340 Чертовски приятно! 27 июля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

340. Чертовски приятно! 27 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Пятница, 27 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 15.0°C, средняя: плюс 17.5°C тепла, макс.: плюс 20.0°C тепла, 5 мм осадков. Восход солнца – 04:02, заход солнца – 20:45 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 85%, Давление 757 мм. рт. ст. Скорость ветра - 7 м/с.

Весь день пятницы 27 июля 1973 года я пытался присутствовать при ключевых событиях и моментах получения с танкера СМТ "Шексна" грузов, воды и топлива. Стараясь не мешать, не попадаться на глаза старпому и командиру БЧ-5, держась в стороне, но показывая всем своим видом фотографа желание зафиксировать самые интересные моменты, я старался вникнуть в технологию и порядок грузовых работ в  море, чтобы потом в боевом листке тили молнии не выглядеть непрофессионально. Увы, никто мне не разъяснял, не объяснял, не рассказывал о том, что происходит или о том, что должно было происходить. Все участники грузовых операций были при деле и я вначале просто присутствовал, даже не пытаясь фотографировать, чтобы моряки БПК "Свирепый" привыкли и не обращали на меня внимание.

Позже, в другое время, я, пользуясь случаем, обратился к командиру БЧ-5 капитан-лейтенанту В.Н. Силкину с вопросом о порядке грузовых операций по перекачке топлива с танкера на корабль в открытом море и он дал мне прочитать машинописную инструкцию по бункеровке нефтепродуктами, которой пользовался сам и которую, судя по её состоянию, читали и по которой учились многие офицеры БЧ-5. Прочитав эти сухие казённые механические предложения и выражения, я, всё же, ощутил всю сложность и ответственность грузовых операций на море, как бы сам испытал пережитое, с радостью услышал "музыку команд и докладов", увидел картины и образы работ, проникся романтикой морских буден "маслопупов" БЧ-5. Автору будет чертовски приятно, если вы, мои читатели, почувствуете тоже самое...

Согласно данной инструкции "старший механик или командир БЧ-5 корабля осуществляет руководство и несёт полную ответственность за приём, хранение и надлежащее использование нефтепродуктов, строго соблюдая соответствующие требования настоящего наставления и СУБ. Непосредственно приём нефтепродуктов на корабль осуществляет механик, в чьём заведовании находятся используемые системы, либо ответственное лицо командного состава машинной команды БЧ-5, назначенное на приём нефтепродуктов командиром БЧ-5. Участие остальных членов экипажа в бункеровочных операциях регламентируется "процедурой бункеровки" (расписанием бункеровки). Бункеровка корабля должна производиться в строгом соответствии с утвержден¬ным расписанием и большим количество руководящих документов.

Перед боевым походом (выходом в море) производится расчёт необходимого количества топлива и ГСМ (горюче-смазочных материалов), требуемое для выполнения запланированного похода с учётом штормового запаса, либо, в случае получения соответствующего приказа, максимально возможного до полного бункера количества ( с учетом максимального безопасного процента заполнения танков 95%). Расчёт штормового запаса производит командир БЧ-5 БПК "Свирепый" капитан-лейтенант В.Н. Силкин исходя из следующих пропорций:
- до 5 суток - 30%
- до 10 суток - 20%
- до 15 суток - 15%
- до 30 суток - 10% и свыше 30 суток - 5%.

Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров своевременно уточняет в штабе ДКБФ количество, время и место приёмки бункера (танкера) и эти сведения и сообщения являются сверх секретными. Командир трюмно-котельной группы (ТКГ БЧ-5) лейтенант Юрий Евгеньевич Самарин (период службы на корабле 1972-1974) определил очерёдность приёмки топлива, очерёдность заполнения танков (цистерн), согласовывал с СМТ "Шексна" очерёдность заполнения (контролировал остойчивость корабля). Лейтенант Ю.Е. Самарин рассчитывал уровень заполнение каждого танка (цистерны), который должен быть не бо¬лее 95% от объёма танка, тоже самое делал для каждого танка (цистерны), давал команду о сни¬жении давления в топливных и водяных шлангах. Таким образом, был подготовлен предварительный план бункеровки на специальном бланке-документе.

За 48 часов (за двое суток) до предполагаемого времени бункеровки, лейтенант Ю.Е. Самарин, оказывается, провёл специальное занятие с бункеровочной командой БПК "Свирепый" согласно плана и инструкции. При этом в вахтенном журнале была сделана запись по форме: "16.30. Командиром ТКГ БЧ-5 лейтенантом Ю.Е. Самариным проведено занятие согласно плана с бункеровочной командой: (ФИО и должности мичманов и матросов). Только теперь мне стало понятно, почему замполит приказал мне помочь трюмно-котельной команде БЧ-5 оформить специальный информационный щит, на котором был предварительный план бункеровки, руководство по сигналам связи, процедура аварийного прекращения бункеровки, номера телефонов для аварийного оповещения и т.д.

Заранее перед бункеровкой освободить переливные танки (цистерны), замерили остатки топлива во всех топливных и водяных танках (цистернах) судна, взяли анализы содержимого и определили на-личие в топливе воды. Вахтенный офицер заранее предупредил вахтенного механика о подходе бункеровщика топлива, а вахтенный механик предупредил и подготовил бункеровочную команду к бункеровке. Командир ТКГ БЧ-5 лейтенант Ю.Е. Самарин лично проверил осушение переливных танков и поддонов в местах подсоединения бункеровочных шлангов, проверил закрытие всех горловин и мерительных труб танков, после чего были закрыты палубные шпигаты и спускные пробки переливных емкостей механическим способом (не от руки), а потом лично проверил должное закрытие приёмников топлива на противоположном борту БПК "Свирепый".

После этого бункеровочная команда под руководством лейтенанта Ю.Е. Самарина надёжно закрыла запорную арматуру на трубопроводах цистерн, куда не бу¬дет приниматься топливо. Затем была проверена работоспособность систем сигнализации о переливе топлива и указателей уровня топлива в цистернах. Тут уже участвовал командир электротехнической группы БЧ-5 лейтенант Николай Степанович Федосов (период службы на корабле 1972-1975). Затем бункеровочная команда вооружила 2 пожарных шланга, проверила вращение маховиков пожарных кранов, при необходимости "расходила" вентили. Потом поднесли кошму и 2 пенных огнетушителя в район бункеровки, прочистили спрыск. Поднесли к приёмной станции первичные средства уборки: ветошь, совки, обрезы (вёдра), совковые лопаты и т.п.

Вахтенный офицер вместе с боцманом БПК "Свирепый" мичманом Саввой Павловичем Кучерявым (период служба на корабле февраль 1972 - март 1977) также лично проверил состояние якорной цепи, при необходимости произвёл её обтяжку для уменьшения перемещения (рыскания) корабля, удостоверился в возможности быстрой и беспрепятственной отдачи второго якоря. Потом неформально прошёлся по всем бортам, чтобы проверить отсутствие каких-либо плавсредств у борта на время бункеровки. Вахтенный офицер сам, а потом и старпом, лично убедись, что висят предупредительные таблички "Не курить!", "Не пользоваться от¬крытым огнём" и "Проход запрещен!" у места приёмной станции бункеровки. После этого с участием рулевых БЧ-1 и сигнальщиков-наблюдателей вахтенный офицер убедился в чистоте окружающей нас акватории якорной стоянки БПК "Свирепый" у мыса Скаген.

В то время, когда к нам подходил танкер СМТ "Шексна" и становился на якорь, вахтенный офицер сделал по КГС (корабельной громкоговорящей связи) объявление о том, что у рядом к БПК "Свирепый" по правому борту встал на якорь бункеровщик, предупредил о запрещении курения на палубе, приказал закрыть иллюминаторы и наружные двери на корабле по правому борту и запретил всякое движение личного состава в районе бункеровки. После этого помощник вахтенного офицера и он сам (где мог) проверили закрытие иллюминаторов и дверей.

После этого на танкере СМТ "Шексна" и на БПК "Свирепый" началась ответственная операция по установлению грузовых стрел, тросов и иных снастей для перемещения грузов с танкера на корабль, а затем системы подвешивания топливных и водяных шлангов и кабелей электрозащиты. Палубная и бункеровочная команды подготовили всё для возможного спуска трапа в соответствии с требованиями инструкций (для использования катера или шлюпки). Командир электротехнической группы (ЭТГ БЧ-5) лейтенант Н.С. Федосов проверил наличие соответствующего освещения места работ, наружного борта и водной поверхности в районе бункеровки. Вахтенный офицер обеспечил наличие спасательного круга с линем в месте бункеровки. Командир БЧ-5 капитан-лейтенант В.Н. Силкин проверил средства и канал связи с бункеровщиком (СМТ "Шексна") и членами бункеровочных команд на нашем корабле и на танкере. Лейтенант Н.С. Федосов и телефонисты БЧ-4 установили и проверили работу взрывозащищённого телефона внутрикорабельной связи у станции приёмки топлива. Здесь же установили информационный щит с необходимой информацией (для напоминания). После чего вахтенный офицер на ходовом мостике проверил работу аварийно-предупредительной сигнализации, доложил командиру корабля о готовности к бункеровке и с его разрешения дал команду вахтенным сигнальщикам БЧ-4: "Поднять флаг "Браво".

Не знаю, были ли под рукой командира корабля и вахтенного офицера какие-либо номера телефонов, частоты или каналы радиосвязи с береговыми службами, находящимися на мысе Скаген (Дания), но точно знаю, что все нормы морского права в связи с бункеровкой были соблюдены и выполнены. Об этом командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров и второй командир корабля капитан 2 ранга М.В. Суханов докладывали в штаб ДКБФ.

После этого началась обычна работа по перекачке топлива и воды в корабельные танки (цистерны), команды, доклады, проверки, отчёты и т.д. и т.п. Потом по линии передачи грузов начали передавать с корабля на танкер и с танкера на корабль обычный кожаный портфель с документами и актами на топливо и воду, анализ полученного топлива, проверка всяких измерений и удостоверений, сертификатов, накладных и так далее. Топливо, которое нам передавали с танкера СМТ "Шексна" должно было точно соответствовать тому топливу, на котором работали турбины нашей ГЭУ (главной энергетической установки). то есть имели соответствующие параметры: вязкость при 50/80°С, плотность и содержание серы. ГСМ, которые мы получали тоже должны были иметь определённую кинематическую вязкость, плотность при 15/20°С, температуру вспышки, температуру застывания, щелочное число или РН. Когда бункеровка закончилась, отсоединили шланги и разоружили тросовую систему передачи грузов ещё долго командир БЧ-5 капитан-лейтенант В.Н. Силкин переговаривался с капитаном и механиком танкера СМТ "Шексна", уточняя какие-то параметры, данные и цифры в отчётах и накладных...

Честно признаться, я, как и многие другие матросы и старшины, кто были заняты в бункеровочных командах, считали, что раз бункеровка началась и наливают "под завязку" нужное количество топлива и пресной воды, то чего зря время терять на беготню с документами, но потом я убедился, что всё это не зря, потому что в итоге командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, вместе с командиром БЧ-5 капитан-лейтенантом В.Н. Силкиным под свою окончательную ответственность передавали через СПС (специалиста потайной связи) рапорт в Главный штаб ДКБФ и ВМФ СССР о получении БПК "Свирепый" от СМТ "Шексна" доставленных нефтепродуктов соответственно заказанным, по маркам, количеству и качеству.

В процессе бункеровки (перекачки топлива с танкера на корабль) командир трюмно-котельной группы (ТКГ БЧ-5) лейтенант Ю.Е. Самарин БЧ всё время (периодически и регулярно) производил замеры всех танков (цистерн) топлива, включая непосредственно не участвующие в бункеров¬ке, но имеющие сообщение с танками топлива, предназначенного к отдаче, снимал показания счётчиков, замерял температуру топлива. Потом он осматривал шланги на предмет наличия повреждений, проверял сертификаты на шланги. Бункеровочная команда корабля приготовила на специальном мате необходимый инструмент для присоединения фланцев шлангов, приняла шланг с бункеровщика, произвела шланговку (присоединение) к соответствующему фланцу. Присоединение осуществлялось только болтами, без каких-либо зажимов и струбцин.

Лейтенант Ю.Е. Самарин лично, а вместе с ним старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов, придирчиво проверили линию приёмного шланга на отсутствие резких изгибов, трения об углы, заломов, натяжения и протечек; убедились в надёжности подвески и проводки шланга с танкера на корабль. Бункеровочная команда убрала все лишние и посторонние предметы. По команде с танкера СМТ "Шексна", которую продублировали командир корабля, вахтенный офицер и командир БЧ-5, лейтенант Ю.Е. Самарин открыть и соответственно закрыл все необходимые клапана и вентили. После этого командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров и капитан СМТ "Шексна" провели по радио совещание, о чём вахтенный офицер сделал запись в вахтенном журнале. Когда поступили проверочные данные пробы топлива и воды, была сделана соответствующая запись в корабельных журналах и в журнале нефтяных операций о нача¬ле бункеровки. Лейтенант Ю.Е. Самарин с разрешения командира корабля, вахтенного офицера и командира БЧ-5 дал команду вахтенным бункеровочной команды находиться на местах и о начале приемки топлива и воды.

Командир ТКГ БЧ-5 лейтенант Ю.Е. Самарин в процессе бункеровки начал отбор проб топлива в установленном порядке, вёл контроль за наполнением танков и уровнем во всех топливных танках, включая те, в которые топливо не принимается. Он внимательно следил за непрерывностью поступления топлива через капельный пробоотборник в накопительную ёмкость и записывал его температуру не реже чем через каждый час. При этом Самарин визуально оценивал принимаемое топливо, при необходимости проверял корабельными средствами вязкость и плотность нефтепродукта. Топливо, которое нам передавал танкер СМТ "Шексна" было высокого качества и не имело отклонений по всем контролируемым параметрам.

Перед окончанием наполнения топливом танков (цистерн) лейтенант Ю.Е Самарин дал на бункеровщик команду о снижении давления, а потом и об остановке насоса, произвёл переход на другие танки (цистерны), согласно утверждённого плана заполнения танков. Вахтенная бункеровочная команда постоянно находилась у  станции, следила за  положением  и  состоянием шлангов. Вахтенные моряки вели наблюдение за перекачкой и всеми сигналами и сообщения¬ми. В случае получения сообщения о разливе нефтепродукта, они должны были всеми возможными способами немедленно подать сигнал на прекращение бункеровки. Вахтенные бункеровочной команды постоянно обходили все узлы и места станции приёма воды и топлива, визуально проверяли палубу, борт судна и воду в районе топливных цистерн, мерительных и воздушных труб, на предмет обнаружения разлива нефтепродуктов. За бункеровочной командой постоянно наблюдал командир БЧ-5, он же контролировал рабочее время вахты.

По окончании приёмки бункера (топлива и воды) командир ТКГ БЧ-5 лейтенант Ю.Е. Самарин лично сам закрыть все топливоприёмные клапана, произвёл замеры уровней топлива в танках на корабле, сличил показания счётчика бункеровки на корабле и на танкере СМТ "Шексна", снял показания и доложил командиру БЧ-5 и вахтенному офицеру на ходовой мостик (для гарантии). Путём суммирования количества топлива отданного из каждого танка (цистерны) определили общее количество отданного бункеровщиком (танкером СМТ "Шексна" топлива и воды, потом сверили количество принятого топлива по корабельным замерам с количеством отданного бункеровщиком. Суммы количества принятого топлива и воды совпало с суммой количества отданного танкером. После откачки топлива из шланга, бункеровочная команда БПК "Свирепый" осторожно расшланговали систему передачи топлива и воды, установили заглушку на шланги и на фланец топливного приёмника, подали шланг на бункеровщик.

На танкере СМТ "Шексна" просто, деловито и быстро подтащили по грузовым тросам шланги, выбрали их на палубу, начали их прибирать, а затем, по отработанной технологии разоружили всю тросовую систему передачи грузов. Перед этим командир БПК "Свирепый" и капитан танкера СМТ "Шексна" обменялись по тросовой системе передачи грузов документами, квитанциями, актами на пробы и расписками на полученное топливо и воду. После окончания бункеровки бункеровочная команда БПК "Свирепый" закрепила трап по-походному, убрала со станции приёма топлива всё имущество и разнесло его по штатным местам. После этого ещё раз проверили палубу на наличие протечек топлива, открыли шпигаты и заглушки, сделали чистовую приборку.

Вахтенный офицер, вахтенный механик, командир ТКГ БЧ-5 лейтенант Ю.Е. Самарин и командир БЧ-5 капитан-лейтенант В.Н. Силкин оформили все необходимые записи об окончании бункеровки в вахтенном журнале и машинном журнале, в журнале нефтяных операций. После этого вахтенный офицер с разрешения командира корабля объявил по КГС (корабельной громкоговорящей связи) об окончании бункеровки. Сигнальщики БЧ-4 спустили флаг "Браво", а "маслопупы" БЧ-5 убрали предупреждающие надписи и унесли на штатное место информационный щит.

Претензий к качеству принятого топлива и воды у командира БЧ-5 не было, однако командир корабля распорядился пока продолжать использовать тот запас топлива, который мы получали ещё в ВМБ Балтийск. После полного оформления всех документов по бункеровке и анализа полученного топлива и воды, командир БПК "Свирепый" опять через специалиста СПС (шифровкой) сообщил в Главный штаб ВМФ и штаб ДКБФ об окончании бункеровки, о наличии суммарного количества топлива (с указанием сорта и марки топлива и ГСМ), о его качестве и об отходе танкера СМТ "Шексна" от места бункеровки (места якорной стоянки БПК "Свирепый у мыса Скаген).

День пятницы 27 июля 1973 года был насыщенным для всех, кто принимал участие в бункеровке и эти моряки экипажа БПК "Свирепый" по праву чувствовали себя и были на самом деле героями. Поэтому им уступали лучшие места в столовой личного состава, усиленно кормили, угощали сигаретами, хвалили, гордились. В этот день я сделал большое количество снимков фотоаппаратом в разных местах, в том числе сфотографировался сам на фоне танкера СМТ "Шексна". Хотя я не принимал непосредственного участия в работах по бункеровке, но всё же чувствовал себя причастным к этому важному и ответственному делу. Боевой листок, который я написал и оформил, вкратце повторял то, что я рассказал в этой новелле, только с фамилиями матросов и старшин, мичманов и офицеров бункеровочной команды. Были в этот день и другие события, о которых я ещё расскажу.

Поздно вечером, смертельно уставший от суматошного, насыщенного и интересного дня, я записал в свой дневник-ежедневник:   
27 июля 1973 пт
Приняли топливо с «Шексны». Качает. Лёг спать, а по кораблю команда: «Мыться в душе!». Чертовски приятно смыть с себя всё, что накопилось за эти дни.

Знаете, что такое "кайф" на военном корабле?.. Нет, не пиво, не спирт, не сон, а банька... Горячий и прохладный душ пресной воды. Душистое мыло и жёсткая мочалка. Избавление от зуда в разных местах немытого тела. Ощущение чистоты и здоровья, когда тело дышит всеми порами и благоухает как должно благоухать, если ты не уставший и не больной... Банька в море - это чертовски приятно! Я даже успел постирать своё нательное бельё пресной водой, хотя уже была глубокая ночь и притащил в ленкаюту несколько бадеек с пресной водой для промывки фотоплёнки и фотобумаги. Отдельно в большом алюминиевом чайнике у меня хранилась чистая питьевая вода - незаменимый ингредиент для дружеских "посиделок в ленкаюте у Суворова".   

Фотоиллюстрация: 27 июля 1973 года. Северное море. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген. БПК "Свирепый" и средний морской танкер СМТ "Шексна" проекта 577. Старшина 2 статьи Александр Суворов. Позади передняя надстройка танкера СМТ "Шексна", шланги топлива и воды, поддерживающие грузовые тросы системы передачи грузов. Погода была нормальная, но всё же ветер и дождь ощутимо холодили тело в матросской робе, поэтому прячу руки подмышками и хмурюсь.