Билет на мёртвый Титаник

Игорь Кутузов
Подводные бактерии быстро пожирают «Титаник». Но можно купить билет за 100 тысяч долларов и отправиться в путешествие к морскому дну, чтобы в последний раз увидеть знаменитый пароход — а заодно оценить весь масштаб того, что с ним сделала вода океана.

Ренате Рохас было пять лет, когда отец впервые взял ее с собой поплавать под водой. Они плыли в прозрачных водах рядом с берегом мексиканского Косумеля, и вдруг отец схватил ее за руку и показал вниз.
Там, на дне, освещенный лучами солнца, лежал утонувший самолет, распластав крылья на белом песке. От волнения у Ренаты перехватило дыхание, и она напряженно задышала в трубку.
Именно тогда в ней проснулась любовь к океану.

Обретя огромный опыт ныряния с аквалангом и накопив денег, Рохас собирается осуществить свою самую заветную мечту: в 2019 году навестить «Титаник».
С каждым годом, с каждым месяцем и с каждым днем осуществление этой мечты приобретает все большую срочность — «Титаник» быстро пожирает ржавчина.

Эксперты прогнозируют, что ему осталось жить лет 20. Это означает, что энтузиасты, заплатившие, как и Рохас, за участие в подводной экспедиции, не только окажутся первыми после 2005 года, кто увидит знаменитый пароход, но и, судя по всему, станут последними.
И хотя эта экспедиция — коммерческое мероприятие, есть в ней и научный элемент: ее участники будут использовать самые современные инструменты 3D-моделирования, чтобы проанализировать состояние лайнера и сохранить память о «Титанике» для будущих поколений.

Огромный пароход столкнулся с айсбергом 14 апреля 1912 года, когда пересекал Атлантику на пути из Саутгемптона в Нью-Йорк. От удара он раскололся надвое и затонул на глубине в 3,8 км, в 600 км от берегов канадского Ньюфаундленда.

Тогда погибло по меньшей мере 1500 человек. Погрузившийся в темную морскую пучину лайнер с тех пор безжалостно разъедают бактерии ржавчины, прогрызая в корпусе причудливые дыры и образуя «ржавоститы».

«Сейчас на “Титанике” больше жизни, чем когда он плавал по поверхности океана», — говорит Лори Джонстон, эколог, исследующая микроорганизмы. Лори уже спускалась к лайнеру шесть раз.

Эти «ржавоститы» (от слов «ржавчина» и «сталактиты») — продукты жизнедеятельности бактерий, окисляющих металл, который они поедают. Гравитация заставляет кислотную жидкость стекать и образовывать целые ветви ржавчины.
«Ржавоститы уникальны, потому что там, на глубине, они — доминирующий вид», — говорит Джонстон.

К тому времени как в 1985 году исследователь Роберт Баллард и его команда обнаружили лайнер на океанском дне, ржавоститы там уже царствовали.
В день они съедают около 180 кг, и ученые предупреждают: жить судну осталось недолго.
Все может пойти даже быстрее, чем мы ожидаем, предупреждает Джонстон. Согласно ее исследованиям, «Титаник» в обломках судна на дне можно будет узнать еще лет 20 — максимум 50.

Итак, часы уже тикают, и окно возможностей увидеть знаменитый лайнер — с научными ли целями или просто на память — сужается с каждым днем.
Одну из таких возможностей предлагает OceanGate, частная компания, использующая маленький флот управляемых человеком глубоководных аппаратов для исследования океанов, окружающих Северную Америку.

На счету OceanGate уже 13 экспедиций (с тех пор, как она была основана в 2009 году), в том числе изучение других затонувших кораблей.
Никогда раньше, впрочем, они не продавали билеты на свои аппараты тем, кто не обладает знаниями и опытом исследования океана. В 2019 году, для спуска к «Титанику», они хотят это сделать.

Девять групп таких избранных «специалистов миссии», как называют их в OceanGate, отправятся на 11-дневное путешествие ко дну. Погружения планируется осуществить с конца июня до середины августа 2019-го.
Их перевезут на вертолете из Сент-Джонса, что на Ньюфаундленде, на судно сопровождения, которое во время миссии станет базой, откуда они будут отправляться к океанскому дну на последнее свидание с «Титаником».

На глубине, втиснутые в усовершенствованный недавно батискаф «Титан», «специалисты миссии» будут помогать команде использовать лазеры, локаторы и 3D-технологию для создания наиболее достоверной и точной трехмерной модели судна в истории.
Билет на такую 11-дневную экскурсию (и все, что она включает) стоит 105 129 долларов — эквивалент стоимости билета первого класса для путешествия через океан на «Титанике» (с учетом инфляции).

Поначалу идея взять с собой непрофессионалов на дно океана, где температура воды 1 градус по Цельсию, а давление таково, что может смять вас как консервную банку, казалась опасной.
Но Джоэла Перри, президента OceanGate Expeditions и дайвера с 30-летним стажем, вопросы безопасности не тревожат.

По словам Перри, все прекрасно понимают: кандидаты должны подходить и по физическим, и по психологическим качествам для того, чтобы провести неделю в море.
В добавок ко всему, все участники миссии должны будут пройти четырехчасовой курс обучения, как себя вести в случае аварии вертолета. Их будут тренировать в большом бассейне, поместив внутрь вертолетной кабины.

Те, кого уже признали годными, имеют послужной список, как у Ренаты Рохас, или, как ее зовет Перри, у «клиента номер один».
«У нее страсть к исследованию океана и к “Титанику”. Среди ныряльщиков ее прозвали Могучим Мышонком», — рассказывает он.

Но самое главное — это ее огромный опыт дайвера. Даже когда Рохас делала первые шаги в подводном плавании, она поражала своих инструкторов мужеством и решительностью в самых сложных ситуациях.
Если все пойдет по плану, то в июне 2019-го Рохас доставят со вспомогательного судна на рубку «Титана», и она спустится в батискаф через открытый люк.

После того, как она займет свое место рядом с другими специалистами, люк закроется, и аппарат начнет погружение в темные глубины.
Изнутри ей будут слышны щелчки и жужжание, и на стенках батискафа появится конденсат.

Когда аппарат коснется дна, вспыхнут огни, и она окажется лицом к лицу с мечтой всей своей жизни — «Титаником» во всей его погибающей красе.

«Представляю, какие чувства меня там охватят. Я так давно жду этого, — говорит она. — Мне кажется, это будет еще и очень печальный момент. Та трагедия — сама по себе очень грустное событие. Так что для меня эта встреча станет очень эмоциональной с любой точки зрения».