Скульптор Леопольд Дитрих

Ольга-Гось Литвинова
Петербург – город живой, который не мог и не может оставаться застывшим. В нём живут люди. Меняется их образ жизни, изменяются вкусы, желания. Петербуржцы хотят видеть неизменным центр города, где всё описано и запечатлено в произведениях литературы и искусства.
Кировский район Санкт-Петербурга имеет своё лицо, своё отличие – здесь сосредоточено значительное количество архитектурных шедевров, созданных в стиле конструктивизма. Это и вся застройка Тракторной улицы, школа имени 10-летия Октября на проспекте Стачек, здание Администрации Кировского района, Дворец Культуры им. А.М.Горького и многие другие памятники авангарда. Дворец Культуры им. И. И. Газа (Пр. Стачек дом 72) был построен в 1930-1935 г.г. архитекторами Гегелло А. И., Кричевским Д. Л.,  в 1961-1967 завершен Полторацким Е. М. и инженером Бабуриным Л.Н. и оформлен фризом, выполненным скульптором Дитрихом Л.А.
Петербуржцы обычно ждут появления новых станций метро, но имеющаяся станция «Кировский завод» справляется с людским потоком, а вот уничтожение целого массива зелёных насаждений для размещения шахты новой линии метрополитена, появление трещин на стене ДК им. Газа, угроза утраты части исторического фриза настораживает.
 Желание обратить внимание общественности на необходимость принять экстренные меры по сохранению памятника конструктивизма, показать ценность произведений скульптора Л.А.Дитриха подвигнуло меня собрать сведения об этом человеке.
Леопольд Августович Дитрих родился в Варшаве 20 декабря (8 по ст. стилю) 1877 года. Отец – художник Август Дитрих, мать – Мария, урождённая Пнорецкая. Леопольд и его брат унаследовали художественные способности отца, посвятив скульптуре  свою жизнь. В 1900-х годах семья оказывается в Екатеринодаре. К этому времени Леопольд Дитрих уже получил педагогическое образование. К сожалению, установить, где он учился, не удалось. По одним сведениям – в Варшавской педагогической семинарии, по другим – в Педагогическом училище в Феодосии.
В 1902 году в Краснодаре, тогда Екатеринодаре, Леопольд Дитрих был награждён малой серебряной медалью на сельскохозяйственно-промышленной выставке и стал  степендиатом Городской Управы Екатеринодара, был отправлен на учёбу в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников. В Личном деле, хранящемся в ЦГАЛИ , есть заявление, написанное им в 1905 году. 1905 – 1912 годы  Леопольд Дитрих – вольнослушатель на скульптурном отделении Петербургской Академии Художеств по классу Г. Р. Залемана и в мастерской профессора В.А. Беклемишева. В годы учёбы началась его дружба с Василием Васильевичем Козловым (1887-1940). С этих пор практически всё их творчество связано неразрывно. Считается, что невозможно определить, что именно лепил каждый из них. Друзья участвуют в различных конкурсах, выполняют большое количество работ по скульптурному оформлению зданий Санкт-Петербурга. Известный архитектор эпохи модерна Перетяткович М.М. постоянно использовал мастерство Л.Дитриха и В.Козлова. Дом Вавельберга, называемый петербуржцами «Дом дожей» и «Кассы Аэрофлота», здание Русского торгово-промышленного Банка в Петербурге, здание банка в Харькове, Ростове-на-Дону архитектора Перетятковича сохранили уникальное оформление друзей-скульпторов. 
За скульптуру «Саломея» (1912 год) Леопольд Дитрих получил звание свободного художника. В его Личном деле сохранилась запись об этом факте . Скульптура, хранящаяся в настоящее время в Выборгском краеведческом музее, поражает удивительным мастерством. Изображение Саломеи с головой Иоанна Крестителя в руках достойно встать в один ряд с лучшими творениями Эрмитажа. Хронологическая таблица жизни и творчества Дитриха, приводимая в конце данной статьи, показывает, какой насыщенной была творческая жизнь скульптора. К сожалению, время, войны, революции привели к тому, что часть созданного наследия не сохранилась. Фриз Дитриха на фасаде здания Дворца Культуры и Техники имени И.Газа начал осыпаться в последний год… В Киеве бережно отнеслись к творению Дитриха – фризу на стене Педагогического музея, изображающего историю просвещения на Руси. Сейчас это Дом Учителя и Педагогический музей. Фриз длиной 240 метров, находящиеся на нём  аллегорические фигуры, выполненные из белого песчаника, которых насчитывается двести,  расположен на уровне третьего этажа. Высота фриза около двух метров. Это здание создано в 1911 году.
Л. Дитрих и В. Козлов участвовали в различных конкурсах, проводимых среди скульпторов, и часто завоёвывали первые места, получали премии. Один из таких конкурсов – выполнение заказа для города Ярославля на создание памятника русскому актёру Волкову. Он подробно описан журналом «Нива» за 1911 год № 43. Первое место в конкурсе на памятник М.Ю. Лермонтову перед зданием Николаевского кавалерийского училища по заказу создателей первого музея поэта, закрытого в 1918 году, не помогло – к исполнению приняли модель, занявшую второе место. Сейчас мы видим на Лермонтовском проспекте памятник работы Микешина, а модель двух друзей осталась только в гипсе. После смерти В. Козлова были отлиты копии этого памятника, но увидеть его можно в Музее Городской Скульптуры и в Пятигорске в музее поэта. Памятник очень удачный. Лермонтов  изображается стоящим у скалы, с наброшенной шинелью, он задумчив и на память сразу приходят строки, написанные незадолго до гибели: «Что же мне так больно и так трудно жду ль чего, жалею ли о чём…». В Пятигорске, где свято хранят память о великом поэте, место гибели на дуэли Лермонтова обозначено обелиском и обнесено оградой из цепей, соединяющих столбы в виде пуль и на четырёх углах большие бетонные птицы – грифы. Обелиск работы Микешина, а декоративное ограждение выполнено Дитрихом и Козловым.
Конкурсы на памятник Тарасу Шевченко, поэту Никитину для Воронежа, Ушинскому для Петербурга, оформление грязелечебниц в Ессентуки и Пятигорске и многие другие работы принесли известность друзьям  - скульпторам Леопольду Дитриху и Василию Козлову.
 После революции 1917 года изменяются заказы. Декрет Совнаркома от 12 апреля 1918 года «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции»  предусматривал уничтожение  некоторых скульптур, и даже был утверждён список новых памятников из 69 имён, куда входили Радищев А.Н., Маркс К., Энгельс Ф. Друзья получают заказы.
Дитрих и Козлов победили в конкурсе на памятник Розе Люксембург и Карлу Либкнехту. На Дворцовой площади в присутствии тысяч людей и В.И.Ленина состоялось чествование по случаю открытия памятника. Это помогло в сложные годы, когда новый режим установил свою диктатуру, получить возможность избежать обысков и ареста.
В создании Ленинианы скульпторы тоже принимали активное участие. В Центральном Государственном Архиве Литературы и Искусства на Тамбовской улице мне удалось найти фотографии, выполненные во время сооружения памятника Ленину Л.Дитрихом и В.Козловым в Новороссийске в 1926 году. Создавался он на личные средства жителей Черноморского побережья и был отлит в Ленинграде. Ленина лепил Козлов, а Дитрих вместе с братом Константином создали пьедестал и архитектурную композицию, изображающую часть корабля «Коминтерн». Фигуры имели портретное сходство с известными революционерами – моряками, партизанами. Николай Лоза, Иван Фисанов, Екатерина Митусова были узнаваемы в те годы. У памятника интересная история.
В.Козлов прославился одним из самых известных памятников – памятник Ленину у Смольного. В эти годы несколько расходятся пути друзей. Их жёны были родными сёстрами. В семье Леопольда Дитриха детей не было. Когда Василий Козлов оставил свою жену и дочь Музу, Дитрих стал помогать оставшейся без средств семье. Позже Муза вообще стала жить в семье тёти, а Леопольд Августович занимался с ней рисованием, лепкой. У В.Козлова появилась другая семья, новая дочка. Он получил хорошую квартиру на площади Искусств, где и сейчас мы можем увидеть памятную доску: «В этом доме с 1928 по 1940 год жил и работал советский скульптор Василий Васильевич Козлов».
Дитрих Л.А. принял участие в скульптурном оформлении памятника ленинградского авангарда – Дворце Культуры  имени Ивана Газа. Архитекторы А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевский в 1930 году получили задание разработать помещение Дома культуры для рабочих Путиловского (Кировского) завода. Они должны были учесть все требования завода, который заказал для своих рабочих большое специализированное здание, где была бы и библиотека, где был бы и театральный зал на 1500 мест, и кинозал с эстрадой на 500 мест, и восемьдесят помещений для кружков и дополнительных занятий, которые  не должны были мешать друг другу. К сожалению, строительство затянулось из-за нехватки средств.  В 1935 году часть здания, которая была построена, оформлена была фризом, выполненным Л. Дитрихом. Фриз – декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей часть архитектурного сооружения.
Композиция на фризе повторяется дважды. Сюжет посвящается революционному движению путиловцев. «9 января 1905 год» – возможно, современники узнавали людей, которые были изображены. «Маёвка путиловцев в Лаутре». Лаутрово поле – так называли местность в районе улицы Васи Алексеева и улицы Возрождения (Чугунный переулок и Богомоловская улица в прошлом).  В  Путеводителе по Ленинграду  сообщается, что там под №6 находился дом «Лаутерова дача». Деревянный дом окружал сад, мостики, один из которых был в те годы виден в виде развалин. Здесь проводили революционные рабочие Путиловского завода свои собрания. На фризе есть фигуры, которые узнаваемы и сейчас. Это Ленин и Киров. Была и фигура Сталина, но на её месте пустой прямоугольник, спрятавший образ в годы борьбы с культом личности. В Российской Национальной библиотеке мне удалось посмотреть номер журнала «Резец» №23 за 1935 год, где целый разворот изображает часть фриза – выступление Кирова. Надеюсь, когда-нибудь исследователи смогут назвать имена и на других скульптурных изображениях. Мастерство Л. Дитриха несомненно. Жаль, что сейчас трудно рассмотреть детали фриза. Каждый день добавляются разрушения – осыпались практически все мелкие детали, некоторые лица обезображены утратами. В настоящее время строительный забор закрывает основную часть фриза, что особенно печально. Что увидим мы, когда забор снимут?
Леопольд Августович Дитрих создал несколько памятников в городах Советского Союза. 1949 год – памятник Орджоникидзе. Памятник Алишеру Навои и сейчас украшает Ташкент. Дитрих  принимал участие в реставрационных работах в Некрополе при Музее Городской скульптуры.
Сохранились воспоминания благодарных учеников Леопольда Дитриха. Очевидно, первое педагогическое образование сыграло свою роль. В 1920-е годы он состоял профессором скульптуры в Академии Художеств. В 1931 году им была написана книга «Скульптуру в массы» на украинском языке в соавторстве с Сергиевским. В годы войны Дитрих пережил блокаду в Ленинграде. В газете «Невское время» в 2005 году в статье М. Басиной «Блокада глазами поколения ХХI века»  есть строки о нём: «Все 900 дней блокады на Пионерской улице, 20, работал скульптор Леопольд Августович Дитрих. Это был удивительный человек, ни война, ни блокада не могли разорвать крепкой дружбы скульптора с его учениками: кто-то передавал ему приветы по радио, кто-то приносил кусочки хлеба... На рабочем столе скульптора лежала стопка рисунков и набросков, небольшие барельефы в пластилине, отражающие героизм советских воинов. Зимой 42-го года скульптор слег в больницу, а весной пошел работать на завод, потому что городу требовались рабочие руки. В мастерской оставались начатые работы. А за ее стенами, в маленьком садике, Леопольд Августович Дитрих выращивал кустик сирени - как символ победы, жизни и счастья...». Дружба с учениками и художниками помогли выжить в годы войны. Просмотренное Личное дело позволило узнать, что Дитрих так и не сдал экзамены за курс Академии Художеств,   но в те годы документы об образовании не интересовали. Мастерство позволило обойтись без диплома.
С 1944 по 1946 год скульптор в звании профессора преподаёт в Ленинградском высшем Художественно-промышленном училище (Санкт - Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица). Ещё шла война, а в Ленинграде стали набирать учеников в реставрационное училище, где был даже интернат, организовано питание. Преподавали лучшие специалисты, среди которых и Л.А. Дитрих.
Многие ученики вспоминают своего педагога, у которого учились и в кружке Дворца пионеров, который сейчас называется Дворцом творчества юных, где занимались лепкой под руководством Л.Дитриха.
 Скончался скульптор в 1954 году 20 октября. Муза Васильевна Козлова похоронила его рядом с могилой своего отца, как завещал Л. Дитрих. На дорожке архитекторов Волковского кладбища скромный памятник, выполненный ею.
В мастерской скульптора хранились его картины, скульптуры, работы его учеников. Бережно хранил он работы своего ученика Рязанцева В.И., который погиб на фронте. Здание на Пионерской, 20 шло под снос – строили  корпус Военно-Топографического института. Требовали освободить помещение. Муза Васильевна вспоминала, как со слезами прощалась со скульптурами, отправляемыми в разные музеи. Музей города Выборга согласился принять наследие Леопольда Дитриха, где в 1966 году состоялась последняя выставка произведений скульптора. О ней много писали в периодической печати. В Выборгском краеведческом музее ведётся большая работа по изучению и сохранению творчества скульптора Леопольда Дитриха.
Лепнина зданий, скульптуры львов на Стрелке Елагина острова, которые были отреставрированы Дитрихом, Дом Вавельберга на Невском проспекте, надгробия Некрополя музея Городской скульптуры, фриз ДК Газа – только за это мы должны знать и беречь то, что сохранилось от наследия скульптора Л. Дитриха. А сколько лепных украшений, рельефов, скульптуры оставили его ученики!