Чья страна, того и вера!

Георгий Асеев
      Комментарий на заданную тему участника конференции теолога Георгия Асеева:
      «Христианская цивилизация. Принцип европейской толерантности –
      "Чья страна, того и вера"  (лат. cujus regio, ejus religio)».

                Пролог.

      Жизнь жительствует Божией благодатью Нетварного Фаворского Света Христовой Истины: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:32)… Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога (Отца), и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин.17:3)… Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин.17:17).
      «Православное вероучение призывает нас, изведавших горечь от скоротечности земной жизни и неизбежности смерти, «отпустить душу на покаяние». И посредством: непрестанной Иисусовой молитвы, регулярного поста, постоянного труда или рукоделья, добровольных дел милосердия «зачать в сердце своём зародыш страха Божия» – неистощимый источник долготерпения, послушания и воздержания, чтобы затем кропотливо вынашивать в душе кротость и смирение; а далее с годами приобретая знания, творчески возрастая, смогли бы развить первейшую добродетель – смиренномудрие – душевное равновесие совести, ума и чувства. Наша решительная настойчивость обязательно не останется бесплодной, только если мы с твёрдой верой и несокрушимой надеждой будем ежечасно испрашивать у Всеблаженного Творца самого главного дара – неугасимой искры бескорыстной любви. Она преобразит личность, наделив её благородным чувством меры. Любовь (разгоревшись с нашей помощью) изгладит похоть из сердца и гордость из ума, а злую волю облагоразумит; и избавит человеческую душу от вечной смерти в аду» (теолог Георгий Асеев. Удел Божией Матери - http://www.proza.ru/2009/10/08/1154).

                Глава 1. О Христианском мировоззрении европейца.
      Россия, как и Европа в целом, исторически принадлежит к христианской цивилизации, в основе которой лежат евангельские ценности свободы и достоинства человеческой личности: Бог есть Дух свободы и любви.
      Религия всегда имеет характер миссионерской проповеди культа духовных начал: либо светлых – созидающих, либо тёмных – разрушающих людские души. Цель христианской культуры – узреть Небесное в земной юдоли и преобразить человечество животворным Светом Истины Христовой: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога (Отца), и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин.17, 3)… Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин.17, 17).
      Добродетельная мысль христианина благотворно действует и на саму природу – она (мысль), облачённая в материальную форму реальных дел, есть духовное творение его бессмертной души, уподобляющее человека Создателю.
      В Откровении апостола Иоанна Богослова изложен эсхатологический смысл библейской синергии – свободное, любовное соучастие человечества в Божественном Домостроительстве. Православное мировоззрение предполагает свободное, деятельное волеизъявление человечества в выборе пути развития. Евангелие формулирует историософский смысл человеческого бытия – каждый человек является со-творцом не только всеобщей истории, но и спасения человеческого рода.
      Призвание человека – стать личностью (значит испытать подлинное блаженство), т.е. раскрыть Божий замысел о себе (а это и есть вкусить счастье), преумножить заложенные таланты и стяжать смиренномудрие в своём благодарном сердце. И тогда в какой-то степени мир преобразится к лучшему! Ибо освящённая энергией Божественной благодати человеческая душа, добровольно исполняя волю Всевышнего, интуитивно и самобытно, в меру ограниченных возможностей, воплощает в своей земной жизни Нагорную проповедь Богочеловека Иисуса Христа Искупителя.
      В простонародном, религиозном сознании земное самодержавие русских царей воспринимается как образ небесного, монархического единства в любви трёх Ипостасей Пресвятой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице, заключающегося в том, что Бог Отец Вседержитель, являясь Творцом всего видимого и невидимого, предвечно рождает Единородного Сына (именуемого Словом Божьим или Логосом) и предвечно изводит Святого Духа (именуемого Дыханием Отца или Духом Отца).
      Русская религиозно-философская мысль, преображённая учением о Фаворском Свете афонских исихастов, отличается интуитивным чутьём идеальной сути всеединства миропорядка, утверждённого на евангельских заповедях блаженства. Отсюда совестливое стремление русского народа к соборно-иерархической гармонии (в главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь) в государстве, к одухотворённому единству содержания в многообразии форм общественной жизни, в которой каждый человек способен стать личностью, а также предпринимаемые самим государством усилия по поддержанию всеобъемлющего мира.
      Исторически сложилось так, что душой национального единства Российской Империи явилось добровольное восточнославянское, православное братство великороссов, малороссов и белорусов, взращённое молитвами игумена Святой Руси преподобного чудотворца Сергия Радонежского и опирающееся на варяжско-прусский царственный хребет державных собирателей Земли Русской.
      По данным В. О. Ключевского в земельных приобретениях в «золотой век Екатерины Великой» на западе считалось до 6770 тыс. большей частью коренного русского населения, на юге – более 200 тыс. магометан и христиан; а новые города: Екатеринодар, Екатеринослав, Херсон, Николаев, Севастополь, Одесса – позволили увеличить оборот русской черноморской  торговли  с  «нулевого»  уровня   в  1774  году  почти   до  2  млн.  руб.  в  1796  году.
      В труде "Русская история" В. О. Ключевский выразил основную мысль ключевых направлений (национально-либерального, сословно-дворянского во внутренней политике и активно-патриотического во внешней) программы действий правительства Государыни Императрицы Екатерины Великой как «попустительное  распространение идей века и законодательное закрепление фактов места».
      Однако, справедливости ради, следует согласиться с оценкой реальности становления менталитета молодой российской нации в рассматриваемый нами период (1618 - 1918) европейской истории, данной проф. Василием Осиповичем Ключевским (1841 - 1911): «Итак, греческое влияние было церковное, западное (от автора: европейское) – государственное. Греческое влияние захватывало всё общество, не захватывая всего человека; западное захватывало всего человека, не захватывая всего общества».
      В этом ещё несовершенном в начале XX века "евразийском симбиозе" (образно олицетворяемом на государственном гербе двуглавым орлом, смотрящим и на Запад, и на Восток), на мой взгляд, кроется фундаментальная причина столь стремительного падения Российской Империи в 1917 году. К тому же, разного рода “экстремисты-революционеры” в течение нескольких десятилетий до этой эпохальной, цивилизационной катастрофы европоцентризма, окончательно сразившей в 1918 году Старый Свет (от автора: имеется в виду Христианско-имперскую Европу), постоянно подтачивали устои обширного православного царства безжалостным террором и фарисейской клеветой на прививаемые обществу просветительские идеи русского самодержавия, лаконично выраженные Государыней Екатериной II Алексеевной в своих “Мыслях из особой тетради”: «Свобода, душа всего, без тебя всё мертво. Я хочу, чтобы повиновались законам, но не рабов. Я хочу общей цели делать счастливыми, но вовсе не своенравия, не чудачества и не тирании, которые с нею несовместимы».
      Ещё Аристотель писал: «Счастливая жизнь состоит в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить – это жить добродетельно. В этом цель, счастье и высшее благо. Причём счастье должно заключаться в некоем пользовании, т.е. в деятельности. Добродетелью душа обладает, но для последней возможно также и действие, и применение добродетелей, и, значит, цель её – в этом действии и пользовании. И счастье в том, чтобы жить согласно добродетели. Итак, поскольку высшее благо – это счастье, и оно – цель, а совершенная цель – в деятельности, то, живя добродетельно, мы можем быть счастливы и обладать высшим благом» (EN I, 4, 1184а). Чему содействует искусство как творческая деятельность, культивирующая “калокагатию” (др.-греч. “прекрасный и хороший”, “красивый и добрый”, в др.-греч. культуре — гармоничное сочетание физических и душевно-нравственных достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека).
      По Аристотелю, “человек по природе своей существо политическое” и может жить только в обществе себе подобных. Рациональной организации общественной жизни служит политика – наука, тщательно разработанная Аристотелем и призванная наилучшим образом обустроить совместную, добродетельную жизнь людей в государстве как высшей форме политического общения. Добродетель — внутренний порядок, обретаемый человеком в сознательно-творческом и целенаправленном усилии, в частности: в овладении техникой эффективного применения полученных знаний. При этом благоразумная душа, обладая такими важнейшими добродетелями как: справедливость, благородство и великодушие, приобретёнными в процессе самовоспитания, сама становится произведением искусства.      
      Успех начинания любого доброго дела, как и блаженное ощущение счастья от добродетельной жизни во имя справедливого общего блага, коренится в мозгах уверенного оптимиста, прислушивающегося к мудрым речам предков.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...