Трипольская культура

Равиль Байбурин
В начале IV тысячелетия  до нашей эры в юго-западной части современной Украины сформировалась одна из наиболее развитых земледельческих культур энеолитической эпохи – Трипольская.

* * *

Нынешние «национально-свидомые» украинские историки на полном серьёзе считают Трипольскую культуру прародительницей мировой цивилизации.
По их мнению,  все самые великие изобретения древности были сделаны и впервые использованы именно  трипольцами.
 Более того – раннерабовладельческие государства Египта, Шумера, Китая и Индии, как они считают, являются осколками «Великой Трипольской Империи». «Империи», основанной, естественно, ихними прямыми предками: «чистокровными арийцами» - протоукраинцами…

* * *

 Впервые селение такого типа было раскопано в 90-х годах XIX века (в 1896 году) известным киевским археологом  Викентием Хвойкой вблизи села Триполье на Киевщине.
Там он обнаружил древнее поселение, в котором находилась керамика оригинального вида.
 Это была неизвестная ранее древняя культура...

•    Олесь Бузина:

«Всё началось, когда в 1896 году в окрестностях села Триполье под Киевом археолог Викентий Хвойка обнаружил древнее поселение с красивыми расписными горшками. Хвойка был самоучкой. Исторического образования он не имел. Зато любил раскапывать всё, что видел, и тут же объявлять раскопанное «славянским». Он превратил археологию в шоу – беспрестанный поиск сенсации. Видимо, сказывалось то, что Викентий когда-то окончил коммерческое училище и как настоящий специалист по маркетингу научился продавать даже древние никому не нужные черепки.
Славянские народы в эпоху Хвойки, впрочем, как и сегодня, испытывали сильнейший комплекс неполноценности перед западной цивилизацией. Их крестьяне косили привозными немецкими косами, их портные шили на импортных зингеровских машинках, их аристократия покупала швейцарские часы, а городские женщины подражали западной моде. Именно поэтому среди них так широко распространился миф о золотом прошлом, когда их предки якобы первенствовали во всём мире, неся окрестным народам культуру и цивилизацию.
На Одиннадцатом археологическом съезде в Киеве Хвойка обнародовал свои новонайденные цветные черепки и громогласно заявил, что вся эта глина принадлежит «славянской ветви арийского племени». Российская империя рукоплескала. В воздухе уже попахивало Первой мировой войной. Трипольский горшок великолепно поднимал боевой дух. Вот, мол, мы какие молодцы. Горшками вражину закидаем. На радостях никто даже не заметил: всё, что Хвойка обозвал трипольском культурой, было известно ещё за два десятилетия до него и называлось «культурой галицыйской расписной керамики», которую раскопали на территории подвластной Автро-Венгрии Львовщины. Совершенно аналогичных битых горшков валялось, как пивных бутылок, по всей Западной Украине.
Молдавский след. «Открытие» археолога-самоучки не помогло разбить немцев и австрийцев. Российская империя развалилась. И на её развалинах все теми же черепками занялись уже советские археологи. Копали они по законам плановой экономики – широко и целеустремлённо. Трипольские горшки находили по всей Украине – под Киевом, под Черкассами, на Винничине, на Ивано-Франковщине. Так как страна была большая, то раскопки не ограничились одной Украиной. Тарой, абсолютно аналогичной трипольской, оказалась завалена ещё и все Молдавия. Только радиоуглеродный анализ показал, что молдавское «триполье» куда более древнее, чем украинское – примерно на тысячу лет.
В пределах социалистической системы шёл довольно активный обмен научной информацией. После общения с румынскими археологами выяснилось, что точно такие же расписные посудины находят ещё на Балканах. По возрасту они были, как молдавские. Если горшки с территории Украины датируются преимущественно IV тыс. до н. э., то румынские и молдавские – пятым. Из этого следовал абсолютно логический вывод: носители первой хлеборобской культуры на Украине пришли сюда с территории Балканского полуострова.
Налицо был опасный политический вывод: при желании, молдаване и румыны могут заявить территориальные права на всю территорию до Днепра. Как раз по этой реке проходила восточная граница экспансии трипольских горшков. В Румынии эту археологическую культуру называют «Кукутени» - тоже по имени населённого пункта, где они впервые нашли свой гончарный бой.
Национализация расписной тары. Однако в начале 90-х годов, сразу после развала СССР, начался абсолютно обратный процесс. Шароварные «патриоты» принялись национализировать прошлое и объявлять украинским всё, что находилось на нашей территории задолго до того, как сюда впервые пришли Гали в веночках и Мыколы в соломенных капелюхах.
Особенно вдохновляли их хвойкинские горшки. Трипольскую культуру они потребовали признать колыбелью земледелия во всём мире. «Патриоты» были малограмотные, зато агрессивные. Со страниц своих жёлтых газетёнок и телеэкранов, шевеля вислыми рачьими усами, они бубнили свои бредни на фоне экономического кризиса, когда зарплата в 20 долларов многим казалась пределом мечтаний.
Молись на трипольский горшок! А кто в него не верит, тот москальский шпион и антиукраинец!
Если же отбросить фантастику, то окажется, что первые земледельцы появились примерно в IX тыс. до н.э. на Ближнем Востоке – в том самом междуречье Тигра и Ефрата, где сейчас американцы несут демократию иранцам. В древности этот регион был самым населённым в мире. Местные охотники раньше других истощили природные ресурсы. Зверьё кончилось. Пришлось искать новые источники питания.
К счастью, именно здесь росли ещё не окультуренные сорта пшеницы и ячменя. Занимающиеся собирательством первобытные люди, которых становилось всё больше, заметили, что специально выращивать злаки куда выгоднее. Мягкая илистая почва Междуречья позволяла обрабатывать её одними мотыгами. Так за пять тысяч лет до трипольской культуры и далеко от неё возникло первое земледельческое общество. Получив новые источники питания, земледельцы стали увеличиваться в числе и мигрировать через территорию Малой Азии (там, где современная Турция) в нынешнюю Грецию, Румынию и, наконец, Украину. Как эти земли назывались в прошлом, мы не знаем и не узнаем никогда. Точно так же, как и то, как называли себя сами трипольцы. Но однозначно известно: самые ранние земледельцы в Европе пришли в Грецию из Азии в VII тыс. до н.э. У них же впервые появился и тот глинобитный тип жилища, который у нас называют трипольским.
Всё это доказывает: ничего уникального или передового в трипольской культуре не было. Она являлась всего лишь поздним отблеском далёкой ближневосточной цивилизации. Где-то далеко в Месопотамии произошёл технологический взрыв. И только через пять тысяч лет его волны докатились до Украины».

* * *

По названию этого села здешних древних жителей и стали называть трипольцами.
А их культуру  — Трипольской.

 На сегодняшний день в пределах Украины выявлено около 2000 трипольских поселений.
         
Время существования Трипольской археологической культуры относится к периоду с IV тысячи лет до II тысяч лет до нашей эры.
 Современниками Триполья были великие цивилизации Ближнего Востока – Шумер и Египет.

* * *

         Историки не могут объяснить истоки этой культуры.

Кем были трипольцы?
Откуда они пришли на территорию Украины?

Относительно этого существует несколько гипотез.

•   Одни считают, что трипольцы – это местные племена земледельцев и скотоводов Приднепровья и Приднестровья.
 Они испокон веков жили на территории современной Украины и выделились в Буго-Днестровскую культуру.
 Например, по мнению В. Хвойки, трипольцы были предками славян и всегда жили на этих землях.

•   Учёные Ф. Биляшевский, А. Спицын и В. Городцов полагают, что:

«Культура проникла с юга через Эгейское и Мраморное моря из берегов Малой Азии или через Средиземное море из Финикии или Египта».

•   Советский историк Н. Марр утверждал, что предками трипольцев были племена пелазгов.
 Они пришли по Чёрному морю с Северного Кавказа.

•   Украинские археологи В. Маркевич и В. Даниленко считали трипольскую культуру синтезом местных племен Буго-Днестровской культуры и пришлых Балкано-Дунайских племен.
      
   Каждая из этих версий имеет право на существование. Но, ни одна не имеет чётких доказательств.
Известно только одно: уже во второй четверти IV тысячелетия до н. э. в Среднем Поднестровье и на Южном Буге проживало несколько племенных групп оседлого трипольского населения.
Постепенно трипольцы расселились:
-  в Приднестровье,
-  на Волыни,
-  юго-западе Причерноморья.
         
Племена трипольской культуры заселили обширные территории между Карпатами и Днепром (Лесостепное Правобережье, Надднестровье, Прикарпатье, позже – Волынь, Степное Причерноморье).
Поселения трипольцев найдены также в Словакии, Румынии (там её называют культурой Кукутени), Молдове, на Балканском полуострове.
То есть эта культура была общеевропейской.

* * *

 Внешний вид трипольцев напоминал внешность жителей Малой Азии:
-  скошенный лоб,
-  орлиный нос,
-  продолговатое, вытянутое лицо.
Трипольская культура поразительно схожа с культурой островов Эгейского моря. Это дало повод утверждать, что в то время от Крита до Днепра было единое культурное пространство. Возможно, не только культурное, но и этническое.
Кто к кому пришёл – «мы» заселили Средиземноморье или «они» Приднепровье?
Учёные считают, что пришли к нам они.
А раз так, первые колонисты трипольских земель – средиземноморцы.
Трипольцы принадлежали, скорее всего, к средиземноморской ветви европеоидной расы.

•    Яковенко Наталья:

 «По мнению большинства исследователей, для трипольского населения характерны как грацильные (средиземноморские), так и массивные (протоевропейские) антропологические варианты европеоидной расы (при преобладании первого), что может свидетельствовать о неоднородном составе населения.
В настоящее время большинство учёных, на основании анализа скелетных останков, склоняются к идентификации трипольцев со средиземноморской расой, возможно — арменоидным антропологическим типом, распространённым среди давних жителей Восточного Средиземноморья и Малой и Передней Азии. Это логично, учитывая тот факт, что украинская территория была будто периферией этого культурного ареала, основной массив которого зафиксирован в долине Дуная, на севере Балканского полуострова и на островном массиве Эгейского моря».

•    Олесь Бузина:

«…что по антропологическому типу, трипольцы являлись типичными представителями так называемого средиземноморского типа – у них был хрупкий костяк, тонкие черты лица, изящные конечности. А величиной отличался только крупный нос с горбинкой, как можно судить по сохранившимся статуэткам. Правда, некоторые археологи утверждают, что и с носом не всё так просто. Мол, таким он получался из-за примитивных методов лепки.
Мне же кажется, что нос был всё-таки горбатым. Люди, весьма талантливо лепившие без гончарного круга тонкостенные горшки, орган обоняния уж как-то вылепили бы согласно натуре. Видимо, вдохновлялись эти скульпторы реальными типажами, которые видели рядом. Вот и получались носы здоровенными и кривыми, как у современных греков или итальянцев».

* * *

       Трипольцы вели оседлый образ жизни.
         
Трипольские поселения чаще всего располагались на высоких ровных местах вблизи водоёмов (берега Южного Буга, Днестра, Прута, Днепра).
         Возводили одно или двухэтажные дома из глины на деревянном каркасе («мазанки»). Они были прямоугольной формы, площадью от 20-ти до 150-ти квадратных метров, с двухскатной крышей, покрытой соломой или камышовыми снопами.
Окна были небольшими и округлыми (с росписью, напоминавшей Солнце).
 Жилища делились на несколько комнат. В каждой из них была печь (справа), лежанка (слева) и семейный алтарь-жертвенник (прямо – на самом видном месте).
Жильё трипольцев выглядело очень живописно: его стены, двери и оконные карнизы расписывались яркими красками красного, жёлтого и белого цветов, разноцветным орнаментом.
         Застройки поселений осуществлялись по кругу или овалу (иногда несколькими кругами), в середине которого образовывалась большая площадь. Она могла служить загоном для скота или местом народных собраний.
От площади радиально расходились улицы, вдоль которых располагались усадьбы.
Поселения иногда укреплялись валами и рвами.
На раннем этапе они состояли из 10—15 домов, в период расцвета — из нескольких сотен больших глинобитных жилищ.
Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались).
Потом обязательно сжигался по особому ритуалу. Руины сгоревших домов (а в них было много посуды, ритуальных статуэток людей и животных)  становились пристанищем для душ предков - им принадлежало всё, что уцелело от огня.
Некоторые исследователи считают, что сжигали не из религиозных соображений, а из-за страшной антисанитарии. Ведь пищевые и прочие отходы они часто сливали прямо на улицу.
К тому же, за полвека жизни одного города жители:
 -   объедали вокруг абсолютно всё,
-   вырубали лес, который шёл на строительство жилья и их отопления,
-   истощали землю.
Она становилась непригодной для проживания, город таким образом «умирал».
Поэтому люди и относились к своим жилищам как к покойникам — сжигали их.
 Они тщательно готовились к этому действу.
Сначала группа из нескольких человек находила новое место для поселения.
Тогда забирали из домов всё самое необходимое, выгоняли за пределы поселения скот и, возможно, производили ритуал.

 Ну а племя переселялось на новое место.

Археологами открыты также и  поселения-гиганты:
-  Майданецкое,
-  Тальянки,
-  Доброводы,
-  Сушковцы.
 Они имели 200 - 450 гектаров площади.
И получили название Протогородов.
В них обитало до 15 - 25 тысяч человек.
 В то время это были самые крупные поселения на территории Европы.

Национально сознательные исследователи считают, что протогорода эти были столь «велики» и «прекрасны», что не можно глаз отвести.

•    Олесь Бузина писал:

«Сторонники трипольского мифа особенно напирают на то, что эти высокоинтеллектуальные гуманоиды жили в больших поселениях, которые некоторые исследователи даже гордо именуют «протогородами». Что они при этом имеют в виду, сказать сложно. Наверное, им просто нравится слово. Красиво звучит! Мол, не просто в деревне быкам хвосты крутили, а почти что в настоящем городе!
Но, если по правде, то трипольские «протогорода» разумнее называть «сверхсёлами». Просто очень большими. До 10 – 12 тысяч жителей. Дома в этих поселениях стояли концентрическими кругами, плотно прижавшись друг к другу, что означает: трусливые трипольцы кого-то постоянно боялись.
Домишки были так себе – что-то вроде больших глинобитных сараев. Говорят, даже двухэтажных. Что, впрочем, не факт. Среди глиняных моделей трипольских жилищ, которые они любили лепить со скуки, «небоскребов» не найдено. Имеются только обычные хатки на сваях – чтоб не подтекало. Ведь фундамент ещё не изобрели. Так что, думается мне, дом в два трипольских этажа – явная выдумка. В компьютере можно много чего нарисовать. Такая «реконструкция» получится – приходи кума любоваться. А на самом деле, всё выглядело весьма прозаично. Из очага несло дымом, зимой все ёжились от холода, гадить ходили прямо на улицу. Может, и в доме гадили – кто их знает? Ясно только, что канализации с ватер-клозетами, как у куда более поздних римлян, у трипольцев не было.
Центром «протогорода» служила здоровенная площадь, где держали крупный рогатый скот. Представляете, как воняло в этом мегаполисе! Как в колхозном коровнике! А когда шли дожди, всё это болото разливалось, и в нём можно было хлюпать хоть по колено. Иначе и быть не могло! Большая масса крупного рогатого скота, собранного в одно место, непременно разрыхляет копытами землю и размягчает её жидким навозом – другого у коров просто не бывает. Получается, жили трипольцы в сплошном бычьем поносе. Там и лепили свои горшки, которые так любят коллекционировать некоторые богатенькие «патриоты».
Тут же слонялись козы, овцы и свиньи, отнюдь не добавляя воздуху «протогорода» озона.
Существует предположение, что через некоторое время (якобы по прошествии шестидесяти лет) свои «протогорода» трипольцы ритуально сжигали и переходили на новое место жительства.
Но у всякого ритуала есть реальная причина. Или эти поселения просто горели от пожаров – в условиях скученности глинобитные жилища под соломой отлично воспламенялись. Или же загадив все вокруг и истощив почву, трипольцы просто говорили: «Гори оно всё ясным пламенем!» и, пустив красного петуха под родные хаты, бежали, куда глаза глядят – разводить экологическую катастрофу на новом месте».

* * *

А) Главным занятием трипольцев было земледелие (хлебопашество).
       
Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.

•    Олесь Бузина:

«В IV тыс. до н.э., когда расцвела трипольская культура, климат нашей страны был намного мягче современного. Зато отсутствовал фирменный признак современного украинского сельского хозяйства – чернозём. Он просто ещё не успел нарасти. Большую часть площади занимали девственные леса.
Трипольцы, двигаясь с юго-запада на северо-восток, занимались примитивным подсечным земледелием. Они выжигали леса и в удобренную пеплом почву сеяли зерно. Такая технология позволяла собрать только несколько урожаев. Дальше грунты истощалась, и нужно было придавать огню новые участки леса».

 Землю обрабатывали мотыгами, сделанными из рога оленя, камня или из кости и палками-копалками с заострёнными концами.
Позже стали применять деревянное рало.
Использовали в качестве тягловой силы волов, которых запрягали в хомут.
Выращивали пшеницу, ячмень, овёс, просо, горох, бобовые, огородные культуры.
Урожаи убирали деревянными серпами с кремнёвыми, а позже медными или бронзовыми вкладышами.
Зерно перетирали в муку на каменных зернотёрках.

Некоторые исследователи утверждают, что сельское хозяйство трипольцев было настолько развито, что продукция всегда была в избытке - её некуда было девать. И что Трипольская цивилизация является одним из первых земледельческих обществ, которое решило проблему продовольствия (не страдала от её нехватки).
Причём продуктов хватало не только для себя. В огромных количествах они экспортировались другим цивилизациям того времени – Кавказу, Египту, Месопотамии, Малой Азии, Балканам, Криту.
Трипольцы, жившие в междуречье Днестра и Прута, занимались также:

-  садоводством (выращивали яблоки, груши, абрикосы, сливы, алычу) и
-  виноградарством.

Б)  С земледелием было тесно связано животноводство.
       
 Трипольцы разводили коров, быков, овец, коз, свиней.
 Причём быков содержали двух пород, одни из которых были мелкими, а другие – очень крупными, похожими на диких туров.
 К концу культуры Триполья появились и домашние лошади.
Выпас скота проводился недалеко от посёлка, а ночью животных закрывали в загонах.

 Продукты животноводства удовлетворяли потребности трипольцев в мясе, молоке. Молоко пили чаще козье.
Кожа и шерсть шли на изготовление одежды.
А крупный рогатый скот использовался в качестве тягловой силы во время пахоты, для перевозки грузов и т. д.

В)   Важную роль в хозяйстве играли охота, собирательство и рыболовство.

-   В реках на костяные или медные крючки ловили рыбу: щуку, судака, сома и т.д.
Причём отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров.

-    В лесах и рощах собирали ягоды, грибы, желуди, орехи, дикие фрукты (грушу, яблоки, вишню и кизил), мёд.

  -   Трипольцы были прекрасными охотниками.
Использовали на охоте собак.
Они охотились на оленей, косуль, кабанов, лосей, туров, медведей, лисиц, бобров, зайцев, белок и птиц.
Оружием им служили каменные топоры-клинья, луки и стрелы с кремневыми наконечниками, копья.

Г) Трипольцы были не только грамотными земледельцами, но и талантливыми ремесленниками.

Они изготавливали каменные топоры, мотыги, наконечники для копий и стрел.
Были мастерские по обработке главного неолитического сырья – кремня, который использовался для наконечников стрел, серпов, скребков, топоров и других незаменимых в хозяйстве вещей.

Известны трипольские орудия из кости – шилья, проколки, крючки для вязания, гребни для расчёсывания волос.

;        Трипольцы были мастерами гончарного ремесла, которое у них достигло высокого уровня.

Гончарного круга они ещё не имели. Глиняную посуду они лепили руками.
На позднем этапе производилась посуда уже при помощи гончарного круга.
Затем её обжигали в специальных печах.
Посуда делилась на:
-  кухонную,
-  столовую и
-  культовую.
Это и гигантские полутораметровые горшки для хранения сырья и продуктов, и меньшие кувшины, амфоры, миски, вазы, кружки для других хозяйственных целей, а также фигурки, амулеты.
 Большая часть посуды расписывалась красной, чёрной, белой, жёлтой красками.
В основе орнамента – спирали, круги, волнообразные ленты,  геометрические фигуры, изображения людей, животных, мифических существ.
Вероятно, эти знаки – первичная магия, обращение к потусторонним силам, просьба о покровительстве, защите и попытка этими силами руководить.
Трипольскую культуру учёные называют ещё культурой рисованной керамики.

Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству орнамента, отделки и росписи.

; Одними из 1-х на территории Украины трипольцы стали использовать медь, которую привозили из Карпат и Балканского полуострова.

Они пользовались медными шильями, рыболовными крючками, кинжалами, топорами.
Трипольцы знали такие способы обработки меди, как холодное и горячее кузнечество и сварка.

;        В поздний период существования возникло ткачество и прядение.
Об этом свидетельствуют находки – отпечатки тканей на днищах сосудов, глиняные пряслица и обугленные нитки из конопли.
Они умели ткать полотно и делать ковры.
 Освоили вязку чулочного типа.
Трипольские хозяйки были большими мастерицами в изготовлении рубах, платьев, свиток. Они украшали свои изделия цветным орнаментом с оригинальным, неповторимым узором.
 Для изготовления полотна использовали примитивные ткацкие станки.

;   Трипольцы изобрели 1-е механическое устройство – лучковую дрель с кремнёвым сверлом.

* * *

Социальным строем трипольцев был матриархат.
 У них отсутствовал культ мужского начала. Они не поклонялись мечу. В их обществе, по-видимому, мужчина играл в экономическом и политическом отношении второстепенную роль.
Особая роль в трипольском обществе принадлежала женщине.
Её день проходил в заботах: она растирала зёрна, носила воду, кормила живность, раскрашивала мисочки и кувшинчики, ткала одежду, мастерила из шкур обувь.
 Судя по невероятному количеству женских глиняных статуэток, женщина в трипольском обществе пользовалась огромным авторитетом.   

Па позднем этапе племена Трипольской культуры находились на стадии перехода от матриархата к патриархату.
Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён.

* * *

Основной экономической единицей трипольского общества выступала крупная семья, состоявшая из нескольких парных семей, типичных для зрелого матриархата и становления патриархата.
Распространённый тип поселения – «хутор», состоящий из 7–15 малых семей, скорее всего близких родственников.
Такой образ жизни мало чем отличается от уклада других развитых обществ того времени – Двуречья, Северной Африки, Центральной Америки.

* * *

Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини.
У трипольцев существовал культ богини плодородия – Великой Матери.
В образном мировосприятии трипольцев оплодотворение женщины равнялось посеву на поле.
 Богиня отождествлялась с кормилицей-нивой.
Вероятно, поэтому её статуэтки делали из глины, добавляя к ней зерна и муку.
 Эти статуэтки, видимо, были оберегами для женщин, а возможно – и для всех обитателей дома.
На трипольском домашнем алтаре обязательно присутствовали глиняные фигурки тех Высших Сил, которым они поклонялись:
-    Богини-матери – символа материнства и плодородия,
-   быка – символа обработки земли и богатства,
-   змеи – символа изворотливости,
-   голубя – символа неба.
Сакральные представления трипольцев воплощены не только в глиняных статуэтках, но и в узорах на керамике – повсеместно встречаются изображения солнца, спирали, креста, круга, волн, «всевидящего ока Судьбы».
 Эти представления в общих чертах сходны с мировоззрением народов более поздних – античных греков, скифов, кельтов, славян. Собственно, ничего удивительного в этом нет – сходно всё языческое мировосприятие: трёхъярусное деление мира, поклонение силам природы, Небу, Земле, Воде, культ Великой Матери.
На трипольских фигурках богиня Мать-Земля иногда представлена с поднятыми руками – как и славянская богиня плодородия Мокошь, как и Софиевская Оранта.
Культ Богини-Матери общий для Трипольской цивилизации и родственной ей цивилизации Крита.
Оттуда он перешёл в античность и воплотился в одну из наиболее почитаемых богинь Рима и Греции – Мать богов и смертных Кибелу.
В центре населённых пунктов сооружались родоплеменные культовые храмы, где совершались жертвоприношения, в том числе и человеческие.

* * *

Очевидно, у трипольцев существовал культ огня.
В ранний период они сжигали умерших (на Черкасщине не найдено ни одной могилы трипольцев, несколько могил найдено лишь на юге Украины) и видели в огне удивительную силу очистки.
В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации.
 Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.
А позже стали хоронить в позе эмбриона.
Возможно, так умершего готовили к новому рождению в загробном мире.
 В центре могилы лежал глава семьи (тогда это был уже мужчина), а возле него – жена и дети.
Интересно, что в городах трипольцев, в отличие от небольших поселений, не было кладбищ.
Мёртвых хоронили под полами жилых домов или в специальных ямах, расположенных внутри посёлка.
Вероятно, трипольцы, таким образом стремились удержать душу умершего в своем племени.
      
* * *

   Конец Триполья был таким же загадочным, как и его начало.

Как и почему исчезла трипольская культура?
Может быть, произошло какое-то стихийное бедствие или эпидемия?
Или трипольцы просто смешались с другими племенами?

Существует несколько версий упадка и гибели Трипольской культуры:

• По мнению одних исследователей, трипольцы стали жертвой нашествия
индоевропейских завоевателей.
Индоевропейцы превратились в господствующий слой общества, а трипольцы – на подвластное население.

• Согласно другой точке зрения, трипольское общество подверглось
экологическому лиху – засухе.
Она вынудила трипольцев радикально изменить способ хозяйствования и перейти от земледелия к кочевому скотоводству.
По мнению ученых, главная причина упадка трипольской цивилизации — изменение климата. Стало суше, урожаи обеднели.
Трипольцы более 2000 лет жили по лунному календарю, из поколения в поколение передавая «графики» полевых работ. С изменением температур опыт помешал выживанию. Сеяли, но рано, потому вымерзало. Собирали, однако поздно, и урожай пропадал…

• Возможно также, что экологический кризис, который поразил среду
проживания трипольцев, носил рукотворный характер.
Трипольцы столкнулись с проблемой всех обществ, занимающихся длительное время экстенсивным земледелием.
Можно сказать, что ещё одна причина — самоуничтожение.
Количество жителей неуклонно росло. Поэтому люди строили новые городища, вырубали леса, истощали земли, истребляли дичь.
Голод вызывал межплеменные войны, которые ослабляли трипольцев.

Такие факторы, как:
-  истощение почвы,
-  в соединении с перенаселением и
-   давления со стороны враждебного окружения, -
и  привели к гибели Триполья.

• Олесь Бузина:

«Творцы первой экологической катастрофы на Украине.
Такого хозяйствования хватило примерно на тысячу лет. Варварская эксплуатация природных ресурсов позволила этому загадочному древнему народу резко увеличиться в численности. Наступила эпоха процветания, которой, казалось, не будет конца. Наличие свободного времени позволяло не просто производить огромные керамические посудины для хранения зерна, но и изящно их расписывать. Трипольские мастера лепили фигурки женщин, по которым мы можем судить, что их дамы любили покрывать тело многочисленными татуировками. На остатках поселений изредка находят модельки глиняных домиков – скорее всего, это были первые детские игрушки. Тут же обнаруживают шарики для счёта, многочисленные пиктограммы. Ещё шаг, и возникло бы письмо. Но то ли это общество исчерпало себя, то ли история не отвела ему больше времени. Истощение почвы подорвало основу сельского хозяйства трипольцев. А с востока уже надвигались племена крепких северных европеоидов на колесницах с каменными топорами за поясом – как считают археологи, первых арийцев».

• Авторы еще одной версии считают, что на закате своей цивилизации трипольцы ушли… под землю.
Учёные нашли на Западной Украине ряд подземных сооружений, в которых, как предполагают, обитали представители позднейшей трипольской культуры.
На юге Тернопольской области за последнее время было обнаружено 5 пещерных стоянок, которые по возрасту как раз соответствуют периоду заката Триполья.
 Специалисты Института археологии НАН Украины полагают, что под землю трипольские племена загнали сильные внешние враги, привлечённые их богатством, и надеются найти этому подтверждение.

         В итоге: трипольцы как бы растворились во времени и пространстве, а часть их ассимилировалась.

* * *

         Некоторые украинские историки считают, что трипольцы являются этническими предками украинского народа – праукраинцами.
 Но эта гипотеза требует серьёзного обоснования, так как считать носителей трипольской культуры древнейшими предками украинцев нет никаких оснований.
 И доказать генетическую связь трипольской культуры с народом современной Украины практически невозможно.
Трипольцы не могли быть ни славянами, ни их прямыми предшественниками, так как за тысячи лет, что прошли со времён существования трипольской культуры, через нашу землю прошло много народов, не один раз изменялся состав населения.