Супермен

Светлана Новомлинская
– Ведь ты мне не откажешь? Не правда ли?

Макс называет себя моим другом. Разубеждать бесполезно. Сейчас я для него – нужный человек, поэтому и попала в список друзей.

Ведущий менеджер крупнейшей корпорации, он хорошо владеет техникой манипулирования и не упускает возможности тренинга. Менеджмент для него – не только работа, но и образ жизни. К людям Макс подходит с определенной меркой: использовать! Выжать из человека все ценное, что тот может дать! Еще возможен бартер: ты – мне, я – тебе. Но лучше без обязательств, а просто использовать! Для этого и декларируется дружба. Если ты друг, то и задаром все сделаешь, как золотая рыбка!

Мне грустно. Я тоже успешно изучала менеджмент и умею не поддаваться давлению. Психологические ловушки вижу – как на ладони. Макс об этом не знает. Он доволен собой и самоуверен:

– Ты же ЭТО сделаешь для меня?

Типичный капкан. На вопрос, поставленный таким образом, трудно ответить «нет». Но все же я отвечаю: «Нет!», и мгновенно превращаюсь из золотой рыбки в неопознанный объект. Сказать «да» – значило бы поддержать миф раздутого супермена о самом себе. Милосердие он примет, как должное, как дань своей неотразимости и своему умению влиять на людей. Его гордость еще больше раздуется.

Эффект неожиданности дает мне определенные преимущества. Наступил удобный момент, чтобы здорово щелкнуть по задранному носу самолюбия. Но я не бью лежачих. И еще… Мне жаль Макса. Он растерян и озадачен. Капкан не сработал. Калькулирует в уме, пытается вычислить ошибку, – безрезультатно. Чтобы ее найти, надо изменить сознание. Научиться просить о помощи: «Помоги мне, пожалуйста, если можешь». Но гордый человек не умеет просить. Он умеет только приказывать.

– А я думал, ты – друг! – еще одна попытка давления – последний козырь! Демонстрирует разочарование.

Парирую:

– Прежде всего, я – женщина. – Пожимаю плечами: что, мол, с меня взять? – Знаешь, как говорят французы? Если женщина не права, следует попросить у нее прощения.

Расходимся в разные стороны. Между нами ложатся осенние сумерки и серебристые паутинки дождя.

Макс, действительно, попросит у меня прощения… потом… спустя долгие годы. Он все поймет… А сейчас он погружен в чудовищный лабиринт своих схем и алгоритмов. За тоннелем открывается тоннель. За поворотом – поворот. Где-то там, впереди, мелькает горностаевый шлейф его мечты, имя которой – абсолютная власть. Вот она! Почти уже в руках! Но видение исчезает. Перед Максом лишь каменная стена – ловушка! Он ударяется в нее всем существом и проваливается в темноту.

Удар отдается в моем сердце. Теперь я знаю, как оно может болеть от своего бессилия! От желания помочь по-настоящему и невозможности осуществить желаемое! Только в самой сокровенной его глубине не смолкает надежда: «Невозможное человекам возможно Богу».
_______________________
*Евангелие от Луки 18, 27