживанию , не раньше отъезда первой машины скорой помощи с первыми пострадавшими.
В случае необходимости оказать всестороннюю помощь впределах наших возможностей.

- Эх , знать бы побольше.........отпарировал Дмитро атаману.

- Неплохо , узнаю по службе , видать в ВСУ пригодилось?

- Да уж пригодилось , так пригодилось. С нуля в 2015 начинали.

- Так , ничего больше не пропустили?

- Окончательно вроде всё.

- Тогда можно и отвлечься маленько. -Передохнуть.

- Я пожалуй дочитаю с планшета. - Три книги Дарьи Усватовой остались.

Кондратий , быстрым движением подхватил лежащий рядом с Дмитро планшет.

- И тебе друже , пока выкроилось время , советую сделать тоже самое. -Легкий отдых - Не ровен час , после некогда будет.

- Тогда я с твоего позволения покимарю маленько. Лады?

- Валяй! В случае сполоха , буркну.

Дружески похлопав по плечу друга , Кондратий , окунулся глазами в планшет. И то что он узнал из уст писательницы , поразило его больше всего. Кондратий всё больше узнавал из этих книг , о жизни своих маныческих предков - казаках и казачках характерниках. И оказывалось не только военное искусство казаков позволяло им оберегаться Казачьим Спасом , но и жить повседневной жизнью ради Спаса и во имя Спаса. И он вспомнил слова бабушки Настёны.

И стало стыдно , что до сих  пор не находил времени проведать родные сальские степи. И дал Кондрат слово - Обратно домой в Азов , только шляхом на поклон предкам. И может посчастливиться , кого и из выжившей родни или бабкиных , да деда Игната тожить выживших знакомых , или как я  потомков встретить , да погуторить. Дай только Бог благополучно закончить зараз нонешнюю Пятигорскую компанию.

 


             С восемнадцатого по девятнадцатое октября 2020 года               
                г. Пятигорск.


Уже с раннего утра восемнадцатого октября , на майдан к зданию правительства терских казаков , стали подтягиваться делегации горских народов всего Кавказа. Терской делегацией на правах хозяев , было заявлено о том , что председатели казачьих правителств Дона , Кубани, Терека , Яика , Астрахани , Запорожья и Украины , прибудут на конференцию в самую последнюю минуту перед подписанием , поэтому начать конференцию поручено делегации Дагестана , с председателем терского отдела национальных сношений , встрече очередных гостей и распредлении онных , на время пребывания в гостинницы города.

По принятию такого решения , оставшееся наличие казаков пластунов-спецназовцев небесной сотни Казакийцева , удвоило внешнее наблюдение за интересующемся объекте внимания -заброшенного розливного заводика.

Ближе к вечеру уже встречали делегацию Калмыкии и Астрахани. На завтра намечалось прибытие с Кубани , Запорожья. Делегация украинской Рады сообщала о своей задержке , но божились явиться в полночь .  Оренбургскую делегацию поджидали  только утром двадцатого. Час подписи открыто объявлен на три часа дня. Так что всё было готово к проявлению некоторых активизационных действий со стороны террористических групп , по срыву подписи образованного Юговосточного союза казаков , горцев Кавказа и равниников Северного Кавказа.

Наступило утро двадцатого октября.

 
г. Пятигорск здание коференц зала терского казачьего               
                правительства 20.10. 2020г.

         К десяти часам , конференц зал уже вмещал добрую половину съхавших делегаций горцев. Документ договора лежал перед председательствующим конференции , уже доработанный и утверждённый участниками съезда , за три дня работы в Пятигорске.
Ожидалось прибытие председателей казачьих правительств от Донцов - Головина Петра Евсеевича , кубанцев - Белоус Богдана Андриича , запорожцев - Щербина Остапа Стэпаныча ,  украинской
рады Цыбулю Ивана Гордеича , астраханцев  - Лаисцева Дмитрия  Григорьевича , терцев - Халимонова Степана Евграфовича , яикских - Казарова Николая Александровича.

              Охрана правительственных казачьих делегаций постаралась на славу. Все председатели были доставлены в целости и сохраности к 14 часам 45 мин к конференц зданию и введены через парадный вход. И когда последние звенья внутреннего и наружного кольца , до зубов вооруженных современным оружием охраны , с сидящими и лежащими на верхах крыш снайперов , смежных вокруг строений и местной полиции замкнулись. Всё стало походить на неприступную крепость. Посвящённым в эту операцию , охранным бюро , предписывалось использовать двойников , что блестяще было продемонстрировано. Оставалось ждать кульминационного момента диверсионной группы из десяти примерно человек.

               Минуты медленно подходили к назначенному часу , динамики звуковых колонок спокойно передавали речи выступающих. И вдруг , это заметили и Кондратий и Дмитро. Речевой звук из колонок оборвался и из них чуть уловимо послышался хаотичный зжимающий виски скрежещущий звук. Стены зала поплыли в стороны , но спохватившись Дмитро и Кондрат успевают надеть наушники поглощения. На них уже не действовала дьявольская мелодия , и они стали свидетелями того , что  происходило с людьми рядом с ними. Всех , обуял страх , многие начали падать хватаясь за голову, у третьих началась рвота , четвертые в безумстве рвались наружу , создавая толчей десятков тел , жаждущих свежего воздуха. Слава Богу никого  не заметили внутри из наших групп.

- Так ,  Дмитро мигом сообщай на скорую , а сам  веди оперативников на завод. Пусть зачнут зачистку и постараются без смертей. Всем нам  наши недруги нужны живыми.

- Я минут через десять пятнадцать вырубаю колонки. - Ты , за это время , наши ребята и оперативный спецназ , должны быть на месте. Своих добровольцев на зачистку ктегорически не пускать - это приказ. Там и без нас справятся. Я  подбегу тогда , когда отъедут первые машины скорой помощи с потерпевшими.

         
Как и предполагалось наши друзья-партнёры - террористы , всё же оказали неплохое сопротивление. Пришлось опер группе повозиться , чтобы исключить смертельный исход. Оставался смертник в закрытом помещении с копактно соединённых генераторов и передающей антеной ,  с кнопкой взрывателя , требующий переговоров.

Не успел Кондратий добежать и отстранить Дмитро от последующих затем действий , как тот уже находился возле майора  спецгруппы.

- Слышь майор , дозволь пойду побеседую.

- Ладно , иди.

-  И уже подходя к дверям , Дмитро почувстовал запах дорогих женских духов.

- Эй , там отзовись и выглянь .- Стрелять никто не посмеет. - И убедишься , я не вооружён.

- Как зовут тебя красавица?

- Олеся! Догадался как?

- Да больно духи твои , для меня знакомые.

-  С Украины?

- Нет с Крыма. - Но сама украинка.

- Понятно. - подойди поближе. - Да не бойся ты , не кусаюсь я.

- А я не боюсь.- Пужанная вже.

- Оно и понятно ,но всё же.

- Давай без глупостей. - Твои все живые!

- А  не врёшь?

- Мне какая в этом радость.

- Не станешь взрывать , убережём от пославших.

- С Дона выдачи нет.

- Так ты казак?

- Да , Дмитром  звать.

- Ну так как ,  согласна?

- Дай подумать.

- Да не долго.

- А то всем это всё остохерело.

И к Дмитро из - за бокового угла вышла с протянутой рукой , знакомая до глубины души статная фигурка с симпатичным личиком. Дмитро , аж ахнул. Олесь , ты то как здесь оказалась? Голос твой изменился , вот и не рапознал зразу.

- А я поняла. Если б не ты , не вышла б. - Поминал бы как звали.

- Ты давненько в России?

- Да нет недавно СБУ покинул.- Вот на подмогу к донцам прибыл.

- А я как с тобой растались по службе в запас ушла. -Да однажды выкрали меня вечерком в пятнадцатом стервятники с Крыма. Обработали меня какой-то гадостью. И я поплыла по ихнему течению и стала крымнашенкой до мозга костей. А так как моё прошлое что-то означало для них , то и очутилась в диверсионной связке. Теперь ты в курсе моих маленьких делишек. А остальное как к Богу на покаяние приду , расскажу ему всё как есть. Главне вы тама с моими полегче будьте , разные они и тоже отмороженные российской пропагандой.

- Ладно Олесь , садись рядом. Дай обниму покрепче. - Давно не виделись.

- Скажи , наверно небось не могут нам казачьим националистам простить помощь возврата  Крыма законным хозяевам - татарам ,
да дружбу с независимой уже Украиной , да дружественных отношений с обновлёной Германией. Да?

- Да Дмитро , не могут. - Особено Кремль.- Ведь всю подготовку мы проходили в стенах казарм Черноморского флота Севастополя. Это сейчас Севастополь и флот стал мирным. А для нас будущее давно ограничилось в рамку- носа не выказывать , жить как все  смирно , но ушко держать востро. И по первому зову из Кремля , оно и есть как одержимые ,  ввязываться в любые международные военные дрязги.- Вот я со своей командой и очутилась тут в Пятигорске. Дабы помешать вам в добром , как теперь мне стало понятно  деле.

- Так вот оно что.............

- Кондратий , ты здесь? Ходь сюды.

- Так брат , слава Богу эту мою подругу ВСУ по АТО на Донбассе не совсем обработали. О подробностях она тебе сама расскажет и тех ребят допросите , может кто из них еще  в норме окажется. Это её
просьба. Всех уберечь и с Дона ни , ни , ни  на шаг. Так и предупреди наше правительство. - Наша задача теперь обратно сопровождать сей ценный груз.

- Олесь , не переживай! Всё будет в полном ажуре.

- Можно тебя обнять и поцеловать как прежде.

- Можно Кондрат , можно.

- Олесь , а договор давно подписан.

- И округлённые глаза , не знали , что и ответить.

- Олесь , ещё увидимся!

- Майор , вы  свободны. - Спасибо вам браты. Храни и сохрани вас Христос!

- Братцы мои , забирай остальных под нашу охрану.

 Сотнику:

   Павел , где ты?

- Я здесь атаман!

- Конвой задержанных в Новочеркасск. Сдать охранной службе и ждать нас через пару три денька.

-  Слава Богу получилось. - Как пострадавшие?

- Да не плохо, всё вовремя произошло , не опоздали. Оклимаются с Божьей помощью ,  да нашими докторами в городе. - Пять больниц было задействовано.

- От и слава Богу , шо мы Казаки!

- Благодарю всех за дела важные , ради нашего народа Божьего!

- Слава Богу Атаман! Слава Богу!

- Ну а мы Дмитро , прежде чем вернуться в Новочеркасск и Азов ,
заглянем на Маныч. Поищем моих предков.

Крепко обнял Кондрат и ласково заглянул в глаза своему кунаку , кровному брату и не разлей вода другу.

- Завтра на зорьке и отбудем.

- А сейчас всем отдыхать. Надеюсь нас здесь ещё покормят..........?



   



                Шлях дорожка домой , через Маныч.


          Не ожидал Кондрат , что таили в себе три книги Дарьи Усватовой. Он даже воспрял духом , поняв о чем и о ком , в них шла речь. И нестерпимое желание попасть имено в эти три дня и три ночи в родные до слёз бабушкины рассказы о чаддонюшке наяву, овладели атаманом так сильно , что он растормошив спящего уже Дмитро , взмолился.

- Брат давай прямо сейчас и рванём. - Не могу ждать сил уже нет. - Будем меняться за рулём.

- Да я и сам хотел тебе тоже самое предложить.

- А что тебя так настроило?

- Да понимаешь книги из планшета Дарьи.

- Я так и знал , что будет так.

- Честно сказать специально не стал посвящать тебя. - Надеялся , что сам дойдёшь до этого.- Молодец Дарья , задела тебя за живое , аж глаза огнём горят , что рассказы свои посвятила твоей пращивай казачей зёмушки.

- Ладно ,  сщас захарчимся на шлях дорожку , да подзаправим бензинчиком нашего дружочка и рванём.

- А ты  объяви нашим , что тоже не в моготу ждать до завтра.

- Атаман помощь нужна? спросил дежуривший полусотенный.

- Нет , попробуем сами.

- Как скажешь атаман.

- А сам ,  стоило Кондратию уйти , мигом разбудив второго полусотеного сообщил:

- Готовь тихонько подгруппу , мало ли что. - Атаманов наших одних не оставлять.- И  чтоб ни одна душа и они тоже. - Грех конечно , но меточка на сайгачёк не помешает. Со спутника виднее станет , иде нелёгкая занесёт.

- Постарались на славу , давнёхонько стоит...........!

- От же лыхови диты , и надождь такому процюваты , всэ вспивають.

- Прыгрозыв пальцом з улыбкой , командир первой полусотни

Выезжая из Пятигорска ,  побратимы сразу окунулись в горящее отблеском брилианта ночное небо ,  из неисчислимого количества мерцающих звездных светлячков. Здесь оно немного ближе , чем в донских степных Манычеких просторах. И чем дальше и выше в горы , тем ближе их искромётный взгляд.
И послушный рулевому Дмитро железный друг , вцепиавшись всеми четырмя в еще неостывший , но убегающий назад серой лентой асфальт с включёными всеми мысленными и немысленными на нём закреплёнными по бокам и вверху неоновыми фарами , ловко высвечивал эту звездную прохладу на своем пути. И  с присущей ему прытью , нёсся неудержимо вперёд. Благо встречного транспорта в это время встречалось в малом количестве. Но свет фар из-за вежливости к правилам движения пришлось переодически переключать на ближний свет.  До Невинномысска оставалось рукой подать. История этого города тоже интересна , как и всё вокруг здесь.





 [10]                " Невинномысск — город краевого подчинения. Расположен в 50 км к юго-западу от краевого центра. Город находится в предгорной равнине у впадения Большого Зеленчука в р. Кубань. Через город проходят Северо-Кавказская железная дорога и автомагистраль Ростов–Минеральные-Воды–Баку. Отсюда идут основные транспортные артерии в Карачаево-Черкессию, что делает город важным транспортным узлом.
Основание и становление г. Невинномысска приходится на вторую половину XVIII в. в связи со строительством Азово-Моздокской укрепленной линии и ведением боевых действий русской армии против горцев и турок.
В 1787 г. у речки Невинки, впадающей в р. Кубань, на высоком холме был построен Невинномысский редут. Слово «невинномысск» возникло раньше, чем Невинномысское военное укрепление. В 1784 г. речку с непристойным названием переименовали в речку Невинную.
По первой версии название возникло из-за гибели невинной девушки, которую выпали замуж за нелюбимого.
Согласно второй версии название речки и мыса возникло в связи с гибелью невинных 70 русских женщин, стариков и детей, захваченных в плен турецким отрядом. В память о них по преданию это место и было названо мысом невинным, а приток Кубани речкой Невинной.
Вскоре по решению атамана Кубанского казачьего войска и командующего войсками на Кавказской линии и в Черномории генерала Ермолова в районе редута основывается новая казачья станица «Невинномысская». Торжественное освящение вновь возникшей станицы состоялось 14 октября 1825 г.
Новая станица входила в состав Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска. После этого и начинается бурное развитие станицы.
В станицу переселялись казаки Хоперского полка из Донской, Московской, Ставропольской станиц, а позднее из Харьковской, Воронежской и других губерний 1.
Станица получила 36817 десятин земли, в том числе 26847 дес. пригодной для сельскохозяйственной деятельности. В конце 70-х гг. XIX в. в Невинномысской было 11 офицерских и 1597 казачьих наделов. В среднем на 1 душу приходилось 16,6 дес. земли 2.
На небольшой станичной площади было построено здание станичного правления, дом атамана, магазин, вышки у станичных ворот. Власть в станице принадлежала полковому командиру и станичному начальнику.
С переселением хоперцев на Кубань в станице Невинномысской расположилась штаб-квартира начальника Верхнекубанской линии полковника Засса, который провел целый ряд смелых военных экспедиций против горцев.
В 1849 г. проживало 2037 человек, из них 1005 мужчин и 1029 женщин. В станице была аптека, парикмахерская, телеграф, водопровод. В административном отношении станица делилась на двенадцать кварталов, каждый имел неофициальное название: «Требуха», «Собачевка», «Лягушевка», и т.д.
До 1861 г. приток иногороднего населения был незначителен. С отменой крепостного права ситуация меняется. В 1876 г. на 4 тыс. казаков приходится 1700 иногородних. Все они, в большинстве, являлись выходцами из Центральных губерний России и Украины, искавших в новых землях «лучшей доли». Иногородние, проживавшие в станице, не имели собственной земли, они ее, как правило, арендовали у казаков и вели самостоятельное хозяйство, либо трудились в качестве наемных рабочих и поденщиков. Судьбу станицы во многом изменило строительство Владикавказской железной дороги.
В 1872 г. российское правительство принимает решение о строительстве железной дороги Ростов-Владикавказ, которая проходит в 2 км. от станицы В этом же году правительство утвердило концессию на сооружение Ростовско-Владикавказской железной дороги. Концессию получил барон Р. В Штейниль, который обязывался в течение трех лет завершить строительство участка железной дороги Армавир–Невинномысск–Минеральные Воды. На участке строительства Армавир–Невинномысская работало 17 тыс. человек — из Невинномысской, близлежащих станиц и других регионов России.
2 июня 1875 г. на Владикавказской магистрали открылось движение поездов. Станция Невинномысская была отнесена к разряду железнодорожных станций 2 класса. Проезд из Невинномысской до Ростова-на-Дону стоил 1-м классом 10р. 28к, 2-м — 8р. 24к, 3-м классом 4р. 58к.
В последние десятилетия XIX в. социально-экономическое развитие Северного Кавказа было настолько интенсивным, что правление Владикавказской железной дороги приступило к реконструкции железнодорожного пути для увеличения пропускной способности железной дороги.
В 1895 г. в Невинномысскую прибыла группа изыскателей во главе с инженером Сташевским. Одновременно началось сооружение ряда объектов технических служб. В 1898 г. было построено паровозное депо, начальником которого был назначен инженер Понятовский. С 1901 г. правление железной дороги приступило к прокладке второго пути и строительству каменного моста через р. Кубань. В 1902 г. издается Высочайший указ об отчуждении земель и имуществ за компенсацию у частных лиц под строительство второго пути железной дороги Невинномысская–Армавир 3. Со всех концов Юга России в Невинномысскую потянулись рабочие различных специальностей. По окончании работ большинство из них осело в станице.
Наличие больших запасов сельскохозяйственного сырья, наличие дешевой рабочей силы, близость железной дороги способствовало быстрому экономическому развитию станицы Житель станицы Отрадной, зять атамана Невинномысской, И. А. Баранов приступил к строительству паровой мельницы. В 1894 г. она вступила в строй, будучи самой крупной на Северном Кавказе. В 1889 г. строится купцом Лапиным кожевенный завод. В 1895 г. была построена в станице крупнейшая в России фабрика по первичной обработке шерсти.
Благоприятные климатические условия — мягкая непродолжительная зима, много солнца, ветров, наличие в р. Зеленчук воды малой жесткости, существование развитого овцеводства в регионе, наличие дешевой рабочей силы, близость железной дороги — все это и способствовало развитию шерстомойной промышленности. Шерсть обрабатывалась сначала вручную: плотовая мойка, сушка на открытом воздухе. Промытая мягкой зеленчукской водой, шерсть приобретала нежность и белизну, а при ее промывке резко сокращался расход моющих средств.
В 1900 г. постоянно расширяющаяся шерстомойная фабрика Лапина, произвела продукции на сумму 280740 рублей. В начале XX века на фабрике работало около 300 рабочих. Причем оборудование на ней соответствовало последним достижениям НТР того времени.
В 1912 г. невинномысские предприниматели на принципах паевого товарищества построили небольшой механический завод «Муравей», состоящий из литейного, токарного, кузнечного и слесарного цехов. На предприятии работало 30–40 человек. Завод ориентировался на выпуск: продукции, необходимой на местном рынке, выпуск деталей для сельскохозяйственных машин, производство сельскохозяйственного инвентаря, оборудования для мельниц и т.д.
Развивается в станице кустарное производство — обувное, шорное, бондарное. Плотники, ремесленники, стекольщики — все были практически иногородние. В 90-х гг. станица Невинномысская становится крупным торговым центром. Сюда приезжали купцы из Москвы, Нижнего Новгорода, Варшавы. Торговый оборот невинномысских ярмарок и базаров достигал несколько миллионов рублей.
На рубеже ХIХ–ХХ вв. больших успехов достигает сельское хозяйство станицы. Растет поголовье скота, производство продуктов земледелия и животноводство. Все шире применяется новая сельскохозяйственная техника и инвентарь. В начале XX века в станице имелось 57 конных молотилок и 160 усовершенствовавших плугов. В целом казаки станицы собирали хороший урожай, особенно зерновых культур, что позволяло им продавать с выгодой часть получаемой продукции для экспорта за границу и в промышленные районы России. Большую роль в интенсификации сельского хозяйства станицы сыграло распространение разнообразных форм кооперации.
К 1896 г. в станице проживало 7500 жителей, что говорило о быстром росте населения Невинномысской.



В конце первого часа ночи проехали Невинномысск. Теперь оставлся короткий равниный отрезок до развилки Кочубеевское на Ставрополь.

- Вообщем так Дмитро.- Тут немного , километров сорок осталось до развилки на Ставрополь. - Сменю я тебя на отдых. - Дорогу я эту от Кочубеевской развилки хорошо знаю. - Командировался не раз в сторону города. - В Невинномыске и Пятигорске первый раз.- Выезжать из города будем на Север через Краасногвардейское до развилки на Сальск , а там видно будет.- Есть у меня одна мысль. - По дороге обтямлим.

- Лады , атаман , як сгутарышъ.

- Да , про историю Пятигорска и Невинномысска мы уже знаем.

- По ходу стану рассказывать про Ставрополь.

 Буквально через  двадцать минут езды , показалась развилка на Ставрополь. И мягко приняв обочину останавившись ,  Кондратий поменялся местами. Ох как же он соскучился давно не садившись
 за штурвал железного друга.

- Поди и разучиться так недлога.

Взволнованно подумал атаман.
 - Ладно , спокойно , с Богом! Покатили.

Через десяток минут волнение схлынуло и твёрдость рук и ног , а главное ясность мыслей  калгана , овладели Кондратом. И сайгачок плавно набирая равниную скорость , устремился покорять восемьсот метровую высоту плато , над уровнем моря. Именно на таком плоскогорье поднимающимся с Юго-Запада и плавно спускающемся на Север и расположился.............город обдуваемый семи ветрами.

[ калган - голова ]

Обычно верховые , а может и вообще казаки спрашивая друг друга : - Не куда пашёл , паехал , а иде пашёл , иде паехал - травят потом язвительной оговоркой - Дескать пашёл на кудыкину гору. Поэтому здесь будет уместно и кудыкнуть , раз решили ехать  в гору...........

- От Дмитро слухай о том месте , куда катят колёса нашего легко бронированного товарища.


[11]                " Территория города Ставрополя и его окрестностей начала заселяться с глубокой древности. Об этом свидетельствуют найденные археологами более 20 городищ и поселений от эпохи энеолита до средневековья. Наиболее древнее из них открыто на левом берегу реки Ташлы у северного подножья Крепостной горы.
В черте Ставрополя располагается Татарское городище, которое является крупнейшим на всей территории Предкавказья. В свое время оно было центром нашего региона, его древней столицей, большим средневековым городом. С приходом половцев оседлая жизнь прерывается.

Перед присоединением Предкавказья к России здесь кочевали ногайцы и калмыки.
Современная история Ставрополя берет свое начало в 1777 году, с момента закладки крепости в системе Азово-Моздокской оборонительной линии. Вскоре поселение получило статус города, который почти сразу приобрел значение главных ворот России на Кавказе. Становление города способствовало успешному освоению огромной незаселенной территории на южных рубежах России, экономическому и культурному развитию местных народов.
В 1556 году русскими войсками была взята Астрахань. Это открыло России путь на Северный Кавказ, к Каспийскому морю.
В Предкавказье столкнулись интересы султанской Турции, шахского Ирана и зависимого от Турции Крымского ханства. Россия была заинтересована в судьбах Кавказа, постоянно заботилась об охране своих южных границ, о выходе к побережьям Черного и Каспийского морей. Турцию и Иран поддерживали Англия и Франция. Народы Кавказа с надеждой смотрели на Россию.
В 1768 году вспыхнула очередная русско-турецкая война, которая завершилась в 1774 году подписанием Кючук-Кайнарджийского мира. По его условиям новая граница была установлена от устья реки Терек до Моздока и далее на северо-запад до крепости Св. Дмитрия (ныне Ростов-на-Дону) и Азова. Возникла необходимость "закрыть" пятисотверстное расстояние на южной окраине России путем создания цепи мощных форпостов.
Осуществление этой задачи было возложено на генерал-аншефа князя Потемкина - "государева наместника Азовского и Астраханского". По его распоряжению военные специалисты составили карты и описание пограничья. В итоге князь представил императрице Екатерине II доклад о сооружении десяти крепостей от Азова до Моздока.
Доклад получил одобрение, и 24 апреля 1777 последовал высочайший указ о строительстве Азово-Моздокской линии.
Для сооружения крепостей и несения службы в гарнизонах на Кавказ переселили волжских и донских казаков. Прикрывали строительство регулярные воинские части: Владимирский драгунский и Кабардинский пехотный полки, два батальона егерей и несколько казачьих полков с Дона. Все они были сведены в Астраханский корпус. Его командиром и руководителем строительства Азово-Моздокской линии стал Астраханский губернатор генерал-майор Якоби.
На правом фланге линии, "на вершине Егорлыка, называемой Ташлою", создавалась крепость под номером 8. Она имела назначение защищать проход по долине реки Калаус от закубанских горцев, подстрекаемых Турцией к нападению на русские поселения.
Еще 5 октября 1777 года Владимирский драгунский полк с хоперскими казаками по приказу генерала Якоби выступил к "Черному лесу на урочище Ташлу и Калаус". Надо полагать, что полк прибыл на урочище Ташлу, где было определено место пребывания командования, к исходу первой половины октября.
22 октября 1777 года по старому стилю (4 ноября) была заложена крепость № 8. Вначале она именовалась Московской, а по ордеру генерала Якоби с 22 ноября 1777 года получила номер 7 и название Ставропольская.
Основные работы по устройству крепости были закончены уже в 1778 году. Она представляла собой укрепленный артиллерией пятиугольник из земляных валов и рвов общей длиной 1698 метров и площадью 10 гектаров.
В 1779 году крепость подверглась нападению полуторатысячного отряда горцев. Штурм был отбит и крепость не пострадала.

В 1809-1811 годах земляные сооружения были заменены каменными оборонительными казармами.
Одновременно к востоку от крепости возникла и Ставропольская станица Хоперского казачьего полка, где расположился его штаб. Центральной частью станицы являлась площадь, занимаемая ныне муниципальным рынком № 1 (Нижним).
Несколько позже при Ставропольской крепости начали поселять отставных солдат, которых снабжали оружием, рабочими волами и лошадьми. Так возникла Солдатская слободка. В 1782 г. в ней уже проживали 494 отставных солдата.
Создавая Азово-Моздокскую линию в период обострения борьбы с Турцией за Северо-Западный Кавказ, царское правительство ставило своей задачей укрепление границ и сохранение мирных отношений с закубанскими черкесами и другими горскими народами. Военная администрация Кавказа стремилась установить с ними экономические связи - всячески развивать обмен и продажу товаров.
Уже в марте 1780 г. по распоряжению князя Потемкина для "приласкания кабардинского народа к российской стороне" велено было построить на укрепленной линии - в крепостях Ставропольской, Георгиевской, Моздокской - на казенный счет амбары для хранения "мелочных" товаров и лавки для их продажи. В 1783 г. в тех же целях князь Потемкин указывает: "Ко взаимной торговле назначены по линии три города для обмену и продажи товаров: Екатериноград, Георгиевск, Ставрополь".
Таким образом, около шести лет спустя после основания крепости Ставрополь уже именовался городом и помимо своего военного назначения стал одним из центров экономических связей с народами Кавказа.
Пока владения России на Кавказе ограничивались поселениями по Тереку, они входили в состав Астраханской области. Но в связи с освоением Предкавказья в 1785 году было создано Кавказское наместничество в составе Кавказской и Астраханской областей. С этого времени Ставрополь официально становится одним из шести уездных городов Кавказской области.
В 1802 году на огромном пространстве от устья Лабы до Каспийского моря и к северу до Маныча учреждена Кавказская губерния с центром в Георгиевске.
По мере заселения и освоения Предкавказья все большее значение важного торгового и транзитного центра приобретает Ставрополь. Он становится своеобразными главными воротами Кавказа. Через город проходят Большой Черкасский тракт, соединявший Петербург и Москву с Кавказом, Большая Сальская дорога, выходившая к Волге, дороги на Ростов и Екатеринодар.
В 1804 году около половины купцов и почти 60 процентов мещан всей Кавказской губернии было сосредоточено в уездном городе Ставрополе.
В 1809 году по приглашению императора Александра I в Ставрополь прибывают 50 армянских семейств "для налаживания торговли", которые селятся между крепостью и станицей.
В 1815 году Ставрополь становится центром управления учрежденных на Кавказской линии меновых дворов, где находился главный смотритель меновой торговли с горцами.
В 1816 году Ставрополь посетил главнокомандующий на Кавказе генерал А.П.Ермолов. Он прекратил здесь крепостные работы, после чего город становится центром военного обеспечения и руководства. В 1819 году в крепости размещается интендантство, занимавшееся снабжением Кавказского корпуса.
Растет экономическое и административное значение Ставрополя. По указу 24 июля 1822 года Кавказская губерния преобразована в область. Ее центром стал Ставрополь. Здесь была сосредоточена вся военная и гражданская администрация, размещались штаб-квартира командующего войсками Кавказской линии и Черномории, управление Кавказского линейного казачьего войска, учреждения, ведавшие заготовкой и снабжением войск продовольствием и обмундированием.
В 1825-1827 годах казаки станицы Ставропольской переселяются в предгорья и основывают станицу Карантинную (ныне - станица Суворовская), а их жилища занимают мещане, купцы и прочий мирный люд.
В мае 1847 года Кавказская область была преобразована в Ставропольскую губернию с центром в городе Ставрополе.

Начиная с середины XIX века Ставрополь играет все более заметную роль в культурной жизни Кавказа.
Еще в 1816 году здесь появилась первая на Северном Кавказе типография.
После разгрома восстания декабристов сюда были сосланы многие его участники - люди высокой культуры и нравственности. В Ставрополе побывали А.А.Бестужев-Марлинский, А.И.Одоевский, А.Е.Розен, М.А.Назимов, Н.И.Лорер, В.Н.Лихарев и другие.
Неоднократно - в 1837 - 1841 гг. бывал в Ставрополе и сосланный на Кавказ М.Ю.Лермонтов. Здесь он встретился с доктором Н.В.Майером, который послужил поэту прототипом доктора Вернера в романе "Герой нашего времени".
18 октября 1837 года правительство учредило в Ставрополе первую на Кавказе классическую мужскую гимназию и при ней благородный пансион.
В 1839 году в городе приняла посетителей первая частная библиотека купца Челахова.
В 1845 году в городе открыт первый на Кавказе русский театр.
В конце 1849 года в городе впервые на Северном Кавказе было открыто женское среднее учебное заведение Св. Александры.
С 1 января 1850 года стала выходить газета "Ставропольские губернские ведомости".
С 1851 года действовало армянское училище.
29 декабря 1852 года открылась первая общественная библиотека.
В Ставрополе побывали многие великие люди России. Командуя в 1778-1779 гг. Кубанским корпусом, дважды посещал Ставропольскую крепость А.В.Суворов. Здесь были А.С.Грибоедов и А.С.Пушкин, генерал Н.Н.Раевский, выдающийся композитор А.А.Алябьев, великий русский хирург Н.И.Пирогов, столп отечественной словесности Л.Н.Толстой, осетинский поэт и просветитель К.Л.Хетагуров. В мае 1894 года в Ставрополе с большим успехом дал концерт Ф.И.Шаляпин.
С образованием Кубанской и Терской казачьих областей и окончанием Кавказской войны военно-политическое и экономическое значение Ставрополя резко снижается. Еще более усугубило эту тенденцию строительство Ростовско-Владикавказской железной дороги, движение по которой открылось 2 июля 1875 года. Губернский Ставрополь, около сотни лет стоявший на главном почтовом тракте Кавказа, оказался далеко в стороне от железнодорожной магистрали.
Однако Ставрополь по-прежнему оставался одним из центров хлебной торговли. И к 1 января 1897 года к нему была подведена железнодорожная ветка от станции Кавказская.
Еще с 1862 года Ставрополь имел телеграфную связь с Тифлисом. А в 1863 году была установлена прямая связь с Москвой. Телеграфная линия вскоре приобрела большое международное значение: через Ставрополь и Тифлис осуществлялась телеграфная связь между Москвой и Тегераном, Лондоном, Бомбеем. В 1897 году начала создаваться городская телефонная сеть общего пользования.
В начале ХХ века в городе насчитывалось 27 православных приходов, действовали костел, синагога, кирха и мечеть. В 1920-1930 годах произошло массовой закрытие храмов. Не закрывалась и действовала без перерыва лишь Успенская церковь, построенная в 1849 году.
События русских революций начала XX века не обошли и Ставрополь. В ночь на 1 января 1918 года в Ставропольской губернии была установлена Советская власть. А несколько ранее, с 7 декабря 1917 года, в городе стала выходить большевистская газета "Заря свободы", ныне - "Ставропольская правда".
5 июля 1918 года I объединенный Северо-Кавказский съезд Советов принял постановление об объединении Ставропольской губернии, Кубано-Черноморской и Терской республик в Северо-Кавказскую Республику.
21 июля 1918 года в Ставрополь с боями вошли войска генерала Деникина. Они удерживали город до 28 октября, когда он был отбит Таманской армией. Но 15 ноября обстановка изменилась. Город был вновь взят деникинской армией, которая удерживала Ставрополь до 29 января 1920 года.
С 1 июля 1924 года Ставропольская губерния была преобразована в округ, вошедший в состав Северо-Кавказского края с центром в Ростове-на-Дону.
В 1925 году был пущен первый междугородный автобус, связавший Ставрополь с Краснодаром.



С 1928 года началось развитие автобусного движения в городе и был введен маршрут Ставрополь-Пятигорск через Александровское и Минеральные Воды.
15 июля 1930 года округа были упразднены и Ставрополь стал городом краевого подчинения.
В 1934 году из состава огромного Северо-Кавказского края выделился Орджоникидзевский край с центром в городе Пятигорске.
В апреле 1935 года отмечалось 15-летие освобождения Ставрополья от белых. В ознаменование этого события Ставрополь 5 мая 1935 года был переименован в Ворошиловск.
26 мая 1937 года вышло правительственное постановление о перенесении центра Орджоникидзевского края из Пятигорска в Ворошиловск. Восстановление статуса краевого центра стало толчком к ускоренному развитию города.
С октября 1937 года по улицам стали курсировать первые такси.
С 1938 года начали работать городская автоматическая и междугородная телефонные станции.
По переписи 1939 года в городе насчитывалось 85 тысяч жителей.
Великая Отечественная война 1941-45 годов принесла немало испытаний и для жителей краевого центра. 3 августа 1942 года город был захвачен фашистами и находился под оккупацией до 21 января 1943 года.
12 января 1943 года Орджоникидзевский край был переименован в Ставропольский, а городу Ставрополю вернули исконное наименование.
В послевоенные годы вместе со всей страной Ставрополь быстро поднимался из руин, восстанавливал промышленность, отстраивался.
Еще в 1910 году на пивоваренном заводе Груби при бурении скважины для воды вдруг вспыхнул голубым пламенем газовый фонтан. Тогда впервые стало ясно, что на территории города есть природный газ. Но лишь в 1946 году около Сенгилеевского озера было открыто промышленное газовое месторождение. Первым к октябрю 1951 года принял газ 96-квартирный дом по улице Советской, 1. К середине 50-х годов было закончено строительство городского газопровода, а к концу 50-х годов решена задача полной газификации города.
В 1951 году Ставрополь был удостоен первого места среди городов Российской Федерации за лучшее благоустройство и озеленение. Этот успех был повторен в 1952 и 1954 годах. В те же годы Центральный городской парк неоднократно завоевывал титул "Лучший парк России".
В 1955 году было упразднено существовавшее с довоенного периода деление города на три административных района. А 22 июля 1962 года были образованы два городских района: Ленинский и Октябрьский. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1977 года образован Промышленный район.
На 1960-70-е годы приходится пик промышленного строительства в городе. За этот период введены в эксплуатацию, реконструированы и обновлены десятки предприятий машиностроения, легкой, химической, строительной, пищевой, перерабатывающей и других отраслей.
1990-е годы стали последними в более чем семидесятилетней истории партийно-советского руководства городом. Указами Президента Российской Федерации в декабре 1991 года назначен глава администрации города, в октябре 1993 года прекращена деятельность районных и городского Советов народных депутатов. В 1994 году прошли выборы депутатов городской Думы первого созыва, в 1996 году - второго созыва, а также первые демократические выборы главы города.
19 декабря 1999 года состоялись очередные выборы главы города. Одновременно избирались и депутаты городской Думы третьего созыва. Однако из 22 мандатов получено было только восемь. 26 марта 2000 года прошли повторные выборы, которые позволили полностью сформировать представительный орган местного самоуправления города.
В сентябре 2000 год на Крепостной горе в честь основания города и наступления третьего тысячелетия установлен Каменный крест "Именной символ Ставрополя".
С 2001 года возобновляется активное сотрудничество между городами - побратимами Ставрополем и Пазарджиком (республика Болгария). На Крепостной горе в Ставрополе состоялось торжественное подписание плана сотрудничества на 2001-2002 годы между представителями Общины Пазарджика и администрацией города.
В 2002 году Ставрополь широко отметил свой 225-летний юбилей



В 2002 году Ставрополь широко отметил свой 225-летний юбилей. В честь этого знаменательного события в центре города был открыт памятник "Ангел - Хранитель" и новая площадь.
В 2006 году установлен постамент памятника «Первая учительница» по улице Пушкина, выполнено благоустройство прилегающей территории плиточным покрытием.
В 2007 году жители города широко отпраздновали 230-летний юбилей. К празднику была закончена реконструкция площади 200-летия.

В 2010 году Ставрополь широко отпраздновал 65-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. К празднику было приурочено открытие 2 скверов.

В 2012 году к 69-ой годовщине освобождения от немецко-фашистских захватчиков Ставрополю возвращен один из его символов – стела героям-доваторцам. Монумент установлен на въезде в Ставрополь. В день 235-летия Ставрополя на Комсомольской горке торжественно открыли цветомузыкальный фонтан. В декабре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, в восстановлении которого принимал участие весь город.
В декабре 2012 года город Чжэньцзян провинции Цзянсу Китайской Народной Республики стал четвертым городом-побратимом Ставрополя после Пазарджика (Болгария), Безье (Франция) и Де-Мойна (США).
По данным журнала «РБК», в рейтинге «Лучший город для бизнеса» Ставрополь занял 13 место, поднявшись за год на 12 позиций. В Национальном Рейтинге «Прозрачность закупок 2012» город получил наивысшую оценку «Гарантированная прозрачность». В Рейтинге комфортности городов высший балл заслужили природно-экологические условия Ставрополя. Единая дежурно-диспетчерская служба краевого центра заняла второе место в стране. Администрация Ставрополя награждена дипломом V международного смотра-конкурса городов стран СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить».
В 2013 году Ставрополь стал обладателем Национальной премии «Золотой Меркурий» в номинации «Лучший город с наиболее благоприятными условиями для предпринимательства».
Краевой центр впервые принял участие во Всероссийском конкурсе на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» и сразу же заявил о себе - по итогам 2012 года наш город отмечен как достигший наилучших показателей в номинации «За высокие показатели по развитию жилищно-коммунального хозяйства и повышению благоустроенности муниципального образования в рыночных условиях».
В Рейтинге «Прозрачность закупок 2013» Ставрополь получил наивысшую оценку «Гарантированная прозрачность», став одним из лидеров среди муниципальных образований России.
В январе 2014 года Ставрополь принимал эстафету Олимпийского огня «Сочи - 2014». По маршруту в 14 км Олимпийский огонь пронесли по городу 93 факелоносца.

Осененный божественной благодатью, Ставрополь, прошедший через годы войн и революций прошлых веков, преодолевший последствия конфликтов новейшей истории, сохраняет свое особенное, неповторимое духовное лицо.
Преемственность исторических и культурных традиций – одна из основ поступательного развития города и одна из гарантий его безопасного существования. Поэтому за последнее десятилетие в городе не было закрыто ни одно учреждение культуры. Объем финансирования развития культурных процессов с каждым годом растет.
Сегодняшний Ставрополь по праву считается не только административным, но и крупнейшим промышленным, научно-образовательным и культурным центром Северного Кавказа."


               От Свистухи к Польскому постепенно ощущался подъём , стрелка спидометра то и дело начинала сбрасывать скорость при натужном урчании мотора. От Польского до Татарки сделан срез выше старой дороги , исключающий оползни на опасных участках трассы. Примерный подъём над уровнем моря в районе Татарки триста четыреста метров , у Дёмино шестьсот пятдесят и через шестнадцать километров на последнем подъёме показалась стелла с гербом города и Кондратий чуть сбросил скорость. Впереди маячил отражающими полосами патрульный  джип ГББД.

- Три часа утра взгляув на светящийся контур стрелок ручных часов подумав  в слух добавляя: - Остановят или нет?

- Чего там , Кондрат?

- Да ДПС на дороге.

- От я и тямлю вслух , тормознут или не тормознут?

- Тормознут атаман , тормознут.

- О видал зашевелились.

И свитящийся зеброй жезл , при свете противотуманок , выпал вместе с правой рукой  на дорогу , перед самым носом сайгачёнка. Правый поворотный огонёк  которого , давал понять блюстителям порядка на дороге о своём повиновении. Остановившись , не выходя из ЛБАКА и не глуша мотора , стали ждать подходившего к ним молоденького лейтенатика.

- Слушай , командир , в чём дело? Через приоткрытое боковое окно  спросил подходившего вооружённого ДПС- ника Кондратий.

- Ваши документы , представившись обратился лейтенант.

- Простая формальность. - Вчера на этом месте было похуже.

- Интересный у вас автомобильчик.

-  Ладно лейтенант , так что случилось.

- Да перестрелка вчера была, наших подранили.

- Объявлен план перехват.

- А казаки , от кель?- Ах да. - В курсе , уже , что в Пятигорсе вчера днём произошло , краевое СМИ растрезвонило. Жаль , что так произошло , а тут  ещё и это добавилось.

- Да жаль, ничего не поделаешь.
 
  Нормально подумал атаман.

- Больше сору , меньше свара. - Нам это и надо.

-  Так поймали обидчиков? Ловим.........

- Куда направляетесь? , отдавая назад документы произнёс патрульный.

- Да на Сальск.

- Дорогу знаете? Только там , как раз на перекрёстке ремонт , проедте дальше по обводной , на указатель только гляньте .

- Доброй дороги вам. - Внимательность лишний раз не помещает!

-  И вам не хворать! Да службу без ЧП держать.

-  Всего доброго донцы!


- Ага , вот и перекрёсток.- Знак  объезда вона с права.

- Дмитро , нутром чую наших не далече. - Не могут они без нас, а мы без них.

- Ладно разбермся , прав ты или нет.

- Иде  дальше выезд?

- Уже скоро. - Вон шоссейка показалась.

- Хоть мы с тобой и не задержались в Ставрополе посмотреть город , то поле борьбы у нас расширилось. - К этим и другим местам союза , наша сотня закрепилась пожизнено. - Не печалься , ещё не раз будем в подобных командировках.

- И так всё. - Теперь держим строго на север , плавно съезжая с плато через населённые пункты - Донское , Красногвардейское , Песчанокопское , до ст. Егорлыкской , а там  сворачиваем на Сальск. - В Егорлыкской меня сменишь.- А сейчас отдыхать. - Не боись за рулём не засну. - Профессиональный опыт имею. - Часов в семь уже , я тямлю будем в Егорлыкской , а дальше расскажу и укажу иде дальше маршрут держать будем.

- Кондратий , поддавая лошадиной тяги педалью экселератора , наблюдал , как Дмитро , улёгся во весь свой рост , на удобно раскинувшемся рядом кресле , предпоследней модели "ЛБАКа - АМФ" - легко бронированного автомобиля казаков , абвиатура трёх букв , означающих как амфибию , шедевр технической мысли казачьих инжнеров и технологов ростовского механического завода " Светлый Аксай " , совместно с двумя заводами "Росвертол" и таганрогского авиационного завода  " Альбатрос"- классика современных летающих лодок гражданского и военного предназначения.

- И Кондратий , стал перебирать в уме технические новшества этого чудо техники , так мило прозванной казаками " Сайгачёк" , по его скорости и проходимости степных просторов и рек Присуда.

Итак: Это был красавец под стать современному кроссоверу внедорожнику с изменяющимся  автоматически просветом по высоте проходимого пути и рядом многих технических новшеств электронной системы управления , а при надобности и военизированной оснасткой боевого оружия  .  - Корпус состоял из композитной вертолётной брони, средней толщины улучшенных броне - стёкол , гасящих удар от попадания РПГ и крупно-калиберных пулемётов , днище вместе с коробами , передними , задними , крыльями с лонжеронами , крышей , капотом , боковыми и задней , вверх поднимающимися  дверьми , были сконструрованы и сварены герметически воздушно-полостными , что позволяло держаться на плаву с малым погружением. Под бамперами находились автоматически выдвижные подводные крылья , с фиксированым зажимом на уровне  нижей поверхности шин. Словом , колёса делали наезд в специальные рамки этих крыльев. Для движения по воде ЛБАК , снабжался выдвижным автономным , тоже бензиновым двигателем с гидро реактивным агрегатом выходящей водяной струи , мощность , которого позволяла на воде развить скорость , почти до пятидесяти миль в час. Но это ещё не все , разрабатывалась новейшая модель гибрид автомобиля и экраноплана. Автоэкраноплана " Черемшина". А фантазия развивала невероятные названия.

- Дмитро , ты помнишь ,  после того как ты объяснил в абвеатуре новой украинской красавицы БРДМ - боевая развед диверсионная машина или бронированная , фантазии моей не было предела в названиях: Под нашу "Сайгачёк" - степняк , "Черемшина"- красивая , К , РДМ или РДА - подходит "Рада", как на Украине, так и на Кубани, "Днепр", "Днестр"- диверсионно наступательная , "Десна" -наступательная, " Кубань"- контр ударная, "Терек"- тыловая разведка, "Дон"- машина десанта, "Яик"- я и крутой.




Уже порядком рассвело. Часы показывали без четверти семь. До Егорлыкской оставалось ещё километров двадцать.

- Кондратий иде мы?

- А проснулся, як ты?

- Да нормалёк.

- Скоро Егорлыкская.

- Да надоть прибодриться.

- Подберу место возле реки , или пруда ,  остановлюсь , заодно и позавтракаем.

В Егорлыкскую въезжали в девятом часу.


[12]                " Крепкая добротная станица  В конце 18 века , Россия сблизилась с Грузией и Арменией, которые были на грани порабощения азиатскими завоевателями. В 1783 году , между Россией и Грузией был заключен серьёзный трактат на «постоянное пребывание в Тифлисе двух батальонов русских войск при четырех орудиях». С увеличением численности войск, сменой личного состава, снабжения возникали большие затруднения, на пути движения от Батайска до села Средний Егорлык не было населённых пунктов. По решению царского правительства и по ходатайству атамана М.И. Платова были созданы четыре задонских станицы вдоль тракта на Кавказ — Злодейская , Кагальницкая ,  Мечётинская и Егорлыкская. Переселялись туда жителей тех станиц войска Донского, которые особо нуждались в свободной земле.
Переселение это было принудительное, по жребию. Первыми жителями станицы Егорлыкской были крестьяне из Черниговской , Екатеринославской и других губерний. Спустя 10 лет на обжитое и оборудованное место переселили около 75 семей казаков из Луганской, Нижне-Чирской, Калачинской, Березовской, Мигулинской, Хазовской станиц, слободы Провальской. Крестьян к тому времени перевели в категорию приписных казаков Войска Донского  и реестровые казаки большей частью нужны были как наставники вновь образованному казачеству в привитии казачьего уклада жизни.. Первые землянки начали строить весной 1809 года по обеим сторонам реки Средний Егорлык.
В 1811 году  в станице была сооружена деревянная церковь  без колокольни, а в 1827 году  построена церковь на каменном фундаменте с колокольней. Первое учебное заведение было открыто в 1865 году  — мужское приходское училище. Постепенно появились деревянные дома, так, в 1822 году  их было 142.
Население станицы в основном занималось хлебопашеством и разведением скота. Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, гречку. Пахотной земли было 50178 десятин. По переписи 1897 года , в станице было 1315 дворов и 8000 жителей. К этому времени в каждом дворе в среднем имелось 3 лошади, пара волов, две коровы и более двух десятков овец. Также в станице насчитывалось 8 лавок, 1 церковь, 10 питейных заведений, 3 кузницы, 27 мельниц, 1 кирпичный завод.
Стремительность событий второй половины 19 века  потребовала более надежных и оперативных средств связи. Поэтому военное министерство решило построить телеграфную линию вдоль всего тракта. В 1888 году было открыто телеграфное отделение в станице Егорлыкской, его разместили в почтовом доме, во главе всего почтово-телеграфного отделения встал прежний смотритель Ординатов. Инструктора-телеграфиста Сычева прислали из Ростова.
Рост экономики в России требовал улучшения транспортных связей с задонскими станицами. В 1911 году  началось строительство железной дороги, которая по проекту должна проходить в 20 км севернее Егорлыкской. Узнав об этом, егорлычане обратились к члену Государственной Думы, атаману станицы, уряднику Кадацкому Ивану Федосеевичу, который посоветовал собрать казачий круг и принять на нем прошение к Его Императорскому Величеству. С этим прошением атаман Кадацкий отправился в Петербург  и привез решение Правительства об изменении маршрута железной дороги, она прошла рядом со станицей. Казаки решили назвать железнодорожную станцию Атаман, в честь атамана Кадацкого. К 1916 году железнодорожная ветка Батайск — Торговая (Сальск) уже действовала.
Станица Егорлыкская в 1917-1941 г.г.

Постепенно продолжалось благоустройство станицы. Начиная с 1925 года, были введены именования улиц и нумерация домов, организована посадка деревьев. В 1925 году  уже работали две начальные школы, клуб, четыре избы-читальни, библиотека.
1920-1924 годы были неурожайные, гражданская война крайне негативно отразилась на станичных хозяйствах, появилось множество бездомных, оставшихся без родителей и опеки детей. В созданном Егорлыкском детдоме было 59 воспитанников в возрасте от 3 до 17 лет. Но он не смог вместить и половины беспризорников. В 1920-е годы очень часто крестьяне объединялись для совместной молотьбы хлебов и других сельскохозяйственных работ.
В 1924 году  было организовано крупное сельскохозяйственное кредитное товарищество, через два года в нем насчитывалось 430 человек (председатель Яценко Александр Тихонович).
В декабре 1929 года в станице образовался крупный колхоз  ему дали название «12 лет октября». В этот колхоз вошло 1679 хозяйств и 6940 жителей. В помощь вновь образованным колхозам в конце 1920-х годов стали создаваться машинно-тракторные станции. Они начали с обслуживания колхозов техникой. В 1930 году из огромного зерносовхоза «Гигант» был создан Егорлыкский совхоз. Однако и это хозяйство было слишком крупным, и в целях оперативного руководства директору был выделен самолёт. В 1934 году совхоз «Егорлыкский» был разделен ещё на три хозяйства: «Егорлыкский», «Роговский» и имени Луначарского. Известно, что в 1928 году была создана единственная в районе коммуна имени Войкова в Дудукаловском сельсовете.
С февраля 1935 года выходила газета «Ленинский путь», а с 22 февраля 1963 года — газета «Заря».
Егорлыкская в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
С конца июля 1942 года и по 25 января 1943 года район был временно оккупирован немецко-фашистскими вой­сками. В боях за освобождение ст. Егорлыкской и населённых пунктов района участвовали воинские соединения и части конно-механизированной группы, в которую входили 2-я, 52-я, 140-я танковые бригады, 221-й и 134-й танковые полки, 4-й и 5-й гвардейский кавалерийские корпуса. Егорлыкская была освобождена 25 января 1943 года 134-м отдельным гвардейским танковым полком под командованием полковника С. А. Тихончука.
Штурм укреплений врага начался 23 января  в 23.00. Во время этого штурма и боёв в последующие 2 дня смертью героев пали 25 танкистов, майор Белозёрцев Борис Фёдорович, начальник штаба полка майор Кочетков Дмитрий Александрович. Несмотря на количественное превосходство гитлеровских войск, советским танкистам удалось не только выстоять, но и разгромить врага. К концу дня 25 января станица Егорлыкская была освобождена.
Возле районного Дома культуры, по ул. Грицика, расположенный мемориал посвящённый памяти воинам, павшим в боях за освобождение станицы Егорлыкской.