ЧЕЛО, которому...

Юрий Анников 2
                ЧЕЛО, которому даровано жить ВЕК,
                Творцом был назван – человек.

Разумеется, не только в русском переводе в Книге «Бытие» написано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу и по подобию Нашему…» (Быт 1, 26).
Но если ТОЛЬКО в русском языке человек – это  ЧЕЛО и ВЕК, то… не связаны ли эти корневые слова русского языка с «пра-языком»?
(Тем более, если слово объясняет нам наше предназначение!).

Творцу было угодно, чтобы человечество состояло из РАЗНЫХ народов, умеющих и чувствовать, и мыслить ПО-РАЗНОМУ!
Поэтому, как минимум, нельзя вводить правило, по которому все народы должны писать научные трактаты только на английском языке!

Впрочем, не только англичанину полезно знать, что Чело – это лоб, олицетворяющий личность. А Век - время жизни, подаренное Богом каждой личности, чтобы разобраться в чём-то… сокровенном и, одновременно, простом? Что же такое нам надо ПОЗНАТЬ? Стоп! А каково полное название дерева познания в саду Эдема?
-- Дерево познания  Д О Б Р А  и  З Л А.

Вот, значит, о чём весь век должна думать каждая личность!! Почему зло склонно скрываться в тёмных уголках нашего сознания, а добро слишком доверчиво? 
И почему думать об этом надо всю жизнь? Не потому ли, что обе эти фундаментальные основы, проникающие в нашу суть, на каждом этапе познания личности меняют сначала нас самих. Потом – наше отношение к семье, к сородичам, к соседним народам…
И Создателю, наблюдающими за нами из Духовного Мира, становится понятно, что можно ожидать от народа с такими личностями, и от всего человечества!!
А ведь создавал Он нас с какой-то Своей, Божественной целью?!

Уровень познания каждого народа связан с нашей общечеловеческой историей. 
Но чем человечество занималось всю свою историю?

Поиском способов, как легче жить?! И долго считало, что самый лёгкий способ – отобрать у другого народа то, что тот нажил своим трудом! А что? Он же – не такой как мы! Он для нас – ЧУЖОЙ!  И если мы сможем стать СИЛЬНЕЕ, то мы ЗАСТАВИМ чужаков жить так, как нам удобнее. То есть будет нам прислуживать!
Постепенно мы выяснили, что СИЛА не только в мускулах, но и в ухищрениях разума. Появилось понятие «цивилизованные развитые» народы и «остальные отсталые» народы. Но были и такие, которые энергично догоняли развитых, и такие, которые почему-то от нежелания работать, деградировали?
Все мы знаем, чем кончилась эта история. Изобретением всё более совершенного оружия. Гонка вооружения – вершина этого зла!

А что было между войнами? Сначала – желание  удачнее обменять свой товар на заморский? Потом – желание обмануть другого на базаре!! Дальше изощрённое зло помогло изобрести сначала деньги, потом – банковскую систему, всякие биржи…!
И что? Человечество обрело счастье? Или суету, разочарования, крах своих надежд?

Может быть, пора сделать хотя бы тот вывод, что отрицательный результат – тоже результат, который требует осмысления! И вернуться к изначальной задаче познания? Чтобы научиться, наконец,  различать ростки ДОБРА и ЗЛА в сегодняшней ступени нашего познания и сознательно вмешиваться в их рост?
Эта мудрость – столь же сокровенна, сколь и открыта. Как и сам ЧЕЛОВЕК, который своим разумом постоянно открывает в СЕБЕ не меньше, чем в окружающем Мире.

                С ЧЕГО ЖЕ НАЧИНАТЬ?

Постижение любой новизны начинается с предчувствия. Но чувственные подсказки понятны только самому себе. А разум позволяет понятно сформулировать своё открытие о новой частице знания с помощью языка своего народа. (Кстати, вот она – необходимость владения языком!)
А уже потом новизна познания становится доступной для ВСЕХ.

Так что угрозы соседу силой или экономическими санкциями – это детство познания, допустимое лишь при игре в песочнице. Мол, если не будешь играть по моим правилам, тогда я «и играться не буду, и все хатки пораскидаю!»

Вывод понятен уже сегодня. Даже изощрённая хитрость не может преуспеть долго. Но нагадить может – основательно! А доброжелательность рождает благодарность и живёт в памяти потомков!
Так что общее познание добра и зла в наше время начинается с наведения порядка и чистоты каждой личности внутри собственного миропонимания.
А параллельно с этим уже сегодня журналистам-международникам надо требовать развития доброжелательности в международных отношениях. А от юристов требовать создание более простых и понятных законов в международном праве, способствующих доверию между народами! Все народы устали от пустословия!

Вернёмся к общим размышлениям. Что ещё очень интересно?
Познание (зачем-то?) у каждого нового поколения… должно начинаться заново! Если и на этот вопрос чело наше найдёт ответ, тогда мы поймём, почему познание должно быть ИМПУЛЬСНЫМ, предваряя каждой смерти уходящего поколения – рождение новых познающих личностей?
И, ответив на этот последний вопрос, мы выявим наивность жажды бессмертия одиночки. (Другое дело – бессмертие общечеловеческого познания вместе с некоторыми значимыми ВЕХАМИ личностей на этом пути для истории познания!)

                ПЕРЕЙДЁМ К НЕКОТОРЫМ ПОДРОБНОСТЯМ.

Чем  ЗНАНИЕ  Бога-Творца, отличается от ПОЗНАНИЯ человека!
В библейском слове «по-знание» - явно заложен смысл «ПОСТЕПЕННОГО знания». Потому и понятен ЗАПРЕТ Бога «не есть от дерева познания добра и зла» (Точнее см. Быт 2, 17). Ведь плод дерева познания – это ГОТОВЫЙ результат знания!

Каковы способы постепенного приближения к знанию?
Наши предки познавали жизнь – путём внимающего наблюдения за процессами, происходящими в природе. В нём роль УЧИТЕЛЯ брала на себя Природа!! Вот чей авторитет – безоговорочный!
Такой вид познания называется ЕСТЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ.
По сути, ВСЕ естественные науки – результат естественного откровения.
Зададимся вопросом: почему внимающему наблюдателю УРОКИ Природы всегда были и будут Откровением? Да потому что Природа – это постоянно живая и взаимодействующая внутри себя, – ВИДИМАЯ часть Творения Создателя!  С умопомрачительной для нашего понимания  ВЗАИМОСВЯЗАННОЙ  ГАРМОНИЕЙ! (Греческое «Всё во Всём»)

А для растущего ребёнка кто – авторитет? Родители. Именно от них ребёнок узнаёт одобряющую улыбку, поцелуй… Или укоряющий взгляд. Торопливый окрик: «нельзя!» или похвалу: «молодец!». Слова «н-нака» и «бяка», «хорошо и плохо», «умница и неслух», «красиво и уродливо». Всё это – вариации в первых оценках добра и зла.

Но если малышу можно открыто говорить, что – хорошо, а что – плохо, то на уровне отроческого познания добра и зла, приходится ждать, когда он САМ «обожжётся» прикосновением к огню зла!

Может быть, «отрок» - тот, кто отрек-ается от опеки родителей ради… обретения личностной самостоятельности? Этот первый опыт САМО-СТОЯНИЯ на земле, почти всегда НЕУДАЧНЫЙ. Но! Возможно, такой отрицательный опыт НУЖЕН для… обретения вечного уважения к опыту не только своих родителей, но и к ОПЫТУ  ПРЕДКОВ !!  А попутно к выработке зрелого качества предусмотрительности в серьёзных делах.

А всё вместе называется Уроками Жизни. Которые, увы, бывают суровы. Но, возможно, только суровые уроки жизни помогают быстрее обретать зрелость?!

А пока, исходя из наших размышлений, можно сказать так:
Противоестественно  отказывать отроку в желании обретать свою «САМОСТЬ»  в познании жизни. Можно лишь, доверительно обсуждая (на равных с ним) возникшую возрастную проблему, высказать предложение:
-- Что ж, пробуй «вставать на ноги самостоятельности». Но, сначала в делах не очень серьёзных. Будто проигрывая ситуации на тренировке.
А как только столкнёшься с серьёзными испытаниями, бери на вооружение умение быть ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫМ! Оно требуется и в зрелые годы.
Предусмотрительность – это малая стратегия жизни. А в зрелом возрасте применяется и Большая Стратегия. Но об этом, давай, потом, когда «встанешь на ноги». (А заинтересованного читателя отошлём к книге Лиддера Гарта «Стратегия».)

Разве это не честный и не мудрый разговор с сыном?

                ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ 21 И 20 ВЕКОВ.

Почему последние два века почти до двадцати лет дети и подростки получают общее школьное образование?  Так быстрее постичь (хотя бы поверхностно) тысячелетние естественные откровения наших предков. И только потом продвигаться ДАЛЬШЕ в познании научном и жизненном.

Не так давно (в конце 19 века) возникло понятие ИНТЕЛЛЕКТ.
Определений у этого понятия множество. Но, заметим, что уже в 20 веке появилось понятие «искусственный интеллект». Значит, из всех граней живой мыслительной деятельности, легче всего, было создать… именно интеллект! Поэтому возникает предположение, что «интеллект» схож с ОПЕРАТИВНОЙ памятью компьютера.
Так вот. Если всё школьное образование сводить к накоплению прошлого человеческого опыта, то не является ли оно основой для дальнейшего полноценного познания, увязанного с познанием прошлого?
А САМ по СЕБЕ – интеллект – это, наверно всего лишь, достоинство способного и дисциплинированного ученика.
Поэтому в упрощённом смысле школьное образование человека можно считать первой –  НАКОПИТЕЛЬНОЙ  ступенью познания. Но! Уже на этом уровне необходимо БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНО верить ВОСПИТАТЕЛЯМ, что такое хорошо, и что такое плохо. Кстати! Верить – не трудно (и даже интересно!), если воспитатель – уважаемый тобой человек. И, наоборот, учителей, занятых своей работой вынужденно, за зарплату – (что делать, жизнь заставляет!), ученики не уважают. И даже помыкают своими «училками». Но тогда… как же уроки школы могут уважаться школьником?!  Не потому ли, опыт предков нынешними школьниками ни во что не ставится?

Дальше перед познающей личностью встаёт вопрос: как наилучшим способом ПОЛЬЗОВАТЬСЯ накопленной оперативной памятью.
Самое примитивное – хвастаться собой как живым носителем школьного познания… Но это же – всего одна из начальных ступеней познании жизни. А жизнь многолика! И вдруг для следующей ступени понадобятся несколько иные способности? И вдруг они проявятся у представителя не особенно «цивилизованного» народа со способностью чувствовать намёк, который пока невозможно сформулировать ни в письменной речи, ни в логическом алгоритме?

А дальше может возникнуть предположение: не плесневеет ли твоя накопленная информация, если её долго не использовать? 
И, возможно, выяснится, что накопленная оперативная память только тогда не стареет и не плесневеет, когда она – в постоянном ДВИЖЕНИИ, то есть когда она ЖИВЁТ и нужна для Жизни!!

Предыдущие поколения сумели породить многие науки. В том числе и науку о познании – гносеологию. Но почему-то в ней одни общефилософские рассуждения.

А вот науки о неторопливом, но основательном познании добра и зла – как о фундаменте доброжелательного жития всех народов… без бряцания оружием и без экономических угроз цивилизованных стран, разбогатевших в мировых войнах – такого познания у человечества пока нет!

Не это ли ГЛАВНОЕ ЗЛО, не позволяющее людям создать на земле доброжелательное и согласное житие всех народов?

Может быть, именно этого ждёт от нас Создатель?
И тогда, возможно, Бог приоткроет нам такие Знания, которые позволят человеку возрасти до звания Умного Хозяина на нашей чудесной Земле-Матушке!