Сентябрь, Грозный. Продолжение

Лина Галиан
           В понедельник, с утра еду в Союз писателей Чечни. Там меня уже ждёт Эдуард Арбиевич Мамакаев, пусть Аллах продлит его дни, он в последнее время неважно себя  чувствовал. Моё сердце колотится и радуется встрече.
            Обнимаемся,  и мне кажется, что я никуда отсюда  не уезжала, я всё время была здесь. Из кабинета напротив меня радостно приветствует Имран Ирисханов, член Союза  писателей Чечни. Радость, разумеется,  взаимная.
             Определяемся со временем, у нас его немного, нас уже ждут в Общественной палате. Туда всё-таки, опаздываем, приносим свои извинения и рассаживаемся за столом. И снова приветливые лица, снова объятия и добрые слова.
             Говорим о моей книге, которую с удовольствием подписываю. Яха Агаева- председатель республиканского родительского совета Чечни  мне указывает- пиши сестре Яхе, не надо мне с фамилиями.  Улыбаюсь. Как скажешь, дорогая. Конечно, сестре!
           Потом фотографируемся. Куда без этого?  И непременно совместный обед. Негоже гостей отпускать голодными. И снова разговоры, и снова не хватает времени. Поглядываем на часы. Нас ждут в  Национальной библиотеке, и мы не должны опаздывать.
           В кабинете директора Национальной библиотеки Исраиловой Сациты Магомедовны вместе с Эдуардом Арбиевичем обсуждаем возможность представления моей книги. И несказанная удача! Второго октября состоится презентация книги «Грозный. 200лет истории»
            Решено, что  одновременно, там же,  и в этот же день представят и мою книгу. Дарим библиотеке несколько экземпляров. Я могу гордиться. В Национальной библиотеке Чеченской республики теперь есть мои книги!
            Несколько слов о самой Национальной библиотеке. Это дворец в несколько этажей с огромным залом для презентаций. В прошлом году здесь проходила встреча с народным артистом Чечни Рамзаном Паскаевым в честь его юбилея.
         К сожалению, на самом юбилее я присутствовать тогда  не смогла. Так сложились обстоятельства, о чём я до сих пор сожалею, но теперь ни за что не откажусь от грандиозного мероприятия.
           Я волнуюсь. Одно дело быть гостьей в наших скромных библиотеках, и совсем другое- здесь. Совершенно другой уровень, к тому же я не знакома ни с кем, кроме Сациты Магомедовны. И главное, что рядом не будет Эдуарда Арбиевича.
            От перечисленных имён кружится голова. В презентации книги о Грозном участвуют Зам. Председателя Парламента Чеченской республики Шаид Жамалдаев, помощники Главы ЧР Шукран Джабраилова и  Тимур Алиев.
             Также присутствуют Президент Академии наук ЧР Шахрудин Гапуров, начальник Архивного управления Правительства ЧР Шовхан Айдамиров, депутаты Парламента, научная и творческая интеллигенция. И я. Скромная персона из далёкой Сибири.
             Всю церемонию презентации  будет вести  Абдула Бугаев- кандидат исторических наук, Зав. Отделом КНИИ РАН. Правда, мне не всё понятно, представление идёт на чеченском языке. Что ж. Сижу с умным видом.
           И радуюсь тому, что всё-таки я не одна, со мной  рядом, среди почётных гостей Имран Ирисханов, сегодня он сопровождает меня,  и мы тихонько переговариваемся. В подарок мы уже получили книгу, презентация которой вот-вот начнётся.
            Роскошное  издание, дорогое в полном смысле этого слова. Кожаный переплёт, глубокое золотое тиснение, хорошая бумага. И очень тяжёлая, надо сказать. Потом узнаём, она весит более двух с половиной килограммов.
           И вот, наступает волнительный момент. Абдула Бугаев берёт в руки мою книгу и представляет её гостям. У меня перехватывает горло. Сейчас меня пригласят к трибуне. Ноги ослабли, но стараюсь держаться.
            Много не говорю, выражаю слова благодарности за поддержку и внимание ко мне. Абдула улыбается и говорит- А я уже люблю эту книгу, тут написано про Абдулу. И правда, у моего литературного героя такое же имя, как у ведущего.
             Возвращаюсь на своё место и не могу поверить, что я удостоена  чести присутствовать здесь  и книгу мою   уже оценили по достоинству, никто не стал бы на таком уровне  её представлять, будь она низкопробным чтивом.   
          В гостинице рассматриваю подаренную мне книгу о Грозном, читать я её буду дома, с чувством, как говорят, с толком, с расстановкой. Такие книги просто так не перелистывают, она заслуживает должного внимания.
           На другой день вместе с Эдуардом Арбиевичем едем в Чеченский педагогический университет. И там представляем мою книгу. Она посвящена не только двухсотлетию Грозного, но и столетию со дня рождения Арби Мамакаева -чеченского писателя.
           И портрет великого Арби висит в кабинете  наряду с другими известными писателями. Встреча прошла в тёплой обстановке, студенты внимательно слушают меня, а я отмечаю про себя, до чего красивы чеченские девушки.
          В конце концов, не выдерживаю и высказываю это вслух. Лица  девушек розовеют от удовольствия, потом я сажусь в один ряд со студентами,  и нас фотографируют. Фото на память, что может быть дороже?
         Впереди у нас ещё одна встреча. Чеченский Государственный университет, в котором учатся наши беловские дети, два сына и дочка Саварбека Терхоева. Ибрагим и Тамилла учатся на четвёртом курсе, Рамзан поступил только в этом году.
          Все они выпускники нашей городской школы  № 8. Школа может гордиться своими выпускниками. Тамилла и Ибрагим занимают достойное место на университетской доске Почёта. Они- гордость университета.
           Студенты немного устали, они только что с занятий, и у них уже было сегодня одно мероприятие. Обещаю, что не утомлю молодёжь долгими и нудными разговорами, и слово своё сдерживаю. Снова фотографируемся.
           Делаю отметку в своём ежедневнике. У меня ещё встреча в Министерстве  по национальной политике и внешним связям. Но это будет завтра. И туда я поеду не одна. Со мной будет Анзор Ахмадов. Спасибо большое ему за помощь.
           И вообще, я нахожусь на огромном расстоянии от родного города, но ощущаю поддержку оттуда. Потому что каждая минута моего пребывания в Чечне находится под неусыпным контролем моих друзей-чеченцев.
           Алмасов Сулейман - представитель Главы Чеченской Республики в Кемеровской области, юрист Арби Мадаев и Турко Башаев решают любые проблемы, которые только могут возникнуть. Точнее сказать, проблемам попросту не дают возникнуть.
         
          В Министерстве  по национальной политике и внешним связям меня принимает Хаджимурадов  Иса Нажадинович- директор Департамента внешних связей.  Пятого октября празднование двухсотлетия Грозного и все очень загружены делами.
             Тем не менее,  у Исы Нажадиновича нашлось время  для встречи со мной. Тепло приветствуем друг друга,  беседуем,  я делюсь впечатлениями от поездки, рассказываю ему о Кузбассе и своём городе.
            В подарок из Грозного я привезу  Главе нашего города книгу. Ту самую, на презентации которой я имела честь присутствовать. Иса Нажадинович подписывает книгу лично Алексею Викторовичу. Надеюсь, книга ему понравится.
                И ещё,  в моей программе запланирован  непременный визит  в Общество инвалидов Чеченской Республики. С председателем общества Рабу Андиевной мы с прошлого года  знакомы и подружились.
               Передаю подарок от нашего Общества инвалидов.  Валентина Соколова собственноручно изготовила замечательное панно, и я вручаю его Рабу Андиевне. Я дарю свою книгу и подписываю, так же, как и Яхе. Дарственная надпись гласит- сестре Рабу.
            Потом пьём чай, получаю ответные подарки, снова фотографируемся и обещаю, что непременно привет и обнимашки передам Шмаковой Валентине Ивановне- председателю областного ВОИ.  Рабу Андиевна и Валентина Ивановна хорошо знакомы.
           Неделя подходит к концу. Завтра у меня съёмки на телевидении. ГТРК смотрит  вся Чечня, и в передаче- Утро с Грозным, запланирована встреча со мной. И я снова волнуюсь. Поправляю платок на голове, смотрю в зеркало.
          Качаю головой, ах, где мои семнадцать лет! После передачи тепло общаемся с работниками телевидения, все они молоды, красивы и необычайно приветливы. Прощаемся, мне нужно в гостиницу. Срок моего пребывания там подошёл к концу.
           Я переезжаю к детям Саварбека.  К ним еду впервые и когда машину, в которой я еду, не пропускают, я начинаю паниковать. Идти пешком далеко, к тому же я не знаю, где находится нужный мне  дом.
           Дорога перекрыта в целях безопасности, потому что дом  находится на проспекте Кадырова. А это самый центр города. Звоню Сулейману в Кемерово. Тот просит передать трубку полицейскому.  И вот, служитель правопорядка вызывает машину,  и меня везут прямо к дому.
           Хорошо,  когда  всё хорошо заканчивается. Ну, вот, все встречи закончены. Всё прошло просто замечательно. Завтра городской  праздник и мы непременно должны побывать там. И мы побывали. Гуляли в парке цветов.
            Сказать, что это красивое место- ничего не сказать. Даже фотографии не передадут всей красоты этого парка. Мы прошли по аллее из сердец для  влюблённых. Там обычно проходят свадебные церемонии.
            А пятого октября, в честь двухсотлетия Грозного пройдёт двести свадеб. Потрясающее зрелище! Одновременно двести красавиц! Это что-то! Народу везде много и предприняты все меры к безопасности, за всем следят служители правопорядка.
           Возвращаемся домой. И вдруг звонок из родного города. Звонит Саварбек и сообщает, что в воскресенье мы с  детьми идём на свадьбу. Я изумлена, кто меня туда пригласил? Оказывается, в этот день женится наш беловский парень.
           Да, он живёт в Белово, но свадьба у него на Родине, в Грозном. Я в полном восторге, это необыкновенное везение! Моя вторая книга должна начинаться со свадьбы, а я вживую её не видела. Теперь -увижу.
           С утра едем с Тамиллой и её подружкой в ресторан. Ибрагим и Рамзан уехали раньше. Всё это здорово отличается от наших ресторанов. Облагороженная территория, фонтан, редкие деревья, веранда для музыкантов, два больших здания.
             Лимузин уехал за невестой. Гости прошли к столам. Женщины отдельно, мужчины отдельно. Пока невесты нет, следует, как Луиза сказала, попить чаю. Столы ломятся от изобилия блюд. Спиртного, разумеется, нет.
          С улицы восторженные крики- привезли невесту. Гости выходят её встречать. Кукольно- красивая девушка в свадебном наряде встаёт в углу. Там для неё приготовлен шатёр, украшенный цветами. Всю свадьбу она простоит там.
            Гости фотографируются с невестой. Наверное, на счастье. И снова все рассаживаются за столами. Оглядываюсь на невесту, сестра жениха уводит красавицу в отдельную комнату, наверное, там её покормят, и она снова встанет на своё место. Так и есть.
           А потом танцы. Сегодня увидела чеченский танец вживую, не по телевизору и не на картинке. Захватило дух. И нет слов, чтобы описать этот танец. Теперь мне будет о чём, написать в своей новой книге.
          Наступил день отъезда. В аэропорту меня провожают сёстры Саварбека,  Лейла и Зура, душевные и милые женщины, разговариваем, как давние знакомые. Нет, не так, как близкие родственники! И вот, получаю подарки, прощаемся,  и я ухожу на посадку.
          Снова перелёт, уже не радует самолёт,  не нравится  долгое сидение  в аэропорту, снова самолёт, который кажется неуютным, сиденья неудобные, раздражает сосед, который сопит  рядом от удовольствия, просматривая картинки в телефоне.
            Меня раздражает всё. Пытаюсь настроиться на добрый лад, заснуть, в конце концов. Ничего не получается. Наконец, самолёт снижается, совершает посадку.  Всё,  я в Кемерово. Меня встречает сын.
            Недолгая дорога и я дома. Кидаю чемодан у порога, отключаю телефон и спать…спать…спать… Просыпаюсь через три часа,  оглядываю родные стены, вздыхаю  и иду на кухню. Пить чай. Я дома. Кажется, что всё было со мной, но во сне.
           И мне теперь остаётся мечтать, что я ещё когда-нибудь…


на фото: Абдула Бугаев представляет мою книгу в Национальной библиотеке Чечни.