Столкновения противоречий
или
Человек как загадка Сфинкса и загадка Евангелия.
"Для чего познавать это чертово добро и зло,
когда это столько стоит? Да ведь весь мир познания
не стоит тогда этих слезок ребеночка к "боженьке"..."
(Из исповеди Ивана Карамазова)
"Тут берега сходятся, тут все
противоречия вместе живут...
Страшно много тайн! Слишком много загадок
угнетают на земле человека..."
(Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы")
***
Иван Карамазов сузил тему в один Вопрос, но так сузил в вопросе, что этот вопрос и эта тема стала краеугольным камнем парадоксальной мысли Льва Шестова. Если Иван К. сузил тему в один Вопрос, то Л.Шестов из этой Точки занимался развертыванием своей парадоксальной мысли. Хотя Л.Шестову было так трудно признаться, что он так близок в мысли с героем Достоевского. Впрочем, как и Фрейду было трудно признаться, что Достоевский предвосхитил его научные открытия в области постижения человека.
***
Противоречия сталкиваются там и тогда, где и когда их не ожидают - Иван Карамазов и Лев Шестов. Герой Достоевского и одинокий мыслитель - что ещё может быть противоречивей и фантастичней, когда они сталкиваются друг с другом.
***
Там, где человек, - противоречия сталкиваются, но не совпадают. Тем более, если совершается встреча двух человек, как герой Достоевского и одинокого мыслителя, то столкновение и взрыв мысли неизбежны.
***
Человек - самое противоречивое существо в мире. Его сердце хочет верить и верит в Бога, а его разум питается сомнениями и постоянно требует доказательств. Удивляешься фантастическому - тому случаю, когда открывается, что Иван Карамазов и Лев Шестов очень близки друг другу в качестве мысли. Близки настолько, что даже затруднительно вообразить такое. Такое - совпадение ли? Что если им рассказали бы про такое, то они, преодолев очевидности, рассмеялись бы и увидели друг в друге нечто братское.
***
Очень много противоречий и загадок в одном человеке. И порой видится, что человек - существо фантастическое. Он, одновременно, - и человек, и нет, в котором дремлет и таится Сфинкс.
***
Человек - существо фантастическое. Там, где человек, - противоречия сталкиваются, но не совпадают. Хотя, бывает, но очень-очень редко, конечно, исключения из правил. Так небесный младенец родился в пещере - Рождество И.Х. Ведь, как интересно говорит Честертон, что "Господь наш тоже был пещерным человеком. Он тоже рисовал странных, пестрых существ на стене мироздания; но Его рисунки обрели жизнь".
***
"Человек - поистине странное существо; можно сказать, что он - странник и пришелец на Земле. Даже внешне он больше похож на пришельца, чем на порождение нашей Земли" (Г.К.Честертон "Вечный человек").
"Наконец-то ты догадался. И действительно так, действительно только в этом и весь секрет, но разве это не страдание, хотя бы для такого, как он, человека, который всю жизнь свою убил на подвиг в пустыне и не излечился от любви к человечеству? На закате дней своих он убеждается ясно, что лишь советы великого страшного духа могли бы хоть сколько-нибудь устроить в сносном порядке малосильных бунтовщиков, "недоделанные пробные существа, созданные в насмешку"..." (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").
"И наконец, если б даже предположить эту сказку об устроенном наконец-то на земле человеке на разумных и научных основаниях - возможною и поверить ей, поверить грядущему наконец-то счастью людей, - то уж одна мысль о том, что природе необходимо было, по каким-то там косным законам ее, истязать человека тысячелетия, прежде чем довести его до этого счастья, одна мысль об этом уже невыносимо возмутительна. Теперь прибавьте к тому, что той же природе, допустившей человека наконец-то до счастья, почему-то необходимо обратить всё это завтра в нуль, несмотря на всё страдание, которым заплатило человечество за это счастье, и, главное, нисколько не скрывая этого от меня и моего сознанья, как скрыла она от коровы, - то невольно приходит в голову одна чрезвычайно забавная, но невыносимо грустная мысль: "ну что, если человек был пущен на землю в виде какой-то наглой пробы, чтоб только посмотреть: уживется ли подобное существо на земле или нет?" Грусть этой мысли, главное - в том, что опять-таки нет виноватого, никто пробы не делал, некого проклясть, а просто всё произошло по мертвым законам природы, мне совсем непонятным, с которыми сознанию моему никак нельзя согласиться..." (Ф.М.Достоевский "Приговор", "Дневник писателя", 1876).
Вопрос знатокам литературоведения и философии: с каким из героев творчества Достоевского очень близки мысли неизвестного персонажа краткого рассказа "Приговор", и в чем тут, может быть или возможна, близость мысли этого неизвестного персонажа с мыслями героя библейской книги Иова и одиноким мыслителем Л.Шестовым?..
"Где тот Эдип, которому суждено разгадать эту
загадку из загадок, проникнуть в эту великую тайну?"
(Л.Шестов "Откровения смерти").
(10.08.2018г.)
(Продолжение следует...)