Ко дню учителя.
За многие годы работы в школе кое – что забылось, вылетело из памяти, но я никогда не забуду одного замечательного ученика, который очень любил литературу и историю. И странное дело: у него всё это получалось как – то естественно, ненавязчиво, органично, что ли . . .
Начну всё по порядку. . . Актовый зал школы был полон, принесли стулья из соседнего класса: мест не хватило. . . Должны были вручать аттестаты зрелости об окончании 10 классов. Событие, конечно, неординарное. В зале тишина. Аплодировали только тогда, когда вручали документ только тем, кто его заслужил. Приветствовали тех, кто закончил школу на отлично. Трогательно, торжественно. . . И вдруг: « Аттестат вручается Тарасенко Егору Михайловичу». Зал будто ждал этого момента, все повскакивали с мест, кричали «УРА», аплодисменты продолжались минуты две. Учителя улыбались друг другу, а потом начали успокаивать зал, но бесполезно, зал аплодировал стоя и кричал : «УРА!» Сказать, что я не ожидала этого вручения, нет! Я знала, что аттестат ему дадут, но я не ожидала такой реакции . . . Это правда! Ученики были в восторге. Я только в тот момент поняла, как соклассники его любили. Да, он был хорошенький, но мало ли у меня было хорошеньких? Но никому так не радовались и не аплодировали, как Егору Тарасенко. Может быть, потому, что он был незаурядный, интересный, много знал наизусть. Когда речь заходила о войне 1812 года , несколько предложений было о войне, а потом вопрос: «Можно, я расскажу, как об этом пишет ЛЕРМОНТОВ?» И он рассказывал наизусть «БОРОДИНО», или вспоминал строки: « Вы помните, как шла за ратью рать , со старшими мы братьями прощались и в сень наук с досадой возвращались, завидуя тому, кто умирать шёл мимо нас.» Он бесконечно мог рассказывать басни И.А. Крылова «Волк на псарне», «Ворона и Курица». «Когда смоленский князь, противу дерзости искусством воружась, вандалам новым сеть поставил, и на погибель им Москву оставил, тогда все жители и малый, и большой часа не тратя собралися, и вон из стен московских поднялися, как из улья пчелиный рой. . .»
Когда речь заходила о том, что крестьяне много терпят из-за произвола помещиков, он рассказывал классу басню И.А. Крылова «Волк и Ягнёнок»: «У сильного всегда бессильный виноват, тому в истории мы тьму примеров слышим, но мы истории не пишем, а вот о том, как в баснях говорят». И рассказывал наизусть басню Крылова…
История и литература ему давались легко и просто, а вот математика , химия, физика… здесь нужно было как следует подумать, чтобы получить хотя бы тройку… Интересный эпизод. . . Ему нужно было сдавать зачёт по химии (был у нас в то время такой интересный приём), а мама с папой тогда были в командировке в Крыму. Он звонит маме: «Мама, ты не знаешь, где моя тетрадь по химии?». «Ищи на полочке, где – то там». « Нету» . Потом он нашёл эту тетрадь, оказалось, что на ней спала кошка. Вот в этом был весь Егорушка. . .
Во время концерта по случаю вручения аттестатов, он рассказывал стихотворение С.А.Есенина и посвятил он его учительнице по русскому языку, в аттестате тоже стояла злополучная тройка:
Вы помните, вы всё, конечно, помните,
Как я стоял, приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате,
И что- то резкое в лицо бросали мне:
Вы говорили: «Нам пора расстаться,
Что Вас измучила моя шальная жизнь,
Что Вам пора за дело приниматься,
А мой удел катиться дальше вниз. . .»
Зал сидел в полной тишине, как заворожённый. И я поняла, как его любили и поэтому так долго ему аплодировали и радовались тому, что ему вручили аттестат. Я представляю, как им тяжело было расставаться друг с другом . Это на редкость был удивительный, прекрасный и дружный класс. Они до сих пор поздравляют меня с праздниками и иногда звонят и делятся новостями. Может быть, поэтому я чувствую себя чуточку моложе, чем на самом деле.