Пособие для чайников добро и зло в Фаусте

Анастасия Артми
Фауст - ученый, одаренный доктор, хронический искатель истин бытия и, по совместительству, главный герой одноименной трагедии И.В.Гетте

В противостоянии между светом и тьмой посредником всегда выступает человек.
Так случилось, что во время спора Бога и Мефистофеля о шаткости убеждений человека, первому подвернулся под руку пожилой мыслитель по имени Фауст как наглядный пример представителя Homo sapiens, который тверд в своей вере и не поддастся искушениям сатаны.

Но мир устроен так, что в природе не может быть четкого разделения на добро и зло, белое и чёрное - все составляющие одинаково важны и представляют собой единство и гармонию. «Фауст» - отличный пример произведения, автор которого принимал эту истину. Ведь даже такой уникальный персонаж, как Мефистофель, олицетворяющий сатану, исчадие ада, выйдя из-под пера Гетте, вызывает достаточно противоречивые эмоции.

Сатана в трагедии является антиподом самого Фауста, а не Бога, что немного удивительно. На первый взгляд кажется, будто Гетте весьма унизил Мефистофеля, поручив ему расхаживать на Земле среди людей и толкать их на ужасные помыслы со словами, что он лишь «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла.»  Но, немного пораскинув мозгами, мы приходим к прискорбному выводу, что Гетте, видать, таким адом видел нашу среду обитания, что счел ее лучшей для сатаны, чем подземное царство. И, к сожалению, спустя века после создания трагедии, мы все ещё ловим себя на подобных мыслях. Пожалуй, это и сделало «Фауста» величайшим произведением мировой литературы : он никого не оставил равнодушным.

Например, Тургенев считал, что в образе Фауста отражена трагедия индивидуализма. С точки зрения Ивана Сергеевича, «краеугольный камень человека не есть он сам, как неделимая единица, но человечество, общество». Не найдя счастье и удовлетворение в земной жизни, главный герой погружается внутрь себя с целью раскрыть секрет смысла собственного существования. И тут появляется Мефистофель, который, обнаружив Фауста в таком состоянии, решает «проверить героя на прочность». Но, как оказалось, Фауст не остановится даже перед убийством, желая «постичь непостижимое». Его цель - безграничное познание, и на старости лет, герою нечего терять. Многие годы трагедия считалась примером беспутства. Люди видели в Фаусте нечестивца, с помощью дьявола творившего мнимые и опасные чудеса. И с ними нельзя не согласиться. Во время описания путешествия Фауста и его встреч с разными героями, раскрываются негативные стороны героя. Попав под влияние сатаны, он утратил веру не только в Бога, но и в науку, которой отдал жизнь. Фауст потерял любовь и доверие. И все это было сделано ради одной цели и дела, завершить которое герою не было суждено.

Положительные и отрицательные качества присущи абсолютно всем. И порой нельзя уверенно отзываться о ком-то в определённом ключе, не зная самых темных уголков его сознания. И все-таки, раз уж Бог после смерти простил Фаусту все его грехи и забрал душу героя на небеса, то нам лишь остаётся научиться разглядывать тот самый внутренний свет и добро в каждом, а иногда - и в самом сатане.