Путь

Евгений Брахман
ПУТЬ

А Беда, хоть тяжела
Да за острые края задержалася.
Жизнь это сплошной обмен. Меняем время на деньги, удовольствие на здоровье, комфорт на совесть. Шило на мыло. Равноценным обмен делает незаметная, крохотная гирька – довесок: опыт. Чем меньше остается осязаемого, тем больше получаем опыта. И наоборот. Приобретенный опыт нарастает в мудрость.

…Он настиг меня, нагнал,
Обнял, на руки поднял,…
Нечасто в жизни встречаются по настоящему интересные люди. Знаменитые, уважаемые, талантливые, даже авторитетные, но интересные - редко.
Из 90-ых бары и кабаки вспоминаю с восторгом. До сих пор каждое утро глоток кофе приготовленного в турке ассоциируется с глотком юродивой, безбашенной свободы. Ох, как пьянил умалишенным анархизмом ароматный кофе в прокуренном, бандитском баре 7-го этажа «Интуриста». Еще бутерброд с ветчинной и сыром непременно расплавленным в чудо печке-микроволновке. Или пицца - непременный атрибут свободного мира. Студенты позволяли себе такую роскошь раз в месяц, и, конечно же, не в таких «конкретно авторитетных» местах как бар «Интуриста». Были кафе попроще. Необходимые атрибуты это пиво, кофе, и пицца. С чашечкой кофе и с сигаретой в руках мы казались себе богемой Мулен Руж, а пицца с пивом создавало, в нашем еще совковом понимании, иллюзию закусочной в Нью-Йорке. Картинка происходила из впечатлений однокашников, которым довелось побывать там. По наивному мнению большинства, именно они наверняка знали, где лучшие в городе кабаки, как нужно выглядеть, о чем надо разговаривать. Сопливые колонизаторы свободы.

- Ребята о чем вы говорите? Самый удачный фильм Копполы это «Апокалипсис сегодня». «Крестный отец», абсолютно все его части, просто попса. А pops must die. Или кто не согласен? – категорично убеждал я всю нашу компашку. От эмоциональной жестикуляции пепел оказался и в тарелке с бутербродом, и на плащевой куртке, и на джинсах.
- «Крестный отец» взял больше Оскаров, чем «Апокалипсис». А чуваки в киноакадемии по-лучше тебя в кино разбираются– парировал другой знаток кинематографа.
- Тем более «Крестный отец» имеет сюжет и драматургию. А «Апокалипсис» тоска зеленная – добавила еще один «критик».
- О чем ты? В «Апокалипсисе» нет драматургии? В фильме о войне нет драматургии? Ты, Танюха, попутала все – продолжал я также эмоционально.
- А актерская игра вообще никак не сравнивается – не слушая меня, продолжала Таня – Аль Пачино, Марлон Брандо в «Крестном» сыграли просто изумительно. А в «Апокалипсисе» Брандо явно халтурил - лысый, толстый … его вообще практически не показывали.
- Я о картине в целом. В этом то и шедевральность «Апокалипсиса». Все и вся в гармонии. Не что-то одно вытягивает фильм, а все вместе. Игра актеров, даже в эпизодах, сценарий, оператор, блин какие кадры, а музыка? В целом. Кстати о музыке. Кто-то слушал Дорз?
- Такая же муть, как и твой «Апокалипсис» - сказал Костя. Этот наш друг был из музыкантов. Он играл на духовых. Его мнение о музыке было по-настоящему авторитетным.
- Нет, не муть … - вмешалась в разговор Оля.
И беда с того дня
Ищет по свету меня,..
Иногда напрашивается вывод: причина отсутствия интересных собеседников это собственное неумение слушать. Но, чаще сожалеешь о потраченном времени.
- Ну, наконец-то хоть кто-то меня поддерживает – нетерпеливо перебил я девушку. Оля неплохо рисовала. Ее отец занимал какой-то важный пост, и мажорка отучилась год во Франции. Как я уже говорил, те, кто побывал там, были неоспоримыми авторитетами.
- Моррисон очень талантливый человек. Поэт, музыкант, режиссер, художник. Умница  – продолжила Оля.
- Серый, а ты че молчишь? – снова перебив Олю, обратился я к кому-то из знакомых. – Мы же кассету у Радика слушали. Помнишь, он еще голову в духовку засунул …
- Да, нормальный музон. – подтвердил друг.
- Да – терпеливо продолжала Оля - Из фильмов Френсиса Копполы– мне лично нравится «Дракула» …
- Отличный фильм, согласен – опять перебил я, надеясь, что таким образом благодарю ее за поддержку.
- Да… Красочный, яркий. Много символического смысла. Оператор и режиссер отлично поработали цветом. Каждый кадр реальная картина, как фотография ….
- Точно. Особенно когда Дракула в Лондоне первый раз встретил эту … как? … Мину. Ну, помните он в цилиндре и в круглых синих очках. Супер – не унимался я.
- Да… Хороший кадр. Но более иллюстративны кадры, где авторы работали именно цветом, особенно красным. Столько символизма … – продолжала Оля.
- Конечно же. Красный цвет крови – Дракула … - поддакивал я.
- Да … Это запредельно обычному разуму. Это возможно увидеть только во сне, но не каждый сможет  воспроизвести. Нужен талант и чувство прекрасного ….
- Само собой. Но, не каждый это поймет. Нужна тонкая, … чуткая душевная организация – добавил я нетерпеливо.
- Ты уверен, что действительно понял символы автора?  – раздраженно поинтересовалась у меня Оля.
Я поспешил ответить:
- Само собой. А что?
- Ты все время меня перебиваешь. Скажи мне, тонко организованный человек, как папуас может рассуждать о прелестях зимы? А? Он же в жизни не видел снега. Ты сколько картин в своей жизни видел? Не эти репродукции на бабушкиных коврах, а настоящие. Сколько галерей посетил? Душевно организованный! Знаешь что, ты свинья, рассуждающая об апельсинах. – последние слова девушка уже выкрикивала.
Я ошалел. Остальные наверно тоже.
- Ну, Оля, знаешь, мы по заграницам не ездили и многого не видели, но имеем свое мнение, какое – никакое – вступилась за меня Таня.
- Если не знаешь, держи свое мнение при себе. Сидите тут и рассуждайте о вещах, о которых понятье не имеете. Вы – провинциалы! Деревня! Куда вы лезете?
- Оля, успокойся … – попытался Костя
- А ты? Твое дело дудеть в трубу, пока не оглохнешь. Тоже мне. Ты хотя бы слышал о джазе? Нет? А все туда же - Оля встала – Посредственности. Противно с вами одним воздухом дышать.
Мы сидели, разинув рты, пока она надевала свой плащ.
- А ты, урод – снова обратилась она ко мне – забудь все, что ты читал, слышал и видел за свою никчемную жизнь. Ты одним своим присутствием пачкаешь этот мир, не говоря уже о твоих тупорылых рассуждениях.
Девушка в сердцах толкнула шаткий столик. Бутылки пива опрокинулись, залив все пенистым напитом.
- Козлы – закончила Ольга, развернулась и пошла к выходу.

Был всего один денек,
А Беда на вечный срок задержалася.
Интересный собеседник, как глоток свежего воздуха на прокуренной кухне хрущевки.

Некоторое время мы, удивленные, смотрели ей в след.
- Такое впечатление, что этот ваш Коппола единственный режиссер в Голливуде – неожиданно сказал наш товарищ.  – Например «Звездные войны» … не помню кто режиссер.
-Джордж Лукас – хором прокричали все оставшиеся. 

P.S. Жизнь растасовала нас причудливым пасьянсом. Оля выпала из колоды. Через год она умерла.