Белый шаман

Валерий Неудахин
   Утро мы встретили в гостинице Природного парка «Уч-Энмек», расположенной на въезде в Каракольскую долину со стороны Чуйского тракта. Собственно говоря, туда и проехать с другой стороны не возможно. Уч-Энмек это гора, давшая название парку, высотой 2821 метр. Она является священной горой для алтайцев. «Уч» — три, «Энмек» — голова (макушка, темя), гора Уч-Энмек — имеет три вершины. Это высота Теректинского хребта, и парк расположен на северных склонах этих гор  и в долине.
Парк начинается в самом подходящем месте – на слиянии трех рек. Любое соединение  двух водных потоков обозначено в жизни местных аборигенов священным местом -  сакральное в их жизни и судьбе. А здесь три реки собрались вместе Урсул, Каракол и Куратенок. Долина богата памятниками культур: Афанасьевской, Каракольской, Скифской и Тюркской. Около пяти тысяч историко-культурных памятников — каменные стелы, курганы, балбалы, наскальные рисунки, которые когда-то являлись своеобразными алтарями — находятся в урочищах Соору и Башадар и недалеко от села Туэкта. Каракольская долина наряду с урочищем Пазарык и плато Укок является местом скопления скифских курганов. По сути вся она — это одно большое кладбище. Хоронили тут и богатых, и бедных. Многие курганы были разграблены еще в древности. По предположению советского историка и археолога Михаила Артамонова, грабить их начали еще гунны, вытеснившие скифов с Алтая. Для них осквернение кладбищ изгнанного народа, являло  контрольную точку в завоевании территории. Такой метод гунны позаимствовали у китайцев. Для разграбленных курганов характерны выемки в центральной части. Тем не менее, начавшиеся в 1950-х годах раскопки дали много интересных находок. Археологические редкости, найденные в урочище Башадар, хранятся в коллекции Эрмитажа.

   В верхней части долины находится удивительное по красоте озеро Арыгем (Арукем – с алт. «чистое озеро»).

   Около пяти тысяч историко-культурных памятников сделали всю Каракольскую долину сакральным местом.

   Здесь обитают исключительно этнические алтайцы. Всего три деревни с общим населением менее тысячи человек. Местные жители исповедуют бурханизм — причудливую смесь традиционного алтайского язычества с элементами буддизма. Когда-то часть алтайцев отказалась следовать традициям, связанным с кровавыми жертвоприношениями и «черными» шаманами. От старой веры сохранилось только то, что касается «верхнего», доброго мира. Это дополнили элементы буддизма, который исповедуют соседи-монголы.

   Бурханизм получил название «Белая вера» и продолжает сочетать в себе языческие культы наряду с верованиями буддизма.

   После такого длительного вступления, которое необходимо по содержанию, для того, чтобы понять, где мы оказались и с чем столкнулись.

   Давно заприметил, горы Алтая дают возможность встретиться с интересными людьми. Не всегда мы отдаем отчет, какую удивительную страницу открываем. 
Насколько  яркие и самобытные личности  попадаются  на жизненном пути. Я люблю общаться с людьми, не всегда хватает терпения выслушать их рассказы. Просто хочется задать много интересных вопросов, и торопишься спросить.  Торопишься жить и черпать этот «источник», который нежданно встретился тебе. Конечно же, эти рандеву не бывают случайными, их готовит судьба и в определенный момент приоткроет дверь, чтобы снизошла на тебя благодать огромного образования под названием Земля, и ты получил частицу чистых никем не тронутых впечатлений.

   Он нагнулся над жертвенным местом, сложенном из плоских камней и принялся готовить все для ритуала кормления духов этой земли. Невысок, крепок, не смотря на свои 69 лет, активен и подвижен. Называет себя белым шаманом. Его признали и приняли в свои ряды потомственные камы. Поскольку весь образ жизни его – безграничная любовь к природе, к историческому роду, а так же знание и исполнение всех ритуалов присущих шаманизму. Задабривая духов, положил пищу, в углубление налил напиток, повязал белую ленточку на стоящее рядом дерево. Раздул палочку  можжевельника, и под струящийся дымок принялся  нашептывать какие-то, ему одному известные слова. Этот ритуал уважения духов, с просьбой пропустить в их местность он проводил всякий раз на любом значимом, сакральном месте. Как ни пытался я понять, что он там вещает духам, не мог. Видимо мне еще рано проникнуть в эту тайну.

   Его напевный говор заставил замереть и остановиться в беге своих мыслей. Я постепенно сливался с природой, не замечая, что и люди стоящие, рядом так же заворожены действом. С окружающих елей слетала паутина, сквозь лапы деревьев пробивались лучи восходящего солнца. Вокруг замерла даже трава, которая перестала раскачивать зонтиками и колосками, рассеивая  семена жизни  на поляне. Вверх, вдоль стволов поднимался вместе с дымом звук голоса. Вдруг в высоте, а может просто показалось . В голове, стала слышна музыка и гортанный голос. Все сообщество белых шаманов слилось в звучании оказывая помощь одному каму, который сейчас обращался к духам. Душа очищалась от всего лишнего. Внутри стало  чисто, словно готовилось к восприятию чего-то нового и необычного. На взлете прервался голос удивительного человека, а с ним, словно упав с небес, вернулись в действительность и мы.

   Дальнейший путь лежал по Чуйскому тракту, машина наматывала на колеса очередные километры и  с ними уходили назад вновь открытые места и впечатления. Не один раз был в этих местах, исходил пешком и изъездил на автомобиле, но такого ощущения и понимания природы как сегодня не было.

   В пути мы вели беседы, пытаясь понять само явление – «Каракольская долина» и расположенный в ней этно-природный парк Уч Энмек.
Этнические алтайцы проживают в селах, которые расположились вдоль одной дороги. Чуть больше тысячи жителей, являются приверженцами бурханизма. В этих населенных пунктах даже алкоголь не продают.

   Южные склоны гор, окружающих долину, как правило, лысые, каменистые. Зато северные — наоборот, поросли пихтами, лиственницами и березами. Из трав преобладают шалфей и курильский чай. Удивительно много курильского чая. Такое количество встречается в прилегающей к Усть-Кану местности. Множество родников, бьющих из-под земли. Эти источники для местных тоже являются священными, поэтому цветы и травы возле них не рвут. Хотя,  кони и коровы,  вольны щипать траву где им угодно. Местная молва рассказывает, что знаменитая экспедиция 1993 года, которая нашла мумию Принцессы Укока, сначала пыталась раскопать один из крупнейших курганов в Каракольской долине, но местное население не дало им этого сделать. Причем намеченные раскопки не были новым явлением в этом месте.
В 1950 году экспедиция, возглавляемая С.И.Руденко, раскопала два Башадарских кургана, а в 1954 г. - два Туэктинских. В результате этих работ был получен совершенно исключительный по обилию, разнообразию и научной ценности материал. Раскопки больших "царских" курганов в 60-е годы прошлого века (Пазырыкских, Башадарских, Туэктинских) в Горном Алтае дали уникальный археологический материал, но одежд скифского периода в них  не много. Курганы  потревожены еще в древности, одежда с тел погребенных сорвана, многое пропало или было повреждено настолько, что не поддавалось атрибутации.

   Туристам здесь тоже показывают не все, не пускают любопытствующее племя в сокровенное. Были случаи не достойного отношения к памятникам. Где из-за непонимания, а  то и от злого умысла. Такие объяснения сводились к одному. Говорят, что первейшее чудо на Земле – это человек. Но живет под богом. Как только забыл его – становится грешником и превращается в грязь. Очень часто мы в угоду каким-либо требованиям опускаемся ниже того места, которое указал Ульгень, языческий верховный бог алтайцев.

   В этой долине живут по трем основным правилам, которые к нашему удовольствию рассказал наш гид и о них мы рассуждали в ходе движения по трассе.
   
   «Не делай ничего зря». Всякое действие должно иметь смысл. Идешь по земле и вдруг под ногу подвернулся  камень. Пнул его и он отлетел в сторону. Зачем? Какое ты имеешь право лишать камень того места, на которое он предназначен был. Проходя мимо дерева, не задумываясь, отломали ветку. Для чего ты это совершил? Алтаец не делает так. По нужде: для лечения или  обряда веточку можжевельника сломает, тряпочку подвяжет и прощения попросит, за то, что дерево ненароком обидел. Много других ошибок делаем, зачем жрицу плато Укок достали? В 1941 году могилу Тимура нарушили и война началась. Хорошо, что раскопки в Алтае не привели к такому. Сейчас  народ просит вернуть на место,  но ни кто не желает  послушать. Наука не в том, чтобы духов предков тревожить, а в том, как соприкоснуться с ними и умнее стать. Духовно богаче сделаться. Вот и думайте, как осуществить это, без ущерба для цивилизации.

   В урочище Калбак-Таш строили новую дорогу, раньше Чуйский тракт на местности выше пролегал. Уничтожили большую часть петроглифов. Человек из прошлого пытался донести мысли какие-то или предупредить о чем. А современный, который на звание культурного претендует, безжалостно уничтожил слова и рисунки скифов, тюрков о своей жизни. Рунические письмена.  Возьмешь в руки камень, а на нем знаки начертаны, ни один день их художник ваял. В петроглифах да в писании жизнь своего рода излагал, мы по нему киркой, ломом да тротилом. Это послание могло быть и вечным письмом к любимой. Или предупреждением человечеству, потомкам.

   Сейчас находятся такие, что царапают на камне имена свои, не этим память о себе оставлять нужно. Не погань камня, природа его веками ваяла. Поливала дождями и засыпала снегом, обдувала ветром, солнцем пекло и подготовила идеальное место для передачи человеком своего жизненного опыта. Каменная поверхность ровная, блестящая. Цветом своим играет на солнышке, все постороннее и лишнее под скалу сбросила. Зря мы разрушаем, не думаем.

- Я туристам все время внушаю – негодяй умрет, а пакостные следы от него на камне останутся. Что скажут о нас наши потомки? Не делайте ничего зря.

   В долине во времена Хрущева принялись распахивать пашню. Выкопали из земли стелы, балбалы, каменные оградки. Просто свезли на край поля и выбросили. А за каждым камнем судьба человека, здесь последний его причал. Сейчас отыскивают и возвращают на место. Не делай ничего зря!

   Водитель  резко принял вправо и остановил машину на обочине. Мы с гидом увидели одну и ту же картину. Солнце садилось за горизонт. Это видение незабываемое в горах и не повторяется дважды. Резко очерчивается кромка вершин, выделяясь в лучах, а под горой уже нет солнца, скрылось. Граница тени на глазах начинает удаляться в сторону востока с большой скоростью. Вот травинка светится в луче, играет, изгибается под ветерком, как стан молоденькой девушки. Вдруг попадет в тень и замирает, словно умерла до утра. Когда уже с другой стороны ее солнце осветит. С тенью остывает и затихает все живое и неживое. Садится пчела там, где ее застало, прекращает плести паутину паук, ныряет в норки все бегающее и ползающее население долины. Тонкие черточки от тени растений удлиняются и пропадают в мгновение.

   А увидели мы две стелы метра по полтора высотой. Тень упала уже к их подножью, а сами камни оставались на солнце. Они сверкали розовым светом, их макушки прямо таки сияли в вечерних лучах. Они как ангелы в окружении нимба замерли на склоне горы. Торопились успеть сфотографировать это чудо. До камней нужно преодолеть 50-70 метров. И мы бежали, не глядя под ноги, беспокоясь о фотокамерах, чтобы не упасть и не разбить их. А глаза смотрели на два простых по конструкции изваяния, которые в этот момент были просто неподражаемы и божественны.

   Мы успели. Руки и ноги тряслись от напряжения, не хватало дыхания. Но внутри нас было удивительно спокойно и хорошо. Как будто ты сделал самое главное в своей жизни дело. А может так оно и есть. Распорядитель этого чуда сказал:

- Второе правило – «Делай все своевременно». Нельзя испечь хлеб, если ты не распахал поле, не засеял его, не убрал и не смолол зерно. Невозможно пахать зимой. Не строят дом, не сделав фундамента.
Мы возвращались к машине, нам издалека махали руками попутчицы, радуясь нашей удаче.

   На Улаганском плато раскопали пазырыкские курганы скифского периода. Сделали это в то время, когда приближалась зима. Торопились все: и ученые и погода. А как результат получилось, что вывезли наиболее ценные вещи, а все остальное бросили. И бегали по степи с лошадиными  костями,  собаки и волки. А останкам тем более десятка веков. Куда спешили? В результате - большой пласт научных изысканий пропал. Зря время и силы тратили. Вода камень точит, ей только для этого время нужно.

   Каждый год возвращается весна в горы, и растительность приходит в себя после долгой спячки. Она накормит коня, даст пищу детенышам звериным.  Народит  травы и орех, ягоды и коренья. Нагуляется конь на лугах альпийских, станет лощенной шкура  сурка.  Время только всему свое. Не стремись нарушить бег секунд и минут. В последние годы как-то быстрее часы побежали, не уследишь за ними. А может быть это к старости. Мы спешим завершить свои дела, только всегда не успеваем этого сделать. Говорят, что время неосязаемо. Очень даже чувствуешь, особенно недостаток его.

   «Не бери от жизни больше, чем тебе необходимо» - третья часть этого учения. Алтаец если вышел на охоту. То подстрелит одного зайца и на этом остановится. Будет созерцать природу. Как она дышит, как радуется. И так каждый день, всякий раз. Пока есть возможность любоваться миром, ты живешь. А окажешься  в мире ином, там тебе этого не нужно будет. Другие дела найдутся.
Завтра он вновь выйдет на охоту и подстрелит одного зайца, просто больше ему сегодня не нужно.

   Что делают современные городские жители. Летят на вертолете на вечные снеговья и там бьют зверя. Кабаргу, марала, медведя, волка – все что попадается. Бьют не от голода. Это даже спортивным интересом не назовешь. Набьют зверя и бросят там, где убили. Меры не чуют под ногами. От этого Ульгень и сбрасывает их с неба на землю.

   Только чужой пример, пусть плохой, всеми увиденный, не останавливает.
Как вы грибы собираете? Наберут ведро, второе, третье. Забьют багажник машины под самую крышку. И снова бегут срезать, да в мешки складывают. Затем тратят много времени, чтобы законсервировать. Зимой  не съедят, а по весне выбросят. Но только сегодня, попало место! Значит нужно брать!

   Так что бедность не порок, а любовь к жизни.
   
   Мы двигались по тракту дальше и дальше, я пытался осмыслить эти три правила. Все более утверждался во мнении, что для их окончательного понимания и следования им мне не хватит остатка дней. Впереди ждали новые впечатления и новые места.
На которых снова задабривать духов будет наш белый шаман.