Конец чёрной дыры

Элам Харниш
 
Любая галактика может быть съедена чёрной дырой... А конечно ли само существование этих астрофизических объектов, именуемых коллапсарами?... Я не знаю... - не физик... Наверное, ведь ничто не вечно... Само понятие вечность, весьма относительно... Миллион лет, для вселенной всего лишь миг, а для отдельного человека, случается, и минута кажется вечностью... Вот и в том случае, о котором идёт речь, мы стали одновременно и свидетелями, и участниками такого конца...

Но постараюсь рассказать обо всём по порядку...
 
в 2010-м мной был написан рассказ... - "Чёрная дыра"... - кому интересно, вот ссылка... -  http://www.proza.ru/2010/04/23/678... А в 15-м году, в его концовке я дописал о своём соседе... - Заплетине Николае Фёдоровиче... - если просто, о дяде Коле... Про то, как мы сблизились с ним... - до этого только здоровались...
 
Как это случилось?... Дело в том, что в начале того года у него на кухне засорился канализационный стояк... Беспомощный пожилой человек, обратился ко мне и к другой соседке... - аргументируя тем, что мы втроём сидим на одной линии...

Она не отреагировала… - мол не мои проблемы, а я вызвал мастера и оплатил все работы, не взяв с него ни копейки, после чего и начались наши посиделки...

Конечно, он удивлял... Практически всем... С кем только в силу профессии мне не приходилось общаться, но таких людей, как Коля, встречать не доводилось...
 
Во-первых, Николай Фёдорович никогда не был женат... Мало того... - он никогда в жизни не был с женщиной!!!... И ещё... - за всю свою жизнь Коля не принял ни одной таблетки... Даже не простудился ни разу... Может, второе было следствием первого...

В его квартире никогда не закрывались окна шушэбэнда... - застеклённой галереи... Он не пользовался, ни холодильником, ни телевизором... Питался практически всухомятку... - или варил картошку плюс огурцы с помидорами в летний сезон, запивая чаем и Кока-колой... - я бы помер от несварения при таком рационе...

Ел очень мало... - постоянно повторяясь, рассказывал, как в армии командир ругался... - Что это за солдат, который не съедает даже половины порции, а мать ставила в упрёк... - Коля, для кого я готовлю...

Когда в 98-м я пришёл в этот двор, его матери уже давно не было в живых...

Спиртным не злоупотреблял, позволяя себе не более 50 грамм в день... - нетрезвым я его не видел никогда, даже после наших посиделок... - что такое чекушка для двух мужиков...
 
До выхода на пенсию и даже после, работал инженером в институте "ВодГео"... Был на хорошем счету, имел патент за какое-то рационализаторское предложение, которым очень гордился и иногда даже хвастался...

Всё бы ничего, если бы не его странные привычки, труднообъяснимые с точки зрения обычных людей... Он практически постоянно носил совершенно жуткого вида заляпанные брюки, пиджак и плащ... - не потому, что не на что было купить новые... - Коля получал приличную по местным меркам пенсию... - более трёхсот манат... - около двухсот долларов... Да и новый костюм у него имелся, только надевал он его по большим праздникам...

Ещё он таскал с улицы домой всякий хлам... Когда в 15-м году, впервые за семнадцать лет своего пребывание в этом дворе, я зашёл к нему и увидел пакеты с мусором, которым до окон была завалена вся его галерея, то слегонца наехал на своего соседа...

- Коля, зачем это тебе?...
 
- Ну, ты понимаешь... - на всякий случай... А вдруг плохие времена настанут, как в 90-е...

- Николай, чёрт тебя побери... Выброси всё, или я вызову пожарных... У тебя окна нараспашку... Кто-нибудь со всей дури запулит непогашенный окурок, и нам придёт п%%ец... - мы или сгорим, или останемся на улице..., - объяснил я ему...

Только после этого, он начал потихоньку выбрасывать мусор...
 
Таким был мой сосед... Взрослый ребёнок... - вот, пожалуй, наиболее точная характеристика к его образу... Безвредный, безобидный, тихий, ностальгирующий по советским временам человек... Я уже пересказывал в какой-то из новелл наши диалоги...

- В магазинах ничего нет...

- Как нет?... – удивлённо поднимал я брови...

- Колбаса колбасой не пахнет... А раньше был один сорт колбасы, зато запах был на весь магазин... Машина с хлебом по улице проезжала, все знали, что хлеб привезли...

Ну и т.д...

Так бы всё и продолжалось, если бы этой весной не явились во двор люди, приближённые к власти и не начали скупать наши квадратные метры... - это не была госпрограмма по расселению ветхого жилья, потому цены были коммерческие... - каждый получил столько, сколько просил...

Например, соседи, жившие над квартирой Коли, не сумевшие в прошлом году продать свою двушку, общей площадью 50 кв.м., за 50 тысяч зелёных... – комнаты были тёмные, глухие... - окна смотрели в застеклённую веранду... - т.е. были со вторым светом, а санузел с душевой находился вне квартиры, этажом ниже, рядом с Колиной входной дверью, в этом году получили аж 120 штук...

Кто их считает... - деньги, украденные у народа?... Зато мы были рады улучшить свои жилищные условия...

Только Николай впал в ступор... Испугался... А мажоры радостно потирали руки... - ещё бы... - заплатим за его 60 кв. м. всего 30 штук... - купим старику такую же дворовую однушку... - пусть свой век доживает... Они ему даже задаток всучили... - он как агнец на заклание, пошёл к нотариусу и расписался в получении тысячи манат... - почти 600 долларов... Мне про это через несколько дней рассказал... - забыл из-за стресса...
 
Всё бы у них получилось, да вышла незадача... - не обломилось...  - ведь во дворе жил такой человек, как я...

- Николай, почему ты себя так ведёшь?... Чего боишься?... Почему соседи за меньшую, чем у тебя площадь могут получать в четыре раза больше, чем предлагают тебе?...
 
- Ну... Они азербайджанцы... У них родственники...

- И что дальше?... Они азербайджанцы, а твой отец на фронте за нашу Родину погиб... - без вести пропал... Он на том свете в могиле переворачивается, от того какой у него сын трус... Будь мужиком, потребуй с них нормальные деньги... Хату хорошую, с ремонтом в здании купи... Одежду... И тур по Европе... - погуляй, на мир посмотри... Ты же не привязан к работе, как я...

- А мне не надо...

- Ну... Тады ой..., - на нет, и суда нет... - что здесь скажешь...

- Я хочу рядом с тобой квартиру купить...

- Во-первых я ещё ничего не продал... Во-вторых, стоит мне в твою тему вписаться, как на меня повесят обвинения в чёрном риэлторстве... - затаскают по прокуратурам... - мало не покажется...
 
На тот момент в переговоры со мной никто не вступал... - звонившего в самом начале эпопеи с расселением начальника ЖЭКа, я попросту жёстко послал отказом, заявив, что ничего не продаю...
 
Эта, непонятная мне, Колина инфантильность изрядно раздражала... - когда мы с ним начали общаться, он рассказал, что раньше заходил домой с парадного со стороны Молоканского сада... Но в один прекрасный день, вернувшись с работы, увидел перед носом кирпичную стену... - квартиру, у которой был общий коридор с его жильём, купил какой-то военный прокурор из Нахчывана и...

Короче, когда я в 98-м пришёл туда, Николай попадал к себе через двор, поднимаясь на третий этаж, до нашей площадки, а потом спускался на второй по узенькой деревянной лестнице мимо соседского туалета...
   
Зато у него хватило характера, изгнать из своей жизни племянника, которого он обвинил в краже сбережений...
   
И всё же я не стал пускать ситуацию на самотёк... - отвёл его к своему хорошему знакомому... - чиновнику очень высокого ранга... - назовём его в этом повествовании Сергей Николаевич, которому в прошлом оказывал услуги, связанные с моей профессией... - в середине 90-х помог купить недвижимость, а в начале нулевых продал её...

Они пообщались, и мой сосед передал ему все полномочия по ведению своих дел, подписав доверенность и завещание...

В результате за квартиру Николая было уплачено в 2,5 раза больше, чем планировалось изначально... А главное, взамен ему была куплена полноценная двухкомнатная недалеко от центра... - Сергей Николаевич держал меня в курсе, попутно консультируясь по техническим вопросам...
 
Я был доволен... Пазл с названием "переселение Николая Фёдоровича Заплетина" сложился... За исключением одного не очень правильного фрагмента... - Коля перестал заходить ко мне... Не появлялся он больше месяца... Это было неприятно, но я привык не драматизировать такие ситуации, молча отпуская людей, уходящих из моей жизни...

Но в один из летних вечеров, он вдруг нарисовался в проёме, настежь открытой входной двери... В тот момент я был не один... - в офисе сидела хозяйка одного из объектов, с которым я работаю...

- У меня проблема... - сказал Николай...

- Что случилось?...

- Я не могу попасть в квартиру, которую мне купили... - они меня сегодня туда отвели и дали ключ, а я теперь хожу там и не могу её найти...

Теперь в ступор впал я... М-да... Недаром говорится... - и стар и млад... Коля перещеголял детей ясельного возраста...

- Ну, не страшно... Иди, ночуй у себя...

- А они у меня ключ забрали и уже замок поменяли..., - его дверь запиралась обычным висячим замком...

Я начал звонить... - надо сказать, что своего мобильного у Николая не было никогда...
 
В результате выяснилось, что надо подняться в нужный нам двор, расположенный возле памятника Нариманову, найти там коменданта, который и покажет ему новое жильё... Перед дамой я извинился, благо она была в курсе дела... - месяца два назад спускалась к моему соседу, вернувшись оттуда с глазами, размером с советские пятикопеечные монеты... Ещё бы... - бывают срач под названием... - ужас... У Николая был... - ужас, ужас, ужас...

Мы сели в автобус и через пятнадцать минут, встреченные комендантом, зашли в его новую квартиру... Небольшая, но очень чистая двушка на втором этаже девятиэтажного дома советской постройки... Паркетные полы, аккуратная обстановка... - как у нас, маклеров говорится... - зайди и живи... А самое главное, в шкафах на кухне лежала новая посуда, в шифоньере висел костюм в целлофане, а на обеденном столе в гостиной я увидел несколько рубашек в упаковке... – не говоря уже о конфетах в  фарфоровой вазочке... – Сергей Николаевич позаботился...
 
- Интересно, Коля, сколько дней тебе понадобится, чтоб обосрать здесь всё?... - он вздохнул, но промолчал...

Николай Фёдорович проводил меня до выхода со двора...
 
- Иди домой, а то опять заблудишься..., - сказал я и попрощался, пожелав ему напоследок крепкого здоровья...
 
Прошло ещё два месяца... В нашей части двора, осталась лишь крикливая соседка, с сыном, невесткой и дочерью... - их квартира на тот момент уже была куплена... - они оставались у себя с согласия покупателей... - пока ремонтировали новую...
 
Я тоже продал свой офис за устроившую меня цену, и приобрёл то, что хотел... В конце августа переехал... Без сожаления... Работы, как таковой практически не было... - клиенты по вывеске в офис не поднимались, а если и звонили, то в основном просили объекты под бутики, кафе и рестораны в центре... - зарабатывать на таких заказах не представлялось возможным... - лишь зря время тратить, да нервы себе мотать...

Чтоб не вдаваться в подробности, скажу, мне было тяжело ощущать себя представителем умирающей профессии... Например, из продавших квартиры соседей, никто!!! не обратился ко мне с просьбой помочь им в поисках...
 
А 11-го октября позвонил Сергей Николаевич и сообщил, что Заплетин Николай Фёдорович умер... На мой вопрос... - Как это случилось?... – ответил...

- Его машина сбила... Послезавтра сорок дней...
 
Через два дня он заехал за мной... - мы отправились в ресторан поминать Колю... По дороге рассказал, что ДТП случилось в отдалённом районе, под названием Дарнагюль...
 
Я был в курсе привычки Николая Фёдоровича ходить пешком по городу, без какой-либо конкретной цели... - в предыдущие годы неоднократно видел его достаточно далеко от нашего двора... - сам он рассказывал, что забредает порой в такие районы, в которых лично я не бывал практически никогда...

Вот и добродился... Перебегал дорогу в неположенном месте... - первая машина успела притормозить, а вторая... - информация стала доступна после просмотра камер видеонаблюдения...

Умер в больнице, не приходя в сознание... Документов при нём не было...
 
Когда на протяжении нескольких дней он не ответил на телефонные звонки, помощники Сергея Николаевича с помощью сотрудников МЧС в присутствии участкового, через открытое кухонное окно проникли в квартиру, то обнаружили там протухшую еду... - Коля холодильником и здесь не пользовался...
 
Тогда они начали обзванивать отделения полиции, и нашли его в морге, спустя примерно неделю после смерти... Похоронили Николая Фёдоровича в Говсанах...

Нет больше чёрной дыры с бакинской Молоканки... Нет её главного старожила, который прожил здесь более 80 лет... На ум пришла английская поговорка... - Кому суждено быть повешенным, никогда не утонет...

Если бы не этот несчастный случай, Николай Заплетин совершенно спокойно дожил бы до ста...
Последние дней десять до звонка Сергея Николаевича, я ловил себя на том, что взглядом ищу своего соседа на улицах... - очень хотелось увидеть его худую, сутулую фигуру... - руки в карманах пиджака, семенящая походка... - подойти, окликнуть, услышать знакомый тенорок, смех... Как оказалось, зря искал...

Царствие тебе небесное, большой ребёнок... - дядя Коля...

***

На фото наш двор и открытое окно в квартире Николая Фёдоровича... В проёме виден белый котёнок, которого он подобрал на улице в 14-м году... Жила киска у него недолго... - не выдержала Колиного образа жизни и померла...
Вот здесь хорошо видно... - http://www.proza.ru/2014/12/20/1318