Старая скрипка

Аркадий Аванесян
  *** Старый, скрипичных дел мастер, с удовлетворением осмотрел своё творенье.
 - Да-аа, это пожалуй самая лучшая, из всех мною изготовленных - задумчиво произнёс мастер. Он погладил скрипку, уже малогибкими, мозолистыми, но всё ещё чувствительными пальцами. Старик провёл ладонью по деке, потом по грифу.
 - Да-а-аа всё-таки, она хороша! Успел я завершить начатое ещё год назад дело.  – произнёс  он, задумчиво, поглаживая инструмент.
 - Какая получилась!  Пожалуй, мне под  конец  ,удалось сотворить само совершенство.
 -  Корнелий! Подойди сюда! – Позвал он, седьмого самого младшего сына.
 - Отец, Вы, меня звали?   - сказал подошедший мальчик. Это был пятнадцати лет, русоволосый , голубоглазый, немного худощавый с глубоким взглядом подросток.
 - Вот, посмотри,- сказал старик, протягивая сыну скрипку.
 - Вы, уже закончили её? - спросил мальчик, бережно принимая инструмент из рук отца. – Какая она красивая, тёплая! Отец, она как живая! Мне кажется, что скрипка дышит, и вот-вот заговорит! - Сказал подросток, с восторгом разглядывая и поглаживая инструмент.
 - Да, она получилась замечательная! Ты  прав, она как живая, а в хороших руках, она заговорит. У каждого инструмента есть душа, есть она и у этой скрипки, я  вложил в неё всё своё мастерство, весь свой накопленный десятилетиями опыт, я вложил в эту скрипку всю свою душу.
 - Давай, сынок, попробуй сыграть на ней, послушаем как она, звучит. - сказал мастер, протягивая сыну смычок.
 Корнели, взял инструмент, приложил его на левое плечо, поудобней  расположив скрипку, он осторожно провёл смычком по струнам пробуя инструмент, послышались первые в жизни этой скрипки нежные звуки, мальчик, заиграл более смело.
 - Да-а, хороша! -улыбнулся старик - потрясающий звук! - А теперь, мою  любимую... - мастер с наслаждением слушал игру своего сына, мальчик, уже неплохо играл. С  детства, отец прививал Корнелию, любовь  к музыке, он был доволен  сыном, доволен новой скрипкой. Инструмент в руках мальчика ожил, он, заговорил, запел, засмеялся в ответ за большой труд и умение мастера, скрипка издавала, восхитительные звуки и  чудный тембр. Корнелий закончил играть.
 - Она великолепна! Она просто хочет, чтобы на ней играли!  - восторженно произнёс мальчик.
 - Эту скрипку, я решил не продавать.
 - Как,  отец? Ведь, Вы, её  так долго создавали! Да  и семье нужны деньги. 
 -  Эта скрипка  должна остаться в семье. Этим инструментом, я завершаю изготовление скрипок - последние слова старика, были сказаны с грустью.
- Я чувствую, что мне уже тяжело работать. Руки уже  не те, пальцы  меня не слушаются, да и зрение слабнет.  Это последняя, сделанная мною скрипка. – уже  более твёрдо сказал мастер.
 -  Я  хочу, чтобы эта скрипка принадлежала тебе!   
 -  Отец, но...
 -  Не перебивай меня, я  сразу заметил, как она тебе понравилась! Да  и вообще, я так решил. Завещаю, эту скрипку тебе. Будешь  на ней играть, радовать всех своей игрой. А когда создашь свою семью, передашь инструмент своему ребёнку. И так  будет  всегда! Эта скрипка должна передаваться по наследству, будущим потомкам нашего рода, рода Маржери. Такова моя воля!
 - Отец! Это самый бесценный подарок! Вы  правы, я  как увидел её, сразу влюбился, она  такая замечательная! А звучание и тембр - восхитительны! 
 - Так тому и быть! Скрипка твоя  и потомства твоего! Берегите её! Она пройдёт  через десятилетия, через столетия, и бесконечно будет радовать людей!   
               
 - Прошло вот, уже четыре столетия, как меня изготовил  старик Тома, упокой Господь  его Душу! Да, это был отличный мастер. Сын его Корнелий, был хорошим  музыкантом, он любил меня , холил  и лелеял. Он всё сделал, как и завещал ему  старый мастер. Мы ездили с ним по разным городам... Где только не играли: в тавернах, на улицах городов и деревень. Однажды играли даже во дворце короля. Потом, Корнелий передал меня своему сыну  тот ,в свою, очередь передал своему , потом  род старого Тома  Маржери прекратил своё существование ... .
 Да-а, куда меня судьба только не заносила, у  кого  только  я не была  в руках... Мною владели и бездари , и великие музыканты...
 Чего только за это время не  случалось : войны, голод, разруха, расцвет, но мне всегда везло.
 Однажды, дом  в котором жил, один из моих владельцев-музыкантов, загорелся, всё вокруг полыхало. Огонь, уже вплотную подбирался ко мне, я  чувствовала, его обжигающее дыхание, но хозяин меня  спас, он вынес меня  из охваченного пламенем дома, правда сам, при этом пострадал .И  не мог уже играть, он долго сокрушался, а когда он умер, меня продали одному богачу. Не хочется и вспоминать.  Долгих  двадцать лет я пролежала в  закрытом шкафу. Хозяин  вынимал меня  только для того, чтобы похвастаться перед своими гостями, они все были далеки от музыки, это было ужасное время.
 Да-а, сколько  воды утекло с  тех пор , я  даже побывала за океаном, меня брали на гастроли, я побывала во многих странах. Старик Тома  дал мне большую жизнь, благодаря его умению создавать хорошие инструменты, я  так долго живу, правда иногда мне бывает грустно, когда я вспоминаю мастера  Корнелия и многих моих владельцев, которых я пережила. Вот  Тома  уже нет, как четыреста лет, а  я его творенье существую... Да-а, интересная штука  судьба...
 Как-то, я на некоторое время, оказалась в руках у  одного влюблённого музыканта.... Этот  чудак ,всю ночь играл под окнами  своей  возлюбленной, я  уже не могла ,  устала … казалось, струны мои ,сейчас  лопнут от напряжения, но кто-то вылил на него ведро воды, и он успокоился, правда и мне досталось, но к счастью, всё обошлось.
 А сколько разной музыки я играла... И Тарантеллу, и Чардаш, и мелодии Дворжака,... а композиторы?... сплошной  гром : Моцарт ,Бетховен, Вивальди, Бизе, Шопен...всех и не вспомнишь.
 Да-а, четыреста лет! Казалось-бы, можно и отдохнуть, но  я  не устала от музыки, и готова ещё вечность служить музыке, и людям. Не для  того создал меня старик Тома, чтобы  я  лежала в футляре !
 Меня любил слушать сам кардинал Ришелье ! Мною тогда владел придворный музыкант Жан-Антуан. Он  часами играл для кардинала, особенно когда у того  не было настроения. Моя музыка его успокаивала, я  даже могу сказать, что когда Его Высокопреосвященство  слушал мою музыку, он  становился добрее.
 Меня слушали Короли , правители, простой люд. Я  пережила ни  один  катаклизм, войны и революции. Меня даже один раз украли, у одного коллекционера. Я тогда две недели пролежала в сыром чулане,  хорошо  что меня быстро нашли, на меня случайно наткнулась уборщица, на моё счастье, ей зачем-то надо было зайти в этот чулан. Потом  выяснилось, что вором  оказался племянник коллекционера. Сделал  он это, чтобы отомстить своему дяде за то, что тот не давал ему денег .  Племянник считал, что если дядя богат, то он должен и его содержать. Много  я повидала на своём веку  зависти, предательства и людского лицемерия.
 Во время второй мировой войны  меня из Франции  вывезли в Германию, я очутилась в доме немецкого генерала.  Этот, с  позволенья сказать, любитель музыки, запер меня в стеклянной витрине, на обозрение, своим гостям. До конца войны, я пролежала за стеклом, в этом ненавистном доме. А  когда пришли советские воины, меня обнаружил, рядовой солдат, это был  не просто солдат, это был музыкант-скрипач. Он бережно взял меня в руки, руки  которые, на время войны, кроме автомата ничего не держали . Но эти руки не забыли скрипку! Когда он  сперва не уверенно , вспоминая всё то, что казалось-бы забыто и не вернётся, начал играть .Из  глаз  сурового воина  потекли слёзы... Он, не смотря, на годы разлуки с музыкой, неплохо играл.  Не знаю  как, но каким-то чудом, он привёз меня к себе на родину. Он сильно рисковал, ведь прознай  начальство ,про его находку, ему-бы не поздоровилось, он сильно рисковал.
 - Никому тебя  не отдам! Я  ещё в мирное время мечтал о таком инструменте!   - говорил он, глядя на меня влюблёнными глазами.
 -  И надо же было  случиться войне, чтобы спустя несколько лет, я обрёл такую скрипку!
Его звали просто Пётр.  Петя, как называла его жена, кстати тоже музыкант, она играла на фортепиано, и была у  своего мужа концертмейстером  . Петя  был отличным скрипачом, вместе с ним я ожила, мы объездили всю страну. Повсюду нас сопровождала его жена Ольга. У нас было много гастролей, и везде нас ждал успех ! Овации!  Полные залы! Люди, после изнурительной войны, с особым удовольствием и восхищением принимали и слушали музыку, народ истосковался  по прекрасному. Мы  были с концертами в послевоенном Ленинграде. Да-а-а... Ленинград... Особый город... . Там всегда ценили искусство, музыку, живопись... Глаза людей перенесших жестокую блокаду, наполнялись светом и слезами, когда они слушали нас... это чувство не передать словами... .В зале  стояла мёртвая тишина, люди затаив дыхание слушали... , а когда мы закончили играть, зал просто взрывался аплодисментами.... такая энергетика!... Такой взрыв эмоций!... Многие  плакали, даже мужчины  не стеснялись своих слёз!... Крики Браво не умолкали. Нас неоднократно вызывали на бис!
- Петя мы уже три часа играем!  Может  хватит, может отдохнёшь!  - беспокоилась за мужа Ольга.
 -  Нет, если они захотят, мы будем играть до утра!  Смотри , люди соскучились, по прекрасному, они столько перенесли, может  ради вот этого Вечера.    Олюшка , я  не могу остаться равнодушным, к их просьбам! Будем играть!
 - Я  и сама-бы так сказала, если бы могла, но  я  поддержала Петра по-своему, я просто старалась звучать по-новому, извлекать совершенно потрясающий звук...
 - Время, которое  я  была у Петра, было пожалуй самым насыщенным, плодотворным!
 Вместе  мы прожили долгую ,счастливую, полную новых открытий и наполненную музыкой, жизнь. Но всему когда-нибудь приходит конец... . Умерла Ольга, жена Петра... детей у них не было.... Да-а  Петя  долго одиночества не перенёс, он  затосковал...
 -  Вот и остались мы с тобой одни... как  я буду дальше, без моей Олечки..., - говорил, обращаясь ко мне, старый музыкант.
 Он  перестал играть... наступило уныние.... он затосковал, и вскоре, бедный скрипач умер...  эта разлука была для меня  самая тяжёлая, после смерти старого Тома Маржери...
 После смерти Петра, его родственники продали меня старому коллекционеру и ценителю музыкальных инструментов.  Кого только  у него не было: и старинный кларнет, с  тяжёлой судьбой, и  ветреная  флейта, труба -  на которой играл знаменитый, но потом спившийся трубач, и мадам виолончель... Много разных имён, много разных судеб... и слава и рукоплескания , а конец  один на всех... полка за стеклом...
 - Так  я провела ни один десяток лет. Я  тосковала по музыке… Моё предназначение-  радовать своей игрой людей, а не лежать, без музыки  за стеклом.  Меня передавали по наследству, пока правнук старого коллекционера  не решил  распродать все инструменты  . От музыки он был далёк, но зато умел считать деньги. Он выставил и меня на продажу. Что - же меня  ждёт? Кто  будет моим владельцем? Очередной коллекционер,  или  наконец, всё-таки музыкант! Кому  я достанусь ?... Мне  так хочется музыки, я так соскучилась по живому теплу рук музыканта.
 -  Ну  вот, кажется, нашёлся покупатель...  Но кто это?! Да, меня купили для юного дарования - это бабушка с дедом, сделали подарок своей внучке, в день её  совершеннолетия ! Да, эта  девушка  совсем юная, но она  уже учится в музыкальном училище. 
 -  Какая красивая! Ух  ты! Вот это скрипка , да  ещё и старинная! Спасибо деда, спасибо бабушка!
 Посмотрим, как она играет...
 - Э-эх! Давненько на мне не играли...  ну, девочка, давай – же, смелее!  Да, она может, пока не очень уверенно, но видно  ,потенциал есть! Это хорошо!
 - Мам, она хороша, и  звуки хороши, да?!
 -  Да, дочь! Отличная скрипка! Теперь, всё зависит от твоего усердия!
 -  Я, буду стараться.
 -  Да, из девочки может получиться хороший музыкант. – Не  обижайся, моя юная хозяйка на старую скрипку, но я  привыкла говорить правду, как старый  Тома Маржери. Я, исходя  из  своего жизненного  опыта,  знаю, что только большой, порой изнурительный, самоотверженный  труд, усердие, полная самоотдача делает музыканта, музыкантом! Надо приложить максимум  умения и старанья , и  Ты, будешь вознаграждена! Ты, станешь отличной скрипачкой, большим музыкантом, и  хорошим человеком! В жизни, тебя будет сопровождать Музыка, бесконечная,  вечная  волшебная музыка!
 - Это, говорю  тебе, я - твоя старая скрипка!...  ссылка на аудиоформат рассказа  https://yadi.sk/d/jrC1fQQ03VOxVg