Об одоевском музее и генеалогии

Борис Успенский 2
                ОБ  ИСТОРИЯ  ОДОЕВА  И ГЕНЕОЛОГИИ.

      Что нужно сделать, чтобы дерево засохло? Содрать кору, обрубить все ветки, срубить дерево  или  обрубить  все корни, которые его питают. Вот так и я рассматриваю нашу жизнь, если подойти к этому вопросу  аллегорически. Наша жизнь  - это листочки дерева, в пазухах которого закладывается новая жизнь. То есть это или листочек или новая веточка, на которой будут  образовываться  новые листочки и которые будут продолжать жизнь этого дерева и принадлежность именно к нему - к этому дереву.  Дерево должно расти.  Получать жизненные соки,  за счёт которых оно и живёт, и эти соки  она получает от корней, находящихся в той земле, на котором растёт дерево.


      Вот и получается, что листочки - это мы с  Вами, уважаемые  читатели, а существующие веточки - это наши семьи, большие ветви -это семейные кланы от семейного древа, из которых составляется наше общество, ствол-это наш район, где мы с вами живём, а корни -это наша прошлое, наша история, которые питают нас тем, на основе чего строится наша жизнь и воспитывается наше общество, а  земля -это наше государство, которое питает нас всем тем чего у нас часто  не  хватает: вода - это  деньги, удобрения - это  идеология. Нет воды -дерево  засохнет, нет  удобрений - дерево мельчает, отмирают ветви ,засыхают и умирают листочки. Такова и наша жизнь. Чем больше листочков и  ветвей, тем  гуще  крона, тем меньше надо влаги и удобрений и дерево может расти самостоятельно, но всё равно ему требуется и поливка иногда и подкормка. Разве это не так?


      Почему я рассматриваю нашу жизнь именно в  таком  ракурсе? Давайте вернёмся к жизни и в частности к корням, к истории. Сегодня у нас краеведческие чтения, которые должны и проходят в тесной связи с  историей. А что  же  будет, если  у нас отнимут нашу историю? Исчезнет наш район, засохнет наше древо, опадут ветки и осыпятся  листья. Исчезнет  род людей, которые долгие  годы  называли  себя гордо - одоевцы. А ведь такое уже задумывается нашими главами и администрациями, как в районе, так  и в области, ссылаясь  на  наведение  порядка в нашей истории, то есть на наведение порядка в музеях и собираясь их закрыть и увезти  всё  собранное народом  за границы района. Правильно ли это? Наш музей собирали по частицам люди неравнодушные к нашей  истории, которые  целью  своей жизни ставили  сохранение питающих корней нашей общности и нашего района. Хочу задать такие  вопросы людям, желающим навести порядок: А Вы что  сделали  за 27 лет существования музея? Какой вклад сделан Вами, чтобы принимать такое решение? Что ВЫ принесли в  этот  музей? Ответ только один - Н И Ч Е Г О! Так какое Вы имеете право закрывать народный музей, перерубать корни нашей жизни! Это всё не от  большого  ума, а  от
 непонимания, что такое  прошлое  и от того, что нас лишили удобрения, то есть идеологии, смысла жизни. Не потому ли  нас  толкают  на  это, чтобы уничтожить и  район, который имея богатейшее прошлое, влачит жалкое существование. Моё мнение, что наш район будет районом, пока будет жить музей, пока люди  не  потеряют  связь с прошлым, со своими матерями, отцами, дедушками и бабушками, которые даже представить не могли ,что нашего района когда  нибудь  не  будет  и он исчезнет. Не потому ли на отчёте
 главы района люди задали всего один страшный для них  вопрос: А  будет ли район? Ответ  был  более  чем  печальный, всё зависит от нас. А вот у главы нет желания защищать его всеми силами, во всяком  случае,  в  его ответе этого  не прозвучало, как и уверенности в том, что область защитит нас и поддержит.


      Я перехожу  к  истории Одоева, и что она для меня значит только на примере моего  отца и моего дедушки, которым не  безразлична  была  его  история, как и будущее и настоящее. Но начну по порядку.
      Мой дедушка Успенский Владимир Георгиевич  родился  в  Белёвском уезде в  семье священника Успенского Георгия Ивановича села Семёновское в 1873 году. Отец Успенского Георгия Ивановича священник Иоанн Васильев села  Мишенское  Белёвского уезда, больше известное, как родовое селение великого русского поэта  Василия  Андреевича  Жуковского. Дата рождения Иоанна  Васильева  неизвестна, но  скончался он там же в 1836 году .У него было четверо детей: два  сына  и  две  дочери. Семья  после смерти Иоанна Васильева находилась на попечении церкви.
      Георгий Иоаннович, а проще Георгий Иванович в 1853 году окончил Тульскую Духовную семинарию по 2-му разряду и Преподобным Алексием  Епископом Тульским и Белевским посвящён в священники церкви Благовещение пресвятой  Богородицы села Семёновского Белёвского уезда. В то же время работал законоучителем местного училища. В 1871  году  награждён набедренником, в 1876  награждён  скуфьей  и в 1882 году скончался. Его семья состояла из 10-ти человек: он, жена и 8-м детей; четыре сына и четыре дочери. Его сын Владимир сначала закончил Белёвское духовное училище, а затем Тульскую духовную семинарию с  характеристикой: поведения очень хорошего. По окончанию семинарии был направлен в Одоев в Казанскую церковь в 1896 году Преосвящённым Питеримом епископом Тульским  и
 Белевским, а в 1898 году рукоположен в священники Преображенской церкви и утверждён законоучителем в Одоевское женское городское училище и законоучителем в школу, открытую при церкви. В том же 1898 году женился на Троицкой Марии Петровне 1879 года рождения, продолжив род Успенских. За время службы в Одоеве он зарекомендовал себя с самой уважаемой стороны. Смотрите:
     1900 год - член Ревизионного Комитета по Одоевскому свечному складу.
     1902 год - назначен законоучителем в Одоевскую женскую прогимназию.
     1903 год - назначен Председателем педагогического Совета Одоевской   женской прогимназии.
     1904 год - награждён набедренником.
     1905 год - назначен законоучителем 2-х годичных педагогических кур сов при женской прогимназии.
     1906 год - член-делопроизводитель Одоевского отделения Епархиального училищного Совета.
     1907 год - избран духовенством 1-го Одоевского округа  уполномоченным на Епархиальные и Окружные съезды сроком на три года    
    1908 год - назначен председателем Одоевского отделения Епархиального училищного Совета.
     1909 год - избран представителем от духовенства в  Одоевскую  санитарную исполнительную Комиссию.
   1910год - назначен представительством духовенства на Одоевских уедных и земских собраниях.
     1911 год - назначен Епархиальным начальством членом-казначеем  Одоевского уездного  попечительства детских приютов ведомства,             ,учреждённого Императрицей Марией.
     1911 год - член Одоевского уездного  Комитета народной трезвости.
     1912 год - назначен депутатом от духовенства в собраниях Одоевского  Городского Управления/до 1917 года/.
     1912 год - председатель педагогического  Совета  Одоевской  женской   гимназии/по 1914 год/.
     1914 год - член Попечительского Совета Одоевской  женской  гимназии /по 1917 год.
     1915 год – назначен приходским наблюдателем церковных школ  Одоевского уезда/по 1917 год/
     1915 год - назначен членом Одоевского Земского Комитета помощи  бе женцам/по 1917 год/.
     1916 год - за усердную пасторскую службу награждён камилавкой.
     1917 год - получил благодарность от Тульского Епархиального начальства за усердие и безвозмездные труды в должности  пред              седателя Одоевского отделения Епархиального училищного              Совета.
     1921 год - награждён наперсным крестом.
     1924 год - назначен благочинным церквей 1-го Одоевского округа.
     1924 год - возведён в сан протоиерея.
     1925 год - скончался и похоронен в склепе  при  Одоевском  соборной церкви на Соборной горе.
     Имел награды: Медаль "в честь 25-летия церковно-приходских школ", Медаль" В честь 300-летия дома Романовых",                Медаль  в честь 50-летия создания Земских учреждений". Как видим его работа и служение были направлены на воспитание подрастающего поколения и развития образования в Одоевском уезде.
Вот Вам пример работы простого священника, человека ответственного и добросовестного, работающего и служащего Отечеству, России.

      В семье  Владимира Георгиевича Успенского было 13 детей из них
 выжило четыре мальчика: Сергей, Владимир, Николай и Евгений и пять девочек Мария, Варвара, Валентина, Лидия и Нина. Одним из мальчиков был  мой отец Успенский  Евгений  Владимирович. Старший его брат Сергей умер от тифа в Могилёве, будучи командиром в  кавалерийском  полку, два  других брата: Владимир и  Николай  пропали  без вести  в Великую Отечественную войну, а сёстры в основном прожили свою жизнь очень правильно, вырастили своих  детей и пользовались необыкновенным уважением на работе и в
 быту. Все они уже скончались будучи в  преклонном  возрасте ,прожив  по 80-ть и более лет.
      Мой отец - Успенский Евгений Владимирович, как и его отец, посвятил свою жизнь воспитанию подрастающего поколения, но не в сане священника, а учителем русского языка и литературы. Он  закончил  пединститут, был участником двух войн: финской и Великой отечественной от начала до конца. Работал в  сельских  школах, был,  заучим, директором, инспектором Роно, заведующим РОНО и  отдал  этой работе всю свою жизнь. Имел много наград и пользовался большим авторитетом у  населения  района, ему было присвоено  звание  «Почётный гражданин Одоева». Имел семью: жена - сельский учитель, двух дочерей и одного сына. Дочери  пошли  разными  путями, но  обе  закончили  институты. Старшая дочь возглавляла  районную библиотеку в Одоеве, а затем работала в облисполкоме и в администрации губернатора. Другая всю жизнь  отдала воспитанию детей  в школе, преподавая историю, географию, черчение и рисование, хотя и закончила перед институтом библиотечный техникум.
      Я, его сын, пошел  почти  по его стопам, но круто изменил свой профиль и стал профессиональным военным, отслужив Родине 25 лет и из  них 24 года  в  ВМФ, окончив ее военно-морское училище, став инженером - гидрографом. Работал на Кубе, потом в Польше и ГДР, но везде мне приходилось заниматься воспитанием, но уже взрослых людей - воинов: матросов, старшин, мичманов, офицеров. В первый год службы в армии был гранатомётчиком и  командиром танка Т-55, закончив танковый учебный полк.
      У меня два сына .Старший работает в крупной  фирме  в  Москве  по профилю безопасности   мореплавания, полётов  самолётов, автомобильного  транспорта. Был старшим специалистом в научно-исследовательском институте по проектированию атомных энергетических установок.
      Второй работает по своему профилю в бухгалтерии финансового  управления района  и как системный администратор в школах района. У него тоже растёт сын - продолжатель рода Успенских в Одоеве.


      Заканчивая своё выступление, мне хотелось бы отметить то, что этот род соединён  кровными  узами  с  родами  Никольских ,Троицких, Сахаровых, Тихоновских, Щегловых и  так  далее .Вот  и  получается почти целое древо жизни, о чём я говорил выше и как тут не быть обеспокоенным, когда это  древо  собираются оторвать от корней. Это только один пример, а жителей Одоева ещё очень много, которые хотели бы, чтобы и их ветви  не забылись в  местной истории, а нашли бы своё отражение и память в нашем краеведческом музее. Работа предстоит большая и пока  у  нас  есть силы надо  этой большой работе помогать, а не уничтожать память и гордость за край Одоевский, а гордиться у нас есть чем и кем.
     Приведённый пример говорит о том, у каждой семьи есть прошлое и настоящее и, зная их мы можем судить об истории и жизни того места, где нас произвели на свет. Не так ли?

                Руководитель Одоевского             
                литературного объединения "РОДНИК"
                Б.Успенский