1. Обреченные на заклание

Моисей Харитонов
Заголовок позаимствовал из книги Аркадия Ваксберга (есть в интернете). Да, и помнится где-то встречал – Гитлер в своих застольных, "деловых" - не взвинченных «беседах» говорил об евреях, чисто «технологически» - обреченные. Дескать, из Германии их надо вычистить, но нигде их и не желают.

Вверху, над текстом, - попытка зрительно представить схему пары рабочих контуров сталинского «механизма» решения еврейского вопроса периода весны 1944. Готовится расправа с Еврейским антифашистским комитетом.

Мне хотелось проиллюстрировать именно контуры антиеврейского «механизма», исполнительными звеньями в которых «эффективно» работали … сами евреи. Отработавшие звенья «эффектно» утилизировались. А в процессе «работы» исполнительные евреи, как «высокоинтеллектуальные» элементы системы были целеустремленными и напрягались быть эффективными.

 Смотрим схему.
 
Донос в ЦК ВКП(б) на ЕАК и его руководителей, в самых бранных выражениях, от так называемой «Информационной службы» Коминтерна направил завотделом печати его Исполкома чешский коммунист Геминдер.
 
Действия ЕАК «льют воду на мельницу фашистов», члены ЕАК «отличились недопустимым зазнайством и кичливостью касательно роли евреев в Отечественной войне», а главное — на митинге и на пленуме ЕАК «были допущены грубые, политически вредные промахи». «Промах», как показано в объемном доносе, состоял лишь в одном: «писатель тов. Эренбург призывал в своем выступлении бороться против антисемитизма».

Добротно работающее звено «механизма» получило повышенную нагрузку – еврей Геминдер стал членом ЦК КПЧ. Когда потребность в «звене» отпала, состоялась, по указанию из Москвы, утилизация — после комедии суда этот еврей был повешен как воинствующий сионист и американский шпион.
 
Евреи из ЕАК пытались приспособиться к гибельной ситуации – напрягались следовать ориентирам и давлению со стороны административно-политических кураторов и надзирателей.
 
Шахно Эпштейн, происходил из семьи хасидов, потомок известных раввинов. В революционных и политических событиях начала 1900-х гг. дважды был арестован. При расколе Бунда в 1919 году он вошёл в Коммунистический Бунд(Комфарбанд), а в августе того же года — в компартию Украины. В 1921 году, предположительно - по заданию Коминтерна уехал в США. Под псевдонимом Иосеф Барсон редактировал нью-йоркский еженедельник «Дер эмес», содействовал присоединению левого крыла Еврейской социалистической ассоциации (ЕСА) к Рабочей (коммунистической) партии США. После возвращения в Советский Союз, в 1930-х гг.,  сотрудничал в еврейской печати в Харькове и в Москве. В 1942—1945 годах — ответственный секретарь Еврейского антифашистского комитета. Один из авторов письма Сталину о необходимости еврейской автономии в Крыму.

В анализируемый период вещал с трибуны: «Одной из существенных задач нашего комитета является БЕСПОЩАДНАЯ борьба  против всяких нездоровых узконационалистических настроений». А «пережитки мрачного прошлого» (имелся в виду антисемитизм), «отдельные проявления таких пережитков» - ни в коем случае «не следует раздувать, обобщать и преувеличивать».

Смерть предотвратила расправу, ожидавшую Эпштейна, как и всех сотрудников комитета.

Кремлевское иезуитство наглядно проявилось в том, что руками журналистов-евреев, сотрудничавших с комитетом и получавших от него (формально — от Совинформбюро) командировки для поездок по своей стране и за границу, ЦК и Лубянка стремились получить материалы о «взрыве» так называемого «еврейского национализма» и о той опасности, которую тот представляет.
 
В Литву поехала Эмилия Теумин — журналистка, переводчица, деятельница международного коммуннистического движения. Вернувшись, покорно докладывала своим шефам то, что от нее ожидалось, – о том, что среди еврейского населения Литвы очень сильны сионистские настроения.

С этой целью ряд сотрудников Осенью 1944 года в Прибалтику, Румынию и Болгарию был отправлен ряд евреев-журналистов - для получения «объективной» информации о настораживающих настроениях и действиях евреев там. И, конечно, получили то, что хотели. Яков Хавинсон, Оскар Курганов, Лев Бронтман - еврейские посланцы привезли в себе «возмущенность» наличием у тамошних евреев еще не искорененных национальных чувств. Кремль получил повод и материал для «действий по исправлению ситуации».

УРОКИ ТОЙ ТРАГЕДИИ


Но, не все евреи, использованные в звеньях сталинского «механизма», являлись патологическими мерзавцами или трусливыми приспособленцами. Их личности и их судьбы – это трагедия МАССЫ людей, не имевших достаточно интеллектуальных, волевых и коммуникативных сил (= способностей, компетентностей) для противостояния «сталинизму» с его опорной средой.
Эта трагедия – урок для ныне живущих ДЕЕСПОСОБНЫХ израильских евреев и евреев в диаспоре. Выявить и актуализировать доступные личностные ресурсы для возможного жизнеспасительного поведения в условиях нарастающего противоборства цивилизационных гигантов. Противоборства, в котором уничтожение Израиля – не более, чем проходная деталь.
Справка из интернета.
Эмилия Исааковна Теумин - дочь бундовца и публициста Исаака Владимировича Теумина. Химик по профессии, был на партийной и хозяйственной работе, в 1922—1924 годах — нарком внешней торговли КазАССР.
Эмилия Теумин в 1927 году вступила в ВКП(б). В 1936 году с Д. Д. Мониным выступила составителем книги «Героическая Испания» — первого массового издания, знакомящего советских читателей с общей картиной Гражданской войны в Испании. Редактор трёхтомного издания «Мысли и воспоминания» Бисмарка, которым открылась серия «Библиотека внешней политики». В 1941—1945 годах работала редактором международного отдела Совинформбюро, затем заместитель редакции по выпуску Дипломатического словаря.
В январе 1949 года была арестована в рамках дела Еврейского антифашистского комитета.

Из Обвинительного заключения по делу ЕАК. 03.04.1952 Подпись - ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СССР п о л к о в н и к РЮМИН. http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/87
 
Не ограничиваясь отправкой в Америку секретных материалов, обвиняемые ЛОЗОВСКИЙ и ФЕФЕР в 1945–1946 гг. добились разрешения на въезд в СССР представителей еврейских реакционных кругов США ГОЛЬДБЕРГА и НОВИКА и во время их пребывания в нашей стране предоставили им широкие возможности для сбора разведывательных данных о Советском Союзе. Афишируя ГОЛЬДБЕРГА и НОВИКА как якобы друзей Советского Союза, ЛОЗОВСКИЙ, ФЕФЕР и их сообщники – обвиняемые ЮЗЕФОВИЧ, БЕРГЕЛЬСОН, БРЕГМАН, КВИТКО. МАРКИШ, ГОФШТЕЙН, ШИМЕЛИОВИЧ, ВАТЕНБЕРГ, ТЕУМИН, ВАТЕНБЕРГ-ОСТРОВСКАЯ и ТАЛЬМИ снабжали их различными секретными материалами и помогали добывать такого рода материалы из других источников (т. 1, л. 75–81; т. 2, л. 209–227).
… Обвиняемый ЛОЗОВСКИЙ, показывая о своей шпионской связи с ГОЛЬДБЕРГОМ, на следствии заявил:
«...Вскоре после приезда в Москву ГОЛЬДБЕРГ вместе с МИХОЭЛСОМ и ФЕФЕРОМ посетили меня в помещении Совинформбюро, и мы с ним имели продолжительную беседу... ГОЛЬДБЕРГ сообщил мне, что... он хочет побывать в Прибалтике, на Украине и в Биробиджане, чтобы ознакомиться с жизнью и бытом советского народа. Я удовлетворил просьбу ГОЛЬДБЕРГА...» (т. 1, л. 75–76).
Кроме этого, ЛОЗОВСКИЙ признал, что передал ГОЛЬДБЕРГУ через обвиняемую ТЕУМИН секретные материалы об экономике Прибалтики, имевшиеся в Совинформбюро (т. 1, л. 76–78). Обвиняемая ТЕУМИН, подтверждая показания ЛОЗОВСКОГО, заявила на следствии, что она действительно «...имела шпионскую связь с ГОЛЬДБЕРГОМ и передавала ему материалы об экономическом и политическом состоянии советских Прибалтийских республик...» (т. 24, л. 115, 241–243, 259–271).

… Как установлено следствием, помимо шпионской работы ЛОЗОВСКИЙ и ФЕФЕР вместе со своими сообщниками – обвиняемыми БРЕГМАНОМ, ЮЗЕФОВИЧЕМ, ШИМЕЛИОВИЧЕМ, КВИТКО, МАРКИШЕМ, БЕРГЕЛЬСОНОМ, ГОФШТЕЙНОМ, ЗУСКИНЫМ, ШТЕРН, ТАЛЬМИ, ВАТЕНБЕРГОМ, ТЕУМИН и ВАТЕНБЕРГ-ОСТРОВСКОЙ по заданию еврейских реакционных кругов Америки и, в частности, по непосредственному указанию ГОЛЬДБЕРГА и НОВИКА развернули широкую пропаганду буржуазного национализма среди еврейского населения СССР. Стремясь помешать естественному процессу ассимиляции евреев и настроить их против ВКП(б) и Советского правительства, ФЕФЕР и его единомышленники разжигали среди еврейского населения националистические чувства, используя в этих целях созданную при Еврейском антифашистском комитете газету «Эйникайт», еврейские литературные альманахи, издательство «Дер Эмес», еврейскую редакцию радиокомитета, Московский государственный еврейский театр, а также Кабинет еврейской культуры при Академии наук УССР.
В своих публичных выступлениях, в статьях и других литературных произведениях обвиняемые по настоящему делу пропагандировали национальную ограниченность и обособленность евреев, отстаивали лживый тезис об «исключительных качествах и заслугах еврейского народа» в истории развития человеческого общества.
В своей пропаганде бывшие руководители Еврейского антифашистского комитета и их сообщники подменяли пролетарский интернационализм и советский патриотизм национализмом, возбуждая националистические, сионистские настроения среди отсталой части еврейского населения (т. 1, л. 56–58, 153–155, 233–237; т.6, л. 114–118; т. 17, л. 229–230; т. 11, л. 39–41, 48–50, 252–254; т. 12, л. 16–17, 211–215, 224–231).

… В совершенных преступлениях обвиняемые ЛОЗОВСКИЙ, ФЕФЕР, БРЕГМАН, ЮЗЕФОВИЧ, ШИМЕЛИОВИЧ, КВИТКО, МАРКИШ, БЕРГЕЛЬСОН, ГОФШТЕЙН, ЗУСКИН, ТАЛЬМИ, ШТЕРН, ВАТЕНБЕРГ, ТЕУМИН и ВАТЕНБЕРГ-ОСТРОВСКАЯ изобличаются, помимо личных признаний, показаниями ранее осужденных их сообщников, показаниями свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами и документами (т. 1. л. 39–81, 89–98; т. 2, л. 46–100; т. 3, л. 335–338; т. 5, л. 66–72, 192–233; т. 7. л. 352–354; т. 8, л. 30–61; т. 11, л.251–254; т. 16, л. 311–320; т. 18, л. 263–276; т. 13. л. 183–215; т. 23, л. 362–374; т. 9, л. 77–80; т. 22. л. 1–21; т. 19. л. 126–158; т. 24, л. 93–121; т. 25, л. 106–139; т. 27–30; т. 31–42.)
На основании имеющихся в деле материалов обвиняются:
… ТЕУМИН Эмилия Исааковна – 1905 года рождения, уроженка гор. Берн (Швейцария), еврейка, гражданка СССР, ее отец являлся членом ЦК Бунда, член ВКП(б) с 1927 года, бывший редактор международного отдела Совинформбюро – в том, что занималась шпионажем и была активной еврейской националисткой. По поручению обвиняемого ЛОЗОВСКОГО просматривала и корректировала посылавшиеся Еврейским антифашистским комитетом в Америку, Англию и Палестину статьи, которые содержали извращенную в националистическом духе информацию о положении евреев в Советском Союзе. В 1945 году установила личную шпионскую связь с американским разведчиком ГОЛЬДБЕРГОМ, которому передала шпионские материалы о политическом и экономическом положении советских Прибалтийских республик, т.е. в совершении преступлений, предусмотренных статьями 58-1 «а», 58-10, ч. 2 и 58-11 УК РСФСР.
… Руководствуясь ст[атьей] 208 УК РСФСР, следственное дело № 2354 по обвинению ЛОЗОВСКОГО Соломона Абрамовича, ФЕФЕРА Исаака Соломоновича, БРЕГМАНА Соломона Леонтьевича, ЮЗЕФОВИЧА Иосифа Сигизмундовича, ШИМЕЛИОВИЧА Бориса Абрамовича, КВИТКО Лейба Моисеевича, МАРКИША Переца Давидовича, БЕРГЕЛЬСОНА Давида Рафаиловича, ГОФШТЕЙНА Давида Наумовича, ЗУСКИНА Вениамина Львовича, ШТЕРН Лины Соломоновны, ТАЛЬМИ Леона Яковлевича, ВАТЕНБЕРГА Ильи Семеновича, ТЕУМИН Эмилии Исааковны и ВАТЕНБЕРГ-ОСТРОВСКОЙ Чайки Семеновны направить на рассмотрение Военной коллегии Верховного суда Союза ССР.
Помощник начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР
подполковник ГРИШАЕВ

Старший следователь следственной части по особо важным делам МГБ СССР подполковник КУЗЬМИН

Справка:

1. Обвиняемые ЛОЗОВСКИЙ С.А., ФЕФЕР И.С., БРЕГМАН С.Л., ЮЗЕФОВИЧ И.С., ШИМЕЛИОВИЧ Б.А., КВИТКО Л.М., МАРКИШ П.Д., БЕРГЕЛЬСОН Д.Р., ГОФШТЕЙН Д.Н., ЗУСКИН В.Л., ШТЕРН Л.С.,ТАЛЬМИ Л.Я., ВАТЕНБЕРГ И.С.,ТЕУМИН Э.И. и ВАТЕНБЕРГ-ОСТРОВСКАЯ Ч.С. содержатся в Лефортовской тюрьме МГБ СССР.
2. Вещественные доказательства приобщены к делу (т. 35-41).

Старший следователь следственной части по особо важным делам МГБ СССР подполковник КУЗЬМИН

===

Приведенные мною некоторые ссылки на интернет-матералы о других евреях, ПОПОЛЬЗОВАННЫХ в сталинском «механизме», показывают, что это были, во-многом, замечательные люди с достойным поведением. Но, масштабы «сталинизма» (здесь не только личность Сталина, а вся породившая и опорная для него база) существенно превышали сумму интеллектуальных, волевых и коммуникативных сил (= способностей, компетентностей) евреев в то время и в той ситуации.

===

Яков Хавинсон в тот период был зав. Иностранным отделом редакции газеты «Правда». Позже был инструктором ЦК КПСС, помощником председателя СМ СССР Г. М. Маленкова и, в конце жизненного пути, - главным редактором журнала «Мировая экономика и международные отношения».

Оскар Курганов  в 1934—1949 годах — спецкор газеты «Правда». Член ВКП(б) с 1945 года. Участник войны. Потом писатель, киносценарист.

Об Оскаре Курганове и Хавинсоне есть в Дневниках Л. Бронтмана - http://militera.lib.ru/db/brontman_lk/1944.html .

Все они упоминаются у Якова Рабиновича https://history.wikireading.ru/253509 .
 
Интересно из http://mahrov.4bb.ru/viewtopic.php?id=544&p=50 литературный форум "В вихре времен":

Товарищу МАЛЕНКОВУ Г.М.
Комиссия в составе т.т. Суслова, Поспелова, Шепилова, Ильичева с участием т.т. Симонова и Ермилова рассмотрела заявление т. Курганова. Решение секретариата Союза советских писателей СССР об освобождении т. Курганова от обязанностей члена редакционной коллегии и редактора «Литературной газеты» по разделу международной жизни является правильным. Тов. Курганов не справляется с обязанностями члена редколлегии «Литературной газеты», совершил ряд ошибок и порочащих его проступков. Многие материалы, подготовленные т. Кургановым для опубликования в газете, оказались непригодными, ошибочными. Тов. Курганов усиленно настаивал перед редакцией, чтобы А.Л. Стронг, впоследствии разоблаченная как американская шпионка, была утверждена корреспонденткой «Литературной газеты» в Китае. Используя служебное положение, т. Курганов совершил плагиат, включив в свою книгу «Американцы в Японии» материалы, поступившие в редакцию «Литературной газеты» для опубликования.
Тов. Курганов вызывался в Отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), и ему было указано на эти ошибки и недостатки.
Комиссия рассмотрела также материалы о недостатках в работе редакции «Литературной газеты» и главного редактора газеты т. Ермилова. Редактору «Литературной газеты» т. Ермилову указано на ряд серьезных недостатков в его работе как редактора и предложено больше заниматься делами редакции, систематически созывать совещания редакционного аппарата, подписывать каждый выходящий номер газеты, принять все необходимые меры к укреплению редакционного аппарата квалифицированными и проверенными работниками.
Считали бы возможным на этом вопрос закончить.
М. СУСЛОВ
П. ПОСПЕЛОВ
Д. ШЕПИЛОВ
Л. ИЛЬИЧЕВ

И еще:

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СУСЛОВУ М.А.
«О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В “ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЕ”»

...«Литературная газета» из одной крайности, когда она широко распахивала свои страницы для людей, извращающих явления нашей литературы, шарахнулась в другую крайность — крикливость, огульное охаивание оптом и в розницу.
ЦК ВКП(б) вынужден был поправить «Литературную газету» в этом вопросе. На совещании редакторов центральных газет в ЦК ВКП(б) редакции было указано на необходимость исправления этого недостатка...
Ошибки, крикливый тон, несамокритичность «Литературной газеты» снижают ее авторитет, вызывают у читателя недоверие к газете...

Непартийное поведение Курганова и многочисленные сигналы послужили для партийного бюро основанием ознакомиться с прошлым Курганова. Нами установлено, что “Оскар Курганов” (тогда — Яков Эстеркин), работавший в 1928 году в Ленинграде на Северной судостроительной верфи, был исключен из комсомола за скрытие своего социального происхождения и за связь с отцом — крупным нэпманом-заводчиком и, несмотря на свои многочисленные домогательства, не был восстановлен в комсомоле. <...>

Несмотря на исключение Курганова из комсомола, покровители Курганова из “Комсомольской правды”, враги народа Т. Костров (тогдашний редактор “Комс. Правды”) и И. Бобрышев (зам. редактора “Комс. Правды”) не только выступили в его защиту на страницах газеты, но протащили Курганова с совещательным голосом на VIII съезд ВЛКСМ...

Вплоть до 1941 года Курганов не имел никакого отношения ни к партии, ни к комсомолу, и только в октябре 1941 года ему удалось вступить в кандидаты ВКП(б). <...>

Облик Курганова не внушает политического доверия, о чем партийное бюро считает своим долгом поставить Вас в известность...

===

Негативная тональность моего текста относится к роли "винтиков" в жестоком "механизме" - что касается личностных качеств и внутренних переживаний, то эмоциональные оценки уже надо переносить на себя и других живых людей, когда еще можно чего-то ждать и чего-то требовать.