Выпускник ИАХ Исаак Аскназий 1856 - 1902

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Художник второй половины ХIХ века, отдававший дань как исторической, так и жанровой живописи, Исаак Львович Аскназий был первым евреем-художником, выпускником.
К сожалению, богатые евреи в России мало ценили достоинства и талант даровитого художника-еврея.   Многие его картины попали в российские и западные частные коллекции («Скорбные вести» - Гейдельберг, «Экзамен жениха» - Чикаго; «Наступление субботы» - Чикаго) и были вывезены из России еще до революции,
часть картин утеряна во время Отечественной войны.
Чрезвычайно важно, что в опыте Аскназия еврейское национальное художественное творчество с этого времени могло восприниматься как одна из легитимных форм еврейского образа жизни. (Пример: Исаак Аскназий способствовал принятию Юрием Пэном окончательного решения стать художником).
Родился Исаак Львович (или Ицык Лейбович) Аскназий в городе Дрисса (ныне Верхнедвинск), Полоцкого уезда Витебской губернии 16 января 1856 года в благочестивой хасидской семье из старого раввинского рода.
Отец, Лейба Аскназий, состоятельный купец 2-й гильдии, по свидетельству современников и родственников, был не только глубоко верующим, но и интеллигентным, образованным для своей среды человеком, немного фантазером и мечтателем.
Родители не позволили заглохнуть еще в детстве обнаружившимся y сына способностям к рисованию. Родителям, видимо, стоило тяжелых раздумий решение позволить младшему сыну стать художником.
Лейба решил отвезти сына в Петербург, чтобы там могли оценить целесообразность обучения мальчика живописи. Старший брат Моисей в это время уже изучал бухгалтерское дело в Санкт-Петербурге.
Совет Академии, ознакомившись с привезенными рисунками, предложил выполнить рисунок с гипсовой головы в классах академии и ... "находя рисунок Аскназия удовлетворительным, Совет Академии определяет: принять его вольнослушателем по живописи". В начале 70-х годов XIX века отношение к получению образования
евреями в учебных заведениях в Российской Империи было в известной мере либеральным и поощрялось.
Так, 26 сентября 1870 года, начался тернистый и радостный путь к высотам мастерства будущего первого академика живописи из российских евреев. Каждые полгода обучение предварительно оплачивалось, каждый год требовались доказательства успешности обучения и сложные хлопоты для продления права проживания в Санкт-Петербурге. Обучение было весьма успешным. К весне первого года Аскназий уже перешел в фигурный класс, на последнем четвертом – помимо программы для вольноприходящих успешно занимался с учащимися Академии в натурном классе. Через два года отец ходатайствует перед Академией о том, чтобы, принимая во внимание успешную учебу мальчика, Академия художеств вытребовала свидетельство «об увольнении его из Полоцкого Еврейского Общества». Это было необходимо для беспрепятственного проживания в столице.

Наконец, осенью 1874 года Исаак Аскназий перешел в число действительных учеников Академии и перестал платить за свое обучение.
В частной жизни Аскназий был верующим евреем, соблюдавшим все обряды, и гордился своим еврейством. Еще, будучи учеником Академии, он подал прошение в Совет о том, чтобы ему разрешили работать вместо субботы по воскресеньям. Живя позднее за границей, столовался лишь y евреев, во время путешествий питался лишь вегетарианской пищей.
Он был единственным студентом Академии, который по субботам и еврейским праздникам не посещал занятий. В Академии даже осуждали его за чрезмерный интерес к еврейским сюжетам, взятым из Библии, еврейской истории и современной еврейской жизни.

Юноша получил возможность по очереди учиться у всех тогдашних ведущих профессоров исторической живописи: А. Т. Маркова, П. М. Шамшина, В. П. Верещагина, К. Б. Венига, а также  у знаменитого П. П. Чистякова.
Аскназий проходил академический курс весьма успешно: за выполненные в натурном классе рисунки и живописные этюды он был удостоен двух малых серебряных медалей, а в 1877 году - двух больших серебряных наград.
В том же году он подал прошение в Совет Академии о допущении к конкурсу на малую золотую медаль. Тогда ему и другому ученику - Александру Попову - в здании Академии художеств была предоставлена мастерская, где конкурсанты работали над своими первыми картинами по теме, заданной Советом Академии: «Авраам изгоняет Агарь с сыном ее Измаилом» (Музей Российской АХ).
Известно, что Исаак Аскназий хорошо справился с ее исполнением, продемонстрировав умение построить композицию, связав фигуры общим действием. Несмотря на то, что это была типичная учебная работа академической школы, художник проявил интерес к возможностям пленэрной живописи, ибо сюжет позволил Аскназию уделить довольно значительное место пейзажу.

В 1879 году Аскназий блестяще завершил полный курс обучения. Картина «Блудница перед Христом» принесла ему большую золотую медаль, звание классного художника I степени с правом на чин X класса при поступлении на государственную службу  (в чине коллежского секретаря)  и право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования за счет казны. Картина имела громадный успех и в художественных и официальных кругах. Все это давало Аскназию прочное положение в обществе, гарантировало обеспеченность заказами.

В ожидании далекого путешествия, запланированного на 1880 год, живописец просит Академию художеств предоставить ему мастерскую, в которой пишет картину «В темнице» (второе название «Марранка»). Как гласит семейная легенда, моделью для героини картины была его будущая жена Софья.
Уже в самом название произведения, абсолютно свободном выборе сюжета, художник заложил идею исторического портрета–картины. Молодой живописец обратился к эпохе испанского средневековья: марранами называли евреев, формально принявших католицизм, но часто втайне продолжавших исповедовать религию своих отцов.
Картина вначале экспонировалась на академической выставке 1881 года, а на следующий год — в Москве, но под иным названием: «В темнице».

Изменение названия было связано, вероятней всего, из-за антиеврейских беспорядков 1881 года. Через 100 лет наследники автора передали это произведение в Научно-исследовательский музей Российской АХ в Петербурге.

Наконец, Аскназий  выехал в Германию. В отчетном письме в AХ в феврале 1881 года он пишет, что медленно продвигается к Риму, посещая Кеннигсберг, Берлин, Дрезден и Вену. Везде встречают хорошо, видимо рекомендации АХ способствовали этому.
В Вене задержался на 6 месяцев, снял квартиру и брал частные уроки у Ганса Макарта.
Ганс Макарт (1840-1884), профессор Венской Академии, славился как талантливый колорист и декоратор, склонный к роскошным формам и красочным эффектам. Этого в живописи Аскназия не хватало. Он готов был поступить на вакантное место ученика к Maкарту.

Снимать помещение и брать уроки Аскнази было не по средствам. Но родная Академия сначала не склонна была давать такое разрешение, а когда прислала его - Аскназий уже передумал. Уроки продолжаются еще некоторое время, а затем Исаак в ноябре продолжает путешествие, посещая по пути Венецию, Болонью, Флоренцию.
В декабре 1881 года он прибыл в Рим. Одна из небольших картин, выполненных им в это время в Риме - «Нищий в церкви». Если бы не итальянский антураж, можно было бы подумать, что картина написана правоверным передвижником.
Из письма П. Ф. Исееву: «Если бы я писал в последнее время из Вены, то наверно сказал бы несколько похвальных слов относительно моих работ, но после посещения галерей Венеции, конечно, ничего сказать не могу». Попав под влияние великих венецианских колористов, Аскназий начинает обращать большое внимание на цветовое решение этюдов и картин.

К этому периоду относится долгая и трудная работа над полотном «Палач с головой Иоанна Крестителя». Видимо, не все получалось - в мае 1882 года он оставил «Палача» и переключился на другие работы, вернувшись к нему почти через год.
В своем очередном отчете он сообщает Совету Императорской Академии художеств, что им сделаны следующие эскизы: «Иоанн Креститель в то время, когда к нему спускается палач с блюдом и мечом», «Палач с головой Иоанна», «Смерть еврейского поэта Иегуды Бен Галеви» (ок. 1075 - 1141, Иер. - средневековый еврейский поэт и философ) по мотивам Гейне.
Кроме того, он выполнил много этюдов и карандашных эскизов.

По возвращении осенью 1885 года художника в Петербург Совет Императорской Академии художеств нашел, что «…пенсионерское пребывание за границей во многом способствовало развитию его художественного таланта» и вполне одобрил две его большие работы - «Палач с головой Иоанна Крестителя» (в конце XIX века картина была приобретена для Музея АХ, позднее была передана в Харьковский музей, а эскиз в 1973 году подарен Музею РАХ Португаловой М. Г., одной из наследниц художника).
Второй одобренной работой художника был «Моисей в пустыне».

В письме своему ученику художнику  В. Е. Савинскому из Петербурга П. П. Чистяков высказывал свои впечатления от этих произведений: «Я торжествую душевно, разумно, конечно, за Аскназия, да вместе и за русское искусство».

Журнал АХ "Художественные Новости" сообщал в статье, посвященной посещению Академии Художеств ее президентом - Его Императорским Высочеством великим князем Владимиром Александровичем, с подробным описанием всего маршрута по минутам посещения: "...Только что возвратившийся из чужих краев пенсионер Академии Исаак Аскназий представил Его Высочеству свою картину "Моисей в пустыне", как окончательный результат своих занятий за границей, и удостоился услышать от великого князя благодарности за это произведение, удостоверяющее, что молодой художник добросовестно трудился во время своего пенсионерства и сделал большие успехи в искусстве".

4 ноября 1885 г. первый из российских живописцев-евреев получил диплом академика.
При активном содействии П.П. Чистякова 'Моисея в пустыне" покупает Павел Третьяков. «Моисей в пустыне» (1885; картина, доставившая Аскназию звание академика) написан на переднем плане на фоне низкого горизонта, благодаря чему его фигура приобретает монументальность и значительность. Величие и возвышенность - таковы основные качества, которыми стремится наделить своих персонажей и Исаак Аскназий (1856 - 1902), «всецело витающий в иудаизме» (как писали о нем). 
Еврейская история и, прежде всего, история библейская представляла собой естественный источник для еврейского художника.

Величественные образы Танаха - патриархи, полководцы, цари и пророки — лучше чем, что бы то ни было другое, могли напомнить униженному народу о его героическом прошлом, о времени его политической свободы, пробудить его национальную гордость и достоинство перед лицом его гонителей и притеснителей.
Художник женится на выпускнице консерватории. В 1887 году родился сын Авраам (Абрам), в 1889 - сын Самуил. В 1889 г. художник удостоен бронзовой медали на I Всемирной Выставке в Париже. Пишет жанровые картины на еврейские темы ("Канун Субботы").
"Из Вены я отправился в Броды (недалеко от Львова) на лето, чтобы писать еврейские типы и по дороге я остановился в Кракове. Теперь я нахожусь близ родины, а именно, в Бродах, и пишу этюды и небольшие картинки из жизни эмигрантов".
В Бродах некоторое время жил основатель хасидизма Бааль Шем Тов. Родились всемирно писатель Йозеф Рот (1894 - 1939); Председатель Верховного суда Израиля Ицхак Кахан (1913-1985); мать Зигмунда Фрейда Амалия Натансон (1836-1930).
Известно, что через Броды бежали от погромов на юге России евреи, и художник встретил там большие партии несчастных беженцев.
В Бродах художник писал еврейские типы, этюды и жанровые картины еврейского содержания. Это вызвало неудовольствие и выговор от Совета Академии - исторический живописец, в период пенсионерского пребывания за границей, не должен отвлекаться на такие темы. Аскназий оправдывался - он собирает материал для больших картин на библейские темы. 
В 1884 году он предпринял новое путешествие: вместе с В. Е. Савинским они посетили выставку в Турине, а затем и парижский Салон, побывали в мастерской М.М.Антокольского.
Произведения художника репродуцировались в журналах «Нива», «Живописное обозрение», «Вестник изящных искусств», «Наши художники».
Но в эти же годы в Российском Государстве и обществе, наряду со стремлением дать евреям больше прав - уравнять лиц иудейского вероисповедания с православными, лютеранами и т.д., нарастают репрессивные, ограничительные меры, ужесточаются законы о проживании, образовании, вводятся "временные" запреты на профессии для иудеев.
Звание академика Императорской Академии, чин титулярного советника не застилают глаза Аскназию, он остро переживает происходящее. На частной выставке в Гейдельберге появляется его картина "Скорбные вести" (1887 г.).
Вести о погромах читает девушка старому, погруженному в свои мысли человеку. Никаких кровавых сцен на картине нет, но эмоциональное воздействие ее в то время было велико. Реакция руководства АХ была четкой - ему отказывали в том, на что он имел, казалось бы, права. В мастерской, необходимой для написания большой картины для Парижской выставки, в месте для работы в вакантное время в учебных классах, на что по Уставу имеют право все бывшие пенсионеры Академии. Приходится оправдываться за написание "маленькой картины".

Тщетно добивается академик Аскназий места для преподавания рисунка, не могут помочь даже те, кто его уважает и любит. Вернувшись в Россию, Аскназий поселился с женой и двумя сыновьями на Васильевском острове, художник продолжал неустанно работать то над общеисторическими сюжетами, то над еврейской историей, иногда же над жанром, участвует в академических выставках.

О разносторонности творчества Аскназия начала 90-х годов можно судить по 2 произведениям из собрания ГРМ — «Еврейской свадьбе» и «Родители Моисея».

Одна из наиболее известных картин – «Еврейская свадьба» (1893 г. ГРМ). Художник академического направления, Исаак Аскназий был привержен исторической теме, но обращался и к сюжетам из народной жизни. Картина своим подходом к решению бытовой сцены, повествовательностью близка к жанровой живописи передвижников. Считается, что на картине Аскназия изображена Дрисса тех лет. Представлен момент после венчания, когда молодые, в сопровождении родных, торжественно возвращаются из синагоги домой. По небольшой улице с маленькими домиками идет свадебная процессия с музыкантами во главе. Судя по всему, эта центральная улица Дриссы – Новомосковская. Молодых сопровождает свадебный квартет клезмеров из двух скрипачей, флейтиста и цимбалиста. Впереди процессии – бадхон – свадебный шут или еврейский тамада. Здесь же свадебная танцевальная группа из трех женщин. Раввин и синагогальные служки чинно идут отдельно по тротуару. Действие разворачивается на фоне пейзажа. Чувствуется, что Аскназию близки и дороги обычаи предков, переданные им с такой щемящей грустью.
Это произведение очень хорошо встретила еврейская община.

Картина «Родители Моисея» написана монументально, широко. Живописец, изобразивший всего три фигуры, смог подняться до высот психологического обобщения, придать сюжету глубоко символическое звучание.
В эти же годы Аскназий писал небольшие жанровые полотна с одним персонажем, красивые по манере исполнения - «С книгой». 1898 г. Курская гос. картинная, ...или вот картина «Старик еврей». 1902 г. Смоленский гос. музей. Подобные работы Аскназия оказывали большое влияние на евреев-художников, например, на Юрия Пэна.
ИАХ, покровительствовавшая художественным училищам и музеям всей империи, активно закупала произведения на проходивших в Петербурге выставках, а затем рассылала их в музеи страны.
Работы Аскназия были переданы в Одесский музей изящных искусств (картина «За одолжением» — в 1895 г), в городской музей Ростова на Дону («Виолончелист») – картину немного грустную, но интересную в ощущениях и деталях.
Известно, что художники, начиная с XVII века, охотно изображали виолончелистов на своих полотнах.      
Образцом позднего творчества художника, отразившим черты искусства модерна с его стремлением к повышенной декоративности, является написанное в 1899 году монументальное полотно «Экклезиаст. (Суета сует и всяческая суета)» (1899, музей Академии художеств), лебединая песня художника.
Выверенная композиция, прекрасный рисунок, знание стиля эпохи свидетельствует о том, что картина выполнена рукой мастера. Царь, восседающий на троне, отрешен от роскоши окружающей его обстановки и погружен в собственные возвышенные мысли. Художник изображает царя одиноким. Только два верных слуги-телохранителя и секретарь остались с ним. Слуги с пристальным вниманием следят за движением его губ, а секретарь записывает на доске высказывания мудрого царя.
Восточная роскошь убранства интерьера дворца и одежд царя Соломона лишь подчеркивают главную идею произведения: внешнее великолепие - это все суета.

Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III. Однако картина, хоть и купленная за 5 тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции.
Несмотря на то, что Аскназий часто нуждался, он был в заказах очень разборчив и никогда не брался за работы, которые были ему неприятны или шли вразрез с его убеждениями. Сами работы он исполнял с редкой добросовестностью. Аскназий подолгу собирал материалы для картин, работал в музеях и библиотеках, делал бесчисленные этюды.
Последние годы его не слишком долгой жизни были по-прежнему связаны с alma mater, а также с Санкт-Петербургским Обществом художников, на выставках которого он участвовал и членом которого стал в год смерти в 1902 году.
Это общество, имевшее целью «содействие развитию и распространению искусств в России», объединяло живописцев академического направления и устраивало ежегодные выставки в Санкт-Петербурге и Москве.

6 декабря 1902 года, находясь в Москве по делам, Исаак Аскназий скоропостижно скончался. Барон Давид Горациевич Гинцбург телеграфировал об этом Леониду Пастернаку, который  помог в организации похорон в Москве. Они состоялись на Еврейском кладбище в Дорогомилове.
Кладбище возникло в Дорогомилове в 1788 году по инициативе проживающих в Москве белорусских евреев и было одним из восьми в разное время созданных в городе иноверческих некрополей. На этом кладбище находились могилы художника-жанриста И.Л. Аскназия, директора института фтизиатрии, профессора С.Б. Вермеля, известного публициста и общественного деятеля Г.Б. Иоллоса, убитого в 1907 году черносотенцами, художника И.И. Левитана (1900), крупных российских предпринимателей С.Л. и Л.С. Поляковых.

Санкт-Петербургское общество художников и друзья покойного известили о том, что 19 декабря в 17 часов будет отслужена панихида в синагоге. В марте 1903 г. в Императорской Академии Художеств, в рамках ежегодной весенней выставки, была открыта посмертная выставка работ академика И.Аскназия, на которой было представлено свыше 200 его картин, рисунков и этюдов.

Под ее впечатлением еврейский писатель, друг Антокольского  Давид Гилелевич Маггид писал: "Русское искусство потеряло крупного художника, чудного рисовальщика, неутомимого работника. Лучшие работы надолго останутся, как достопримечательность русской школы по исторической и жанровой живописи. Но еще большая потеря для русского еврейства, потерявшего в нем первого и почти единственного художника, посвятившего свое дарование еврейской жизни и истории».

Сейчас почти никто не помнит художника Аскназия. Судьба картин Аскназия довольно драматична. Многие его картины, попав в российские и западные частные коллекции, были вывезены из России еще до революции, часть картин оказалась утеряна позднее, а немногие имеющиеся в российских музеях зачастую, увы, хранятся в запасниках.
Только в 1932 году из Академии Художеств в ГРМ была передана "Блудница перед Христом" и два ранних больших рисунка (1878- 79).
В 70-ые годы в ГРМ поступили 3 картины художника - "Родители Моисея", "Еврейская свадьба" и "Нищий в церкви", они были переданы внучкой художника.
"Экклезиаст" был приобретен ИАХ и сейчас находится в Музее Академии в С.-Петербурге. Туда же был передан "Моисей в пустыне", приобретенный в 1885 г. Третьяковым.
Еще работы художника находятся в музеях Харькова, Курска, Смоленска, Одессы, частных галереях, в том числе в Чикаго, Гейдельберга.
Старший сын, Абрам Аскназий (1887 - 1937) - один из основоположников науки о погоде в России, известный метеоролог-синоптик. Еще в годы учебы начал вести синоптические исследования, работая в Главной физической обсерватории. Потом возглавил Бюро прогнозов СССР (с 1930 года - Центральный институт прогнозов). Скончался А.И. Аскназий в 1937 году, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Младший сын Самуил Аскназий (1888 - 1952) – выдающийся советский ученый-юрист, доктор юридических наук (1947), профессор кафедры гражданского права Ленинградского университета (с 1945).
Старший сын художника - Абрам был женат и имел двух дочерей. Одна из них - Атта Абрамовна в 1995 году в израильской газете «Народ мой» опубликовала о своем деде – знаменитом художнике статью.  Атта умерла в конце 20 века, и наследников у нее нет.