Петр Кропоткин. ХЛЕБ И ВОЛЯ. Предисловие

Аникеев Александр Борисович
            ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ РУССКОМУ ИЗДАНИЮ


     В предлагаемой теперь в русском переводе книге - «La Conquete du Pain» - я постарался набросать идеал того, как могла бы совершиться социальная революция на началах анархического коммунизма.

     Критикой существующего строя, с точки зрения хозяйственной и политической, и вместе с тем разбором ходячих предрассудков насчет представительного правления, а также закона и власти вообще, которые я стараюсь подорвать, - я занялся раньше, в «Paroles d'un Revolte» (в русском переводе - «Распадение современного строя», или «Речи бунтовщика»). Выводом из этого критического разбора была необходимость экспроприации, т. е. необходимость захвата обществом земли и всего накопленного богатства, нужных человечеству для производства и жизни, но находящихся ныне в частном владении... На этом моя работа - она печаталась в виде передовых статей в газете «Le Revolte» -была прервана арестом во Франции и тюрьмою.

     Выйдя через три года из тюрьмы, я взялся за продолжение той же работы, в той же нашей газете «Le Revolte», перенесенной тем временем в Париж и впоследствии вынужденной судебным преследованием переменить свое имя в «Le Revolte.

     Приступая к изложению того, как, по нашему мнению, могла бы и должна была бы совершиться социальная революция, я думал, что лучше будет не описывать идеал вообще, а взять вещественный пример и показать на нем, как, смело и разумно действуя во время революции, можно было бы перейти от теперешнего строя к коммунизму - безначальному, анархическому; как сами обстоятельства будут толкать в этом направлении, и как от нас самих будет зависеть: осуществить ли стремления, уже намечающиеся в современном обществе, или же - платя дань укоренившимся и далеко еще не искорененным предрассудкам - пойти по старым дорогам холопского прошлого, не водворивши ничего существенного в направлении к коммунизму.

     Как вещественный пример я взял Париж и поступил так по следующим причинам.

     Всякая нация, хотя бы и самая цивилизованная и самая передовая, представляет собою вовсе не одно целое, подведенное под один общий уровень. Напротив того, различные ее части стоят всегда на весьма различных ступенях развития.

     Даже Франция, несмотря на ее две большие революции, 1789 -1793 и 1848 года, несмотря на громадный материальный внутренний прогресс, который совершился в стране в течение девятнадцатого века (не внешний, как в Англии, которая богатела наполовину грабежом Индии и других колоний), несмотря на громадную работу умов, вызванную во всех классах населения ее бурною политическою жизнью за последние сто лет, - несмотря на все это, Франция представляет собою по-прежнему агломерат, т. е. бессвязное сожительство самых разнообразных частей. Ее северо-запад даже в настоящее время отстает по крайней мере на полстолетия от ее восточных частей. Великая Революция, т. е. великое крестьянское движение, во время которого был уничтожен выкуп крепостных обязательств и крестьяне отобрали назад земли, захваченные у них за предыдущие двести или триста лет помещиками и монастырями, а также городские бунты, имевшие целью уничтожение городской, полукрепостной зависимости мастеровых и освобождение от почти самодержавной королевской власти, - это народное восстание распространилось по преимуществу в юго-восточных, восточных и северо-восточных частях Франции; тогда как северо-запад и запад остались оплотом дворян и короля и даже взялись за оружие в вандейском восстании против якобинской республики. Но то же самое разделение страны на восток и запад существует и по сию пору; и когда, в начале обоснования теперешней республики, выборы в палату должны были решить, чего хочет Франция - республики или возврата к монархии, - карта республиканских выборов (выбор 363-х республиканских депутатов) совпала с поразительною точностью с картою, на которой я как-то нанес все известные мне крестьянские и городские восстания в 1788 -1792 годах. Только со времени утверждения теперешней республики республиканские идеалы начали проникать среди крестьян северо-западной и западной Франции.

     Запад и восток Франции, ее юго-запад и северо-восток, ее центральное плато и долина Роны остаются отдельными мирами. И это различие резко выступает не только среди сельского населения этих областей (сельский полупромышленный кустарь французской Юры и бретонский крестьянин -две разные народности), но и среди городского населения. Сравните только Марсель или Сент-Этьен и Руан - с Ренном, где власть попов и вера в короля удержались еще поныне!

     Франция, несмотря на целые века государственной централизации, а тем более Италия, и еще более того Испания, - страны местной, самостоятельной и обособленной жизни, объединенной только поверхностно столичным чиновничеством. В сущности, латинские страны, и даже Франция в том числе, - страны глубоко федералистические, чего, между прочим, совершенно неспособны понять государственники-немцы и немецкие якобинцы, которые вечно смешивают ненавистный им «партикуляризм» (выросший вокруг Саксен-Кобург-Ангальтских и тому подобных дворов) с федерализмом, т. е. стремлением к независимости у населения отдельных областей и городов.

     В силу этого, для меня нет ни малейшего сомнения. что социальная революция во Франции-какой бы она ни приняла ход - будет иметь характер местный, общинный, а отнюдь не якобинский, не всегосударственный. Всякий передовой француз, знающий свою страну и не помешанный на якобинской централизации, отлично понимает (как понимал это Пи-и-Маргаль в Испании), что всякая революция проявится во Франции в виде провозглашения независимых коммун-как это было в 1871 году, когда коммуны были провозглашены в Париже и Сент-Этьене и попытки провозглашения коммуны были сделаны «бакунистами» в Лионе и Марселе. Какой бы ни заседал во Франции национальный парламент или конвент, не в нем будут вырабатываться начала социальной революции, а в отдельных городах, которые так же мало будут слушаться парламента, как Париж в 1792-м и 1793-м годах мало слушался грозного Конвента.

     Весьма вероятно также, что развитие революции будет различное в различных городах и что, смотря по местным условиям и потребностям, в каждой восставшей и провозгласившей свою независимость коммуне люди попытаются по-своему разрешить великий вопрос двадцатого века - социальный вопрос. Другими словами - если в латинских странах начнется социальная революция, то эта революция примет, без всякого сомнения, такой живой, многообразный, местный характер, какой приняла «революция городов» в двенадцатом веке, которую так прекрасно описал, в ее зарождении, Огюстен Тьерри. То же самое произойдет, несомненно, в Англии, а также и в большинстве городов Бельгии и Голландии. И для меня нет никакого сомнения также, что никаких шагов в социалистическом направлении (в смысле обобществления орудий производства) не будет сделано в России, покуда в отдельных частях нашего громадного отечества при почине городов не начнутся попытки обобществления земли прежде всего, и отчасти фабрик, и организации земледелия, а также, может быть, и фабричного производства на общественно-артельных началах.Так как я писал в «Revolte» для французских рабочих, то я взял, конечно, Францию, и именно Париж, как самый передовой город Франции, и я постарался показать, как даже такой большой город, как Париж, мог бы совершить у себя и в своих окрестностях социальную революцию и как он мог бы дать ей укорениться, даже если бы ему пришлось - как пришлось республиканской Франции в 1793 году - выдержать нападение всех защитников гнилой старины.

     В конце этой книги я был приведен к изучению вопроса «что и как производить?». И я рассмотрел его, по мере сил, в следующей книге, озаглавленной по-английски «Fields, Factories and Workshops» (в русском переводе - «Поля, фабрики и мастерские»).

     П.Кропоткин. Январь 1902 г.

 

 

            ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ФРАНЦУЗСКОМУ ИЗДАНИЮ

 

     <<Петр Кропоткин просит меня написать несколько слов предисловия к его книге, и я исполню его желание, хотя и чувствую при этом некоторую неловкость. Я ничего не могу прибавить к его связным доводам и тем самым рискую ослабить силу его слов. Но дружба пусть послужит мне извинением. В настоящую минуту, когда французские «республиканцы» считают высшим проявлением изящного вкуса валяться в ногах у русского царя, мне особенно приятно дружить с людьми свободными, которых этот царь охотно велел бы либо засечь, либо замуровать в какой-нибудь крепости, либо повесить в каком-нибудь безвестном углу своего царства. С этими друзьями я забываю на минуту всю гнусность ренегатов, которые в молодости до хрипоты кричали «Свобода! Свобода!», а теперь упражняются над совмещением «Марсельезы» с песнью «Боже, царя храни!».

     Предыдущая книга Кропоткина, «Paroles d'un Revolte» («Распадение современного строя» в русском переводе), была посвящена, главным образом, горячей критике развратного и злого буржуазного общества и призывала энергию революционеров к борьбе против государства и капиталистического строя. Эта новая книга - продолжение предыдущей -более мирного характера. Она обращается ко всем честным людям, искренно желающим приложить свои силы к перестройке общества, и излагает им, в крупных чертах, те фазисы истории ближайшего будущего, которые позволяют нам наконец построить истинную человеческую семью на развалинах банков и государств.

     Заглавие книги «La Conquete du Pain» (в русском переводе - «Завоевание хлеба») нужно, конечно, понимать в самом широком смысле, так как «не хлебом единым сыт человек».

     В настоящее время, когда смелые и великодушные люди стремятся уже осуществить в действительной жизни свой идеал общественной справедливости, мы, конечно, не думаем довольствоваться завоеванием одного только хлеба, даже с солью и вином в придачу. Нужно завоевать всё, что необходимо или даже просто полезно для разумно устроенной жизни; нужно, чтобы мы могли всем трудоспособным гражданам обеспечить удовлетворение своих потребностей для благополучной жизни достойно своего труда, не допуская и нетрудоспособным жить в нищете.  Но покуда мы не совершим этого первого «завоевания», покуда «с нами будут нищие», - называть «обществом» это сборище друг друга ненавидящих и друг друга истребляющих людей, подобных диким зверям, вместе запертым в клетке, - называть это «обществом» будет оставаться только насмешкою.

     В первой главе своей книги автор перечисляет громаднейшие материальные богатства, которыми уже владеет человечество, и могучий строй машин, уже созданных трудами всех. Продуктов, получаемых теперь, уже хватило бы, чтобы всех людей обеспечить хлебом; а если бы громадный капитал, представляемый городами, домами, возделанными землями, фабриками, перевозочными средствами и школами, стал общим достоянием - вместо того, чтобы оставаться частною собственностью, - то уже легко было бы завоевать настоящее довольство для всех. Силы, которыми мы располагаем, шли бы тогда не на ненужный и часто друг другу противоречащий труд ради денег, а на производство продовольствия, одежды, необходимого жилищного комфорта, имея всё это по количеству и квалификации своего труда для своей благополучной жизни, для изучения наук, развития техники и различных видов искусства.

     Вернуться, однако, к общественному обладанию всеми богатствами - то есть совершить экспроприацию - можно будет только путем развития коммунистической идеи: нужно разрушить прежнее государство управления, нужно порвать его законы, отвергнуть его нравственность, игнорировать его органы и самим взяться за дело, руководясь своею собственною инициативою и группируясь согласно личным наклонностям, интересам, идеалу и характеру начатой работы. Разбором вопроса об экспроприации - самого главного в этом сочинении -автор и занялся всего подробнее: сжато и без резких слов, со спокойствием и ясностью взгляда, которых требует изучение близкой, отныне неизбежной революции. Только после низвержения государства группы свободных рабочих, не вынужденных более трудиться на пользу эксплуататоров и тунеядцев, смогут предаться привлекательному, свободно избранному, но необходимого для общества труду и приступить научно к обработке почвы и развития промышленности, вперемежку с учением и развлечениями. Страницы этой книги, посвященные разбору земледельческого труда, имеют особенно серьезное значение, так как они излагают факты, уже проверенные практикою, которые легко было бы приложить повсеместно, на пользу всем, а не для обогащения немногих.

     Остроумные люди, желая осмеять пороки и странности элегантной молодежи, говорят нам о людях «конца века» - fin de siecle. Но мы переживаем теперь нечто несравненно более важное, чем конец века; мы подошли к концу эпохи - к концу целой эры в истории. Мы видим завершение всей античной цивилизации. Право силы и каприз власти, роль еврейского предательства и жестокого римского правосудия уже не имеют для нас своего былого значения. Мы исповедуем новую веру; и когда эта вера - которая и есть наука - станет верою всех ищущих истины, она начнёт переходить в своё воплощение, потому что основной закон истории тот, что общество всегда формируется сообразно своего идеала. Тогда защитники отжившего своё строя вынуждены будут сдаться. Если они утратили свою веру, они утратят и свою силу.

     Без вожака, без знамени они уже сражаются как попало, наугад. Против новаторов у них есть, конечно, законы и ружья, жандармы с шашками и артиллерия, но всего этого уже недостаточно, чтобы пересилить идею,- и весь старый порядок, основанный на фантазии правителей и на притеснении народа, вынужден будет скоро перейти в предание о далеком прошлом.

     Конечно, неизбежно подступающая теперь революция, как бы глубоко ни было её значение в развитии человечества, будет похожа на предыдущие революции в том, что она не представит собою быстрого материального скачка: в природе их не бывает. Но можно смело сказать, что овладение передовыми идеями и мировыми явлениями, тысячами уже совершающимися изменениями в разных обществах уже давно происходит. Оно проявляется всюду, где свободная мысль сбрасывает с себя путы догм и религий, везде, где гений исследователя отрывается от устарелых формул, где воля человека проявляется в независимых поступках, - везде, где люди искренние, возмутившиеся против старых форм наложенной на них дисциплины, сходятся по доброй воле, учатся друг у друга, и сплотившись с новыми силами стремятся завоевать своё право на удовлетворение своих потребностей для счастливой жизни! Все это, даже когда развивается бессознательно, все более и более овладевает сознанием. Как же может эта идея не восторжествовать, когда у неё есть свой идеал и смелость воли, тогда как толпа ее противников, уже утратившая веру, даёт себя нести судьбе, восклицая: «Ничего не поделаешь: конец века!».

     Революция, которая уже намечается, несомненно, наступит, и наш друг Кропоткин пользуется своим правом историка, когда берёт за исходную точку день революции и излагает свои воззрения на то, как может общество вновь вступить в обладание коллективным богатством, созданным трудом всего народа, и когда он обращается к робким людям, вполне сознающим несправедливость существующего строя, но боящимся вступить в открытый организованный бунт против государства, от которого они зависят и материально, и в силу преданий. Все знают, что законы капитализма - гнусны и лживы, что судьи-прислужники богатых и притеснители бедных, что честная трудовая жизнь не всегда вознаграждается уверенностью даже в куске хлеба и что при теперешних условиях лучшими средствами для «завоевания хлеба» и благополучияя бывает наглый цинизм биржевика и неумолимая жестокость ростовщика. Но вместо того чтобы настроить свои мысли, свои желания и свои поступки согласно своему разумному пониманию справедливости, большинство из них находит выход куда-нибудь в сторону, лишь бы избежать последствий прямого и откровенного выражения своих передовых взглядов. Таковы, например, «нововеры», которые, не будучи в силах исповедовать «истинную веру» своих отцов, бросаются в какую-нибудь более оригинальную мистагогию со своими догматами, теряясь в тумане неясных чувств: становятся спиритами, розенкрейцерами, буддистами, чудотворцами. Воображая себя последователями Сакья-Муни, но не давая, однако, себе труда освоиться с его учениями, эти меланхолические господа и эфирные дамы делают вид, будто ищут умиротворения в уничтожении нирваны.

     Но так как эти «прекраснодушные» вечно толкуют нам об идеале, то поспешим же их успокоить. Мы настолько материалисты, что мы, действительно, имеем слабость думать о пище, потому что нередко и ее нам недоставало; и недостает ее теперь миллионам наших славянских братьев - подданных русского царя - и многим другим миллионам людей. Но, кроме хлеба и кроме благосостояния и коллективного богатства, которое могла бы нам дать разумная обработка наших полей и природных ресурсов мы видим ещё, вслед за этим, возникновение целого нового мира - мира, где мы вполне сможем жить с любовью и уважением друг к другу и удовлетворять наши благородные стремления к идеалу, который страстные поклонники красоты, пренебрегающие материальною жизнью, выставляют как неугасаемую жажду их эфирных душ! Когда все будут трудиться на благо каждого, то не будет тогда разделения на богатых и бедных и голодному не придется более с завистью взирать на сытого, - тогда настоящая прирожденная дружба сможет вновь развиться между людьми; и тогда религия взаимной дружбы и солидарности - которую всячески заглушают теперь - заступит на место той неопределенности, которую рисует свои расплывающиеся образы на туманах современной религии.

     Но революционеры должны не только сдержать свои обещания, но и обновить старые источники жизни, очистить всех от грязного соприкосновения со всякими видами насилия над честными людьми, избавляя их от подлой заботы о добывании денег, отравляющей наше существование. Тогда каждый сможет свободно идти по своему избранному пути в ногу со своим народом к своему благополучию и счастью! Работник будет трудиться над тем, как ему будет лучше и сподручнее выполнить свою работу на благо общества, чтобы потом иметь от общества необходимое для счастливой жизни, изобретая новые устройства для облегчения необходимого труда на благо общества без всякой задней мысли; художник не будет опошлять свой идеал красоты ради денег; и - ставши друзьями - мы сможем трудиться, все сообща, над осуществлением великих деяний, которые предвидели мыслители и поэты!

     Тогда, наверное, будут изредка вспоминать имена тех, которые своею пропагандою, несмотря на изгнание и на тюрьмы, готовили почву для нового общества. О них мы думаем теперь, издавая «Хлеб и Волю»: они почувствуют себя, может быть, немного сильнее, когда получат этот привет общей нашей мысли сквозь решетки своих тюрем или в изгнании. Автор, наверное, одобрит меня, если я предложу эту книгу всем тем, кто страдает за общее дело, и в особенности одному другу, которого вся жизнь была долгою борьбою за правду жизни. Мне незачем называть его имя: читая эти слова своего брата, он узнает себя по тому, как забьется его сердце.
 

Элизе Реклю. 1892 г.>>