Одному православному который решил стать католиком

Константин Матаков
                ***

Александр, простите, но сначала хотелось бы сказать что-то ироничное и легкое; Вы были баптистом, потом православным, теперь Вы католик: но любим мы Вас - не только за это!
Да-да, простите, что это пишу Вам, но: не собираюсь Вас ни осуждать, ни хвалить, - хотя Вы понимаете прекрасно, что православные должны Вам написать что-то.. что еще больше может толкнуть Вас в лоно римской церкви, да! Этого я писать ни в коем случае не хочу. Вы не первый, кто совершает движение по маршруту протестантизм-православие-католичество: можно вспомнить, как еще Хомяков переписывался с англиканином Уильямом Палмером - тот очень симпатизировал православию, и был на грани перехода, - но в итоге стал католиком. Видимо, от протестантской анархии человек так устает, что хочет гиперпорядка, а в православии всегда с этим не то: тут и спорить не о чем, да и я пишу это не для того, чтобы с Вами спорить, ибо сейчас совсем не время спора - для Вас, поскольку Вы только что сделали свой выбор, и сейчас будете отстаивать его с максимальной горячностью. Это как обсуждать с человеком, который только что стал мужем, недостатки его жены. Мы всегда можем заметить странную особенность перехода из одной веры в другую (или из одной церкви в другую): человек пытается уйти от грехов одной общины к идеалам другой, развестись с одной женой, и найти другую, лучшую; при этом поначалу он в той или иной степени склонен к идеологии триумфализма, больше подчеркивая недостатки прежней конфессии, и выпячивая достоинства новой; но часто он осознает, что недостатков полно и в новообретенной церкви, и даже то, что выглядело совершенными достоинствами, на поверку оказалось не слишком хорошо.. И нередко тут  срабатывает закон: каждая следующая жена бывает хуже предыдущей.. Я уже не говорю о том, что человек сталкивается тогда с очень сложным вопросом: эти недостатки, которые он увидел и в новой церкви – они затрагивают только «форму», - или это и «порча» содержания? Либо он убедит себя, - да, это форма; либо он почувствует «кризис содержания», и тогда снова пропасть: менять ли эту церковь на другую? Чем больше снова задаются такие вопросы, - тем больше бездны. Мне представляется, что тут есть огромный риск следующей подмены (я не имею в виду Вас конкретно, ибо Вашего сердца не вижу): вместо Бога и Церкви мы ищем совершенства, и это совершенство становится нашим богом. Я знаю людей, которые меняют конфессии периодически, и, в конце концов, устают от этого, оставаясь в том, в чем «удобнее», - уверен, Вы считаете эту позицию недостойной христианина; и мы все знаем людей, которых жажда совершенства заводила в тоталитарные секты. Я Вам искренне желаю, чтобы жажда совершенства, вполне оправданная, не владела Вашей душой больше жажды Бога – впрочем, я желаю это всем нам..    
Скажу лишь то, с чем Вы опять-таки хорошо знакомы: и сегодня, в момент очередного раскола в православии, немало европейских католиков переходят к нам, - почему? каковы их мотивы? Они не видят нестроений? Видят. Они не видят массу нерешенных проблем в православном богословии? Часть видят и это. Они не замечают вялости приходской жизни и огромного разрыва между ней и высокими идеалами православия? Нередко и это очевидно, т.к. бросается в глаза. Но этим бывшим католикам очевидно и другое – то, что когда-то, больше 1000лет назад, было очевидно русским на богослужении в Константинополе. Возможно, Вы скажете, что до сих пор симпатизируете православному богословию, но Рим Вам больше нравится как гарант единства Церкви и более последовательного воплощения христианских идеалов в жизнь. Я и с этим спорить не буду - не потому что согласен, а просто: везде можно увидеть темные и светлые стороны, которые в разных глазах будут по-разному отражаться. Замечу только одно, и это последнее: православное богословие "в идеале" несовместимо с идеей Рима как гаранта единства Церкви в лице Папы, разумеется (ибо какой Рим без Папы). Можно лично симпатизировать православию, будучи и в подчинении Рима - но принимать при этом догматы Рима, неприемлемые для православия, все равно придется. Об этих догматах Вы знаете. И напоследок попрошу Вас: не вступайте сейчас в полемику - в данный момент она не имеет особого смысла. Тем более, что если Вы попытаетесь защищать сейчас догматы католической Церкви в их отличии от православия - эта тема хорошо известна не только Вам, но и многим, кто у Вас находится в друзьях. Аргументы и контраргументы достаточно ясны, и в известных пределах давно уже проработаны и той, и другой стороной - стоит ли в очередной раз всем нам демонстрировать тут оскорбительную ясность? Ибо чаще всего, как мы знаем, убеждают не аргументы и контраргументы, - а сердце, которое выбирает. Но, боюсь, и это - оскорбительно ясно.. Полагаю, что уже наскучил Вам, и уверен только в одном - что бы мы ни делали, - мы никогда не сможем наскучить Христу