Отголоски язычества

Валентина Телухова
Моя бабушка - Акулина Андреевна Колпакова – была удивительным человеком. Она родилась в 1881 году примерно.

- А сколько тебе, бабушка, на самом деле лет? - спрашивала я её.

- Да кто же раньше года считал, внученька? Не знаю. И когда родилась - не знаю. Когда паспорта стали давать в колхозе, меня к фельдшеру отправили. Он по зубам мне как-то определял. Вот что он в бумажке мне написал, то и в пачпорте (она так вот именно называла этот документ) написали. Примерно.

А в паспорте было написано, что родилась моя бабушка в 1881 году. И ей было 67 лет, когда появилась у неё я - младшая внучка.

Она терпеть не могла свое имя.

- Поп так назвал, чтоб ему пусто было. Вот я и поздно замуж вышла. Парни спросят, как меня зовут, а мне стыдно сказать, что мешком почти, Кулькой, вот я и убегаю. Так в перестарках оказалась. А брат замуж отдает. Прямо поедом ест. Кто не обратит на меня внимание - а мне не глянется. И вот мне было сказано, что если в этот мясоед не выйду, из дома прогонят. Вот я и решила выйти хоть за чёрта, да не знамого (не знакомого). Чтобы не из нашей деревни был. И вот ворота открыли нараспашку для заезжих сватов. Появились. И возле нашего двора остановились. И сходит с телеги хлопец (парень). Гарнесенький такой. Сердце обмерло и покатилось. Пойду.

- Глянется он тебе? - спросил меня старший брат.

- Глянется, - прошептала я.

Этот рассказ я слышала десятки раз. Захаром звали бабушкиного избранника. Жизнь у них с дедушкой была в трудах и заботах. Не ладили они друг с другом. Бабушка жаловалась, что муж был охотник до женщин. Зменял, как она говорила. Но самый страшный грех его был в том, что во время эпидемии скарлатины умерли сразу четыре доченьки. Задохнулись. Взял Захар деньги на полотно для саванов, но с горя пошел в шинок и все пропил.

- И пришлось мне дочурок моих дорогих в тряпье похоронить.

Бабушка начинала плакать навзрыд, приголашивать.

- Дочурки мои ненаглядные, да разве я вас для того в мир привела, чтобы вы его так рано покинули?  Я же вас на долгие года привела. А жизнь вон как распорядилась. А как бы мне хорошо было бы с Вами, как тепло. Да за что мне доля такая окаянная? Да чем же я Бога прогневила? В чем грех мой великий?

Я ребенком плакала с ней вместе из сострадания. Мне её жалко было очень.

Была моя бабушка человеком глубоко верующим. Верила, что на все - воля Божья. Она ходила в храм, ставила свечки святым, молилась за детей своих и внуков. В доме была старинная икона Николая Чудотворца.Все Христианские праздники она знала, все посты соблюдала. Меня она крестила тайно. Тайно учила она меня молиться. Первая молитва - "Отче наш" - была передана мне вот именно из уст в уста. Бабушка была человеком безграмотным.

Она верила, что Земля плавает на трех китах, почему-то мне говорила, что смена дня и ночи - милость Божья. Ночью Бог закрывает землю пологом, чтобы могли люди от трудов праведных отдохнуть. А он выносился. Вот свет солнечный и проникает в отверстия. Звезды это.

И я ей абсолютно верила в раннем детстве. А когда стала учиться в школе и узнала, что она мне давала несколько неправильное представление об окружающем мире, я её не переубеждала.

Конечно, бабушка была христианкой. Но сколько пережитков язычества было в её сознании. Теперь-то я ясно понимаю, что они пришли из глубины веков. Вот об одном таком удивительном её убеждении я и хочу рассказать.

Она искренне верила в домового. Особенного невидимого небольшого человечка, который живет в доме в темном и теплом уголке и дом оберегает от злых духов. Она общалась с этим таинственным хозяином дома.

Сегодня пятнадцатое октября. Вчера был великий христианский праздник Покрова. Покров День. Он всегда отмечается 14 октября. По поверью, именно в такой день Пречистая Богородица услышала молитву о помощи жителей осажденного Константинополя и спасла город от врагов. Она укрыла его своим покровцом - женским головным убором - покрывалом. И враги город не увидели и сняли осаду. В этот день бабушка обращала внимание на погоду. Снег первый, выпавший в этот день, означал, что зима будет милостивой. Морозы лютовать не будут. И если снег такой шел в этот день, а утро было ясным, бабушка на рассвете пекла один единственный маленький блинчик для подарка домовому. На крошечной сковородке, которую в обычной жизни использовали для приготовления зажарки в суп или борщ, выпекался блинчик с человеческую ладошку. Мы с бабушкой его делили на четыре части. И производили обряд запекания углов в доме. Мы вот эти кусочки блинные раскладывали по углам дома. Шли по солнышку, от входной двери, и в каждый угол с поклоном клали кусочек блинчика.

- Дедушка домовой, прими подарок от нас и храни тепло нашего дома в стужи зимние!
   
И мы укладывали блинчик в уголок острием отрезанным вверх, прислоняя к самому углу. 

Я верила, что домовой примет наше угощение и будет беречь тепло нашего дома.

Потом я проверяла углы в доме. Блинчики исчезали. Значит домовой кушает их по ночам.

Теперь я думаю, что кроме домового был и важный, большой кот, который вполне мог угощаться подарками для домового.

Какая-то удивительная наивность была в этом обряде. Какая-то детская вера. Жаль, что сейчас моя внучка не пойдет со мной на рассвете кормить домового. Она не верит в сказки. А я храню подаренную сказку в памяти. И всякий раз в этот день мне хочется угостить неведомого домового испеченным блинчиком и попросить тепла для всех нас. Нам его сегодня так не хватает.