Архитектор Санкт-Петербурга Яков Гевирц 1879-1942

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Среди евреев-выпускников архитектурного отделения Императорской Академии художеств (ИАХ) наиболее интересной фигурой является Яков Гевирц (1879-1942), судьба которого стала удивительным примером совмещения национальной и универсальной ветвей творчества.  Его наследие принадлежит как временам Российской империи, так и СССР.
Он был ведущим архитектором еврейской общины Санкт-Петербурга, а, учитывая его еврейские проекты для других городов России, в частности Харькова, Ростова, Мариуполя, Одессы, эта роль в определенной мере распространялась на всю страну.
Правда, он более известен не столько еврейским творчеством, сколько десятками зданий, построенных в Санкт-Петербурге в духе модернизированной неоклассики, а также как педагог-теоретик, автор научных трудов. Имя Якова Гевирца значится среди прочего в биографическом словаре «Знаменитые люди Санкт-Петербурга».

Еврейскому творчеству в биографии Гевирца было отведено не более 7 лет – это был пик развития еврейской национальной жизни между двумя революциями 1905 и 1917 годов. Творчество Якова Гевирца стало ярким и одновременно завершающим образцом развития еврейской архитектуры России, прерванного грядущими политическими потрясениями.
На волне разнообразных эстетических поисков национальной модели еврейской архитектуры ему удалось в наиболее органичной художественной форме соединить различные концепции еврейской идентичности.
Яков Германович Гевирц родился в Одессе 9 февраля 1879 года в семье бухгалтера, окончил Коммерческое училище, но любовь к археологии и зодчеству пересилила, затем - Санкт-Петербург, где практически одновременно обучался в 2 высших учебных заведениях.
Наряду с учебой в ИАХ, в 1905-1907 г. учился в Императорском Санкт-Петербургском Археологическом институте, научном и учебном учреждение для подготовки археологов и архивистов, куда принимались лица с высшим образованием. Как археолог работал в Ольвии – древнегреческой причерноморской колонии.

Архитектурную специальность Гевирц получает, окончив ИАХ (1906 г.) по архитектурной мастерской Леонтия Бенуа (вспомним русскую церковь в Дармштадте).
Получить такое двойное образование с учетом «процентной нормы» приемов евреев в учебные заведения царской России было для Гевирца большим достижением.

После окончания Академии Яков был премирован поездкой в Италию, где и был очарован классической архитектурой.
Петербург Гевирц считал продолжением Рима и Венеции. Яков любил гулять по городу, разглядывая и зарисовывая его величественные ансамбли, фасады дворцов, у него был прекрасный дар художника.
По дороге в Академию художеств на Университетской набережной он нередко заглядывал в кондитерскую «Au bon gout» («Там, где вкусно»), на 1-й линии Васильевского острова, где познакомился с симпатичной кассиршей Анной (Нютой), вскоре ставшей его женой. Брак с Анной Степановной оказался счастливым, в семье росло двое сыновей. Яков был хорошим семьянином, друзья считали его умницей и эстетом.
Архитектурное творчество Якова Гевирца почти сразу пошло в двух направлениях в рамках модерна, что позволяет говорить о  «двух архитектурах» Якова Гевирца.

Первое направление, неоклассическое, проявилось в гражданском зодчестве и подчеркивало его качества как крепкого профессионала, котировавшегося у петербургской элиты.

Второе -  романтическое,  реализовывалось в объектах еврейской общины. О том, что Гевирцу была близка еврейская жизнь и еврейская тема, говорит известный факт создания им в 1908 году проекта (неосуществленного) памятника жертвам еврейского погрома 1905 года в Одессе. Гевирц был глубоко потрясен трагическими событиями в родном городе.
Бурно развивающаяся еврейская община российской столицы нуждалась в профессионалах-евреях в том числе и в архитекторах для решения задач общинного строительства. Яков Гевирц и оказался таким профессионалом, сумевшим совместить гармоничное целое с яркой образностью историко-романтических мотивов.
Это качество раскрылось в его первом масштабном проекте, определившем архитектурный метод на весь последующий период работы в «еврейской» архитектуре.  «Бейт-Тагара», дом отпевания и омовения на Преображенском еврейском кладбище (1908-1912 гг.).
 
Подобно Центральной Европе, яркой демонстрацией модернизации еврейской жизни в Российской империи второй половины XIX – начала XX вв. становились синагоги, архитектуре которых придавалось важное символическое и политическое значение.
Законодателем моды здесь становится столица империи с ее  открытой в 1893 году Большой хоральной синагогой. Синагогу, в которой хор регулярно, в субботу и по праздникам, сопровождал кантора, назвали «хоральной».

По совету В. В. Стасова - здание было решено в арабско-мавританском стиле, широко применявшемся в синагогах Центральной Европы, например, известными христианскими архитекторами Г. Земпером (Дрезден), Людвигом фон Форстером (Будапешт; Вена) и др.
Здесь всплывает уже ранее упоминаемая интересная для нас фигура одного из авторов проекта Большой хоральной синагоги архитектора Лейба Исааковича Бахмана (1830 - 1896) - первого еврея, окончившего ИАХ (в 1861, а Антокольский стал слушателем лишь в 1862 году). Кстати, ажурная решетка вокруг здания позднее была сделана по проекту Якова Гевирца.
Вновь тема национально выраженной архитектуры оживает в Санкт-Петербурге с начала XX века. Молодой архитектор Яков Гевирц, только что закончивший Академию художеств, выигрывает в 1907 году конкурс на постройку Дома отпевания и омовения («Бейт-Тагара») в связи с реконструкцией Еврейского Преображенского кладбища, открытого в 1875 году. Тогда там был сооружен деревянный молитвенный дом отпевания и омовения. 

Проект Гевирца также возрождал к жизни образы восточной архитектуры, отраженные в облике Большой хоральной синагоги,  но нес в себе уже новые веяния стиля модерн. Источниками вдохновения для комплекса являлись не старинные испанские синагоги, которые, в свою очередь, строились по образцу Альгамбры (Гранада), а достаточно сдержанная среднеазиатская архитектура XV–XVI веков.
По периметру парадного двора была устроена галерея с аркадой на изящных колонках с резными сталактитовыми капителями
На общем выборе сказалось то, что сам характер Бейт-Тагары должен был демонстрировать скорбь и строгость, нежели изысканный декор, характерный для центральных синагог и отражающий позитивный жизненный процесс. Ибо здесь не молятся по субботам и в праздники, не слушают чтение Торы, а только провожают в последний путь усопших
Осуществление этого проекта (1912 г.) вывело фигуру зодчего на высокую ступень в архитектурной среде Петербурга. Он становится архитектором еврейской общины города (до 1922 г.).

Как архитектор еврейской общины Я. Гевирц поддерживал состояние еврейских зданий в Санкт-Петербурге. Так в 1911 году он руководил сложным наружным ремонтом хоральной синагоги.
По проекту Гевирца в Санкт-Петербурге был возведен также Дом еврейской богадельни.
Участок № 50 по 5-й линии Васильевского острова сохранял деревянную застройку вплоть до начала XX века. Его владелец, крупный коммерсант М. А. Гинсбург, обратился в правление еврейской общины с предложением построить на свои средства больницу. Правление, в свою очередь, попросило жертвователя вместо больницы возвести достойный приют для одиноких еврейских стариков.
Слово богадельня у многих людей, выросших при советском строе, вызывает отрицательные эмоции.
Вспоминаются, например, персонажи пьесы М.Горького "На дне". В богадельне жили инвалиды войны, жертвы погромов, бездомные, не имеющие средств старики. Бытовые условия были вполне сносными. Людей селили по двое - трое в отдельных комнатах, большая кухня обеспечивала всех кошерной пищей.
В 1911 году  по проекту Гевирца было выстроено 4-х этажное здание богадельни в стиле модерна (неоклассики). Это очень важное здание для еврейской культурной истории Петербурга-Ленинграда.
Здесь же разместилось научное Еврейское историко-этнографическое общество. Оно было закрыто решением Ленинградского облисполкома в  1929 году, как неспособное "поставить сколько-нибудь полезную для советской общественности работу".
В 1915 году в этом же доме организует свою штаб-квартиру   Еврейское Общество Петербургских Художников, в правление которого вошли: скульптор И. Я. Гинцбург, адвокат М. М. Винавер (открывший Шагала), художник И. И. Бродский, архитектор
Я. Г. Гевирц.
В этом же здании с 1916 г. по 1929 г. размещался Еврейский Музей.

Начиная с 1908 года, по 1916 год по проектам Гевирца в Петербурге возведено 14 доходных домов. Его проекты получают признание и завоевывают престижные премии на конкурсах, они печатаются в ведущих архитектурных изданиях России.
Среди построек Гевирца в Санкт-Петербурге следует отметить жилые дома на Кирилловской улице и 5-й линии, на Советских (Рождественских) в Песках; дом на Большой Монетной, №18; на Зверинской, №20; на пр. Добролюбова, №19 (наиболее значимое его творение). Жилые дома Якова Гевирца отличают величие и монументальность - сдержанная простота и вместе с тем аристократическая возвышенная интонация, присущая флорентийским палаццо. Горделивые львы, античные барельефы, нарядные гирлянды, медальоны, сосуды.

Дом акционерного общества «Строитель». Памятник архитектуры. Год постройки: 1915, Добролюбова 19. Ахитектурный стиль: неоклассицизм. Доходный дом акционерного общества "Строитель" на проспекте Добролюбова, роскошная парадная лестница которого теперь известна всей стране по сериалам про "ментов".

Архитектор спроектировал первый кинотеатр в Санкт-Петербурге - «Колизей» на Кронверкском проспекте.
Проработал «Колизей» недолго – всего лишь один сезон. Уже через год, в сентябре 1909 г., здесь же заработал цирк, получивший позднее название цирк "Модерн", находился здесь и скетинг-ринк.
Площадка для фигурного катания и хоккея на роликовых коньках.
В начале 1919 года деревянное здание пострадало от пожара и было разобрано на дрова.

Санкт-Петербургское Общество архитекторов принимало заказы со всей России, и в 1909 году, на взлете своей профессиональной карьеры в еврейской среде, Гевирц участвует в конкурсе на строительство хоральной синагоги в г. Харькове (построена в 1913 году).
На конкурс было представлено 17 проектов. Проект Якова Гевирца стал победителем в этом конкурсе. Образы, заложенные еще в здании Бейт-Тагара в Петербурге, разрастается в проекте центральной синагоги Харькова до сложного в объемно-пространственном и архитектурном решении здания.
Гевирц соединяет найденную им ранее ближневосточную линию с образами европейской замковой и церковной архитектуры. Харьковская синагога - одна из крупнейших в Европе. Высота: купола 42 м, зала 30 м, крыши 25 м. В зале могут разместиться до 1000 человек.

В основе образной системы Гевирца было создание торжественной, и вместе с тем строгой, знаковой формы, лишенной архитектурных излишеств. Сочетание архитектурных масштабов и восточных силуэтов, игра грубого камня, оштукатуренных плоскостей и изящных резных капителей, венчающих колонны отражали представления архитектора об историческом видении еврейской формы. Он избегает мавританских подковообразных арок, предпочитая более строгий рисунок проемов – стрельчатый, несущий средневековые образные мотивы.

Одним из последних еврейских объектов Якова Гевирца становится реконструкция так называемой Солдатской синагоги в Ростове. История Солдатской синагоги началась в 1862 году, когда отставные солдаты-евреи образовали Солдатское еврейское молитвенное общество города, кото¬рое получило разрешение властей   для помещения своего молитвенного дома. В 1872 году было выстроено каменное здание Солдатской хоральной синагоги. Оно сильно пострадало от пожара во время еврейских погро¬мов в октябре 1905 года. Только в 1914 году, здание синагоги было восстановлено и реконструировано по проекту и под руководством Гевирца. По описаниям, синагога была реконструирована в стиле модерн с элементами восточной архитектуры и после перестройки обладала красивыми угловыми купольными завершениями, не дошедшими до нашего времени.   Осенью 1935 года здание синагоги было национализировано, и в нем была размещена химическая фабрика-артель и цех радиозавода. 
После ростовской синагоги, Гевирц создает свой последний проект –проект синагоги в городе Мариуполе (нереализованный).

Архитектурная деятельность Гевирца в еврейской общине была прервана Первой мировой войной, а последующая революция и приход Советской власти вскоре разрушили традиционную еврейскую жизнь.

Когда заказы еврейских общин отпали, на первый план его творчества выходят советские общественные здания, в проектировании которых Гевирц отражает стилистические и идеологические тенденции своего времени. В период великих строек первых десятилетий Советской власти Гевирц участвует в конкурсе на проект Дома правительства БССР в Минске (конструктивизм), завоевывает III премию на конкурсе здания Боткинской больницы в Ленинграде, I премию за проект образцовой пожарной части, проектирует в Ленинграде же большое здание - Дом Общества бывших политкаторжан.

В советские годы Яков Гевирц переключается на педагогическую и научную работу, которая постепенно все сильней захватывает его. В 1925 году он становится профессором, а в 1936 году деканом архитектурного факультета Академии художеств.
Последняя работа Гевирца – неосуществленный проект «Памятника Славы на братской могиле павших в войне», выполненный им в блокадном Ленинграде, незадолго до смерти.
Яков Германович Гевирц умрёт от истощения 19 января 1942 г. в подвале Академии художеств, где жили в блокаду её сотрудники.
Вдова Анна Степановна похоронила мужа на острове Голодай, на кладбище «Остров Декабристов» в братской могиле рядом с другими профессорами Академии художеств, которые не пережили блокаду.  Могилка затерялась. Точное место погребения архитектора так и осталось неизвестным... 
После войны сын Герман, студент Горного института, обратился к ректору Академии художеств  Матвею Манизеру с просьбой установить памятник. На деньги СХ и СА на «блокадном» участке кладбища открыли гранитную стелу. Кроме Якова Гевирца там значатся ещё фамилии профессоров академии, умерших в ту страшную зиму.

Это кенотаф - символическая могила Билибина Ивана Яковлевича - художника; Гевирца Якова Германовича – архитектора; Фролова Владимира Александровича - возглавлял знаменитую мастерскую мозаики АХ, профессор; Шиллинговского Павла Александровича - гравера, живописца-академиста, педагога; Мунца Оскара Рудольфовича - архитектора, профессора архитектуры.

Летом 2004 года в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (Инженерный дом Петропавловской крепости), состоялась выставка, посвященная 125-летию со дня рождения Гевирца, на которой были представлены его проекты, рисунки, фотографии зданий, личные вещи, переданные в 1973 году Музею истории его детьми.

Лучший современный специалист по петербургскому модерну Кириков Борис Михайлович говорил, что «благодаря таким зодчим, как Гевирц, Петербург все еще сохранял статус одной из архитектурных столиц мира. Он демонстрировал такой уровень профессионализма, какого нет и в помине у нынешних строительных тузов», и что «такие, как Гевирц, создавали ту "рядовую застройку" города, которая и делала его "архитектурной столицей".