Рейс длиною в жизнь стр. 16

Наталья Якубович
   
ТОНЯ КОСТРИЦЫНА
Моё повествование о верных
друзьях, которых мне подарила судь-
ба в семидесятых годах, было бы не
полным, если бы не рассказала о
своей подруге.
В 1977-ом году, когда я вынаши-
вала ребёнка, врачи меня отправили
на «лёгкий труд». Лёгкий труд для
будущих мамочек заключался в том,
что при производственной необходи-
мости, когда приходил приказ МПС
о добавлении прицепных вагонов в
летний период, надо было ехать на общественном транспорте на
вызов проводников, находящихся на отдыхе. Так же приходилось
ездить к прогульщикам, с целью выяснения причины прогула.
Это сейчас нет такой необходимости ездить по адресам к про-
водникам. Мобильная связь, прочно вошедшая в нашу жизнь, ста-
ла связующим звеном между работниками и работодателями.
«Лёгкий труд», так называемый, лёгким был только в прика-
зах отдела кадров. Когда на улице жара +35, или мороз -40, ког-
да в общественном транспорте в час пик давка такая, что волосу
упасть некуда, а на сидячих местах едут хмурые, заспанные рабо-
чие заводов и фабрик, такой «лёгкий труд» вовсе не был лёгким.
Но, пройдя вышеизложенные мытарства, судьба, в лице заме-
стителя начальника депо, Сивакова Николая Ивановича, препод-
несла мне подарок. Узнав о том, что я умею печатать на машинке,
Николай Иванович дал указание посадить меня в кабинете ком-
сорга депо. Кабинет комсорга депо располагался в одном из де-
ревянных бараков, где по соседству ютился инструкторский со-
став и начальник резерва. В этом же бараке был актовый зал. А
в соседнем бараке располагалось всё руководство нашего депо.
Из окна кабинета своего временного пристанища хорошо просма-
тривался двор и барак руководителей.
Комсоргом депо в то время была Степченко Тоня (Антони-
на Аверьяновна Кострицына). С Тоней мы быстро нашли общий
язык. У нас оказалось много общих интересов. А главное – это
юмористическое отношение к происходящему вокруг. Шутили и
смеялись часто и много. И, хотя, моя главная задача была – пере-
печатывание написанных от руки документов, я умудрялась ис-
пользовать печатную машинку в своих целях.
К тому времени у меня уже накопилось небольшое количе-
ство стихов, записанные на обрывках бумаги, на вырванных из
тетрадей, листках. Я решила собрать воедино все свои такие наи-
вные, но добрые стихи. Ради этого я купила альбом. Расшила его,
и, вставляя по одному плотному листку в машинку, облачала свои
стихи в машинописные строчки.
И вот, однажды, выглянув в окно, Тоня воскликнула: «Сива-
ков идёт сюда с бумажкой в руках». Это означало, что мне надо
будет заниматься сухим изложением документа, а так не хотелось
отрываться от процесса печатания своих стихов. И я придумала!
Крикнув Тоне: «Скажи, что меня нет!», – я нырнула под стол. Ни-
колай Иванович, зайдя в кабинет, произнёс: «Тоня, а где Наташа?»
На что Тоня невозмутимо ответила: « Её нет, и не знаю где».
Николай Иванович, по натуре был добрый, очень доверчи-
вый человек. Он никогда не разговаривал на повышенных тонах.
Умел находить язык и с ударниками труда, и с бездельниками. Ду-
шевность Николая Ивановича подкупала. Такого человека нельзя
было обмануть.
И вот в то время, когда я притаилась под столом, Николай
Иванович тихо, с сожалением, растерянно произнёс: «Ой, а что
же мне делать? Мне так срочно надо». При разговоре Николай
Иванович теребил бумажку в руках и не предпринимал попытки,
уйти. И я не выдержала. Рассмеялась и вылезла из-под стола со
словами: «Мы пошутили, конечно же, я сейчас всё напечатаю».
Вслед за мной рассмеялась и Тоня. А Николай Иванович стоял,
улыбаясь, с таким выражением лица, будто хотел расплакаться.
Этот эпизод я буду помнить до конца своей жизни. Я до сих
пор испытываю стыд за то, что хотела увильнуть от предстоящей
работы. От работы, действительно лёгкой для моего положения.
От работы, инициатором перевода на которую являлся Николай
Иванович Сиваков.
Тоня в те далёкие годы жила с родителями в частном доме.
На огороде у неё к тому времени начали поспевать огурцы и по-
мидоры. А моё ежедневное рабочее утро начиналось с угощения
свежим огурцом или огромным помидором, вес которого часто
достигал 500 – 700 грамм. Каждый день Тоня, чуточку обделив
себя и родителей, приносила мне первые свежие овощи. Я знала
тогда, что овощи только-только начинали созревать, и пыталась
отказаться от лакомства. Но Тоня словами: «Ешь, тебе нужнее
сейчас», – пресекала все разговоры.
Более сорока лет сейчас нашей дружбе. Пережито вместе
многое. И горе, и радость все годы делим пополам. И как гово-
рит сама Тоня: « Хоть и видимся мы уже не так часто, но, всегда
знаем, что мы есть друг у друга. И мы не предадим друг друга
никогда».
И это так. Закалённые люди, закалённая дружба, положившая
начало в семидесятых – как знак качества, который присваивался
товару в то время. Нашим «Знаком качества» является дружба.
Дружба, в которой нет места делёжкам, выяснениям отношений,
предательству.
               
продолжение следует