Работа с берёзовым капом

Андрей Павлович Костебелов
                (Из писем в Томск)

   Привет, роднулька!
 Как-то ты просила меня рассказать, о заготовке берёзового капа и работе с ним дальше.
   И так, рассказываю:
   Вот только-что притащил из подвала большой кап, сейчас он весом примерно 25-30 кг Когда я его спилил он был примерно 40 кг Он у меня сох в школе и в моём подвале почти год. Полностью высох и если бы не менять цвет на более тёмный, то его не надо было бы варить, а так, теперь буду пилить дома ножовкой на блоки, потом вываривать и опять месяц-два сушить. Потом можно уже пилить на пластины, класть пластины под пресс (чтобы их не повело) и они будут готовы для чего угодно. Сделал фото этого большого капа, сегодня отправлю.
   Значит с чего всё начинается. Находишь в Тайге берёзовый кап. Они встречаются примерно один кап на одну-две тысячи берёз, тащишь из машины бензопилу. Если кап низко, то просто его спиливаешь, если высоко, то валишь дерево и потом уже спиливаешь. У меня есть в подвале кап, который весом пятьдесят кг (это уже сухой), я его тащил от мамы Тайги больше одного километра (в основном перекатывал по земле) и часть пути была по болотИне, где я привязал его на спину толстыми верёвками.
  Часто приходится прямо в Тайге кап распиливать на две-три части, а потом уже выносить. Но иногда нужен цельный кап, это зависит от того, что ты хочешь с ним делать. Если для рамки под картину, большую фотографию или для зеркала, то лучше конечно цельный, чтобы не было стыков и был единый рисунок.
   Дальше. Если есть возможность - наличие огромного чана для варки, помещение (сарай, гараж) и большая плита, то тогда его целиком загружаешь в чан с крепко-солёной водой и варишь примерно пять суток (время варки зависит от размера капа), необходимо, чтобы он проварился и дал равномерный цвет на всю глубину, то-есть насквозь. Кору с капа не снимаешь. Кора легко снимается сразу после варки, пока кап горячий и влажный.
  Если нужен тёмно-коричневый цвет с красноватым оттенком под "красное дерево", то добавляешь в чан берёзовой коры - это плюс к той, что есть на самом капе (своей коры не достаточно). Если нужны другие оттенки, подбираешь кору других деревьев.
  После варки, снимаешь с плиты чан, сливаешь весь "рассол" и оставляешь кап на два-три месяца в тёплом проветриваемом помещении для сушки. И уже после полной просушки распиливаешь его на любые куски - блоки, бруски, пластины, рейки и т. д. А уже потом из этих заготовок делаешь всё, что душе угодно.
  Если же нет возможности сразу его загрузить в варку, тогда распиливаешь его на части (или не распиливаешь) и обязательно закрашиваешь МАСЛЯННОЙ обыкновенной краской места спила, иначе при сушке пойдут глубокие трещины.
  Придёт время, появится возможность, кап высохнет и его можно распиливать. Без варки в обычных условиях в помещении кап сохнет очень долго. Я сушу капы в тёплом, проветриваемом помещении подвала не меньше одного года. Если же кап сразу выварить в солёной воде, то он, как я уже сказал, готов к работе через два-три месяца, потому-что соль вытесняет из древесины всю влагу. 
  Вот такой, в общем-то, простой но длительный и кропотливый процесс.
  Изделия из капа очень дорогие, красивые и прочные. Берёза сама по себе очень тяжёлая и твёрдая, а кап твёрже и тяжелее древесины ствола примерно в три-четыре раза. Обыкновенные высушенные заготовки на сегодняшний день стоят до тысячи рублей за килограмм.
  Пожалуй это всё, что я знаю и умею в этом деле.
  Спокойной ночи, моя дорогая! До встречи. Скоро лето и я обязательно прилечу в Томск.

                17.10.2018