Дневник Павла Ф. 151018

Константин Матаков
                ***

В детстве я любил читать и смотреть фантастику. В основном отечественную, но не только: читал и Брэдбери. И вот недавно пересмотрел фильм «Лунная радуга», экранизацию советского фантаста Павлова. Дело даже не в замечательных актерах и музыке Артемьева, который работал с моим любимым режиссером Тарковским. Что-то в этом фильме занимает душу даже сейчас, я не говорю уже о детстве. Эту экранизацию, если посмотреть Интернет ругают – в основном за несовпадение с оригинальной книгой. Но я книгу не читал, и смотрел и пересматривал этот фильм с чистого листа. Сюжет довольно прост: четверо космонавтов (в фильме – космодесантников) оказались свидетелями катастрофы на спутнике Урана Обероне, когда погибли девять их товарищей. После этого их организм приобрел феноменальные свойства, - в общем, почти «люди икс». Служба космической безопасности пытается понять, опасны они, или не опасны для человечества. В фильме привлекает почти постоянный черный фон, символизирующий тьму космоса, откуда появляются образы главных героев; тьма, которая поглощает их, калечит (эпизод с зоной отчуждения). Вечный вопрос: зачем нам нужен космос, если это уродует тела и души? Неявно проскальзывает мысль, что на Земле лучше, Земля почти рай: с этим бы и Тарковский согласился, - вспомним его «Солярис». Да, научная фантастика в фильме типична для современной эпохи (хоть бы и «Звездные войны» взять): вместо мистики Бога нам предлагают мистику космоса. Чудесные свойства связаны не с общением с Богом, а с пребыванием в космосе, и, по сути, - это просто мутации. Разве что в этом фильме нет инопланетян, которые теперь заменяют ангелов и демонов (джедаи и ситхи). Больше всего врезался один эпизод. Один из четырех героев со сверхспособностями, космодесантник Дэвид Нортон, оказывается способным принимать облик своего погибшего на Обероне друга Мстислава Бакулина. Оба раза это происходит неожиданно, и всего на миг, - причем второй раз он предстает в таком облике перед вдовой Бакулина, и она, обернувшись и увидев, просто кричит.. Для меня в детстве эти два эпизода наверно и были аналогами чуда, когда я еще не знал о чудесах настоящих. Во тьме вдруг появляется кто-то, кого не должно быть, ибо он умер, а вот он жив.. Фигура в блестящем скафандре.. Так недолго и в жизнь после смерти поверить, хотя в фильме об этом речь не идет.. Просто эти эпизоды в сочетании с космической музыкой Артемьева слишком уж растревожили мое сознание; космос как постоянный источник угрозы вплоть до смерти; и странные люди, которые под воздействием космоса хотят эту угрозу преодолеть.. И какая-то меланхолия от всего этого, ибо никакими сверхспособностями смерть преодолеть нельзя, но вот, можно принять облик погибшего друга, который увидят другие, и ужаснутся: этого не может быть! Да, это мистика космоса, но то «чего не может быть», на самом деле возможно только одному существу – Тому, Кто этот космос сотворил..