ВОДЬ часть 1

Григорий Аванесов
На фото Водский флаг


14 ОКТЯБРЯ 2018. Были на экскурсии "Храмы и усадьбы Ингерманландии". Пять машин собрались на Таллинском шоссе. Экскурсоводом был Михаил.
В районе Старо-Паново встретились на парковке у супермаркета «Лента» на Таллинском шоссе 159. Около MacDonalds.

Наш маршрут —> Взяли направление на Красное Село —> Ропша —> Оржицы —> Взяли направление на Дятлицы —> Вильповицы —> Гостилицы —> Мёдуши —> Лопухинка —> Воронино —> Коммолово —> Удосолово —> Ратчино —> Взяли направление на Кингисеппский район —> Домашово —> Река Сумма —> Городище —> Кайболово —> Котлы —> Нежино —> Копанское озеро —> Керстово —> Старое Горкалово —> Башня Кибича —> Финский залив —> Взяли направление на Усть-Лугу —> Вистино —> Лужицы —> Взяли направление на Красное село.


В конце дня заехали в музей деревни «Лужицы».

Я сам раньше жил в соседнем Ломоносовском районе, но не чего не слышал про народ Водь. Только когда читал исторические документы (при перечислении народов) попадалось слово "Водь". Но кроме слова "Водь" я абсолютно ничего не знал.

Мелодия речи Водь мне напоминает южно эстонскую речь. Но говорят быстро в отличие от эстонцев. Водь официально православные, но сохранили много языческих обычаев и верований. У них есть особые камни и деревья, которым они поклоняются.

Совершенно субъективно сложилось впечатление, что это одно из древних эстонских племен, которое несколько веков развивалось автономно. Считаю, мне повезло увидеть в живую женщину водь.

Посещение музея бесплатное, но рассказ женщины хранительницы музея, так нам понравился, что мы раскошелились. Она нас даже травяным (из "Иван-чая") чаем угостила. У нее можно было купить книгу про "Водь" и травяной чай.

                ВОДЬ

«Водь - прибалтийско-финский народ на Северо-Западе России. По всероссийской переписи 2002 г. численность води составляет 73 человека, (причем в традиционных водских деревнях отмечено лишь 11 человек). По переписи 2010 г. 33 води в Ленинградской области и 64 в РФ. Водь ныне проживает в Кингисеппском районе Ленинградской области в деревнях Лужицы и Краколье. Часть жителей этих деревень сохраняют водский язык, который находится на грани исчезновения и занесен в Красную книгу исчезающих языков.

Водь – древнее коренное население Северо-Запада России. Водь известна по русским летописям с 1069 года. В европейских зарубежных источниках (буллы пап Александра III и Григория IX) водь и Водская земля под названием Ватланд (Ватландия) упоминаются с XII века.

К середине XIX века водь насчитывала 5148 чел., по сельскохозяйственной переписи 1917 г. – 1000 чел., по переписи 1926 г. – 705 чел. Численность води постоянно сокращалась в ходе войн, ассимиляций, массовых насильственных выселений в военное и послевоенное время.
С 1959 г. водь в переписях перестали учитывать, хотя водское население продолжало проживать во многих деревнях Ленинградской области, сохраняя свой язык и традиционную культуру. Ежегодно на территории расселения води российские и международные экспедиции проводят научные исследования.

Водь является уникальным малочисленным коренным народом, сохранившим многие элементы древней культуры автохтонного населения Северо-Запада России. Традиционные занятия води – земледелие и животноводство, озёрное и морское (в т.ч. промысловое) рыболовство, лесные и отхожие промыслы.

Водские деревни образуют уникальные этнокультурные ландшафты, объединяющие традиционные деревянные и каменные постройки, древние сакральные памятники и природные ландшафты. Особого внимания всегда заслуживала народная водская одежда, сохранившая в себе многие черты древнего костюма прибалтийско-финских народов.
Фольклор води бытовал до конца ХХ века – записаны многочисленные сказки, поговорки, загадки, заклинания, песни и плачи. До середины ХХ века сохранялись архаичные семейные обряды и вера в духов-«хозяев».

В настоящее время в деревнях современного проживания води (Краколье и Лужицы) проходит активная работа по сохранению и развитию водского языка и культуры. Ежегодно, начиная с 2000 года, в июле, в деревне Лужицы проходит водский праздник "Лужицкая складчина". Его часто называют "праздником деревни", т.к. новая традиция связывает его с первым письменным упоминанием деревни Лужицы в Переписных оброчных книгах 1500 года.

В программе праздника рассказы о древней и современной истории водского народа, о жизни водской деревни и о судьбе её жителей; выступления фольклорных коллективов и застолье вскладчину. В 2003 г. на празднике впервые были представлены водский герб, гимн и флаг, продемонстрирован праздничный обряд поклонения кресту и иконе.

В школе пос. Усть-Луга создан детский Водский ансамбль «Линнуд» (Птички), который успешно выступает и на деревенских праздниках, и на фестивалях. В школе периодически проводятся занятия по водскому зыку для детей.

С 2011 г. каждый год в июне в дер. Краколье проходят краткосрочные летниие школы водского языка, организуемые тартуским Университетом.

С 1998 г. в дер. Лужицы трижды создавался Водский музей (первые два музея сгорели в пожарах; последний, третий музей открыт в 2013 году). В 2005 г. была зарегистрирована Автономная Некоммерческая Организация "Общество Водской Культуры". Целью Общества является культурно-просветительская деятельность, которая осуществляется в виде проведения фотографических и художественных выставок, концертов народной музыки.

Обществом Водской культуры издана книга «Водские сказки», раскраска для детей, детская книжка о водском костюме, водские календари, аудиодиски музыкальной группы «Бестиарий» с записью музыкальных обработок водских песен и наигрышей.

В 2000 г. сохранением и развитием культуры води стало активно заниматься «Общество ижоры и води», а с 2002 г. – Центр коренных народов Ленинградской области. Центром дважды была издана научно-популярная книга «Водь. Краткий очерк истории и культуры» (автор О.И. Конькова), книга «Предания и сказки водского народа» (на русском и водском языках), «Водская традиционная кукла», подготовлено к изданию «Учебное пособие по водскому языку», «Детский рисованный словарь водского языка», книга «Орнаменты водского народа».

Успешно работает группа реконструкции водского костюма – возрожденные ею костюмы демонстрируются в музеях Петербурга, Эстонии и Финляндии. Центр проводит лекции в С.-Петербурге и деревнях Ленинградской области по истории и культуре води. Фолькгруппа коренных народов «Корпи» ведет активную научную и просветительскую работу по возрождению водского фольклора, ее участниками издан аудиодиск «День в Краколье», в который вошли и водские песни.

В 2003 г. при содействии Центра совместно с киностудией «Этнос» создан национальный научно-популярный фильм «Водь. Прошлое и настоящее исчезающего народа», а в 2013 г. – фильм «Водь: Нас мало, но мы есть». При Центре коренных народов созданы постоянные курсы водского языка.

Силами Центра создан мобильный Музей коренных народов Петербургской земли, где представлены уникальные фотографии, старинные предметы и возрожденные костюмы води.

Мобильный музей экспонировался в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого(Кунсткамера) РАН, а также во многих деревнях и городах Ленинградской области.

С 2008 г. «Общество ижоры и води» совместно с Центром коренных народов проводит в водских деревнях «Национальную мобильную школу», где в программу обучения входят лекции по истории и культуре води, практические занятия по водскому фольклору, танцам, ремеслам. Созданный в 2012 г. в ЦКН ЛО кукольно-фольклорный театр «Кагракару» («Овсяной медведь») ставит спектакли на основе водского фольклора на водском языке.»

С сайта Конькова О.И. "Водь. Очерки истории и культуры." Санкт-Петербург. 2009г.

Продолжение ВОДЬ часть 2 http://www.proza.ru/2018/10/15/781
Начало путешествия "Храмы и усадьбы Ингерманландии" http://www.proza.ru/2018/10/15/1261

Рецензия на «ВОДЬ часть 1» Нина Пигарева от 20.06.2019 

Григорий, впервые узнала о народе - водь.
Спасибо за полезный и увлекательный репортаж!