Как я была учительницей эпизоды из жизни

Светлана Ким 3
  Это было, даже страшно называть цифру, 58 лет назад.
  Я только окончила среднюю школу-десятилетку и, желая поступить в университет, на отделение журналистики филологического факультета в Алма-Ате (сейчас Алматы), решила три года поработать в школе. Тогда требовали трехлетний производственный стаж, дабы журналист имел моральное право писать про жизнь, хотя бы что-то зная о ней.  Благо, мой дядя, Николай Александрович Ким, был тогда заведующим районного отдела образования и мог предоставить мне такую возможность. Я поехала в село, что находилось в двенадцати километрах от Макинска. Со мной стала учительствовать в начальной школе и моя одноклассница Людмила Нелюбова. Поселилась я у нее в доме. Родители – учителя поехали работать в другое село, а нам оставили свои классы. Мне достались третьеклассники, Людмиле – первоклассники.
   Первое, что я услышала от директора, это то, что  в классе есть «трудный» ученик. Спросила фамилию. Ответ был: «Сами  узнаете».
   В классе  двенадцать учеников. На первом классном часе предложила выбрать старосту. Предупредила, что это не обязательно отличник, так как он учится исключительно для себя. Нужен такой, кого будут уважать и слушать. Неважно, какие у него оценки… Ребята проголосовали за Володю Москового. Это оказался крепенький мальчик с глазами небесной голубизны. Взгляд независимый, почти суровый. Он был явно старше других.  Я взглянула на пол, весь испачканный  грязной обувью, а день был дождливый, и  сказала:» Как жаль, тетя Маруся только помыла пол, а уже не видно».
    На другое утро, войдя в класс, почувствовала:что-то изменилось. За окном также шел дождь, а пол сверкал чистотой. Взглянула под парты и обомлела: ребята были, кто - в носках, кто - босиком. Оказывается, Володя пришел в школу пораньше и заставил каждого разуться в классе. За печкой-голландкой возвышалась гора детской обуви.
   Мне не приходилось заниматься вопросами дисциплины, проблем не было. Все работали на уроках серьезно. Кроме того, я, понимая, что детям скучно сидеть за партой все уроки, придумала вести занятия по-своему. Писала примеры двумя столбцами на доске. По команде ряды начинали соревноваться, кто быстрее решит… Шум, хохот, общее возбуждение, но довольны все.
   С Володей мы готовили спектакль «ВОЕННАЯ ТАЙНА» по Аркадию Гайдару, где он исполнял роль Мальчиша-Кибальчиша. Правда, по состоянию здоровья после третьей четверти мне пришлось попрощаться с ребятами. А ведь было столько планов! До этого  написала в Москву, в институт художественного воспитания письмо с просьбой выслать рекомендации, как создавать театр теней. Мне пришла объемистая папка с чертежами, картинками и подробным описанием действий. Когда уезжала, спросила в учительской: - Кто же там был «трудным?. Ответили: -Володя Московой!
   После лечения я снова пошла  работать с учениками, но уже в  Макинске. Послали в школу, что  за железнодорожной линией. На этот раз мне дали первоклассников. Я чувствовала себя уже опытной и согласилась. Не знала я, что меня там ждет!
   В школе  был пестрый ученический контингент. Кроме местных детей, там было много ингушей и чеченцев, депортированных, как и корейцев. крымских татар, поволжских немцев. Мое появление явно развлекало переростков-ингушей, которые все время торчали за окнами, когда шли мои занятия. Они корчили рожи, что-то выкрикивали. Однажды двое открыли дверь во время урока чтения, за спиной одного был мешок соломы. Я сделала вид, что их не вижу и продолжала читать, а в голове билась только одна тревожная мысль: »Лишь бы не высыпали солому на пол.» Они потоптались молча и, не дождавшись реакции, вышли.
   Запомнился урок письма. Диктант. Смотрю, Цуроев не пишет, а нагло улыбается. Подхожу, а на всю страницу известные три буквы. Схватила портфель и сказала, что отдам только родителям. Ученик вцепился в портфель, явно желая победить во что бы то ни стало. Схватка - неравная, явно не в мою пользу. Я отпустила. А вечером, когда шла домой, услышала, как мимо головы что-то пролетело, и увидела убегавшего Цуроева…
    Однажды пришлось идти по белой «ковровой дорожке», возникшей  на тропинке от шоссе к школе и испещренной нецензурными записями мелом.
   Как только приближалось время идти на работу, у меня начиналась головная боль, впору брать больничный.  Поняла, что следует что-то предпринять. 
   Вывесила в коридоре объявление, что создается шахматный кружок. Всем придти с тетрадкой и ручкой. Записались те, кто постоянно маячил за окном. Они явно рассчитывали на очередное развлечение.
  Я рассказала ребятам об истории возникновения шахматной игры, показала, как можно записать ходы. Удивительно, но ребята стали серьезными и с интересом слушали и записывали. Мои страдания на уроках тоже прекратились.  Уже будучи студенткой, возвращаясь на каникулы домой, на станционном перроне услышала: »С приездом, Светлана Алексеевна!» Передо мной стоял юноша-чеченец и улыбался, с трудом узнала одного из своих шахматистов..
                Светлана КИМ. Казань. 14 октября 2018 года.